Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Методы познания, используемые в криминалистике

Читайте также:
  1. A) Методы геометрических преобразований
  2. A. Методы ядерных сил.
  3. E) методы (methods).
  4. G. Альтернативные методы измерения количества топлива
  5. I вопрос. Виды деформаций сооружений и их причины.
  6. I Укрупненные методы
  7. I. Введение. Методы обследования больного с
  8. I. Дистанционные методы лучевой терапии
  9. I. Методы социологии
  10. I. Сульфаниламиды, используемые при системных инфекциях.
  11. I. ТЕМА: «Реанимация и методы проведения».
  12. IEEE 1471-2000 Recommended Practice for Architectural Description of Software-Intensive Systems [3] (рекомендуемые методы описания архитектуры программных систем).

Употребляя понятие "метод", необходимо учитывать, что в фило­софии оно имеет несколько значений. Применительно к науке этот тер­мин означает путь или способ действительного познания, исследования объективной реальности, совокупность приемов, правил, рекомендаций для нашей деятельности, получения наибольших результатов с наимень­шими затратами. Здесь "метод" употребляется в широком, общефилософс­ком смысле. Так, всеобщим методом изучения и общественной жизни является диалектический материализм, позволяющий рассмотреть эти явле­ния и факты в их тесной взаимосвязи, отношениях и развитии. Это всеобщая методологическая основа, которой руководствуются все специальные методологии, разрабатывая и применяя свои методы. Поэтому каждая нау­ка должна подходить к изучению окружавшей нас реальности, явлений материального мира с позиции диалектического материализма. Основными принципами всеобщего диалектического метода познания, как известно, являются принцип всеобщей связи, то есть изучение того или иного яв­ления во всех его связях и отношениях с другими явлениями материаль­ного мира; принцип развития, то есть изучения предмета, явления с уче­том истории и перспективы (как оно возникло, что представляет сей­час, чем станет в будущем), показа диалектики познания истины; принцип основного звена, то есть выделения главного, определяющего признака; принцип объективности познания, то есть рассмотрения объекта исследо­вания таким, каков он есть, несмотря на наше субъективное отношение к нему. В криминалистике используются общенаучные и специальные методы познания объективной действительности. К первой группе (общенаучные) относятся:

1. Чувственно - рациональные методы:

- наблюдение;

- эксперимент;

- описание;

- измерение;

- сравнение;

- моделирование.

Все они носят общенаучный характер, потому что основываются на базовом всеобщем диалектическом методе, вытекают из него, приме­няются во многих областях знания, но не для овладения предметом опреде­ленной науки, изучения конкретных объектов познания, отдельных фак­тов и явлений объективной реальности. В основном, за исключением мо­делирования, эти методы эмпирического, а не теоретического уровня познания, то есть уровня добывания, получения фактов, сведений об интересующих нас явлениях, объектах материальной действительности.

Наблюдение. Это один из наиболее эффективных и часто применяе­мых в криминалистике методов эмпирического уровня исследования пред­метов и явлений. Сущность его состоит в активном преднамеренном, це­ленаправленном и планомерном восприятии этих явлений либо предметов, с целью их изучения в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными восприятию человека.



Данный процесс всегда связан с концентрацией внимания на объек­те наблюдения. Это произвольное, сосредоточенное внимание, характе­ризующееся сознательно поставленной целью. Такое наблюдение характер­но для следователя, оперативного работника, эксперта, судьи, то есть лиц, осуществляющих исследование материальных последствий расследуе­мого события - обстановки места происшествия, следов и предметов, являющихся вещественными доказательствами. В ходе расследования эти участники процессуальной и не процессуальной деятельности могут осу­ществлять как непосредственное наблюдение явлений, признаковых свой­ств предметов, так и опосредственное.

При непосредственном наблюдении вся информация об объектах пос­тупает к наблюдателю прямо, минуя какие-либо промежуточные звенья. Сущность опосредственного наблюдения заключается в том, что объект воспринимается через других лиц, которые наблюдали то или иное собы­тие, либо посредствам различных приборов, например, лупы, микроскопа, электронно-оптического преобразователя. Примером опосредственного наблюдения может быть, получение следователем во время допро­са потерпевшего сведений о приметах преступника, об обстоятельствах совершенного преступления. В этих случаях он должен установить нас­колько полученные сведения соответствуют тому, что наблюдал потерпев­ший в действительности, то есть проверить результаты его наблюдения. Эта задача не возникает перед следователем при непосредственном наб­людении и в этом преимущество первого вида.

Вместе с тем оба вида наблюдения дополняют друг друга и обяза­тельны при любом исследовании. Можно сказать, что указанный общенауч­ный метод познания, как и другие, рассматриваемые в данной лекции, применяется при производстве всех следственных действий, направлен­ных на получение и закрепление доказательств, в ходе проведения кри­миналистических и иных судебных экспертиз, в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в судебном разбирательстве по уго­ловным делам.

В литературе встречается понятие "криминалистическое наблюде­ние". Оно неверно, ибо не может быть такого специального наблюдения, отличного от любого другого. Можно лишь вести речь о его особеннос­тях, так как наблюдение осуществляется в целях собирания, исследова­ния и оценки доказательств по уголовному делу. Эти особенности вы­ражаются, в частности, в субъекте, целях, объекте и условиях наблю­дения. Специфика наблюдения, осуществляемого следователем, экспертом, оперативным работником, судом проявляется прежде всего в том, что оно ведется в определенных процессуальных формах - с помощью след­ственных или судебных действий. Его результаты в значительной степе­ни зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому явлению, профессиональной и теоретической подготовки, нали­чия опыта, глубины осознания поставленной задачи, использования соот­ветствующих приборов и приспособлений. Наблюдательность - очень важ­ное личное качество, наличие которого у следователя, оперативно работника, эксперта является одним из необходимых условий их успешной работы по раскрытию и расследованию преступлений.

Эксперимент – воспроизведение явления или события для изучения его связей с другими явлениями. Как метод познания он представляет целенаправленное изучение искусственно вызванного нами явления действительности в аналогичных ему и точно учитываемых систематически изменяемых условиях и связях с другими явлениями. При этом мы должны иметь возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него и воссоздавать каждый раз, когда налицо те же самые условия и когда в этом есть необходимость. В руках следователя, эксперта, су­да это значительно более эффективный инструмент познания, чем наблю­дения, так как позволяет преодолеть его ограниченность, глубже про­никнуть в сущность объекта исследования, активно оперировать им.

Возникнув на базе наблюдения, эксперимент связан с ним, но не тождественен ему. Он включает в себя вмешательство в наблюдаемое яв­ление, активное его преобразование, изменение условий и процесса его течения, позволяет изучать не только то, что бросается нам в глаза, но и то, что нередко бывает скрыто от нас в глубине явления. Именно поэтому эксперимент - более сильный метод изучения окружающего мира, чем наблюдение.

Вместе с тем, следует учитывать, что эксперимент не может ка­саться всего предмета судебного исследования. Во-первых, потому, что фактически является невозможным и недопустимым воспроизведение само­го преступления, а во-вторых, не могут быть воспроизводимы субъектив­ные моменты, которые включают в себя состав преступления. Он позво­ляет лишь установить истинность отдельных сторон, признаков, свойств расследуемого преступного события. В криминалистике чаще всего рас­сматриваемый метод исследования применяется в процессе таких действий как следственный эксперимент, проверка показаний на мес­те, предъявление для опознания, обыск, допрос, производство кримина­листических экспертиз.

Так, в процессе проведения различного рода опытов в ходе следственного эксперимента мы искусственно вызываем, воспроизведение интересующего нас явления действительности (например, следственные эксперименты на возможность человека видеть либо слышать; по проверке механизма образования тех или иных следов; на возможность существования того или иного явления в природе).

Целый ряд криминалистических экспертиз вообще невозможен без использования экспериментального метода исследования. Например, прежде чем ответить на вопрос следователя, могут ли данные пуля или гильза использоваться для выстрела из конкретного экземпляра огнестрельного нарезного оружия (выстреляна (стреляна) пуля (гильза), изъятая при осмотре места происшествия по факту разбойного нападения на гражданина Иванова И.И. по адресу г. Орел, ул. Игнатова - 2 кв. 5, из пистолета ПМ № ИП 411, изъятого при обыске у гражданина Петрова И.И.), эксперт должен произвести пробный отстрел и получить необходимые для сопоставления пули и гильзы.

