Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 3: Психические процессы

Окружающая среда оказывает воздействие на человека через органы чувств. С и помощью человек формирует свой внутренний мир (сознание):

· Ощущение

· Восприятие

· Внимание

· Память

· Мышление

· Речь

· Эмоции

· Воля

Все психические процессы человека делятся на 3 группы:

1) Познавательные – выполняют ориентировочную функцию;

2) Эмоциональные – выполняют функцию переживания, сигнализирующую;

3) Волевые – всегда осознаваемые, выполняют регулирующую функцию.

 

Все познавательные процессы можно разделить на две основных группы:

1) Процессы чувственного познания – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение

2) Процессы рационального познания – мышление, речь.

Анализ процессов чувственного познания:

1) Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов материального мира и внутреннего состояния организма, при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.

Механизм ощущения:

Стимул => Рецептор => Проводящие пути => Центр в коре головного мозга => Ощущения

Основные функции ощущения:

1. Предопределение познания окружающего мира и мира в себе;

2. Основа познания и адаптивного поведения;

3. Выступают как потребность живого организма (постоянно что-либо ощущать).

Классификация ощущений:

1. По качеству: вкусовые, обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные;

2. По локализации:

· Экстероцептивные – ощущения возникают на рецепторы, расположенные на поверхности тела (дистантные – на опр. расстоянии от человека (осадки, ветер); контактные – непосредственный контакт)

· Интроцептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма

· Проприоцептивные – ощущения в мышцах, позволяющие отражать движения.

Свойства ощущений:

1. Качество;

2. Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

3. Длительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью (одежду одели, прошло время и если все нормально, то ее не чувствуешь);

4. Пространственная локализация раздражителей – дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

2) Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, событий, возникающих при непосредственном воздействии раздражителя.

Продукт восприятия – целостный образ.

Основная функция – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.

Свойства восприятия:

1. Предметность – выражается в отн-ии сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;

2. Целостность – восприятие всегда есть целостный образ;

3. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру их этих ощущений;

4. Константность – мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.;

5. Осмысленность – все,что мы воспринимаем мы соотносим с теми знаниями, которые у нас уже есть;

6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими (то, что более значимо, на том фокусируем больше внимания).

3) Внимание – это сосредоточенность и направленность сознания человека в данный момент времени на определенные объекты, при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания:

1. Селекция – отделять значимые объекты от незначимых;

2. Улучшение восприятия – ясность, четкость, интенсивность образа;

3. Обеспечение контроля за деятельностью и регуляцией движения.

Виды внимания:

1. По направленности:

a. Внутренние – сознание направленно на образы внутреннего мира человека и сосредоточено на каких-либо из них;

b. Внешнее – сознание направлено на внешние объекты.

2. По модальности: зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое, вкусовое.

3. По степени участия воли:

a. Непроизвольное внимание – внешний объект управляет вниманием;

b. Произвольное – человек сам определяет направленность внимания;

c. Послепроизвольное – интерес управляет вниманием (было интересно читать, не заметил и прочитал больше, чем хотелось)

Свойства внимания:

1. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

2. Объем – то количество информации, которое человек может охватить одновременно;

3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);

4. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте;

4) Память – это психический процесс, который влияет на запечатление, сохранение и последующее воспроизведение полученного опыта.

Функция – обеспечение целостности и единства сознания и личности.

Виды памяти:

1. По характеру психической активности:

a. Длительная память – на действия, движения (ходьба, письмо);

b. Эмоциональная память – на чувства, переживания;

c. Образная;

d. Словесно-логическая.

2. По степени произвольности:

a. Непроизвольная;

b. Произвольная.

3. По степени сохранения информации:

a. Мгновенная (последовательные образы);

b. Кратковременная – обеспечивает хранение информации от нескольких миллисекунд до 10 минут, обеспечивает пространственную ориентацию;

c. Долговременная – в ней хранится вся стратегическая информация, помещается только то, что имеет эмоциональную значимость для человека;

d. Оперативная – зазубрил => сдал => забыл.

5) Мышление – это социально-обусловленный неразрывно связанный с речью, психологический процесс поиска и открытия существенно нового, а также опосредованного и обобщенного отражения действительности, в ходе ее анализа и синтеза.

Функции мышления:

1. Установление всеобщих взаимосвязей;

2. Понимание сущности конкретного явления;

3. Обобщение свойств однородной группы явлений.

Виды мышления:

1. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное;

2. По степени новизны: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое);

3. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;

4. По степени развернутости: дискурсивное (с помощью логических умозаключений), интуитивное (одномоментное рассмотрение решения без его анализа).

Формы мышления:

1. Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющих отличать эти предметы и явления от смежных с ними;

2. Суждение – мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истинной/ложной;

3. Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение.

Мыслительные операции:

1. Анализ – мысленное расчленение предметов на основные части

2. Синтез – от частного к общему

3. Абстракция – отвлечение существенных признаков предмета от несущественных

4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего и различного

5. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях и ситуациях.

6) Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка (особый вид деятельности)

Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Свойства речи:

1. Содержательность – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего;

2. Понятность – обусловлена объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.

3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, расстановкой акцентов.

4. Действенность – определяется влиянием на мысли, чувства (глаголы).

Виды речи:

1. Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств;

2. Внутренняя – направлена на себя, носит свернутый сокращенный характер;

3. Устная – протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией;

4. Письменная – имеет четкий замысел, сложную смысловую программу, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности;

5. Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники, возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки;

6. Монологическая речь – развернутая связанная речь, предъявляет высокие требования к говорящему, требует тщательного отбора слов и оборотов;

7. Аффективная – не имеет замыслов, очень проста и ограничена (Ах!!!, Ух ты!!!).

7) Воображение – психический процесс создания образа предмета или явления посредством перестройки имеющего представления.

Основные функции:

1. Представление действительности в форме образов;

2. Создание программы поведения;

3. Формирование внутреннего плана человека – самооценка и самовосприятие;

4. Программирование и прогнозирование деятельности.

Виды воображения:

1. По предмету деятельности:

a. Эмоциональное – образы ассоциируются с эмоциями:

b. Концептуальное – образы основаны на той стратегии мышления, которую использует человек;

c. Образное.

2. По способам активности:

a. Активное воображение – мечта (осознание желаемого будущего);

b. Пассивное воображение – грезы (фантастические образы, которые вызываются намерено, но не требуют осуществления в реальности).

3. По результатам деятельности:

a. Творческое воображение – создаются новые образы, которые не существовали;

b. Воссоздающее воображение – самостоятельно создаем образ предмета или явления на основе его описания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 2: Сознание человека | Вопрос № 2: Структура личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.