КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 3: Психические процессы
Окружающая среда оказывает воздействие на человека через органы чувств. С и помощью человек формирует свой внутренний мир (сознание): · Ощущение · Восприятие · Внимание · Память · Мышление · Речь · Эмоции · Воля Все психические процессы человека делятся на 3 группы: 1) Познавательные – выполняют ориентировочную функцию; 2) Эмоциональные – выполняют функцию переживания, сигнализирующую; 3) Волевые – всегда осознаваемые, выполняют регулирующую функцию.
Все познавательные процессы можно разделить на две основных группы: 1) Процессы чувственного познания – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение 2) Процессы рационального познания – мышление, речь. Анализ процессов чувственного познания: 1) Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов материального мира и внутреннего состояния организма, при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы. Механизм ощущения: Стимул => Рецептор => Проводящие пути => Центр в коре головного мозга => Ощущения Основные функции ощущения: 1. Предопределение познания окружающего мира и мира в себе; 2. Основа познания и адаптивного поведения; 3. Выступают как потребность живого организма (постоянно что-либо ощущать). Классификация ощущений: 1. По качеству: вкусовые, обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные; 2. По локализации: · Экстероцептивные – ощущения возникают на рецепторы, расположенные на поверхности тела (дистантные – на опр. расстоянии от человека (осадки, ветер); контактные – непосредственный контакт) · Интроцептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма · Проприоцептивные – ощущения в мышцах, позволяющие отражать движения. Свойства ощущений: 1. Качество; 2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; 3. Длительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью (одежду одели, прошло время и если все нормально, то ее не чувствуешь); 4. Пространственная локализация раздражителей – дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. 2) Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, событий, возникающих при непосредственном воздействии раздражителя. Продукт восприятия – целостный образ. Основная функция – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире. Свойства восприятия: 1. Предметность – выражается в отн-ии сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру; 2. Целостность – восприятие всегда есть целостный образ; 3. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру их этих ощущений; 4. Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.; 5. Осмысленность – все,что мы воспринимаем мы соотносим с теми знаниями, которые у нас уже есть; 6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими (то, что более значимо, на том фокусируем больше внимания). 3) Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания человека в данный момент времени на определенные объекты, при одновременном отвлечении от других. Функции внимания: 1. Селекция – отделять значимые объекты от незначимых; 2. Улучшение восприятия – ясность, четкость, интенсивность образа; 3. Обеспечение контроля за деятельностью и регуляцией движения. Виды внимания: 1. По направленности: a. Внутренние – сознание направленно на образы внутреннего мира человека и сосредоточено на каких-либо из них; b. Внешнее – сознание направлено на внешние объекты. 2. По модальности: зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое, вкусовое. 3. По степени участия воли: a. Непроизвольное внимание – внешний объект управляет вниманием; b. Произвольное – человек сам определяет направленность внимания; c. Послепроизвольное – интерес управляет вниманием (было интересно читать, не заметил и прочитал больше, чем хотелось) Свойства внимания: 1. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; 2. Объем – то количество информации, которое человек может охватить одновременно; 3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания); 4. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; 5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; 4) Память – это психический процесс, который влияет на запечатление, сохранение и последующее воспроизведение полученного опыта. Функция – обеспечение целостности и единства сознания и личности. Виды памяти: 1. По характеру психической активности: a. Длительная память – на действия, движения (ходьба, письмо); b. Эмоциональная память – на чувства, переживания; c. Образная; d. Словесно-логическая. 2. По степени произвольности: a. Непроизвольная; b. Произвольная. 3. По степени сохранения информации: a. Мгновенная (последовательные образы); b. Кратковременная – обеспечивает хранение информации от нескольких миллисекунд до 10 минут, обеспечивает пространственную ориентацию; c. Долговременная – в ней хранится вся стратегическая информация, помещается только то, что имеет эмоциональную значимость для человека; d. Оперативная – зазубрил => сдал => забыл. 5) Мышление – это социально-обусловленный неразрывно связанный с речью, психологический процесс поиска и открытия существенно нового, а также опосредованного и обобщенного отражения действительности, в ходе ее анализа и синтеза. Функции мышления: 1. Установление всеобщих взаимосвязей; 2. Понимание сущности конкретного явления; 3. Обобщение свойств однородной группы явлений. Виды мышления: 1. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное; 2. По степени новизны: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое); 3. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое; 4. По степени развернутости: дискурсивное (с помощью логических умозаключений), интуитивное (одномоментное рассмотрение решения без его анализа). Формы мышления: 1. Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющих отличать эти предметы и явления от смежных с ними; 2. Суждение – мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной/ложной; 3. Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение. Мыслительные операции: 1. Анализ – мысленное расчленение предметов на основные части 2. Синтез – от частного к общему 3. Абстракция – отвлечение существенных признаков предмета от несущественных 4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного 5. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях и ситуациях. 6) Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка (особый вид деятельности) Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Свойства речи: 1. Содержательность – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего; 2. Понятность – обусловлена объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям. 3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, расстановкой акцентов. 4. Действенность – определяется влиянием на мысли, чувства (глаголы). Виды речи: 1. Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств; 2. Внутренняя – направлена на себя, носит свернутый сокращенный характер; 3. Устная – протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией; 4. Письменная – имеет четкий замысел, сложную смысловую программу, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности; 5. Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники, возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки; 6. Монологическая речь – развернутая связанная речь, предъявляет высокие требования к говорящему, требует тщательного отбора слов и оборотов; 7. Аффективная – не имеет замыслов, очень проста и ограничена (Ах!!!, Ух ты!!!). 7) Воображение – психический процесс создания образа предмета или явления посредством перестройки имеющего представления. Основные функции: 1. Представление действительности в форме образов; 2. Создание программы поведения; 3. Формирование внутреннего плана человека – самооценка и самовосприятие; 4. Программирование и прогнозирование деятельности. Виды воображения: 1. По предмету деятельности: a. Эмоциональное – образы ассоциируются с эмоциями: b. Концептуальное – образы основаны на той стратегии мышления, которую использует человек; c. Образное. 2. По способам активности: a. Активное воображение – мечта (осознание желаемого будущего); b. Пассивное воображение – грезы (фантастические образы, которые вызываются намерено, но не требуют осуществления в реальности). 3. По результатам деятельности: a. Творческое воображение – создаются новые образы, которые не существовали; b. Воссоздающее воображение – самостоятельно создаем образ предмета или явления на основе его описания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |