Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производные источники МП

1) резолюции международных организаций - новый источник, о нем не сказано в ст 38 Статута. Резолюции не обладают той юр силой, ктр обладают международные договоры. С др стороны, с того момента, когда гос становится участником международной организации, оно обязано выполнять решения этой международной организации. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по самым животрепещущим вопросам - им придаются нормативный характер и они обладают юр силой - пример, декларация "О предоставлении независимости колониальным странам и народам" - 1960 г.

 

3. Вспомогательные источники МП - пп. d п 1 ст 38 Статута - суд, ктр обязан решать переданные ему споры на основании МП, применяет судебные решения в кач-ве вспомогательного средства для определения правовых норм. Речь идет о решения международного суда ООН, ктр явл именно вспомогательным средством для опред правовых норм. Международный уголовный суд, ЕСПЧ - также.

 

Доктрина наиболее квалифицированных специалистов - пп d п 1 ст 38 Статута -....., применяет доктрины наиб квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в кач-ве вспомогательного средства для определения правовых норм.

 

Односторонние акты гос-в - данный вид источника не предусмотрен в статье 38, однако, он используется в кач-ве источника. Односторонние декларации либо заявления гос-в по тому или иному вопросу МП. Пример, заявление о признании гос-м, заявление - декларация по поводу протеста против вооруженных действий и др.

 

 

п 2 ст 38 Статута - ex aequo et bono - при наличии согласия сторон международный суд ООН может разрешить дело по справедливости (ex aequo et bono) - это не классический источник разрешения споров. Это означает, что при вынесении решения суд не связан нормами права и может опираться на любые обстоятельства, которые ему кажутся относимыми и использовать любые доводы, которые ему кажутся уместными. В своей практике суд ООН не разрешал суд таким образом.

 

 

Процесс образования норм международного права (процесс правотворчества) - при рассмотрении процесса формирования норм МП в большей степени отеч наука, исходит из концепции согласования воль, т.е. согласование воль государств относительно содержания правила поведения и признания его юридически обязательным. И международный договор и межд обычай являются 2-мя основными способами создания норм МП.

 

 

Источники международного регулирования будут порождать международные обязательства, пр этом важно учитывать, что в рамках МП международные обязательства делятся на:

1) обязательства по отношению к другому субъекту МП

2) обязательства по отношению к международному сообществу в целом (erga omnes) - по отношению ко всем гос-м и по отношению ко всему сообществу - пример, запрет агрессии, геноцида, право нации на самоопределение. В случае нарушения таких обязательств международное сообщество или любое гос-во в отдельности вправе призвать нарушителя к ответственности.

 

Резолюция "Обязательства erga omnes в МП" от 27 августа 2005 года.

Дата: 15.02.12

Тема 2: Система принципов современного международного публичного права.

Эти принципы рассматриваются в отечественной доктрине, в зарубежной им не уделяется такое значение.

1. Понятие принципа международного публичного права (МПП)

Принципы - исторически обусловленные основополагающие общепризнанные нормы, выражающие главное содержание МП, его характерные черты и обладающие высшей императивной силой.

Особенности:

1) В своей совокупности принципы образуют систему: это наличие смысловой соподчиненности

2) Это высокий уровень нормативного обобщения: принципы способны обеспечить общее правовое регулирование даже в неких новых областях сотрудничества, либо там, где есть пробелы в МП

3) универсальность - широкий субъектный состав, т.е. все субъекты МП обязаны строго эти принципы соблюдать, поскольку любое нарушение принципов будет затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Венская Конвенция "О праве международных договоров" 69 года - императивные нормы (нужно помнить).

Принципы закрепляются в Уставе ООН: ст 2, где фактически большинство принципов закреплено и раскрыто их содержание, затем содерж принципов было уточнено в Декларации "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН" (Декларация "О принципах МП" 1970 г.)

Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе - принят Генеральной Ассамблеи (Заключительный акт СБСЕ 1975 г.) - в основном это гос-ва Европы + США и Канада. Тем не менне он имеет широкое распространение, здесь содерж расшифровка.

Устав ООН - международный договор, декларации и заключительный акт СБСЕ - политические документы, заключающие отношения гос-в и принципы восприятия тех или иных принципов.

Принципы:

1) Принцип мирного сосуществования - Устав ООН и Декларация "О принципах" 1970 г. (расшифровка).

Гос-ва обязаны поддерживать международный мир, основанный на справедливых и демократических принципах, проявлять терпимость и жить вместе как добрые соседи, развивать сотрудничество независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня развития.

Принцип закрепляет неотъемлемое право каждого государства на мир и право на безопасность каждого государства независимо от различий в социально-политических системах.

2) Принцип уважения государственного суверенитета - Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

нормативное содержание принципа:

1. юрисдикция государства над всеми индивидами и юридическими лицами проживающими на его территории.

2. Юрисдикция рассматривать споры в судебном порядке, а также преследовать преступления совершенные на территории государства иностранцами.

3. Юрисдикция обеспечивать неукоснительное соблюдение прав на территории конкретного государства.

4. Право государства свободно использовать и распоряжаться территорией, находящейся под его юрисдикцией и осуществлять всякого рода деятельность необходимую для проживающего на ней населения.

5. Запрет любому государству на вторжение на территорию другого государства

6. Право на иммунитет от юрисдикции иностранных органов (в 1 очередь - это иностранных судов), в отношении актов и действий предпринятых государством в качестве суверена.

3) Принцип суверенного равенства государств - Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

Нормативное содержание:

1. Все государства юридически равны

2. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету

3. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств

4. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны

5. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические, социальные и культурные системы

6. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами

Заключительный акт СБСЕ 1975 года расширил понятие суверенного равенства государств и закрепил, что государства имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двухсторонних или многосторонних договоров, а также имеют право на нейтралитет.

4) принцип не применения силы или угрозы силой - его формирование относится к периоду до 2 Мировой войны, значительна роль СССР, ктр разрабатывали содержание в Декретах.

Устав ООН: ст 2 - все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом несовместимым с целями объединенных наций.

Устав ООН предусматривает возможность правомерного обращения к вооруженной силе лишь в 2-х случаях:

1. в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение (ст. 51 Устава ООН) - пример, США и Иран - велись споры, была ли агрессия или самооборона.

2. по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39-42 Устава ООН).

3. ООН и в частности Генеральная Ассамблея в 1974 году приняла Резолюцию в приложении которой содержится определение агрессии и фактически это ряд действий, которые независимо от объявления войны будут квалифицироваться в качестве акта агрессии. Перечислены 7 конкретных случаях, но и другие случаи могут также быть признаны агрессией.

Агрессия (ст. 3 Определение агрессии -Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года):

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация какой бы временный характер они не носили

2. Бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства.

4. Нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства

5. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

6. действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

7. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

www.un.org - сайт ООН.

5) Принцип нерушимости границ - Устав ООН, но достаточно подробно и детально раскрывается в Декларации в 1970 г и Заключительном акте СБСЕ.

Нормативное содержание:

1. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы

2. Государства будут воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства

3. Каждое государство должно уважать и соблюдать режим границ другого государства, а государство вправе устанавливать режим пересечения своих границ, а также контролировать этот процесс.

6) Принцип территориальной целостности государств - Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

Нормативное содержание:

1. Государства должны уважать территориальную целостность другого государства

2. Государства должны воздерживаться от действий против территориальной целостности другого государства

3. Государства обязуются воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер, применения силы в нарушение МП или в объект приобретения с помощью таких же мер или угрозы их осуществления.

4. Никакая оккупация или приобретение территории силой или угрозы силой не может признаваться законной.

Нерушимость границ - нерушимость гос-х границ. Территориальная целостность - эта территория гос, ктр очерчена гос линией.

7) Принцип мирного разрешения споров между гос-ми. Устав ООН, Декларация 1970 г,

Нормативное содержание:

Все споры между гос-ми и другими субъектами МП любого характера и происхождения должны решаться исключительно мирными средствами.

Статья 33 Устава ООН приводит перечень мирных средств разрешения спора:

1. Переговоры (консультации)

2. Обследование

3. Посредничество

4. Добрые услуги - очень часто такие услуги оказывает Генеральный секретарь ООН

5. Примирение

6. Арбитраж

7. Судебное разбирательство

8. Обращение к региональным органам

8) Принцип невмешательства - Устав ООН, Декларация 1970 г.

Нормативное содержание:

1. Запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства

2. Вооруженное вмешательство направленное против правосубъектности государства или против его политических, экономических, социальных и культурных основ является нарушением МП

3. Ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать или поощрять вооруженную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства, путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

9) Принцип уважения прав человека и основных свобод

Нормативное содержание:

Государство и другие субъекты МП должны уважать права человека и основные свободы, включая свободы мысли. совести, религии и убеждений, для всех без различия расы, пола, языка и религии

Международный биль о правах - 3 документа

- декларация независимости 1948 года

- Межд. Пакт о гр. И политич. Правах 1966

Межд.Пакт об экономич., социальных, культурных правах. 1966

Заключит. Акт СБСЕ- расширение различных связей, призванных поддерживать реализацию этих прав

10) Принцип равноправия и самоопределения народов

В силу данного принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право.

Статья 1 Устава ООН - отдельно сказано о целях ООН, в качесвте одной из целей - развивать дружественные отношения между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов

Принятая Ген Ассамблеей ООН Декларация "О предоставлении независимости колониальным странам и народам" 1960 г. - все народы имеют право на самоопределение

11) Принцип сотрудничества государств - Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

Нормативное содержание:

Государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности.

12) Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Государства обязаны добросовестно выполнять свои обязательства, неукоснительному выполнению подлежать как обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм МП, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международных договоров, участниками которых они являются.

Ст 26 Венской Конвенции 1969 года - каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Дата: 27.02.11

Тема 3: Взаимодействие международного и внутригосударственного права

План:

1) Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права

2) Взаимодействие норм международного права и внутригос права (МП и ВП): влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права и влияние МП на формирование и развитие ВП

3) Юридические формы согласования систем МП и национального права

4) Нормы МП в правовой системе РФ

1. Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права

Существуют 2 правовые системы: МП и ВП (национальное право) - эти правовые системы самостоятельны, однако, находятся в постоянном взаимодействии и оказывают взаимное влияние друг на друга. Исторически в науке МП в вопросе соотношения МП И ВП существовало 2 основным направления (доктрина, теория, позиция и т.д.):

1) монистическое (монизм):

- теория примата международного права

- теория примата внутригосударственного права

2) дуалистическое

Дуалистическое направление изначально основывалась на разграничении МП и ВП и их не подчиненности друг другу. Обращалось внимание на разные объекты регулирования, субъекты права, а также источники права. Данная теория разрабатывалась в трудах немецких ученых. Трипий: МП и ВП представляют круги, ктр не пересекаются. Хотя, с другой стороны, все-таки следует признать, что дуалисты, воспринимая МП и ВП, как самостоятельные правовые системы, исследовали вопросы взаимосвязи между данными правопорядками. Предполагается, что именно дуалистическое направление составило основу для современной доктрины соотношения международного и внутригос-го права. На данный момент есть ученые, говорящие о теории координации, когда МП и ВП взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние друг на друга, хотя это и самостоятельные системы.