Описание. Под ним понимается указание на определенные признаки, которые более или менее полно раскрывают, характеризуют тот или иной объект либо явление объективной действительности. Оно может проводит­ся посредством обычного текста с использованием письменных знаков, цифр, графиков, схем, символов, рисунков, специальной терминологии. При этом могут фиксироваться все существенные и несущественные приз­наки, чтобы дать полное представление об объекте, либо некоторые, наиболее существенные с криминалистической точки зрения для данного исследования признаки (например, описание объектов при постановке их на криминалистический учет, при установлении и розыске лица по чер­там внешности). Указанные признаки выясняются в ходе наблюдения либо измерения. Как и наблюдение, описание может быть непосредственным (следователь на месте происшествия описывает обнаруженные им следа), и опосредованным (те же признаки внешности, которые он описывает в протоколе допроса потерпевшего, непосредственно наблюдавшего преступ­ника). В данном случае следователь фиксирует результаты наблюдения и измерения, произведенных вне процесса доказывания.

В криминалистической практике используются две системы описания, систематизированное (упорядоченное) и произвольное (неупорядоченное либо частично упорядоченное). Характерным примером первой системы являемся "словесный портрет", определяемый в литературе как научно обоснованное систематизированное описание внешности человека при помощи специальной стандартизированной терминологии. Однако более распространено произвольное описание, в котором упорядочены один или несколько элементов, В качестве примера, можно назвать описание трупа на месте происшествия, когда упорядочена лишь последовательность этого описания (общий вид трупа и его расположение относительно предметов окружающей обстановки; описание места, где труп находится, его позы; нахождение предметов на трупе, в руках и около него, описание одежды, тела трупа).

Будучи одним из общенаучных методов эмпирического уровня познания, описание, как правило, служит основой дальнейшего более глубокого изучения предметов, явлений с использованием других различных методов исследования.

Сравнение. Будучи одним из основных приемов познания объектов и явлений материального мира, оно представляет собой одновременное соотносительное исследование и оценку признаков и свойств, общих для двух и более объектов. При этом сущность сравниваемых объектов, их отношений познается путем попарного их сопоставления. Чтобы получить правильный вывод в результате сравнения, необходимо строго соблюдать следующие два условия: сравнивать следует только те понятия, которые отражают однородные предметы и явления; сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение для данного рассмотрения. Следовательно, сравниваемые объекты должны обладать общими признаками.

В свою очередь, самих объектов должно быть не менее двух. К ним, прежде всего, относятся различного рода материальные образования (вещи, следы), мысленные образы, представления, понятия, результаты действий, выводы, предположения и так далее. Например, при решении вопроса о тождестве обуви эксперт составляет признаки и свойства по­дошвенной части этой обуви с признаками и свойствами, отобразившими­ся в следе, с которого изготовлен слепок. Использование данного мето­да в криминалистике предполагает, во-первых, чтобы объекты сравне­ния относились к расследуемому событию, а во-вторых, чтобы по результатам они могли служить основанием для принятия процессуального решения (в частности, о назначении повторной экспертизы) либо тактического (например, об объеме и последовательности использования тактических приемов в ходе конкретного следственного действия).

Метод сравнения широко применяется в криминалистике, но дать исчерпывающие знания об изучаемом явлении он один не может. Поэто­му он должен находиться во взаимосвязи и взаимозависимости с наблюдением, описанием, измерением, моделированием, экспериментом и применяться в сочетании с ними.

Моделирование суть которого состоит в замене объекта- оригинала моделью, то есть специально созданным аналогом. Как известно, под моделью понимаются искусственно созданные образцы предметов, систем, явлений, которые, имея схожие черты и общие закономерности с оригиналом, способны замещать его в процессе изучения, воспроизводя характеризующие его признаки. Необходимость в моделях возникает при исследовании объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств либо это изучение просто недоступно. Таким образом, содержание метода моделирования заключается в изучении интересующего нас объекта (явления) через систему вспомогательных объектов (явлений), то есть в замещении объекта исследования в натуре аналогичной ему моделью и в распространении полученных результатов на объект познания.

Основной смысл моделирования заключается в том, чтобы по результатам опытов с моделями, можно было дать необходимые ответы о харак­тере явлений и различных величинах, связанных с ними в натурных условиях. Однако при этом, во избежание просчетов и ошибок, следует учитывать, что модель, какой бы совершенной она ни была, лишь приближенно, упрощенно отображает основные характеристики исследуемого объекта, а поэтому не может быть тождественна ему. Она лишь сходна с объектом исследования, образцом, копией, макетом которого является.

Моделирование, будучи важным методом теоретического и практичес­кого уровня познания, в настоящее время находит широкое применение в криминалистике: в процессе формулирования и проверки версий, при |изготовлении схем, чертежей, рисунков, слепков с различных следов, в ходе описания внешности человека по методу словесного портрета, в экспертных исследованиях. В зависимости от способа построения и средств, с помощью которых оно осуществляется, моделирование подраз­деляют на два вида: физическое (материальное, вещественное - макеты, слепки, копии) и мысленное (идеальное). Последнее, в свою очередь, может быть образным (образ преступника, сохранившийся в памяти потер­певшего; модель действий преступника на месте происшествия, создан­ная в голове следователя по результатам осмотра) и знаковым, где элементы, отношения и свойства явлений выражается системой знаков (формулами, схемами, таблицами, графиками). Особенностями такого мо­делирования является полное отсутствие внешнего сходства между элементами и соответствующими частями реального объекта. Примерами знакового моделирования в криминалистике, являются десятипальцевая дакти­лоскопическая формула и схематический план места происшествия.

В процессе расследования физические (материальные) и мысленные (идеальные) модели тесно связаны между собой, ибо, прежде чем постро­ить модель вещественную (например, реконструкция лица по черепу), эксперт мысленно представляет ее конструкцию, теоретически обосновы­вает, делает расчеты.

Моделирование всегда используется вместе с другими общенаучны­ми и специальными методами познания, в частности, наиболее тесно свя­зано с экспериментом, наблюдением, математическими методами.

В криминалистической литературе в качестве разновидности моде­лирования рассматривается реконструкция, представляющая собой вос­создание, восстановление в качестве особого рода модели объекта ис­следования, с использованием значительной части его компонентов. При­мерами моделирования путем реконструкции могут служить восстановле­ние обстановки места происшествия после пожара, воспроизведение ли­ца по черепу. Отдельные авторы предлагают рассматривать реконструк­цию в качестве одного из методов исследования, а в определенных си­туациях придают ей значение самостоятельного следственного действия. Согласиться с этим нельзя, ибо реконструкция сама по себе ничего не доказывает, она лишь обеспечивает полноту и достоверность получения доказательственного материала путем применения соответствующих методов исследования, в определенных ситуациях является необходимым для этого условием.

2. Математические методы.

Измерение - понимается установление в процессе расследования количественной характеристики тех или иных свойств объектов, имеющих доказательственное значение по делу, пространственного и временного соотношения между ними. При этом путем сравнения познаваемой (измеряемой) величины с однородной, принятой за единицу измерения, устанавливается количественное отношение этих величин, одна из которых известна. Число, выражающее данное отношение, представляет собой численное значение измеряемой величины. Измерение неразрывно связано с другими методами (наблюдением, описанием, сравнением) и практически неотделимо от них. Д.И.Менделеев, например, не раз подчеркивал, что наука начинается с тех пор, как начинает измерять. Объектами измерения в криминалистике являются различные свойства предметов: число, вес, объем, размеры, температура, пространственнее, в том числе взаимное расположение, временное соотношение. Как и ранее рассмотренные, данный метод имеет самое широкое применение, фактически он используется при производстве всех следственных действий и судебных экспертиз.

Вычисление – метод, устанавливающий параметры и необходимый при проведении математического моделирования.

Геометрические построения – данный метод необходим для составления планов, чертежей, схем. Метод тесно связан с измерением.

Математическое моделирование – моделирование условий протекания процессов и явлений с помощью соответствующих математических расчётов.

3. Логические методы:

- анализ;

- синтез;

- индукция;

- дедукция;

- гипотеза;

- аналогия.

Отдельные авторы методы познания анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение, аналогично и другие категории логического мышления не считают общенаучными методами криминалистики, ибо все категории формальной логики не зависят от предмета исследования.

4. Кибернетические методы.

Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации, компьютерное моделирование и др.

Наряду с общенаучными методами познания объективной действительности в криминалистике используются и специальные, то есть методы, которые могут применяться либо в одной конкретной, либо в нескольких отраслях научного знания. Часть этих методов заимствована из других наук, другие - разработаны специально для своих целей и используются только в криминалистике. Более того, некоторые специальные методы, будучи разработанными криминалистикой, впоследствии стали использоваться иными науками. К данной группе методов следует отнести:

- собственно-криминалистические методы, которые возникнув в данной области знаний, применяются только в ней или же в некоторых других науках. Прежде всего, это технико-криминалистические (различ­ные фотографические методы: цветоделительный, усиления контраста, опознавательной съемки); методы трасологических, баллистических исследований, судебного почерковедения и так далее.

Следующую группу собственно-криминалистических методов состав­ляет структурно-криминалистические, то есть методы построения опреде­ленных структур: планирования, построения и проверки версий, систе­мы тактических приемов расследования;

- специальные методы других наук, которые при использовании в
криминалистике становятся и ее специальными методами. Среди них мож­но назвать статистические, которые начинают все более широко внедряться в криминалистику (например, вероятностно-статистические мето­ды судебного почерковедения и портретно-криминалистической эксперти­зы). Другую группу составляют социологические методы, из которых наиболее часто используются в криминалистике анкетирование и опрос (интервьюирование) для выяснения причин и условий, способствующих совершению преступлений, установления способов совершения и сокрытия преступлений и их распространенности, выяснения условий, облегчающих либо затрудняющих применение того или иного тактического приема.

Широко применяются в криминалистических исследованиях физические и химические методы. Причем некоторые из них используются уже давно (например, люминесцентный анализ, диффузно-копировальный метод), а другие нашли применение лишь в последнее время (рентгеноструктурный анализ, хроматография, лазерный микроспектральный анализ).

Из методов, заимствованных из других наук и используемых в криминалистике, следует назвать также антропологический и антропометрический.

Чаще всего приходится обращаться к ним при установлении личности погибшего по костным останкам, для решения вопросов розыска, при ведении уголовной регистрации, в ходе описания признаков внешнос­ти и их использования при производстве криминалистических экспертиз, предъявления для опознания.

Разумеется, перечислить все специальные методы, которые могут быть применены в криминалистике, практически невозможно, ибо развитие этой науки сопровождается постоянным ростом ее потребности в использовании новых методов других наук, в разработке и совершенствовании собственных. Процесс совершенствования методов исследования в свою очередь является одним из необходимых условий дальнейшего развития самой криминалистики, расширения круга, проблем, становящихся, предметом ее изучения. А сам процесс разработки новых методов криминалистики в настоящее время идет по следующим направлениям.

а) Разработка новых методов криминалистики на базе уже существующих (в том числе и других науках), но творчески используемых кри­миналистами. Так, появление новых технических средств, в корне измени­ло методику получения слепков с помощью новых полимерных материалов, на базе математических методов возник метод количественной характе­ристики признаков почерка.

б) Разработка методов криминалистики, основана на тщательном анализе процесса и результатов исследования, приведшего к решению конкретной задачи. Такой анализ позволяет установить новые методы, которые ранее либо вообще не были известны криминалистической науке, либо применялись безотчетно, интуитивно. В качестве примера можно назвать разработку и использование методов обнаружения, изъятия и
сохранения запаховой информации (одорология);

в) Сущность следующего направления, противоположного предыдущему, заключается в том, что исследователь исходит не из полученных ре­зультатов, а из целей и задач, которые предстоит ему решать в ходе исследования, но сделать это с помощью существующих методов невозмож­но. Поэтому вначале разрабатывается метод решения данной проблемы, который впоследствии может стать методом реализации всех аналогичных проблем. Примером, иллюстрирующим это направление, является раз­работка лазерного микроспектрального анализа с целью исследования микрообъектов, обнаруживаемых в ходе осмотра мест происшествий.

Изложенное свидетельствует о том, что новые методы познания не изобретаются, а извлекаются из объективной действительности, порождены необходимостью решения задач.

Вывод по вопросу.

Криминалистика, являясь специальной юридической наукой, для решения своих задач применяет определенную систему методов научного познания. Метод – это способ подхода к познанию действительности, исследования явлений природы, общества, способ достижения цели. Методы криминалистики – сложное явление, включающее в себя систему всеобщих общенаучных и специальных методов. Указанные методы образуют сложно ориентированную систему, на первом уровне которой находится всеобщий диалектический метод, на втором – общенаучные методы, на третьем – специальные.

 

Заключение.

Таким образом, в лекции рассмотрены вопросы, лежащие в основе правильного понимания сущности предметов и методов криминалистики, ее содержание, места в системе научного знания и решаемых задач. Знание их необходимо курсантам для последующего более глубокого изучения и усвоения всех разделов криминалистики, для наиболее полного и точного использования этих знаний, а также сформулированных на их основе умений и навыков в практической деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Вопрос. Методы познания, используемые в криминалистике

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.20.73
Генерация страницы за: 0.011 сек.