Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 8-9. Социальная философия




1. Человек, общество, культура.

2. Человек в системе социальных связей.

3. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

4. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.

5. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

 

1. Человек, общество, культура.

Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке - социальная или биологическая - является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение - культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях - общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности.

Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов. Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы.

Одновременно с обществом, на человека воздействует культурная среда, посредством которой формируется ментальность, т.е. специфический этно-национальный стиль мышления, определяющий ценностную иерархию, идеалы и т.п. Общество регулирует совместную деятельность людей, культура придает ей индивидуальную значимость. Культура является уникальным способом существования человека, она создается в результате знаково-символического обмена между людьми.

Развитие культуры и общества имеет исторический характер, выраженный в различных формах деятельности человека, изменяющихся по своему содержанию с течением времени, что получило название социокультурогенеза.

2. Человек в системе социальных связей.

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывала принципы, критерии дифференциации человеческих черт и качеств, а значит вырабатывало представления о совершенном человеке. Идеал человека – это своеобразный ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Уже в древности был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В ходе развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных культурологических концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала. Рассмотрим представление о совершенном человеке в культурах разных эпох.

Древний мир

В Древнем Китае в книге «Луньюя» записано: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». В древнем Китае разработку совершенного человека можно найти в учении Конфуция и его последователей, в учении о «благородном муже», которому свойственны такие качества как гуманность (жень), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи), искренность (синь), сыновняя почтительность (сяо) лежащая в основе семейных и государственных отношений.В Древней Индии в учении Будды есть понятие metta, что в переводе на русский язык означает любовь, отсутствие ненависти. В таком состоянии человек преодолевает в себе вражду и чувственную привязанность к миру и реализует себя в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

Античность

Греки и римляне выработали представление об идеальном типе человека, которые восприняли почти все последующие культурные эпохи. С одной стороны, наивысшее развитие демократического строя, полисной системы обусловило разнообразие и полнокровность культурной жизни: религией, мифологией, фольклором и т.д. С другой стороны, тяготение к гражданской элитарности приводит к выработке более или менее возвышенного аристократического идеала, отражающего другую сторону жизни того же античного общества – ее очевидную элитарность.

Поэтому античные греческие мастера искусства, писатели и мыслители отображают в своих произведениях и трудах элитарные устремления. Они создают образы физически прекрасных богов и героев в мифологии и изобразительном искусстве, правильные симметричные строения и целые комплексы в архитектуре и градостроительстве, образы людей, обладающих совершенным телом, в скульптуре, и разносторонне развитых, полноценных как в физическом, так и в духовном плане – в литературе.

В этическом аспекте вышеперечисленным требованиям духовно отвечала личность Сократа. Он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Сократ применял так называемую майевтику, искусство ведения беседы по средствам искусно задаваемых вопросов, что помогало обнаружить противоречие в рассуждениях собеседника и привести его к истине. Знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя» стало философским принципом Сократа. Во всем наблюдается этическая направленность мыслей Сократа. Он считал, что добродетели человека можно научить, а зло происходит от незнание добра. Сократ, по Гегелю, представляет собой всемирно историческую личность. Вся жизнь Сократа – это духовно-нравственный образец для людей.

Таким образом, лейтмотивом античной культуры была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. Отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.

Средневековье

В средневековой культуре совершенный человек – это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Основной принцип этических концепций данной культуры – это утверждение моральной ответственности человека за свои поступки. Особую роль в средневековой культуре отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога.

Как Наполеон говорил, всю жизнь он стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Так как Иисус Христос – это воплощение любви.

Таким образом, исходя из теоцентризма, как основного принципа средневековой культуры, мыслители создают идеал совершенного человека, который, подобно Иисусу Христу, способен на всеобъемлющую любовь. Совершенный человек должен любить ближнего, не лгать, не убивать, иметь сильную и непоколебимую веру в Бога, непрестанно трудиться, чтобы завоевать божью благодать, должен соблюдать все божьи заповеди.

Возрождение

Совершенный человек эпохи Возрождения универсален, он гений, в котором высшее уже составляет его природу, потенциально присуще и нуждается не в достижении, а в развертывании, актуализации и воплощении. В связи с антропологизмом, ведущим принципом эпохи, в культуре доминирует гуманизм. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, материального богатства, социальной карьеры, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии с помощью естествознания.

Таким образом, совершенный человек должен обладать всеохватывающим умом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободомыслием и образованностью, гармонией духовного и телесного, единством личного и общественного.

Представление о совершенном человеке привело к появлению новых форм восприятия мира; оптимистическому реализму.

Новое время

В Новое время наблюдается фанатическая вера в науку, в ее абсолютную безупречность. Радикально настроенным мыслителям казалось, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Исходя из приоритета разумного способа познания мира французский мыслитель Нового времени утверждает: «Мыслю, следовательно, существую», что становится лозунгом всей культуры. Не менее значимым и известным становится изречение английского философа Ф. Бэкона: «Знание - сила». Поэтому совершенный человек эпохи Нового Времени – это человек, обладающий высоким интеллектом, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гёте и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образом Фауста, Гетте дает представление об идеале человека. Это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум.

Таким образом, по определению Д. Локка, это благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности.

Современный век (XX-XXI)

Стремительное развитие техники и науки обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Совершенный человек в современную эпоху понимается как разносторонний и обязательно соответствующий информационно-технологическим стандартам: освоивший информационно-коммуникативные технологии, компьютерную технику, систему управления. К совершенному человеку предъявляются требования знаний, компетентности, профессионализма, умение оперативно ориентироваться в изменяющейся обстановке, требования высочайшей ответственности. Таким образом, совершенный человек – это «рыночный человек», человек – робот. Он должен выработать свое отношение к миру, поднявшись от будней повседневности до исторических общечеловеческих проблем.

Таким образом, мы проследили за представлениями о совершенном человеке в различных культурах в разное время. Это были идеальные типы людей, не всегда соответствующие реальности, а всего лишь являющиеся желаемой моделью.

Инкультурация и культурная самоидентичность. Человек входит в общество через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. Лишённый социума, он деградирует. К примеру, так называемые госпитальные дети, в раннем возрасте надолго оказавшиеся в «стерильных» медицинских условиях, серьезно отстают в умственном, речевом и, конечно же, культурном развитии от своих сверстников, ибо постоянное общение с матерью, а так же в среде ровесников не заменит ребенку казенное отношение сменного обслуживающего персонала. Будучи по своей природе существом социальным, он должен ответить на вопрос, кто он такой, что представляет собой его «Я», что окружает его в качестве «Не-Я» (природа, общество, социальные общности, мир культуры и т.д.), каким образом «Я» входит в мир культуры и зависит от него, при каких условиях «Я» становится творцом последнего?

Субъект культуры обнаруживает свою полимодальность, поскольку вступает в различные отношения, без которых немыслимо его существование. Личностью не рождаются, личностью становятся – гласит истина, которую можно интерпретировать: культурным человеком не рождаются, им становятся. И становятся в системе социальных связей. На формирование культурного человека, личности влияют такие факторы, как историческая память, религиозные доктрины, традиции и обычаи, социальные институты, коллективные мнения, предрассудки, культурные образы, идеалы, ценности и многое другое. Не только общество, культура воздействуют на человека, но и сам человек создавая «вторую природу», воздействует на неё, т.е. культура и личность тесно взаимосвязаны. С одной стороны, в культуре формируется определённый тип личности, с другой стороны, личность воссоздаёт, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, человек в культуре формирует сам себя, распредмечивая мир культуры, и становится творчески созидающим субъектом культуры.

Из всего сказанного вытекают закономерно два явления: инкультурация и культурная самоидентификация. Инкультурация – это процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Инкультурация – это постепенное вовлечение человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определённого типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как языковая система, ценностно-смысловые ориентиры, творческая деятельность, совокупность накопленных достояний в культуре, традиции и формы преемственности.

Культурная самоидентификация – это отождествление себя с конкретной культурой. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Каждый старается найти своё место в обществе, а значит быть принятым им. Поэтому он должен уметь строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Однако в процессе общения участвуют как минимум два человека, причем каждый из них является активным субъектом. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Установление тесной связи между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией – очень важно. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человек, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только это не означает отождествление одного человека другому. Человек может принимать во внимание линию поведения другого, но свою собственную строить по – иному. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к реципиенту, получила название исследования эмпатии, а так же аттракции. Аттракция-это понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, т.е. аттракция-это искусство нравится другим людям, производить на них приятное впечатление. Интеракция – это влияние одного человека на поведение и психологию другого.