Монистическое направление исторически было то направление, ктр устанавливало примат ВП, все право должно подчиняться ВП, т.е. ВП имеет приоритет над МП, 2-ой момент - это примат МП (верховенство) - соответственно, нормы МП будут иметь верховенство над нормами МП. После завершения 2-ой Мировой войны, принятием Устава ООН - стали говорить о примате МП, права на мир, на независимые гос-ва, территориальную целостность и т.д.

2. Взаимодействие норм МП и ВП: влияние ВП на формирование и осуществление норм МП и влияние МП на формирование и развитие ВП

Исторически складывается объективная влияние ВП на МП (это проявляется):

1) государство, вступая в процесс выработки норм МП исходит из тех возможностей проявления своей воли, ктр предоставляются им национальным законодательством исходя из гос устройства, нац интересов и в целом соц-экономич развития того или иного гос-ва.

2) нормы ВП влияют на международное правотворчество, например, такие правовые ценности, как права человека, защита окружающей среды, принцип самоопределения народов - были первоначально выражены в национальных конституциях и иных правовых актах.

3) нормы ВП служат для определения содержания терминов и конструкций, используемых в нормах МП, например, такие термины, как: гражданин, семья, глава государства, внутреннее законодательство

4) развитие содержания и расширение сферы действия, а также повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права (ярко применимо к реализации принципа нерушимости границ и территориальной целостности).

5) нормы ВП служат основанием для уточнения и пересмотра норм МП, в этой части данная ситуация иллюстрируется на примере Договора "Об Антарктике" 1959 г. - исторически появлению данного договора предшествовало договоренность гос-в, ктр провозгласили верховенство над всей этой территорией, затем был подписан Догвор, ктр свел на нет притязания отдельных гос-в на данную территорию.

6) под воздействием ВП происходит устранение из МП политических и правовых средств, не соответствующих современному назначению МП. Пример, ст. 35 Устава МОТ, ктр в свое время содержала колониальную оговорку, ктр давала возможность гос-м проводить дискриминацию в отношении трудовых прав граждан тех территорий, ктр еще не получили независимость. Благодаря СССР такая оговорка была исключена.

7) в настоящее время МП активно использует основные правовые формулы (юридические принципы), ктр сложились во ВП, к числу ктр относятся: последующий з-н отменяет предыдущий, общий з-н отменяется специальным, равный над равным власти не имеет и т.д.

8) Международные суды рассматривают нормы ВП в качестве фактов, свидетельствующих о существовании международного обязательства, его реализации или нарушений, т.е. нормы ВП могут служить доказательством "opinio juris" (в качестве правовой нормы).

Влияние МП на ВП:

1) нормы МП служат для определения содержания терминов и конструкций, используемых во внутреннем законодательстве, таких, как "международный договор", "дипломатическое представительство", "консульское учреждение", "вооруженный конфликт" и др.

2) нормы МП, подвергаясь трансформации способствуют образованию норм ВП.

3) нормы МП регулируют осуществление государственной юрисдикции, например, разграничивают юрисдикцию различных государств, создают механизмы правовой помощи. Например, есть международные договоры, посвященные условиям исполнения иностранных судебных решений на территории другого гос-ва, вопросы выдачи преступников, а также вопросы легализации иностранных официальных документов. Т.о. нормы МП содействуют в реализации норм ВП, если осущ этих норм происходит за пределами данного гос-ва

4) нормы МП служат источником ВП, например, есть положения Римской Конвенции "О праве применимом к договорным обязательствам" 1980 г. - РФ не участвует в данной Конвенции, однако положения данной Конвенции повлияли на закреплении раздел 6 части 3 - "Международное частное право"

5) нормы МП создают права и обязанности для субъектов ВП в международном правопорядке, например, речь идет о праве обращаться в международные суды с вопросом о защите прав человека.

3. Юридические формы согласования систем МП и национального права

В теории МП выделяют следующие юридические формы согласования МП И ВП:

1) трансформация:

- прямая трансформация - международный договор, заключенный гос-м и вступивший в силу непосредственно приобретает силу закона, т.е. становится частью правовой системы соответствующего гос-ва.

- опосредованная трансформация - когда Конституция или иные законодательные акты гос-ва регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договорах внутри гос-ва. Акцент делается на Конституциях, как высших законов. Пример, Конституция Испании и положения ГК Испании - прав нормы, содерж в международных договорах прямого применения не имеют, только после закрепления во внутреннее законодательство, путем официального опубликования.

2) инкорпорация - о ктр принято говорить в случае, если формулировки закона совпадают по тексту с положениями международного договора.

3) отсылка - норма ВП будет отсылать к нормам МП. Например, К Португалии: предписания, содерж в Конституции и з-х, касающихся прав человека должны находиться в соответствии с Декларацией "О правах человека"

4) рецепция - заимствование

Это доктринальные (теоретические) формы

4. Нормы МП в правовой системе РФ

Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5

ч. 4 ст. 15 К РФ - общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

1) что относить к общепризнанным принципам и нормам МП?

Постановление Пленума ВС РФ № 5 - основополагающие императивные нормы МП, ктр признаются международным сообществом и отклонение от которых недопустимо (jus cogens).

2) какие международные договоры становятся частью правовой системы РФ?

ФЗ "О международных договорах РФ", Постановлением Пленума РФ № 5 - эти договоры дб обязательно ратифицированы РФ, либо иным образом РФ должна высказать согласие на обязательность положений договора. Только в этом случае эти нормы будут иметь приоритет над ВП.

3) каково по юридической силе соотношение К РФ и международного договора РФ?

Нет четкого ответа, есть 2 варианта разрешения ситуации:

1. если говорить о том, что нормы МП трансформируются в ВП и становятся частью ее правовой системы, то они должны уступать по юридической силе конституционным нормам. Этот вывод сделан из ч. 1 ст. 15 К РФ, где говориться, что К РФ имеет высшую юр силу и прямое действие на территории РФ и иные з-ны, принимаемые в соответствии с К РФ не должны ей противоречить. Процесс ратификации происходит в форме ФЗ, то есть такой з-н должен по юр силе уступать нормам К РФ.

2. При определении соотношения К РФ и международных договорах желательными являются применение принципа "согласованного толкования", либо "доброжелательного отношения", в соответствии с ктр. применение и толкование норм ВП должно обеспечивать их соответствии нормам МП. Предлагается отказываться от буквального положения К РФ и рассматривать все в совокупности. Такая теория будет отдавать приоритет нормам МП.

Это только лишь теоретические позиции.

Тема: Субъекты МП

1. Понятие

2. Международно-правовое признание

3. Международное правопреемство государств и его виды

Субъектом МП - явл акторы (лица, участвующие в международных отношениях), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Для понятия субъект МП характерны следующие признаки:

1) субъекты МП - лица, ктр мб носителями субъективных прав и обязанностей. Для этого они должны обладать следующими свойствами:

а) внешняя обособленность

б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица)

в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю

г) участвовать в принятии норм МП

2) все субъекты МП - это такие лица, которые приобрели свойство субъекта в силу норм МП (нормы МП дб обязательной основой деятельности акторов, как субъектов МП). В теории принято делить всех субъектов на первичные и производные. Первичные субъекты МП - их никто не создает, их появление - это объективная реальность, результат естественно-исторического процесса (государство, нации, народы, ктр ведут борьбу за свое самоопределение для того, чтобы добиться определенной государственности).Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от намерений и желаний их создателей. Создатели наделяют таких субъектов правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени, как правило, международная правоспособность субъектов определяется договором (межправительственные международные организации, государственно-подобные образования).

3) любой субъект МП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Государства начинают обладать правоспособностью с момента образования, для наций, ктр борются за свою независимость с момента признания их в качестве таковых. Межправительственные организации - с момента вступления в силу учредителдьных документов. Обязанность нести ответственность за правонарушения - либо нормы общего МП, либо нормы, вытекающие из Конвенций (Конвенция ООН "По морскому праву" - ст. 31 - необходимость нести ответственность за ущерб, ктр причинен прибрежному гос-ву в рез-те несоблюдения кораблем специальных правил). Общая теория - субъекты МП могут обладать, как общей, отраслевой, так и специальной правосубъектностью. Общая П. - скорее всего ей обладают гос-ва, отраслевая свойственна - международным организациям, специальная - способность актора быть участником лишь некоторых правоотношений в рамках МП, либо в рамках какой-либо отрасли МП.

1. Государство как основной субъект МП

Гос-во в МП - страна, со всеми присущими ей признаками суверенного гос-ва. Считается, что 1-ая попытка кодификации международно-правовых признаках гос была дана в 1931 году в Межамериканской Конвенции "О правах и обязанностях гос-ва", согласно ст. 1 данной Конвенции, гос-во, как лицо МП должно обладать след условиями:

1) постоянным населением

2) определенной территорией

3) Правительством

4) способностью вступать в отношения с другими гос-ми

На сегодняшний момент теория и практика выделяет наиболее важные признаки гос-ва:

1) суверенитет, ктр обладает любое гос-во с момента его возникновения. В данном контексте принято говорить о гос-м суверенитете, т.е. присущее гос-ву верховенство на своей территории и независимость в сфере международных отношений. Исходя из Устава ООН, а также из принципов МП, обращается внимание на суверенное равенство гос-в и принцип уважения гос-го суверенитете

2) территория - неотъемлемое условие существования гос-ва. Устав ООН и Заключительный акт СБСЕ 1975 г - гос-ва обязаны уважать территориальную целостность каждого из гос-в. Гос-ва воздерживаются от любых действий, направленных против территориальной целостности или единство любого гос-ва. Это та территория, ктр находится в пределах гос границ и на ктр распространяется полная и исключительная власть данного гос-ва.

3) население - явл постоянным признаком гос-ва, как субъекта МП. Население гос-ва - совокупность людей, устойчиво проживающих на определенной территории, имеющих общие культурные хар-ки, поддерживающих тесные связи друг с другом и подчиненных общей для них публичной власти. Наличие данного признака поддержано Уставом ООН, Декларацией "О предоставлении независимости колониальным странам и народам" 1960 г., международные пакты 1966 г. - "Народы являются субъектом права на самоопределение", а также действует принцип равноправия и самоопределения народов.

4) публичная власть - один из основных признаков гос-ва, носителями публичной власти является соответствующий аппарат гос-ва, ктр стоит во главе с правительством (или главой гос-ва), оно выступает основным представителем гос-ва, при принятии им международных обязательств. Публичная власть должна быть эффективной - т.е. она должна распространяться на всю территорию соответствующего гос-ва и действовать в отношении всех лиц, образующих его население. Публичная власть осуществляется на началах верховенства и независимости. Верховенство предполагает, что ни одно лицо по отношению к аппарату гос-ва не может претендовать на осуществление публичной власти или конкурировать с ее носителями, носители публичной власти могут предпринимать все меры для того, чтобы не допустить притязаний на публичную власть. Независимость предполагает, что ни одно лицо по отношению к аппарату гос-ва не может обязывать носителей публичной власти к совершению каких-либо действий, связанных с ее осуществлением. Верховенство и независимость будут порождать суверенитет гос-во.

В качестве субъектов МП могут вытспать. как унитарные, так и федеративные гос-ва, соответственно, унитарное гос-во участвует в международных отношениях, как единый субъект, и, соответственно, вопрос о международной правосубъектности составных частей не возникает, данный вопрос возникает в отношении федераций - могут ли члены федерации обладать возможностью быть самостоятельными субъектами МП. Пример, РФ, п. к ст 71 К РФ, в ведении РФ находится внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность, определение статуса и защита гос границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. П. о ст. 72 К РФ - совместное ведение РФ и субъектов - в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров РФ. Т.о. можно утверждать, что субъекты РФ не являются субъектами МП, федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта МП, члены федерации, сохраняя при этом определенную самостоятельность, участвуют в координации внешнеэкономических связей и выполняют договоры РФ. дальнейшая детализации данных положений содерж в ФЗ № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", субъекты обладают правом на осущ международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных гос-в, административно-территориальными образованиями иностранных гос-в, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей. Проекты международных соглашений, заключаемые органами субъектов РФ должны согласовываться с Мин-м иностранных дел Росии, также по согласованию с МИД РФ, субъекты РФ могут открывать за рубежом свои представительства, ктр при этом не обладают статусом дипломатических представительств.

ФЗ от 15 июля 1995 г № 101-ФЗ "О международных договорах РФ". Ст. 4 - международные договоры РФ, затрагивающие полномочия субъекта РФ - если МД будет затрагивать вопросы, ктр отнесены К РФ к ведению субъекта либо к совместному ведению, то такой МД заключается по согласованию с органами гос власти заинтересованного субъекта РФ. Для субъекта РФ есть возможность направить соответствующие предложения по тем положениям, ктр содержаться в МД, РФ рассматривает данные предложения, но они не являются решающими. Ст. 7 данного ФЗ, соглашения об осуществлении международных связей, заключенные органами субъекта РФ не являются МД.

Т.о. основными признаками международной правосубъектности гос-ва являются следующие:

1) правосубъектность гос-ва не зависит от волеизъявления других субъектов МП, т.к. она основана на суверенитете.

2) все гос-ва обладают одинаковой правосубъектностью, т.к. суверенитет в равной степени присущ каждому гос-ву. Правосубъектность гос-ва является полной, т.е. гос-во может вступать в любые отношения, ктр допускаются МП. В международном правопорядке гос-во выступает как единый субъект права

3) правосубъектность гос-ва реализуется его органами, причем приобретение международных обязательств осуществляется главным образом посредством действий центральных органов, соответственно обязательства международной ответственности может возникать в результате действий органов любого уровня.

1.2. Непризнанные гос-ва

Международно-правовое признание образование в качестве гос-ва обычно осуществляется через короткий промежуток времени после появления у него объективных признаков гос-ва, однако, иногда образования, обладающие такими признаками не получает признание в течении длительного периода или получает его лишь со стороны небольшого количества государств. Это происходит тогда, когда другие гос-ва не уверены в устойчивости данного образования, либо когда его признание означало бы не дружественный акт по отношению к 3-му гос-ву, заявляющему на него свои претензии. Также не признание мб реакцией международного сообщества на неправомерный характер действий, направленных на создание нового гос-ва. Такие не признанные гос-ва в лит-ре объединяют в особую группу субъектов МП и, соответственно, в отношении данных гос-в сущ-ют некоторые изъятия. Если брать те последствия, ктр наступают в результате не признания того или иного гос-ва:

1) не могут участвовать в деятельности международных организаций, обмениваться дипломатическими представительствами с иностранными гос-ми

2) не могут быть стороной большинства международных договоров.

Тем не менее международные отношения с такими гос-ми возможны и, изначально они касаются заключения соответствующих соглашений о взаимном сотрудничестве, оказания гуманитарной помощи не признанному гос-ву и другой помощи, возможен также обмен представительствами. Абхазия, Южная Осетия - непризнанные гос-ва, НО в Указе РФ есть указание установить дипломатические отношения. Преднистровская Молдавская Республика, Тайвань.

Как реакция международного сообщества на нарушений - Турецкая республика Северного Кипра - Резолюция Совета Безопасности ООН 541 от 18 ноября 1983 года, признать попытку создать Турецкую Республику Северного Кипра недействительной!

Также, статус Косово, одни гос-ва признают, другие нет (например, РФ).

3. Нации и народы, ктр борются за самоопределение

Когда речь идет о различных нациях и народах, речь идет о тех нациях и народах, ктр борются за собственной самоопределение и создание государственности, как правило, создается орган, координирующий национально-освободительную борьбу, данный орган дб единым центром, ктр дб способен выражать волю соответствующего народа (нации) на то, чтобы претендовать на образование своего гос-ва. Исторический момент приобретения независимости колониальными странами Африки (Декларация 1960 г.) - объем международной правосубъектности у народов, борющихся за самоопределение - это поддерживать отношения с 3-ми гос-ми, в т.ч. и политические отношения, могут направлять в 3-и гос-ва свои представительства (статус данных представительств опред в каждом конкретном случае), возможность заключать МД, участвовать в деят-ти международных организаций, в кач-ве наблюдателя. Такие отношения с народами не всегда должны носит 2-сторонний характер, чаще всего это отношения, когда гос-ва желают оказать помощь данным народам, борющимся за самоопределение.

4. Государство-подобные образования (субъекты МП sui generis) - своеобразные субъекты, субъекты своего рода. Примеры, Святой Престол (гос-во Ватикан), Мальтийский орден, Вольные города.

Их международная правосубъектность обусловлена уникальными историческими и политическими факторами.

Святой Престол - государство-подобное образование, ктр осуществляет миссию Святого Престола (СП). Святой Престол означает римского Пантифика - Папу и институты римской курии. Правовое положение СП определено Латеранскими догвоорами 1929 года, а также Конкордатом (док-ты, издаваемые римской католической церковью) 1984 г.

Святой Престол остается в стороне от любых споров между гос-ми, город Ватикан всегда и при любых обстоятельствах рассматривается как нейтральная и неприкосновенная территория. На территорию Ватикана распространяется юрисдикция святого престола, Италия не имеет права вмешиваться в ее осуществление. Также признается неприкосновенность Папы, Святой Престол обладает правом посольства: это означает, что Святой Престол поддерживает дипломатические отношения с гос-ми, также в рамках Ватикана и Святого престола есть представители иностранных гос-в, ктр аккредитованы при Святом Престоле. Внутреннее управление Ватиканом регулируется Основным законом от 26 ноября 2000 г. В соответствии с ним Папа обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти и представляет Ватикан в международных отношениях. В осущ полномочий Папе помогает секретариат и комиссия кардиналов. В части участия в работе ООН - есть соотв Резолюция 2004 г, посвящ вопросам участия Святого Престола в работе ООН - закрепляется право участвовать в работе Ген Ассамблеи, НО правом голоса в Ген Ассамблеи ООН не обладает. Святой Престол обладает статусом наблюдателя в ряде международных организаций - например, МОТ, ВТО, Совет Европы и т.д. Является членом некоторых международных организаций - Конференции ООН по торговле и развитию, МАГАТЕ - агенство по атомной энергии.

Мальтийский орден

с 1834 года находится на территории Рима и осущ гуманитарные функции оказания помощи тем, кто пострадал, как в ходе вооруж конфликтов, так и в ходе естественных происшествий. Поддерживает дипломатические связи с иностранными гос-ми.

Вольные города

Управляются на оснвое международного соглашения несколькими гос-ми или международными организациями, такой статус устанавливается для того, чтобы заморозить территориальные притязания какого-либо гос-ва (например, в свое время - Иерусалим, Зап Берлин, город Триест и т.д.)

Международные организации

Организация, учрежденная на основании международного дог-ра и обладающая своей собственной международной правосубъектностью. Т.о. основными признаками МО является:

1) договорная основа создания и функционирования

2) наличие постоянных органов, причем, как правило, органы имеют деление на административные (служащие МО), представительные (состоят из представителей гос-в) и консультационные.

3) корпоративная природа, т.е. наличие членства МО

4) подчиненность международному праву

Две точки зрения на природа правосубъектности МО:

1) правосубъектность МО возникает в результате волеизъявления гос-в - членов - сторонники ученые РФ

2) международная правосубъектность МО обусловлена ее институциональным оформлением, т.е. наличием устава, органов и членства в данной МО - Концепция объективной правосубъектности.

+ еще один взгляд: наверное не стоит противопоставлять данные точки зрения, можно рассматривать в совокупности, как субъективный, так и объективный аспекты.

При определении объема правосубъектности МО очень часто говорят о "Концепции подразумеваемых полномочий" - т.е. для достижения целей, ктр предусмотрены соответствующим уставом МО может обладать любыми правами, в т.ч. теми, ктр прямо не предусмотрены в уставе (Консультативное заключение Международного суда ООН по вопросу возмещения убытков, ктр возникли на службе в ООН от 11 апреля 1949 года).

В зависимости от содержания правосубъектности МО делятся на организации:

1) общей компетенции (например, ООН)

2) специальной компетенции (например, ВОЗ, МОТ и т.д.)

Международная правосубъектность индивида

Проблема признания индивида субъектом МП явл достаточно дискуссионной и во многом спорной. Большинство сторонников точки зрения, что индивиды не явл субъектами МП, в виду того, что МП наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь соответствующие гос-ва, гражданами ктр-х они являются. Т.о. индивид мб субъектом международных правоотношений и, находясь под властью соответствующего гос-ва, они не выступают на международной арене от своего имени, не участвуют в создании норм МП, не имеют полномочий по обеспечению выполнения норм МП.

Участие индивидов в международных отношения проявляется:

1) в наличии международной ответственности индивидов, в частности уголовной ответственности

2) предоставление права на обращение в международные судебные учреждения (пример, ст. 46 К РФ)

3) определение правого статуса отдельных категорий индивидов (например, Конвенция "О статусе беженцев" 1951 года).

4) рассмотрение в кач-ве субъектов международных правоотношений сотрудников международных организаций.

В международном праве действуют также неправительственные организации. ктр создаются в результате частной инициативы, свободны от правительственного влияния, но осуществляющие общественно значимые ф-ии. Они не считаются субъектами МП, их деятельность регулируется внутренним зак-м, но они вступают во взаимодействие с международным сообществом. Ст. 71 Устава ООН - экономический и социальный совет уполномачивается проводить надлежащие мероприятия для консультаций с неправительсвтенными организациями, заинтересованными в вопросах,в ходящих в его компетенцию (Например, ГринПис, Красный крест и т.д.)

2. Международно-правовое признание

Акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым гос-во считает целесообразным установить дипломатические и иные, основанные на МП отношения.

У гос-в не существует ни обязанности признания новых государств (правительств), ни права на их признание. В большинстве случаев решение данного вопроса зависит от политической обстановки. Признание носит индивидуальный характер, т.е. четко в соответствующем акте указывается то гос-во, ктр признается другим гос-м. Истории известны случаи коллективного признания, например, признание членами ЕС тех гос-в, ктр образовались после распада Югославии.

Признание выражается в том, что одно гос-во обращается в письменной форме к правительству возникшего гос-ва и заявляет об объеме и характере отношений с вновь возникшим гос-м. Как правило,это выражается именно в формулировке - "желание установить дипломатические отношения и обменяться соответствующими дипломатическими представительствами". Не предполагает признание совместное участие в работе международных конференций, либо членство в одних и тех же международных организациях.

