Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 6-7. Философия человека

1. Происхождение и сущность человека.

2. Смысл человеческого бытия.

3. Нравственные ценности.

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

5. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

6. Религиозные ценности и свобода совести.

 

 

1. Происхождение и сущность человека.

 

Антропология – учение о человеке.

Философская антропология – философское учение о человеке или философия человека.

Задача философской антропологии сводится к изучению и обоснованию сущности человеческого бытия и человеческой индивидуальности.

Философская антропология пытается определить не только человеческую природу, но и смысл окружающего мира из самого человека.

По мнению представителей этого направления все центральные философские проблемы можно свести к одной проблеме – проблеме человека.

Что это за “проблема человека?”

1. Проблема бытия человека и его смысл.

Основная проблема человека состоит в том, что человек единственное существо на планете для которого его собственное существование является проблемой.

Почему человека всегда не удовлетворяет его собственное бытие?

2. Проблема: какими ценностями человек руководствуется в своей жизни или какие ценность положить в качестве основных.

Определение иерархии ценностей, из которых человек исходит и которым он следует. Теория ценностей называется аксиологией.

Родоначальником антропологической школы является немецкий философ Макс Шелер (1874-1928). Последователи Гельмут Плеснер (1892-1985), Тейяр де Шарден (1881-1955), Клод Леви-Строс(с) (1908-1990).

Первые представления о человеке возникают задолго до возникновения современной цивилизации и самой философии.

Первые представления человека о мире, обществе и о себе самом носят во многом мифологический, религиозный и мистический характер.

Примеры первых представлений о человеке.

Первые представления о человеке возникают на Древнем Востоке: Индия и Китай. Эти представления носят религиозный, мифологический и мистический характер.

Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. После смерти человеческая душа (атман) возрождается вновь.

Круговорот жизни – сансара.

Карма – это закон воздаяния за неправедную жизнь в прошлом.

В Китае. Дао – принцип равновесия. Это Инь и Ян. Инь – женское начало, Ян – мужское. Инь пассивное начало, а Ян активное. Главное это гармония. Гармония чего? Гармония энергий. Природа гармонична? Гармонична! Так и человек должен искать гармонию – основа гармония внутри человека, баланс различных энергий. Нужно избегать крайностей! Это путь ДАО.

Человек понимается как гармония природных начал.

Античная философия.

В Античности много позиций. Платон, Сократ и др.

Человек – мера всех вещей. Протагор (480-410, Абдеры. Изгнан из Афин за свое сочинение “О богах”, по дороге случайно утонул. Софист).

Человек – это общественное животное. Аристотель. (род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого.

У Сократа – человек это познающее существо. Главная черта человека – это способность к познанию. «Познай самого себя!».

Средние века.

Доминирует христианство.

Учение христианства состоит в учении о Благодати Божией и греховной природе человека, которой определяется понятие человеческой свободы.

Бог – источник познания. Бог вносит свет в души людей.

Человек свободен только тогда, когда он следует Божественному закону.

Когда человек покоряется своим влечениям, он находится в рабстве у греха.

Основой духовной жизни человека становится воля и вера, а не разум.

В эпоху Возрождения и Нового времени человек – это сначала исследователь Природы, а потом покоритель природы.

В наше время. Много позиций.

Антропологический принцип – человек сам для себя последняя цель. Кант, Фейербах.

Космизм (Циолковский, Чижевский, Вернадский, Тейяр де Шарден). Взаимосвязь человека с Космосом.

Персонализм – роль личности. Бердяев, Гегель.

Экзистенциализм. Прагматизм. Неотомизм.

В основном – это критика современного общества и современного человека.

Человек – это постепенно свихнувшаяся разновидность хищной обезьяны, помешанная на так называемом духе. Теодор Лессинг (1872-1933).

Интерес к антропологии возник в конце 19 начале 20-го века. Интерес был вызван несколькими причинами.

1. Нарастающая критика науки и, в особенности, естественнонаучного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру в целом.

2. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.

3. Социальные изменения в обществе. Социальная роль человека.

Уход с исторической сцены доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу.

Права человека – антропоцентризм. Социология.

Казалось нет проекта куда можно было бы поставить человека. Христианство пало, социальные концепции были высмеяны. Но вот новый проект – человек опять в центре – это права человека!

Философская антропология рассматривает:

1. Происхождение человека

2. Смысл человеческого существования, который раскрывается через культуру, мораль, науку, социальное строительство и др.

По каждому вопросу много точек зрения.

По поводу происхождения человека предполагается комплексный подход, включающий многочисленные факторы, как труд, язык, сознание, те или иные формы общности, регулирование брачных отношений, нравственность.

Рассмотрим проблему происхождения человека:

1. Витализм (от латинского vitalis – жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы ("жизненная сила", "душа", "энтелехия" и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма. Виталистические воззрения зародились в древности и в различных формах периодически возрождаются.

2. Креационизм (от латинского creatio – сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.

3. Человек, общественное существо, обладающее сознанием, разумом; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса – антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

В соответствии с эволюционной теорией, считается, что человек произошел от обезьяны.

Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами.

Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю.

Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Дарвинизм – теория происхождения видов в той форме, которая была ей придана Дарвином.

Основу этой теории составляют установленные на опыте факты изменчивости видов живых существ, наследственности и перепроизводства потомков.

Перепроизводство потомков вызывает (и в этом суть дарвиновского учения) борьбу за существование среди организмов, которая приводит к гибели тех, которые из-за отсутствия соответствующих качеств не выдерживают этой борьбы, погибают, вымирают;

те, которые благодаря соответствующим качествам и способностям выдерживают борьбу, образуют расу, размножаются и передают свои свойства по наследству потомкам путем отбора наиболее выносливых (естественный отбор).

Философское значение дарвинизма заключается в его попытке дать каузально- механистическое объяснение «целесообразности», встречающейся в природе и в жизни человека.

Естественный отбор и борьба за существование с природой и с другими живыми организмами. Но естественный отбор идет внутри вида, а не между видами.

Борьба за существование (естественный отбор) и приспособление к окружающей среде.

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным (1809-1882) эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Трудовая теория это модернизация теории Дарвина.

Нам она известна в ее марксистском варианте, однако, не сводится к ней.

Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека.

В ходе трудовой деятельности рука становится все более гибкой и свободной.

Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу.

Орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Но, почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека?

В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т.п., а это вынудило их к производству материальных благ.

Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу (тем более, в течение короткого периода тысячи лет) от инстинктообразных к целеполагающим формам труда.

Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека.

Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования на социальные.

Животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе элементы целеполагания, известного под именем «ручного интеллекта» или «практического мышления».

Однако это не влечет последствий, которые обнаруживаются у человека. Опыт не аккумулируется, передача его от поколения к поколению не осуществляется, развитие животных не происходит.

Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что изготовляемые человеком орудия труда аккумулируют в себе способы деятельности с ними. Это достигается тем, что в процессе изготовления предмету придается целесообразная форма – опредмечивание.

Распредмечивание этих форм осуществляется как развитие человеческих способностей.

Превращение цели в предмет (орудие труда) – опредмечивание, а умение пользоваться – распредмечивание. Достижение цели требует опосредствующих моментов. Посредством чего-то.

Опредмечивание не только создание орудий труда, а живопись, обряды, суеверия, язык и т.д. А распредмечивание – это способность понять, что это значит или могло бы значить. Здесь не важна правильность понимания, а важен сам процесс мысли. Человек стал мыслить.

Навыки по опредмечиванию и распредмечиванию закрепляются в социальных отношений и передаются путем обучения.

Труд – это целесообразная, осмысленная деятельность по преобразованию природы.

Человеческий труд отличается от прос­того естественного преобразования прежде всего тем, что он предполагает участие по­средников в производственном процессе. Посредник – орудие труда.

Простое естественное присвоение состоит в собирании готовых жизненных средств, например плодов. В этом случае нет тру­да в собственном смысле слова.

Первобытное состояние человечества, когда род человеческий рассеян в лесах среди животных и живет тем, что ему дают сами растения. Т.е. нет трудовой деятельности. Животное довольствуется тем, что дает природа.

Обезьяна, снимающая кожуру с пло­да, птица, строящая гнездо, или бобер, со­оружающий плотину, поистине изменяют природу ради ее использования. Но они употребляют для этой деятельнос­ти свои естественные органы.

Наоборот, в труде человека данное самой природой становится органом его деятельности.

Та­ким образом, в человеческую деятельность включается посредничество инструмента или орудия – изготовленного предмета, который нужно отличать от предметов, просто подготовленных для потребления.

Муравейник, гнездо птицы, плотина бобра являются, как и кровать или дом человека, только предметами пользования.

Правда, у обезьяны замечалось использование инст­рументов, но палка, которую она использу­ет, чтобы приблизить к своей руке банан, употребляется только в силу сиюминутной необходимости: палка не сохраняется и тем более не готовится, подобно орудию, для возможного употребления.

Труд может быть оп­ределен как изменение природы посредством орудий труда.

Включение орудий труда в процесс измене­ния природы открывает бесконечную се­рию опосредствований, при которых произ­водство может быть только сознательным.

Употребление органов может вызываться инстинктом. Но употребление различных орудий должно быть мысленно представлено и обдумано.

Поэтому труд является не просто деятельностью, а осмысленной, целесообразной деятельностью.

Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек превосходит людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своем сознании, представлении, воображении.

 

Труд управляется сознанием желаемой цели, которая как закон опреде­ляет способ и характер действий человека и которой он должен подчинять свою во­лю.

При этом постоянное подчинение цели держит волю в состоянии напряжения. Если человек перестанет трудиться он погибнет.

Характерное для труда опосредование со­знанием отличает его от счастливой непо­средственности инстинктивных форм дея­тельности.

Если природа творит себя без видимого усилия и если животные, даже в их наиболее интенсивных видах деятель­ности, кажутся играющими, то труд требу­ет всегда тяжелых усилий.

Труд является в некоторых отношениях состоянием противоестественным, так как его исходная точка – противодействие приро­ды, против которой человек должен бороться, чтобы отвоевать у нее условия своего сущест­вования.

При этом естественные силы челове­ка уже недостаточны для него, ему нужно создать новую силу, которая может произой­ти только в результате кооперации людей.

Труд выражает, стало быть, конфликт человека с природой, в котором человечество выступает как коллективная сила.

Разделение труда, обмен продуктов труда.

Представители философской антропологии утверждают, что отличие человека от животных заключается в его способности отрешиться от давления биологических потребностей, что основа человеческого существования – дух, замещающий одни объекты наших влечений другими.

 

 

2. Смысл человеческого бытия.

 

Смысл в том, чтобы стать личностью.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

 
 

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Индивид – некоторые общие черты, присущие всему роду (речь, прямохождение и проч.).

Индивидуальность выражает единичное, т.е. индивидуальные качества или свойства в человеке. Это черты характера, способности.

Индивид реализует базовые потребности человека.

Личность, а на латыни «persona».

Личность есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Всеобщее – род, особенное – индивидные качества, единичное – индивидуально-неповторимые качества.

Личность есть субъект целеполагания и волевого решения.

Самостоятельность принимаемого решения. Творчество – саморазвитие.

Что лежит в основе поведения? Если физиология и психология – индивидуальность. Если целевые установки, ценности – личность. Развитие личности – поэтапна и постепенно.

Человек и общество взаимосвязаны – взаимообусловлены. Социализация – освоение социальной роли.

1) Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

2) Человек — это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

"Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

Возможность ошибки: коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное

3) Человек един, но не однороден, не одномерен. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объеди­нено каждой конкретной личностью.

Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспи­тывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно­го направления — потребления. Человек-потребитель постепен­но становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

4) Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Благодаря научно-технической революции и псевдокультуры человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

5) Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении.

Проблема человека и толпы. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

6) Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.

7) Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают про­граммы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без фило­софии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными.

Личность — творец всей человеческой культуры. Цель философии — разработать метод понимания человеческой субъективности.

Такова реальность.

 

3. Нравственные ценности

 

Нравственные ценности составляют:

- гражданские ценности (личностные, семейные, правовые, патриотизм);

- культурные ценности (культура общества, образование, толерантность, демократия);

- духовные ценности (духовное самосознание, подвижничество, одухотворённость культуры).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выделим основные философские проблемы техники | Личностные ценности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.