План практических занятий. Для студентів медичного факультету № тема к-ть годин Вступна лекція. Основні етапи онто- і філогенезу
З анатомії людини
ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ЛЕКЦІЙ
для студентів медичного факультету
№
Тема
К-ть
годин
Вступна лекція.Основні етапи онто- і філогенезу людини.
Загальна і часна остеологія.
Вчення про череп.
Загальна артросиндесмологія.
Загальна і часна міологія.
Топографічні утворення людського тіла.
Вступна лекція в спланхнологію.
Анатомія травної системи.
Анатомія дихальної системи.
Анатомія сечової системи.
Анатомія жіночої та чоловічої статевих систем.
Серозні оболонки.
Анатомія ендокринної системи. Анатомія органів імунної системи.
Загальні відомості про нервову систему. Похідні V та IV мозкових пузирів.
Похідні I, II, III мозкових пузирів.
Загальна і часна анатомія органів чуттів.
Заключна лекція з спланхнології, ЦНС та органів чуттів.
Черепномозкові нерви.
Анатомія серця.
Спиномозкові нерви.
Анатомія артеріальної системи.
Анатомія венозної та лимфатичної систем.
Вегетативна нервова система.
Іннервація та кровопостачання окремих органів людського тіла.
Заключна лекція з периферичних нервів та судин.
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ НА 4 СЕМЕСТР 2012 – 2013 г. ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
№
Наименование разделов и содержание занятий
Часы
МОДУЛЬ 1
1-е
занятие
ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет и задачи патофизиологии (демонстрация аппаратуры, портретной галереи ученых-патофизиологов.) Знакомство с различными экспериментальными приемами: фиксация животных.
2.Учение о болезни, стадии болезни, принципы классификации и номенклатура болезней. Экологические аспекты общей нозологии. Дефицит в окружающей среде факторов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Понятия.
3. Регуляция функций организма и компенсация их нарушений. Значение нарушений регуляторных механизмов в развитии болезней.
Самостоятельная работа
1. Изучение компенсаторных реакций систем дыхания (частота) и кровообращения (пульс, артериальное давление) у человека при физической нагрузке.
1 час
1 час
1 час
2-е
занятие
ОБЩАЯ ЭТИ ОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.Современные представления о роли причин и условий в развитии болезней. Понятия о патогенезе и саногенезе, «ведущем звене» патогенеза, «порочном круге».
2. Кинетозы.
3. Влияние изменений атмосферного давления на организм.
Самостоятельная работа:
1.Изучение влияния низкого атмосферного давления на организм мыши
2.Изучение влияния ускорения на организм человека (опыт в кресле Барани)
3. Изучение влияния ускорений на организм мыши
4. Изучение оптокинетического нистагма у человека
1 часа
1 час
1 час
3-е
занятие
РЕАКТИВНОСТЬ. ПАТОГЕНЕЗ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ШОКА
1.Виды реактивности. Факторы, определяющие реактивность. Соотношение понятий реактивности, резистентности, гомеостаза. Влияние факторов внешней среды на реактивность. Особенности реактивности человека – роль социальных и экологических факторов. Роль реактивности в развитии профессиональных заболеваний
2.Шок как типовой патологический фазоворазвивающийся процесс.
Самостоятельная работа:
1. Изучение влияния различной температуры окружающей среды на чувствительность организма к гипоксии
4-е
занятие
ГИПОКСИИ.Нарушение механизмов энергообеспечения в клетке
3 час.
5-е
занятие
МЕХАНИЗМЫ ГИБЕЛИ КЛЕТКИ (апоптоз, некроз).Общие механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран и ферментов в клетке; значение перекисного окисления липидов (ПОЛ) в повреждении клетки; прооксиданты и антиоксиданты.. Отличие апоптоза и некроза
3 час.
6-е
НАРУШЕНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Классификация нарушений периферического кровообращения. Причины и патогенез артериальной и венозной гиперемии, ишемии, стаза, тромбоза.
Самостоятельная работа:
1. Наблюдение артериальной и венозной гиперемии, а также ишемии на ухе кролика
2. Наблюдение артериальной и венозной гиперемии на языке лягушки
3. Наблюдение развития тромбоза на брыжейке лягушки
4. Наблюдение развития жировой эмболии на языке лягушки
1 час.
1 час
1 час
7-е
занятие
Итоговое занятие по модулю.