2 вида признания:

1) de facto - фактическое, ктр имеет место в тех случаях, когда у признающего гос-ва нет уверенности в прочности признаваемого субъекта МП. В том числе, они могут иметь различные торговые отношения, но не происходит установление дипломатических отношений и обмена дипломатическими представительствами

2) de jure - полное, официальное признание. Выражается в официальных актах, т.е. это мб, как односторонние заявления соответствующих глав правительств гос-в. Такой вид признания влечет установление дипломатических отношений и обмена дипломатическими представительствами.

В документах содержится четкая формулировка, что одно гос-во de jure признает другое гос-во.

+

Подразумеваемое признание - совершенное посредством таких актов, которые специально не относятся к признанию, но предполагают со стороны гос-ва осуществить намерение в реализации данного признания. Законными основаниями считается - заключение 2-сторонних договоров, это мб приравнено к признанию de jure - если фактические дипломатические отношения уже установлены.

В науке МП есть 2 теории признания:

1) конститутивная теория - согласно ктр международная правосубъектность становится действительной и конкретной одновременно с признанием, соответственно не мб правоотношений с гос-м еще не получившим признание (нет признания - нет субъекта МП). Сторонники - Кельзен. на данный момент считается, что эта теория несовместима с МП, не решен вопрос о колич-ве гос-в, ктр должны признать гос-во.

2) декларативная теория признания - придерживается большинство юристов. Признание лишь констатирует возникновение нового субъекта МП. Государство становится субъектом с момента появления его основных признаков - территория, население, публичной власти, суверенитет, другие гос-ва констатируют факт появления другого гос-ва, выражают намерение вступить с данным гос-м в юр отношения. Критика - если признание - это акт, ктр не влечет появление нового гос-ва, то зачем он нужен?

Признание Правительства

Определяются органы, ктр полномочны представлять интересы гос-ва в международных отношениях. Признание гос-ва автоматически предполагает признание Правительства, соответственно потребность в признании Правительства возникает, при отсутствии потребности в признании гос-ва. Необх-ть в признании Правительства возникает, при изменении политического режима, путем переворота, либо сущ в гос-ва 2 или более Правительства.

Признанное Правительство рассматривает, ка представляющее гос-во, соответственно это влечет за собой наличие компетенции в отношении граждан данного гос-ва и признание ее другими субъектами МП, возможность распоряжаться собственностью гос-ва, в т.ч. находящейся за рубежом, а также право заключать МД от имени данного гос-ва.

Необходимым условием признания Правительства является его эффективность, т.е. осуществление контроля над значительной частью территории гос-ва.

Правомерность прихода к власти нового Правительства с точки зрения внутреннего права не является условием его признания. При признании Правительств принято говорить о специальных доктринах признания.

1 - доктрина Тобара (автор - Министр иностранных дел Эквадора - Карлос Тобара) - суть закреплена в Конвенции гос-в Центральной Америки от 20 декабря 1907 г. - Правительства договаривающихся сторон не признают Правительство, ктр может установиться в одной из 5 республик в результате государственного переворота или революции, направленных против признанного Правительства, пока свободно избранное Правительство не реорганизует страну в конституционных формах.

2 - доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики) - изложена в Коммюнике МИД Мексики "О признании государств" от 27 сентября 1930 г.

Дата: 19.03.2012

Доктрина Эстрады: признание Правительства со стороны иностранных государств не требуется поскольку это ставило бы признающее Правительство в положение высказывающего суждение о законности другого Правительства и тем самым, вмешивающегося во внутренние дела государства. Достаточно просто либо продолжать поддерживать дипломатические отношения, либо отозвать дипломатическое представительство, что позволяет избегать принятия или не принятия нового режима.

Международное правопреемство

Как правило, понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому в следствии возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории. В настоящий момент вопросы правоопреемства закреплены в Венской Конвенции "О правопреемстве государств в отношении договоров" от 23 августа 1978 г., Венская Конвенция "О правопреемстве гос-в в отношении гос-ой собсвтенности, гос архивов и гос долгов от 8 апреля 1983 года - не получили широкого распространения, РФ не участвует, 2-ая Конвенция не вступила в силу. Гос-ва предпочитают решать вопросы правоопреемства путем заключения соглашений.

В науке МП известны след теории правопреемства государств:

1) теория универсального правопреемства - когда права и обязанности предшественника переходят к правоопреемнику: гос-вр-предшественник и гос-правопреемник.

2) теория Tabula rasa ("чистой доски") - новое гос-во не связано международными договорами гос-ва-предшесвтенника

3) теория континуитета (continue - продолжать) - все существующие договоры гос-ва - предшественника остаются в силе для гос-ва - преемника.

Пример, РФ объявила себя продолжателем СССР

Правопреемство в отношении международных договоров

Новое независимое гос-во, образуемое в результате раздела, может, путем уведомления о правоопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства гос-в находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства. Данное требование не применяется, если из договора явствует, что данный договор в отношении нового гос-ва несовместим с объектом и целями данного договора. Из данного правила есть ряд исключений, во-первых, для правопреемника обязательны положения договора, которые имеют силу обычных норм МП, также для гос-ва преемника обязательны договоры, ктр устанавливают территориальные режимы, например, договоры о транзитном проходе по территории соответствующего государства. Для гос-ва преемника обязательны договоры о границах (ст. 11 Венской Конвенции 1978 года), для преемника будут и договоры о правах человека.

Правопреемство в отношении гос собственности

Конвенция 1983 года. В случае передачи части территории, разделении гос-в - вопросы правопреемства разрешаются по соглашению, при его отсутствии его, в Конвенции установлено: недвижимая собственность гос-ва - предшественника, ктр находится на территории, явл объектом правопремства переходит гос-ву-преемнику, в части движимой собственности гос-ва предшественника, связанной с деятельностью гос-ва- преемника переходит гос-ву преемнику.

Правопреемство в отношении государственных архивов

Конвенция 1983 года в ст. 20 - дает понятие гос архива, как совокупности документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных гос-м-предшественником в ходе его деятельности, ктр на момент правопреемтва гос-ва принадлежали гос-ву предшественнику, согласно его внутреннему праву и хранились им в качестве архивов для различных целей. В случае разделения государств - та часть архивов, ктр находится на территории гос-ва преемника и необходима в целях нормального управления этой территорией, переходит к государству-преемнику. Есть также еще 1 требование - когда 1 часть архивов невозможно передать или передали в неполном объеме, у гос-ва есть обязанность предпринять все необходимые меры к сохранению архивов.

Правопреемство в отношении государственных долгов

При разделении государств: гос долг гос-ва -предшественника переходит гос-м - преемникам в справедливых долях с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят гос-ми преемникам в связи с данным гос долгом. Все это решается на основании двусторонних соглашений.

Тема: Право международных договоров

План:

1) Понятие МД, источники МД, субъекты и стороны МД

2) Заключение МД

3) Форма, язык и структура МД

4) Действие МД

5) Толкование МД

6) Условия недействительности МД

7) Прекращение и приостановление действия МД

Литература:

Монография Лукашука - Право МД (2 тома)

1.

Право МД - это отрасль МП, которая представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения гос-в и других субъектов МП по поводу заключения, действия и прекращения МД.

Венская Конвенция "О праве МД" от 23 мая 1969 года - участвует в ней около 100 гос-в, в т.ч. и РФ, ей урегулировано и рассмотрено значительное количество вопросов.

Венская Конвенция "О правопреемстве гос-в" - в отношении договоров 1078 года

Венская Конвенция ООН "О праве договоров между гос-ми и международными организациями или между международными организациями" от 21 марта 1986 года.

МД (ФЗ от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О МД РФ") - ст. 2 - международное соглашение, заключенное РФ с иностранным гос-м (гос-ми), с международной организацией либо иным образованием, обладающим правом заключать МД в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Все субъекты МП мб стороной МД. Субъекты РФ не заключают МД, а лишь осущ координацию внешне экономических связей в соответствии с К РФ.

Классификация сторон МД в зависимости от стадии оформления участия в договоре:

1) участвующие в переговорах гос-во или организация - гос-ва или организация, ктр принимали или принимают участие в составлении текста МД

2) договаривающееся гос-во или организация - это гос-во или организация, ктр согласились на обязательность для них договора независимо от того вступил ли он в силу.

3) участник - гос-во или организация, согласившиеся на обязательность для них договора и для которых он находится в силе.

Фактически данная классификация соответствует тем положениям, ктр содержаться в Венской Конвенции 1960 года.

Договорной практике также известно понятие первоначальная сторона, либо категория - первоначальные члены, если в большей степени говорится о членстве в международной организации (Устав ООН ст. 3). Все остальные называются просто стороны. С точки зрения права нет никакой разницы между первонач сторонами и просто сторонами нет.

Категория "потенциальных участников МД". В зависимости от целей данного МД выделяют след потенциальных участников:

1) необходимые участники (стороны) - гос-ва без участия которых МД не мб заключен, либо он будет терять свой смысл, при реализации положений данного договора (например, договоры о режиме космического пространства)

2) важные участники - т.е. гос-ва, от участия ктр зависит эффективность договора (для того чтобы договор стал эффективным - гос-ва участники должны сдать свои ратификационные сертификаты нотариусу).

3) нежелательные (невозможные участники) - гос-ва, чье участие сможет снизить или воспрепятствовать реализации договора (например, при создании организаций военно-политического характера) - неформально определяется круг гос-в, ктр желательно включать и ктр нежелательно включать).

2.

Любой МД является результатом согласования воль гос-в, соответственно гос-ва, как наиболее активные участники МД - заключают МД и участвую в процедуре их разработке в лице ОГВ.

Пример, РФ - исходя из положений К РФ - Президент РФ ведет переговоры и подписывает МД без необходимость предъявления полномочий.

Председатель Правительства РФ и Министр иностранных дел - ведут переговоры и подписывают МД в пределах своих полномочий, ктр закреплены на уровне внутреннего законодательства (ФКЗ "о Правительстве РФ", Положение "О МИД РФ".

Иные руководители фед органов исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать МД межведомственного характера.

Иные лица, для того чтобы участвовать в процессе переговоров и заключения МД - они должны иметь документ, ктр именуется - "Полномочия" (по Венской Конвенции).

Ст. 7 Венской Конвенции - главы государств, главы правительств, министры иностранных дел могут представлять свое гос-во без специальных полномочий, к данной категории относят и глав дипломатических представительств, НО только в целях принятия текста договора. Для подписания договора, им нужны специальные полномочия.

Полномочия - документ, который исходит от компетентного органа гос-ва и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное гос-во в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия этого гос-ва на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору. Полномочия выдаются компетентными органами гос-ва в соответствии с внутренним правом. В отношении договоров, заключаемых от имени РФ полномочия выдаются Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, но по вопросам относящимся к ведению Правительства - Правительством РФ. Сам документ "Полномочия" - изготавливается МИД РФ, а затем подписывается либо Президентом, либо Председателем Прави

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международное право | Руководство по изучению дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.297 сек.