КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функция контроля и регулирования
Контроль - одна из основных функций менеджмента, его задачей является проверка степени достижения плановой цели и принятие корректирующих мер, если это необходимо. Главные инструменты реализации этой функции – наблюдение, проверка, учет и анализ. Контроль обеспечивает обратную связь с исполнителями, позволяющую руководству своевременно обнаружить и разрешить возникшие проблемы раньше, чем они станут слишком серьезными и существенно повлияют на эффективность работы организации. Необходимость управленческого контроля обусловлена и тем, что планы – это только желаемое состояние объекта управления. Из-за высокой динамичности внешней и внутренней среды может потребоваться корректировка планов, а некоторые цели организации могут стать несоответствующими обстановке. Хорошо организованный контроль помогает менеджерам предсказывать, наблюдать и приспосабливаться к изменяющимся условиям. Главная цель контроля – не исправление, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле, поэтому современная ситуация требует того, что бы контроль и планирование были тесно связаны между собой и осуществлялись непрерывно. Процесс контроля включает в себя 3 этапа: 1. установление контролируемых стандартов деятельности, т.е. поддающихся измерению целей и сроков их реализации (основано на планах) 2. измерение показателей деятельности организации и их сравнение с заданными стандартами [Если отклонения существенны, то осуществляется регулирование - корректировка] 3. корректировка (регулирование) деятельности организации, например, перераспределение заданий, совершенствование технологии и процесса управления, пересмотр планов, модификация целей. Для того чтобы контроль мог выполнить свою главную задачу – обеспечение достижение целей организации, он должен быть: - стратегически направленным (способствовать решению стратегических задач) - нацелен на достижение конкретных результатов - ориентирован на человеческий фактор (объективность, доброжелательность, открытость, гласность) - своевременным - гибким (увязанным с планированием и изменениями в структуре организации и системе управления) - простым - экономичным (выгоды приносимые контролем должны превышать затраты на его проведение)
В практике управления применяется три основных вида контроля: 1. предварительный, 2. текущий 3. заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ, с экономических позиций является самым желанным, т.к. он позволяет предотвратить возможные потери. На практике он реализуется в виде соблюдения различных требований, правил, процедур и стандартов, например: - по отношению к материальным ресурсам – это контроль количества и качества поступающего сырья и материалов, обеспечение гарантированности поставок (требования к поставщикам) - по отношению к трудовым ресурсам: контроль профессиональных знаний, навыков и личных качеств при приеме на работу, обучение и инструктаж перед началом работы (т.е. контролируется способность персонала решить предусмотренные планом задачи) - по отношению к финансовым ресурсам: составляется бюджет или смета позволяющие проверить надежность источников поступления средств и обоснованность предстоящих расходов. Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения работы и обычно имеет форму контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. В наибольшей степени он характерен для производственных процессов, где благодаря ему выявляется необходимость в регулировании хода производства. Текущий контроль требует быстрого и постоянного поступления информации по каналу обратной связи. Заключительный контроль обычно проводится, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сопоставить с заданными. Конечно, заключительный контроль проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в ходе работы. Однако он все же позволяет, во-первых, учесть эти проблемы в будущем при планировании и выполнении аналогичной работы и, во-вторых, осуществить вознаграждение работников за полученные результаты. Положение контролирующего субъекта и контролируемого объекта относительно друг друга может быть разным, поэтому выделяют: - внешний контроль – осуществляется представителями контрольных органов, занимающих соответствующее положение во внешней среде данной организации, например, государственные органы осуществляют надзор, инспекции, налоговые проверки и т.д. [судебные органы контролируют выполнение их решений, имеет место нелегитимный контроль (преступные структуры, мафия)] - внутренний контроль осуществляется лицом или органом, относящимся к данной организации, т.е. являющийся элементом ее внутренней среды (ревизионная комиссия, менеджер, специалист отдела технического контроля и т.д.) К данному виду контроля относят: контроль производства и качества, финансовый контроль, административный контроль (оценка деятельности персонала - контроль исполнения). - самоконтроль является разновидностью внутреннего контроля – исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости коррективы. Контроль для менеджера является прямой служебной обязанностью, при его проведении нужно проявлять заботу о деле и людях, поощрять за позитивные результаты, это стимулирует рост производительности труда сотрудников, их стремление к самосовершенствованию. Контроллинг – непрерывная оценка разных сторон деятельности организа-ции, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегрированную функцию
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |