Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансово-правовых норм




Финансовое право как отрасль российского права представляет собой сово­купность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, склады­вающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Понятие, система, источники и субъекты финансового права

Тема № 7 Финансовое право

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

В целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения осуществляются личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, например, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Досмотр транспортного средства. Это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр транспортного средства осуществляется специальными лицами в присутствии двух понятых и в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Лицо. которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, направление на медицинское освидетельствование осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства.

 


Предметом финансового права являются общественные отношения, которые воз­никают в процессе осуществления финансовой деятельности государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию денеж­ных фондов государства. Характерной особенностью общественных отношений, состав­ляющих предмет финансового права, является то, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

В предмет финансового права входят общественные отношения, складывающиеся между:

1) государством, и административно-территориальными единицами в связи с распределением средств государственного бюджета;

2) финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов и расходу бюджетных средств;

 

3) финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения централизованных бюджетных фондов;

4) юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений;

5) финансово-кредитными органами и различными организациями по поводу образования
и распределения кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

6) финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.

Основным методом финансово-правового регулирования является метод власт­ных предписании. Его суть состоит в том. что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленческие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотношения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен.

Система финансового права - совокупность объективных и обусловленных фи­нансовых общественных отношений, в которых в определенной последовательности по­строены, объединены и расположены финансово-правовые нормы. Система финансового права состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В Общую часть финансового права входят нормы, закрепляющие общие принци­пы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, право­вое положение субъектов финансовых правоотношений, порядок осуществления финан­сового контроля в государстве.

Особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке и ло­гической последовательности подотрасли и институты финансового права. В Особенной части финансового права особое место занимают группы финансово-правовых норм, объ­единенных в подотрасли: бюджетное право и налоговое право.

Основными правовыми институтами финансового права являются: правовое регулирование доходов; правовое регулирование государственных расходов и бюджетного финансирования; правовое регулирование государственного долга и кредита, валютное регулирование и валютный контроль и др.

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права.

Основным источником финансового права в Российской Федерации является норматив­ный правовой акт,

К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

1. Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого пла­тить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, уста­навливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч, 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; нормы п, «ж» и «з» ст. 71, закрепляющие в веде­нии Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова­ние, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические служ­бы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, фе­деральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что госу­дарственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и раз­мещаются на добровольной основе и др.

2. Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего, в некоторых федеральных конституци­онных законах (т.е. тех. которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», опре­деляющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодек­сы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующих определенный круг общественных отношений. К ним относятся Бюджетный кодекс РФ и Налоговый ко­декс РФ. К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные за­коны, содержащие финансово-правовые нормы. Примерами могут служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», со­держащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципаль­ного бюджета, организацию муниципальных займов, принимаемый каждый год федераль­ный закон о бюджете на предстоящий финансовый год и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции данного субъекта в области финансов. Среди них - закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процес­се в том или ином субъекте РФ, многие законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

 

3. Среди нормативных правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют по­ рядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансо­вого контроля», «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стра­не», «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного зако­нодательства Российской Федерации».

4. Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

5. Часто источником финансового права являются ведомственные нормативные правовые акты. Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов.

6. Источником финансового права являются и локальные нормативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, утвержденные компетентными ор­ганами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соот­ветственно, финансово-правовые нормы.

7. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор, В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например. Соглашение между Правительст­вом РФ и Правительством Республики Узбекистан «Об Избежании двойного нало­гообложения доходов и имущества». Соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Республики Болгария «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и др.

Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источ­ника финансового права выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налого­вым, вопросам.

8. Особое значение в качестве источника финансового права имеют решения Конституционного Суда РФ.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы; а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся Российская Федерация в целом и ее субъекты, (государство), а также муниципальные образования. К коллектив­ным субъектам - органы государственной власти и организации. Индивидуальными субъ­ектами финансового права являются физические лица и должностные лица органов госу­дарственной власти.

 

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это общеобязательное, формально-определенное, исходящее от государства и муниципальных образований, ох­раняемое принудительной силой государства предписание, направленное на регулирова­ние возникающих в процессе планового образования, распределения и использования го­сударственных (муниципальных) денежных фондов, содержащее права иобязанности уча­стников финансового правоотношения.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят госу­дарственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила пове­дения юридическим липам, гражданам в области финансовой деятельности. Эти нормы выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулирован­ных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы иусловий ее применения.

Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образований. Они устанавливают права и обязанности участников финансовых правоотношений, обстоятельства, при кото­рых возможно стать носителем прав и обязанностей, предусматривают ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний.

В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы финансового права могут быть трех видов — обязывающие, запрещающие иуполномочивающие.

Запрещающие финансово-правовые нормы — это нормы, устанавливающие обя­занность лица воздержаться от совершения определенных действий.

Обязывающие финансово-правовые нормы — это нормы, устанавливающие обя­занность выполнения определенных действий.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы определяют полномочия участни­ков финансового правоотношения в совершении определенных действий.

В зависимости от объема действия финансово-правовые нормы классифицируются на общие испециальные. Общими являются нормы, регулирующие несколько видов фи­нансовых отношений. К специальным нормам относятся только те, что распространяют свое действие на определенный вид финансовых правоотношений.

Различаются финансово-правовые нормы в зависимости от их действия в про­странстве: действующиена территории Российской Федерации, на территории субъекта Российской Федерации, в пределах муниципального образования.

Финансово-правовые нормы, помимо метода воздействия на участников финансо­вых отношений, в зависимости от своего содержания подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной сис­темы, бюджетное устройство, виды иобъем денежных обязательств юридических и физи­ческих лип перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит порядка 130 статей (часть 3 БК РФ), регулирующих бюджетный процесс.

В зависимости от назначения финансово-правовые нормы делятся на регулятивные и охранительные, Регулятивные финансово-правовые нормы содержат предписания, пре­доставляющие участникам правоотношения определенные права, возлагающие на них обязанности. Охранительные нормы направлены на обеспечение эффективности реа­лизации правоотношений, защиту интересов государства в финансовой сфере.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции pi санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть фи­нансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотноше­ний. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход,

Основа финансово-правовой нормы — диспозиция. Она содержит предписание о том. как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, явля­ются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписания государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Так, распространенную санкцию в области финансового права — пеню — финансовые органы применяют автоматически, не уста­навливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа неизбежно применяется эта санкция.

Норма права, регулирующая специфические общественные отношения — отноше­ния в области финансовой деятельности государства, несет на себе еще одну, присущую только нормам финансового права нагрузку, — она должна не только регулировать отно­шения по распределению и финансовому контролю, но и стимулировать действия субъ­ектов в области финансовой деятельности государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.