Тестовый контроль знаний студентов
Оценка рефератов
МОДУЛЬ 2
8-е
занятие
ВОСПАЛЕНИЕ (альтерация и сосудистые изменения при воспалении) Этиология и патогенез воспаления. Физико-химические и сосудистые изменения в очаге воспаления. Медиаторы и модуляторы воспалительной реакции. Острофазовые реактанты.
Самостоятельная работа:
1. Наблюдение сосудистой реакции и эмиграции лейкоцитов при воспалении брыжейки лягушки
2. Определение активности ферментов гноя (протеолитических и амилолитических).
3. Определение рН гнойного экссудата
1,5 час
1,5 час
9-е
занятие
ВОСПАЛЕНИЕ (инфильтративная и репаративная стадии воспалительной реакции))
Эмиграция лейкоцитов в очаге воспаления, механизм развития. Молекулы адгезии и их роль в экстравазации клеток раннего и позднего инфильтрата. Фагоцитоз, стадии, механизм. Роль нейтрофилов в очаге воспаления. Роль макрофагов в регуляции процессов пролиферации и ангиогенеза..
Самостоятельная работа:
1. Наблюдение фагоцитоза птичьих эритроцитов в перитонеальном экcсудате морской свинки – опыт И.И. Мечникова .
1,5 час
1,5 часа
10-е
занятие
ПАТОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ. ЛИХОРАДКА
Механизмы гомойотермии в организме человека. Лихорадочная реакция организма, этиология, патогенез, стадии, изменения в организме. Типы температурных кривых. Гипотермия, этиология, патогенез, стадии, использование в медицине. Гипертермия, этиология, патогенез, стадии.
Самостоятельная работа:
1.Изучение экспериментальной гипотермии у мыши
2.Изучение экспериментальной гипер- и гипотермии у пойкилотермных животных (лягушек)
1,5 час
1,5 час
11-е
занятие
ОПУХОЛЕВЫЙ РОСТ
Семинар на тему «Этиология и патогенез опухолевого роста»
3 час
12-е
занятие
ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ
Семинар на тему «Аллергия. Иммунодефициты. Аутоиммунные заболевания»
3 час
13-е
занятие
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МОДУЛЮ.
Тестовый контроль знаний
Оценка рефератов
3 час.
Модуль 3
14-е
занятие
НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ
Семинар на тему: Нарушения кислотно-основного состояния
Самостоятельная работа:
1. Решение задач с нарушениями кислотно-основного состояния
2 час.
1 час
15-е
занятие
ПАТОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКРОЛИТНОГО ОБМЕНА. ОТЕКИ
Факторы, регулирующие объем воды в организме. Дегидратация и гипергидратация, виды, механизмы компенсации. Отеки как проявление нарушения водного баланса. Классификация отеков. Механизм развития отеков: сердечных, застойных, воспалительных, токсических, почечных (при нефрите и нефротическом синдроме), голодных.
Самостоятельная работа:
1. Изучение влияния изменений осмотического давления в сосудистой системе лягушки на развитие отека.
2. Изучение влияния рН среды на гидрофильность белков ткани
1,5 часа
1,5 часа
16-е
занятие
ПАТОЛОГИЯ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА. Изменения углеводного обмена, связанные с нарушением их поступления с пищей, переваривания и всасывания. Нарушения синтеза, депонирования и расщепления гликогена. Гипогликемические состояния, виды, причины и механизмы возникновения. Гипергликемии,виды. Сахарный диабет, общая характеристика заболевания, виды. Последствия избыточного гликозилирования структур различных тканей, осложнения сахарного диабета. Диабетический кетоацидоз
3 час.
17-е
Занятие
ПАТОЛОГИЯ ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВОГО ОБМЕНА. Остепении, суть нарушений. Гипо- и гиперкальциемия, основные причины и проявления. Гипо- и гиперфосфатемии.
3 час
18-е
Занятие
ПАТОЛОГИЯ ЛИПИДНОГО ОБМЕНА. Недостаточное и избыточное поступление жира в организм. Гиперлипемия, понятие, виды. Гиперхолестериемии, виды. Атеросклероз, этиология, патогенез, факторы риска. Ожирение, виды и механизмы.
3 час
19-е
занятие
ПАТОЛОГИЯ БЕЛКОВОГО ОБМЕНА. Нарушения усвоения белков пищи, обмена аминокислот и аминокислотного состава крови. Нарушение конечных этапов белкового обмена, гиперазотемия. Нарушения транспортной функции белков плазмы крови. Белково-калорийная недостаточность. Голодание, истощение, кахектический синдром.
3 час
20-е
занятие
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МОДУЛЮ
Тестовый контроль знаний студентов
Проверка рефератов
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление