Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление протокола осмотра места происшествия

24. Протокол осмотра места происшествия составляется непосредственно в ходе осмотра, либо сразу после завершения осмотра. В ходе осмотра можно вести черновые записи, так как ведение протокола осмотра параллельно с самим осмотром, может привести к выпадению следователя из процесса осмотра и превращения его в “писаря”. Составление протокола через значительный промежуток времени вне места осмотра не допускается, поскольку в ходе составления протокола, как правило, возникает необходимость возвращаться к осмотру и уточнению отдельных деталей.

25. Описание результатов осмотра производится от общего к частному, с соблюдением логики изложения, в чётких и понятных выражениях, без ненужных повторений, с детализацией в тех случаях, когда это необходимо для описания обнаруженных следов преступления. Не использовать неопределённых понятий (“около”, “ вблизи”, “рядом”, “сбоку”).

26. Следует придерживаться схемы составления протокола осмотра по разделам, например при осмотре дома:

n Общий вид местности окружающей дом;

n Внешний вид дома, состояние входов и выходов, расположение комнат;

n Труп потерпевшего в комнате;

n Комната, где обнаружен труп;

n Другие помещения в доме;

n Действия следователя в связи с производством осмотра;

n Изъятие вещественных доказательств и применение криминалистической техники.

27. При составлении протокола следует придерживаться следующих правил:

n При описании объектов выбирать наиболее точные слова, избегать иностранных слов или терминов, если нельзя - давать краткое объяснение;

n Переходить к описанию последующего не раньше окончания описания предшествующего;

n Описывать главные объекты не изолированно, а в комплексе с окружающей обстановкой;

n При описании осмотренного, строго держаться порядка и последовательности, в которых производился осмотр;

n Указывать ориентировочные данные по сторонам света, при использовании слов “слева”, ”справа”, указывать с какой стороны осматривается объект;

n Одинаковое нужно обозначать одинаковыми словами, с прибавлением нумерации.

28. К протоколу осмотра обязательно составляются планы, схемы места происшествия и приобщается фототаблица (иллюстрационная таблица), заверенная подписями специалиста и следователя.

28. Труп после осмотра направляется в морг для судебно-медицинского исследования на основании направления, либо если возбуждено уголовное дело, или имеются признаки насильственной смерти – на основании постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа.

 

На территории Российской Федерации ежегодно обнаруживаются трупы неизвестных граждан, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и скоропостижной смер­ти, а также ставших жертвами умышленных убийств и других тяжких пре­ступлений против личности, нередко замаскированных под безвестное ис­чезновение граждан.

 

Анализ материалов дел по установлению личности неизвестных гра­ждан по неопознанным трупам показывает, что основными причинами низкой эффективности этой работы являются: неполнота идентификаци­онных сведений, особенно собранных на месте обнаружения трупа и в морге; низкое качество оформления опознавательных карт, обусловли­вающее недостаточную эффективность (а иногда и невозможность) ис­пользования региональных и федеральных учетов. Это связано, прежде всего, со слабым организационным и методическим обеспечением специа­листов, недостаточным контролем, низкой требовательностью и исполни­тельностью, а в ряде случаев — халатным, безответственным отношением исполнителей и руководителей правоохранительных органов к своим обя­занностям.[10]

По данным ИЦ УВД по Орловской области в осмотре мест происшествий при убийствах участвовали специалисты-криминалисты

 

 

Года   Убийства            
Количество прест. (всего)            
Кол-во прест., в ходе ОМП участвовал спец. - криминалист            

 

Для практического осуществления сбора и регистрации идентификацион­ных сведений предусмотрено использование специального бланка опозна­вательной карты. В связи с тем, что сбор информации — основа для после­дующей идентификации личности, следует особо остановиться на типич­ных недостатках в этой работе:

1. Нарушение правил опознавательной съёмки;

2. Неквалифицированное дактилоскопирование неопознанного трупа.

Дактилоскопирование должны выполнять медики-криминалисты, а при их отсутст­вии - судебно-медицинские эксперты или оперуполномоченные уголовно­го розыска.

3. Отсутствие регистрации данных о группе крови (тканей) неопознанного трупа и пропавшего без вести.

4. Недобросовестное заполнение опознавательных карт: не указывают сведения, объективно характеризующие лич­ность, для более точного отображения мест расположения характерных примет не используют в полной мере схематическое изображение тела че­ловека и графическую схему строения зубного аппарата.

5. Не­брежно описывается одежда: без указания наименования ткани, фасона, имеющихся этикеток и других особенностей, позволяющих провести иден­тификацию.

6. Не соблюдаются установленные сроки постановки на учет неопознанных трупов и без вести пропавших.

Сотрудники, осуществляющие розыскные функции, значительно превышают установленные сроки постановки на учет или проявляют поспешность, исключающую возможность полноцен­ного сбора и фиксации сведений об устанавливаемом или разыскиваемом лице.

7. Эффектив­ность работы по установлению личности по неопознанному трупу нахо­дится в прямой зависимости от полноты сбора и качества идентификаци­онной информации о лицах, пропавших без вести.

7.1. В органах внутренних дел еще не утвердилась практика сбора пол­ноценных данных о разыскиваемых по месту их жительства и работы.

7.2. Не производится поиск подлинных качественных фотоснимков разыскиваемого, а также изъятие следов пальцев рук и личных вещей для определения или верификации размеров головного убора, обуви, телосложения, роста пропавшего, что позволило бы в дальнейшем определить групповые свойства организма по потожировым следам и другим наложениям (на нижнем белье, расческе, головном уборе и др.).

7.3. Не всегда запрашивается объективная информация из лечебно-профилактических учреждений, содержащаяся в историях болезни, амбулаторных и стоматологических картах.

Для улучшения работы с неопознанными трупами (в том числе и на месте происшествия) согласно Приказу МВД России от 21.07.93 г. № 349 «Об организации медико-криминалистического обеспечения установления личности неопознанных трупов» медики-криминалисты осуществляют следующие основные функции:

1. Участие в проведении осмотров неопознанных трупов и мест
их обнаружения с целью выявления, сбора и фиксации идентификацион­ных признаков (в зависимости от состояния трупа и давности наступления смерти);

2. Дактилоскопирование и опознавательная фотосъемка неопо­знанных трупов на месте обнаружения и в морге;

3. Заполнение соответствующих реквизитов опознавательной карты на неопознанный труп;

4. Производство медико-криминалистических экспертиз и иссле­дований по идентификации личности, описанию признаков внешности;

5. Составление словесных портретов неопознанных трупов;

6. Обеспечение следователей, дознавателей и оперуполномочен­ных уголовного розыска оперативной медико-криминалистической информацией для осуществления поисковых мероприятий;

7. Участие в составлении психологических портретов преступни­ков;

8. Консультирование следователей, дознавателей и оперуполномоченных уголовного розыска;

9. Оказание помощи по медико-криминалистическим вопросам (сбор объективных данных на лиц, пропавших без вести, ориентирование на возможные источники получения идентификационной информации о личности и др.);

10. Оказание помощи в заполнении опознавательных карт на лиц,
пропавших без вести;

11. Организация сбора и подготовка необходимых материалов для
направления на исследование черепа неопознанного трупа с целью восста­новления прижизненного облика погибшего;

12. Координация работы по выдвижению версии о личности по­гибшего исходя из полученных материалов реконструкции лица по черепу;

13. Проверка по учетам лиц, пропавших без вести;

14. Анализ сложившейся практики установления личности неизвестных граждан по неопознанным трупам для разработки и осуществле­ния практических мер по повышению качества идентификационной рабо­ты;

15. Взаимодействие с научными и практическими учреждениями
других ведомств по обобщению и внедрению передового опыта использо­вания современных методов идентификации личности.

 

Для установления личности неопознанного трупа используются следующие виды ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ (Приказ МВД России от 10.02.06г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалитических учетов ОВД РФ»).

 

 

1. Учет данных ДНК биологических объектов

Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы (под биологическими следами понимаются кровь, сперма, слюна, волосы, фрагменты тканей тела и иной биологический материал человека) на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.

Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным статьями 105, 111 и главой 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других разыскных мероприятий по установлению личности.

Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в десятидневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других разыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля.

Направление трупного материала неопознанного трупа в ЭКП для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в случае, если установить его личность иными способами не представилось возможным.

Учет данных ДНК состоит из двух разделов:

- первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц);

- второй раздел содержит данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.

Учет данных ДНК ведется в виде картотеки данных ДНК, формируемой из информационных карт установленного образца «Форма ИК-2», а также электронной базы данных.

2. Краниологический учет (черепов неопознанных трупов)

Краниологический учет предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам. Данный учет ведется на региональном уровне.

Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепа в соответствующее ЭКП для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данному учету без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц.

Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-8». При этом к информационной карте приобщаются натурные объекты - черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом.

Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных.

Черепа неопознанных трупов, приобщенные к информационным картам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ.

Снятие объектов с учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа или по истечении пятнадцати лет с момента постановки на учет.

 

Cложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления:

1. Отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища.

2. Отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве.

3. Наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников.

4. Наличие длительных или острых конфликтов в семье.

5. Безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица.

6. Наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением.

7. Наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления.

8. Наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления.

9. Несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление.

10. Внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез.

11. Поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.).

12. Исчезновение с автотранспортом.

13. Исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади.

14. Исчезновение несовершеннолетних, а также женщин, при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время. Безвестное отсутствие беременной женщины.

15. Исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий. Для обоснованного выдвижения версий необходимо в обязательном порядке учитывать совокупность признаков, логически связанных между собой. При оценке обстоятельств исчезновения следует исходить из презумпции, что лицо стало жертвой преступления, поскольку первоначальные оперативно - розыскные мероприятия свидетельствуют об отсутствии сведений о его местонахождении.

 

Согласно Указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20 ноября 1998 года № 83/36 и МВД РФ от 24 сентября 1998 года № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» в целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования работы по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением людей, оптимизации производства розыска, прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших, своевременного выявления признаков преступлений и возбуждения уголовных дел предлагается:

1. При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно - розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно, при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных признаков являются основанием для возбуждения уголовного дела.

2. При обнаружении трупов граждан, смерть которых наступила при неочевидных обстоятельствах, - прокурорам и начальникам горрайлинорганов внутренних дел обеспечивать выезд следователей и оперативных групп в полном составе для проведения осмотра и сбора всех идентификационных признаков.

3. Осмотр квартиры, последнего места пребывания (служебного помещения), автомашины разыскиваемого производить с обязательным участием специалиста (эксперта - криминалиста, биолога), осуществляющего изъятие и закрепление фрагментов пальцевых отпечатков, образцов волос, объектов для одорологического исследования и иных предметов, имеющих значение для осуществления розыска и отождествления личности пропавшего.

4. Руководителям горрайорганов брать под личный контроль проверку каждого материала указанной категории, о поступлении заявления письменно информировать надзирающего прокурора.

5. Решения об отказе в возбуждении уголовных дел по заявлениям о безвестном отсутствии граждан должны приниматься только после проведения полной объективной проверки обстоятельств исчезновения и изучения личности разыскиваемого.

6. При возбуждении уголовного дела из материалов по заявлению о пропавшем без вести в установленные сроки заводится оперативно - поисковое дело (ОПД). При этом розыскными работниками осуществляется заполнение соответствующих реквизитов опознавательных карт, подготовка и направление сведений о разыскиваемом в бюллетень ГИЦ МВД России и ИЦ МВД - ГУВД - УВД, объявление федерального розыска.

7. При возбуждении уголовного дела из материалов розыскного дела выносится постановление о переводе розыскного дела (РД) в ОПД (в соответствии с п. 10.4 Приказа МВД России от 22 мая 1996 г. N 004). При этом розыскным работником выполняются действия, предусмотренные п. 6 настоящего указания (копия постановления о заведении ОПД и уведомление о переводе РД в ОПД направляется в ИЦ, при наличии федерального розыска в 2-х экземплярах для направления в ГИЦ, одновременно вносятся изменения в статистическую карточку формы 2.3).

8. В процессе расследования уголовных дел, связанных с гибелью неустановленных лиц, принимать исчерпывающие меры к их опознанию. По окончании, прекращении или приостановлении следствия приобщать к материалам уголовного дела справку о следственных действиях и оперативно - розыскных мероприятиях по идентификации личности потерпевшего. Оперативно - розыскные мероприятия, направленные на установление личности по нераскрытым преступлениям данной категории, осуществляются в рамках оперативно - поискового дела.

9. В случае, когда лицо, совершившее преступление, установлено в процессе первоначальных следственных и оперативных действий, до заведения оперативно - поискового дела (предъявлено обвинение), а потерпевший не опознан, - заводится дело по установлению личности. Если по данному факту было ранее заведено оперативно - поисковое дело, то при аналогичных обстоятельствах, одновременно с его прекращением, заводится дело по установлению личности трупа.

10. В случаях, когда в процессе расследования уголовного дела, возбужденного по факту безвестного отсутствия лица, получены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что пропавший без вести не стал жертвой преступления, уголовное дело подлежит прекращению по п. 1 ст. 5 УПК РСФСР. В этом случае (при наличии необходимых оснований для дальнейшего осуществления розыска) оперативно - поисковое дело прекращается и заводится розыскное дело. В ИЦ МВД, ГУВД, УВД направляется копия постановления о прекращении ОПД с указанием номера розыскного дела.

 

При расследовании убийств используют следующие виды учетов:

1. Экспертно-криминалистические учеты (Приказ МВД России от 10.02.06г. № 70 «Об организации использования экспертно-криминалитических учетов ОВД РФ»):

- Учет данных ДНК биологических объектов - рассмотрен выше

- Краниологический учет (черепов неопознанных трупов) - рассмотрен выше

- Учет следов рук

- Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств

- Учет самодельных взрывных устройств

- Учет самодельного огнестрельного оружия

- Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений

- Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц

- Учеты микрообъектов

2. Оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты (Приказ МВД России от 7 июля 2007 г. № 612 дсп “Об утверждении наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов органов внутренних дел Россий­ской Федерации”):

2.1. Оперативно-справочный учеты:

- пофамильные и дактилоскопические учеты

2.2. Криминалистические и розыскные учеты:

- учет лиц, пропавших без вести,

- учёт неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;

- учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск;

- учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения;

- учет разыскиваемых транспортных средств;

При расследовании убийств проводят следующие экспертизы [11]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изъятие следов и вещественных доказательств (предметов, которые могут стать вещественными доказательствами) | Основные решаемые вопросы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.