Идентификационные типы личности в культуре и маргинальность. Индивид, выросший или живущий в той или иной социальной среде, принимая её культуру и образ жизни, чувствует себя особенно комфортно в своём кругу, на своей ступени социальной лестницы. Но эта комфортность может быть нарушена в силу разных причин. В процессе всей жизнедеятельности субъект наталкивается на разнообразные трудности в освоении и интериоризации прошлой и настоящей культуры. Будучи носителем освоенной культуры, он подчас сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей, индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура не всегда создаёт для этого условия, ограничивает или сдерживает его активность. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, а создаёт свой собственный микромир. Она порой способна выйти из своего мира в чужой, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь, определить своё отношение к ней, создать новые на основе этого отношения. Но порой это ей не удаётся. В связи с приспособленностью-неприспособленностью к культуре американский социолог Г. Абрамсон классифицирует следующие типы личностей:

1. «Традиционалист». Это человек, который в процессе социализации адаптируется к культурным нормам данного общества, принимает и признаёт их, ведёт себя, как все другие члены. Например, современный еврей, живя в двоящейся культуре, в западных странах всё больше редуцирует своё еврейское наследие и впитывает культуру неевреев. Он проходит фазу ассимиляции и идентификации, в которой принимает доминантное общество и его культуру безболезненно.

2. «Пришелец». Это человек, у которого ранняя идентификация протекала за пределами культурной общности, к которой он примкнул. И поэтому он ощущает себя на пороге совершенно нового культурного опыта. Тогда появляется у него ощущение чуждости и абсурдности происходящих событий. Тоска по далёкой Родине, чувство привязанности к оставленной где-то стране дополняются в жизни людей неизбежностью актуального самоопределения через ежедневную память о Родине. Пришелец постоянно обнаруживает свою «инаковость», чуждость в новой культуре. Старая культура была настолько естественна, что человек принимал её нормы, ценности и правила поведения, не осознавая этого. Память о Родине становится духовным стержнем, который предопределяет его культурные корни. Прошлое для него – Родина, а настоящее – линия разрыва с ней. Поэтому прошлое и настоящее вступают в духовный конфликт. Наступает так называемый «культурный шок». Сущность его заключается в остром конфликте старых и новых ценностей, ориентаций и идеалов, норм поведения на уровне индивидуального сознания, когда человек теряет ориентиры своего бытия. Ещё Альберт, всемирно известный лауреат Нобелевской премии, предостерегал: «Когда общество воздействует на индивида сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина – духовные и нравственные задатки человека. Происходит деморализация общества, и оно становится неспособным понимать и решать возникающие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно наступает катастрофа».

У «пришельца» наступает период долгого осознанного переживания культурного конфликта. Например, человек смешанной крови становится порой культурным гибридом (американские негры), т.е. маргинальной личностью, т.к. в нём как бы сталкиваются, а не смешиваются различные культуры. Люди – выходцы из деревни, переехавшие в город, осознают свою чужеродность новой культуре и оказываются эмигрантами в собственной стране.

3. «Изгнанник». Это человек, утративший первичные социальные связи с соплеменниками при сохранении этноса и символических традиций своей культуры. Духовный опыт «изгнанника» – это опыт изоляции и одиночества. «Изгнанник» замыкается в себе, его универсум ценностей или культуры никогда не может быть переведён абсолютно адекватно в универсум другого индивида или другой культуры. Его приспособление к чужой культуре бывает более продолжительным и менее успешным.

4. «Евнух». Это лица, лишённые памяти о каком-либо культурном прошлом, не обременённые никаким традиционно-символическим наследием и не вросшие в какую-либо социокультурную среду. Эти люди не обладают свободой выбора, они не развиты в волевом отношении. Такой индивид обычно находится во власти только биологических потребностей, его внутренний мир не развит, он не способен к рефлексии, к высокому уровню мыслительно-понятийной деятельности.

Есть и другая классификация идентификационных типов личности (Столяренко и др.).

Люди – посредники – поняли, приняли чужую культуру, но сохранили и свою родную.

Люди – маргиналы – отвергли обе культуры, то есть не приняли чужую, и не сохранили родную.

Люди – перебежчики – отбросили свою культуру в пользу чужой.

Люди – шовинисты – не принимают чужую, отвергают чужие обычаи, нравы, нормы поведения; продолжают жить по старым нормам, обычаям, признавая лишь свою родную культуру.

Этапы адаптации человека к культуре чужого народа.

1 этап – медовый месяц – интерес к стране, народу. Обычно все новое удивляет и привлекает.

2 этап – культурный шок – непонимание обычаев, трудности в общении, разочарования, неудачи.

3 этап – критическая точка культурного шока – тревожность, раздражительность, гнев, враждебность к чужой культуре, бессонница, депрессия, стремление выйти из чужой культуры, уехать, вернуться в родную культуру.

4 этап – осознание необходимости изучить чужой язык, чужие обычаи, нормы поведения.

5 этап – полная и долгосрочная адаптация, приспособление к чужой культуре, привыкание, стабильность, полное принятие чужой культуры.

Адаптация обычно ускоряется и улучшается у молодежи, холостяков, у людей с высшим образованием, общительных, с гибким неконсервативным мышлением.

Некоторые типы культурных идентификаций очень часто переходят в свою оппозицию – культурную маргинальность – качественно новое состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки, переезд из деревни в город, переход из одного страта в другой) на грани двух различных по своему содержанию культур. Маргинальному человеку характерны такие черты, как одновременное презрение и признание чужой культуры, презрение к себе, чувство неполноценности, одиночества, агрессивность, пессимизм, двойственное самосознание, психическое напряжение. Маргинальность может привести к открытому противоборству разнонаправленных социальных сил и движений, к конфликту. Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия, среди которых наибольший интерес имеют:

– концепция «авторитарной личности» (Т. Адорно). «Авторитарная личность» отрицательно относится к чужим народам, проявляет агрессивность, механическое подчинение общепринятым ценностям своей культуры и т.п.

– теория реальных конфликтов М. Шериф, утверждающая, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых межгрупповых интересов.

– теория социальной идентичности (А. Тешфел), согласно которой условием для возникновения межгрупповой враждебности являются не обязательно несовместимые межгрупповые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе, то есть наличия социальной и этнической идентичности. Причем самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт – упразднить различия между группами. Межгрупповая дискриминация тесно связана с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация – социальная идентификация – социальное сравнение – межгрупповая дифференциация – межгрупповая дискриминация».

Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов. Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимодействия является сопоставление народов, то есть принятие и признание различий между ними (в том числе и в языковой среде). Этнические конфликты возникают между этническими общностями в связи с разнообразными причинами, в том числе: культурно – языковыми, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности.

Конфликт (от латинского – столкновение) – это отсутствие согласия, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликту. Эскалация конфликтогенов – состоит в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов.

С конфликтом тесно связан стресс. По мнению психолога Г.Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, находит цесообразный выход, компенсируется расслаблением. Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека. К примеру, это, как отмечает Э. Фромм, английский джентльмен, не снимающий смокинга даже в самой экзотической обстановке, или американский фермер, оторванный от цивилизации, начинает рабочее утро с того, что водружает государственный флаг США. Всё это свидетельствует о противоборстве, о социокультурном кризисе. Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» (маргинальная) – изолированный, одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщетно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удаётся приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиться в данную культуру. Большинство же так и остаётся в переходном состоянии.

Во взаимоотношениях человека и общества могут иметь место такие явления, как конформность, суггестия, нонконформизм, толерантность.

Конформность – это подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость мнению большинства группы для избежания конфликта с ней, усвоения индивидом определенных групповых норм и ценностей. Внушаемость, или суггестия, непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы. Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям.

По проблемам конфликта существуют две позиции. Первая точка зрения исходит из того, что конфликт – это закономерное и необходимое состояние общественной жизни, в принципе неустранимое и отражающее противоречивый характер отношения человека к миру.

Современный немецкий философ Р. Дарендорф, например, полностью отождествляет жизнь и конфликт. По его мнению, конфликт создает смысл истории, определяет направленность общественного развития. Однако, как считает Дарендорф, конфликты и их разрешение в современном обществе приобретают все более мирный характер, так общество обучается управлять конфликтами, как бы «приручает» их. Тем самым конфликт, по Дарендорфу, оставаясь источником развития истории, все более превращается в мирный, нереволюционный способ разрешения общественных противоречий.

Другая точка зрения рассматривает конфликт как аномальное состояние общественной системы. Данная позиция означает признание в качестве главного принципа социальности состояние солидарности, сплоченности, единства и согласия. Солидарность как универсальное общественное состояние рассматривается в качестве основополагающего принципа в учении французского социолога и философа Э. Дюркгейма. Он же ввел понятие аномии в XIX веке. Аномия, по Дюркгейму, бывает вызвана в силу распада бывших нравственных ценностей, антропологического кризиса, ослабления влияния религии и политики.

Согласно Дюркгейму, разделение труда, которое рассматривается марксизмом как причина возникновения классовых интересов и, следовательно, социальных конфликтов, на самом деле есть фактор единства общества, поскольку, чем дальше друг от друга находятся индивиды, тем в меньшей мере могут сталкиваться их интересы. Поэтому дальнейший прогресс в разделении труда позволит исключить конфликты из жизни общества. По марксизму, разделение труда служит причиной возникновения классовых интересов и социальных конфликтов.

Существуют механизмы психологической защиты при конфликте.

1. Отрицание информации, той, которая тревожит и может привести к конфликту (возможно внутриличностному).

Например, при массовом социологическом исследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали 54% некурящих и только 28% курящих. Большинство курящих отрицали значение приводимых фактов, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение – наиболее универсальный способ избежания внутреннего конфликта путем актуального выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызений совести.

Несмотря на то, что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, например, струсил, конфликт сохраняется, а вызванное им эмоционально – негативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги. Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

Пример вытеснения можно найти в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где Николай Ростов с искренним воодушевлением рассказывает о своей храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение было столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг. И только намного позже он сгорал от стыда перед самим собой.

3. Проекция – бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаваться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда человек к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить и привлекательные качества того человека.

4. Идентификация – неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолевать собственные слабость и чувство неполноценности.

5. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, познание которых грозило бы потерей самоуважения. Так, переживая психологическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив желаемого, убеждает себя, что не очень-то хотелось. Наиболее яркие феномены рационализации получили название: «сладкий лимон». Защита по типу «сладкий лимон» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого остатка, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрегающее отношение к высшему образованию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Близким к рационализации способом психологической защиты является включение, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора. К нему относится катарсис – облегчение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматизирующей ситуации других людей, существенно более тягостное и травмирующее, чем то, которое тревожит его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими.

7. Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания, травмирующих человека, факторов. При этом доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчуждения», для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или переживаниями, хотя их реальность и осознается. Феномены дереализации, деперсонализации и расщепления личности (множественности «Я») могут быть связаны с такой защитой. В литературе описано более 200 случаев расщепленности личности. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «Я», то, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего протестует его существо.

Известен случай с тремя лицами Евы Уайт (Фигрен, Глексли. Третий лик Евы. Нью-Йорк 1957г.). Двадцати пяти летняя Ева обратилась к врачу по поводу головных болей и провалов памяти. Пока врач обдумывал это, его пациентка резко изменилась: вместо сдержанной дамы перед ним возникла легкомысленная девица, которая языком и тоном, совершенно чуждым Уайт, стала бойко обсуждать проблемы последней, говоря о ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени девица ответила, что ее зовут Ева Блэк. В течение четырнадцати месяцев перед врачом появлялась то одна, то другая. Ева Блэк не разделяла чувств Уайт по поводу ее неудачного замужества, по поводу материальной любви и по другим вопросам. Характеры у них были разные. В ходе психотерапии помимо этих двух Ев на сцене появилось еще третье лицо – Джейн, которая сильно отличалась от обеих Ев. И этот пример свидетельствует о вышесказанном расщеплении личности пир «симптоме отчуждения».

Помимо этих психологических механизмов защиты в культурологии выдвигаются и другие возможные варианты разрешения социокультурного кризиса, варианты избежания маргинальности либо обретения маргинальным человеком стабильности в новой для него культуре.

Первый вариант предполагает укрепление, реставрацию, воссоздание в первоначально идеальном виде старой социокультурной системы, причём его реализация мыслится прежде всего через укрепление порядка при помощи усиления контролирующего и репрессивного воздействия на людей: «социальное» нормализует «культурное». Репрессивное начало культуры, её защитительный характер становятся господствующим моментом в гармонизации обострившихся противоречий общественной жизни. Второй вариант выхода из социокультурного кризиса связан с попытками преодоления его путём «уничтожения» одной из противоположностей: кризисного внешнего мира, который отрицается, отвергается сознанием индивида. Оппозиция «мир-человек», где человек является страдающей и возвышающейся над всем несовершенством мира стороной, предполагает, что все беды связаны не с природой самого человека, а с кризисом и деградацией внешних институциональных форм человеческого бытия. В частности, одна из главных идей западного Ренессанса и Просвещения заключалась в том, что человек является совершенным, добрым и прекрасным по своей природе, которую искажают внешние, деградирующие и кризисные условия бытия. Выход из кризиса здесь мыслится как устранение всего того, что мешает развёртыванию истинной и гармоничной природы человеческого «Я». Речь идёт о разрушении политических, идеологических, социальных и экономических институтов, которые препятствуют данной самореализации.

Таким образом, возможность самосовершенствования человека для гармонизации с высшим социокультурным миром, разрешение конфликтов между культурным меньшинством и большинством – проблема исключительно сложная, которая требует глубокого культурологического анализа.

 

3. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 

4. Будущее человечества и глобальные проблемы современности

В начале XXI века перед человечеством острее, чем когда-либо встали грозные вопросы: куда мы идем? что нас ждет впереди? выживем ли мы? ситуация во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно уже стала критической. Над планетой висит дамоклов меч самоуничтожения в случае ядерной войны. Все сильнее в мире обостряются экологические проблемы, приобретающие поистине планетарное значение. Человечество разорвано имущественной поляризацией на страны «золотого миллиарда» и «непривилегированные» страны, на богатый, могущественный Запад и слабые, бедные Восток и Юг. Всюду царит насилие, которое прославляет массовая культура. Кажутся непобедимыми преступность, наркомания, СПИД. Всему человечеству угрожают бездуховность, деморализация, цинизм, конформизм и культ потребительства. Агрессивность на государственном уровне становится доминирующей тенденцией мирового развития. В результате огромное большинство людей планеты погружаются в отчаяние, пессимизм и апокалиптические настроения. Картины будущего, которые рисуют футурологи чаще всего выдержаны в мрачных танах: всемирная война, медленная гибель от истощения ресурсов, духовное одичание, распад мира на ряд перманентно враждующих цивилизаций.

Безусловно, будущее человечества покрыто тайной. Оно неведомо и непредсказуемо, поэтому так страшно заглядывать в него. Оно пугает и манит. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXI века впишут свои строки.

Сможет ли человечество в один прекрасный день рассеять все нависшие над ним угрозы и беды и создать зрелое общество, которое мудро управляло бы и разумно распоряжалось своей земной средой? Сможет ли это новое общество покончить с нынешним расколом и создать действительно глобальную, стабильную цивилизацию? Или, чтобы избежать более тяжелых кризисов, человечество предпочтет еще в большей степени доверить свою судьбу технике, развивая, как-то с надеждой предсказывают абсолютизирующие роль науки футурологи, «постиндустриальные» или «информационные» модели общества? Окажется ли этот путь чудотворным выходом из нынешнего тупика и не погибнет ли окончательно человек со всеми своими ограниченными возможностями, слабостями, стремлениями и духовностью в системе, которая будет далека и чужда его природе? Не приведет ли, в конечном счете, этот выбор к созданию чисто технократического, авторитарного режима, где работа, закон, организация общества и даже информация, мнения, мысли и досуг будут жестко регламентироваться центральной властью?

Или человечество окажется настолько подавленным собственной сложностью и неуправляемостью, что для него станет реальной перспектива окончательного распада и гибели?

Можно нарисовать бесконечное множество различных сценариев будущего, более или менее правдоподобных, но, разумеется, ни один из них не сможет претендовать на абсолютный. Напряженная ситуация, в которой оказались живущие ныне на Земле, является прямым следствием того, что делали и чего не делали в предшествующие годы наши предки и даже мы сами. В исторической перспективе не так уж важно, как распространены среди людей те тли иные достоинства и недостатки. И даже если кто-то когда-то в будущем понесет ответственность за что-то, сделанное или не сделанное в прошлом, от этого будет немного пользы. Важнее всего глубоко задуматься сегодня, что будет с миллиардным населением, планеты завтра - а это почти исключительно зависит от того, что мы все вместе отныне будем или не будем делать (А. Печчеи).

Сейчас формулируются концепции «устойчивого развития», то, что академик Никита Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения и сопряженного развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Как восстановить паритет общества и биосферы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? И как, наконец, утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой стране? Как умерить или вовсе снять социальную напряженность? Уже ясно, что людям придется оптимизировать свои потребительские аппетиты. И в первую очередь - чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет.

В конечном счете, от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ли начало нового тысячелетия всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Никогда в прошлом исторический выбор, стоящий перед человеком, не был столь ясен и однозначен, столь настоятелен и категоричен. Но никогда он не был и столь труден. Неисчислимые препятствия стоят на пути движения человечества в будущее. И многие из них коренятся в сознании людей. Вот почему такое значение имеет развитие и распространении нового мышления, которое может обеспечить выход человечества из эпохального кризиса. Еще много лет тому назад А.Эйнштейн указывал, что новая эра нуждается в новых путях мышления. Он говорил, что высвобождение атомной энергии изменило все таким образом, что наши старые пути мышления устарели. Люди столкнулись с катастрофическими событиями, небывалыми в прошлые времена. Если человечество хочет выжить, то оно нуждается в совершенно новых путях мышления.

В современных условиях на первом месте на пути формирования нового стиля мышления стоит, прежде всего, императив выбора глобального сознания и полного осознания того факта, что наш мир представляет единую целостность, и все мы должны жить вместе на одной планете. Прогресс в науке и технике делает мир все меньшим и меньшим, и скоро он станет так называемой мировой деревней. Идея единства, взаимной зависимости и взаимной помощи должна заменить эгоизм, взаимную подозрительность, обман и стать фундаментальным принципом отношений между людьми. Глобальные проблемы могут быть решены только путем совместных усилий людей. Выдающий советский педагог и писатель А.С. Макаренко писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, то может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше».

Необходимо изменить и подход к природе. Мы не можем больше расточительно извлекать из нее ресурсы. Вместо этого необходимо установить более гармоничные отношения между человеком и природой.

Человек подчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, тогда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад (А. Пччеи).

Не стоит забывать и о том, что: «Создание нового общества и нового Человека возможно только в том случае, если на смену старым мотивациям извлечения прибыли и завоевания власти придет новая, а именно - быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии - новый, радикально гуманистических дух» (Э. Фромм). Если в новых условиях сохранятся старые принципы погони за прибылью, то расширится в мировом масштабе регион эксплуатации развивающихся стран лидерами сверхскоростной цивилизации и это может привести к глобальному расчленению человека.

При всей той важной роли, какую играют в жизни современного обществ вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человекам техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решении должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого (А. Печчеи).

 

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Термин появился в 1960-е гг. благодаря деятельности Римского клуба.

Система глобальных проблем представлена следующей структурой:

1. интерсоциальные проблемы, относящиеся к взаимодействию государств, различных общественно-экономических систем (проблемы мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости стран и регионов и пр.)

2. антропосоциальные проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом (проблемы научно-технического процесса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего)

3. природно-социальные глобальные проблемы, существующие во взаимодействии человека и общества с природой (экологическая проблема, проблема ресурсов, энергетики, продовольствия)

Список глобальных проблем:

· необходимость победы над старением человека — убийцей № 1 на планете и необходимость радикального продления жизни людей;

· предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов;

· недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· регулирование стремительного роста населения;

· предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами;

· преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;

· озоновые дыры;

· проблема онкологических, сердечнососудистых заболеваний и СПИДа.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

 

5. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

Взаимодействие культур

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Американизация

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся в XX веке значением США в мире. Американский Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, британский журнал The Economist даже анализирует покупательную способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Однако другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.

Сценарии будущего

Воображение позволяет нам «увидеть» правдоподобную модель заданной ситуации без риска, сопутствующего реальному её воплощению. Логические рассуждения позволяют предсказывать неизбежные последствия тех или иных действий в разнообразных ситуациях, и поэтому дают полезную информацию о будущих событиях. Индукция позволяет установить взаимосвязь причины со следствиями, и является основополагающим понятием для построения прогноза будущих событий. Несмотря на наличие этих познавательных инструментов, полезных для понимания будущего, вероятностная природа многих природных и социальных процессов делала задачу прогнозирования будущего сложной, но желанной целью многих людей и культур на протяжении столетий.

Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели всегда имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли эзотерические учения, астрология, хиромантия, суеверия. Развитие большей части физики также легко объяснить как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения.

Прогнозируемые варианты будущего включают как пессимистические картины будущего (экологическая катастрофа, третья мировая война, нанотехнологическая катастрофа), так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, и даже трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни.

Элвин Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI веков в связи с переходом цивилизации в сверхиндустриальную (постиндустриальную) фазу.

Примеры несбывшихся прогнозов

О несбывшихся социальных прогнозах писал российский писатель и учёный Кирилл Еськов в своём эссе «Наш ответ Фукуяме»:

· Д. И. Менделеев считал самой сложной технической проблемой двадцатого века утилизацию огромного количества навоза (ведь поголовье лошадей, ясное дело, будет и дальше прирастать прежними темпами);

· А. Эйнштейн заявил за десяток лет до Хиросимы, что до практического использования атомной энергии дело дойдёт лет через сто — никак не раньше; Бернард Шоу видел политическую карту будущей Европы так: «Франция и Германия? Это устарелые географические названия… Под Германией вы, очевидно, подразумеваете ряд советских или почти советских республик, расположенных между Уральским хребтом и Северным морем».

 

Оптимистические сценарии будущего

Многие известные марксисты в рамках своего видения развития цивилизации неоднократно постулировали наступление коммунизма как неизбежного социального будущего.

В научной фантастике сложился образ будущего, в котором существует межзвёздная человеческая цивилизация, иногда включенная в более сложную систему цивилизаций иных разумных рас.

Вселенная Звёздный путь живописует гуманистическое и оптимистическое будущее. В нём создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости и невмешательства.

Правда, и во Вселенной Звёздный путь, идут бесконечные космические войны землян с боргами, кардасианцами и др. Во Вселенной Дэвида Вебера идут беспрерывные войны потомков землян между собой.

Оптимизм же здесь состоит в том, что человечество пережило Холодную войну, Карибский кризис, выжило и распространилось среди звёзд.

Интересно, что к XXII веку отнесено время действия Звёздного пути, Мира Полудня и Матрицы (хотя Матрицу сложно назвать оптимистическим сценарием).

Земная цивилизация осознает свой исторический выбор и встанет на вечный и бесконечный путь развития в свете новой парадигмы мировоззрения.

Технологическая сингулярность

«В течение ближайших тридцати лет у нас появится техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена.»

Возможные пути образования сверхчеловеческого интеллекта:

· Развитие Искусственного интеллекта,

· Увеличение биологических возможностей человека,

· Человеко-компьютерные системы.

Технологи́ческая сингуля́рность — предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума в результате развития нанотехнологии, биотехнологий и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с намного более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.

По мнению некоторых авторов, придерживающихся этой теории, технологическая сингулярность может наступить примерно к 2030 году. Однако, её наступление не означает конца истории, скорее наоборот — будет окончена Предыстория человечества, и положено начало настоящей его Истории. Есть гипотеза, что явно выраженной точки сингулярности, с острым кризисом, не будет. Развитие идет по S-образной кривой, и уже в ближайшее время начнётся торможение. А точка «сингулярности» — это такая точка на графике развития, в которой её скорость максимальна (середина S-образной кривой).

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект или будет создан людьми, или самозародится в сети (эмержентная эволюция). Искусственный интеллект будущего будет иметь следующие преимущества над интеллектом человека:

· скорость распространения сигналов между нейронами — 100 м/с, а между микросхемами — 300 000 км/с (скорость света), при этом и время срабатывания у нейронов мозга человека примерно в миллиард раз меньше по сравнению с кремниевыми элементами (на сегодня) и этот разрыв продолжает нарастать;

· количество нейронов в мозгу человека ~ 10 миллиардов, у ИИ — практически без ограничений;

· срок функционирования ИИ скорее всего соизмерим со сроком жизни звезды (миллиарды лет), в частности, например, вследствие возможного переписывания «души» — программы ИИ из одной электронной среды в другую;

· при управлении цивилизацией не будет сказываться «человеческий фактор» (у любого человека всегда есть недостатки, а также, возможно, непонимание приоритетов развития);

· непосредственная «вживляемость» ИИ в электронно-компьютерные сети, всё более опутывающие планету (то есть мгновенная одновременная обработка и управление миллиардами каналов).

В последние десятилетия в мире развивается новая прикладная область ИИ, специализирующаяся на искусственных нейронных сетях, уже дающую применения результатов в реальных приложениях. Нейросети оказались очень эффективными для предсказания временных последовательностей (таких, например, как курс валют или котировки акций), для анализа и оценки рисков, предсказания электропотребления жилищными массивами городов.

Помимо инвестиционных задач, искусственные нейронные сети начали широко использоваться в медицинской диагностике. Ведется интенсивное исследование и применение нейрокомпьютерной технологии при создании военной техники.

После обучения нейронная сеть становится моделью, которую можно применить к новым данным с целью прогнозирования.

 

Покорение космоса

Многие философы России предсказывали покорение космоса как будущую фазу развития человечества.

Пессимистические сценарии будущего

Теории гибели западной цивилизации не обязательно включают в себя пессимистический сценарий будущего, так как могут предполагать торжество других цивилизаций и культур.

В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Однако такой сценарий маловероятен, если источник управления будет находиться рядом с этими роботами, то есть будут предприняты соответствующие меры предосторожности.

Библейское откровение о будущем представляет собой наступление Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и страшный Суд.

Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернется к доиндустриальному состоянию.

 

Будущее Вселенной

Так как наша Вселенная расширяется, то в далеком будущем во Вселенной нужно ожидать большие изменения. Чётко устоявшейся единой теории будущего Вселенной нет. Есть лишь много различных теорий.

· Большой разрыв. Этот сценарий предполагает разрыв Вселенной на части, из-за её ускорения.

· Большое сжатие. Этот сценарий предполагает сжатие Вселенной в сингулярность. Крайне маловероятен в связи с наблюдением ускоренного расширения вселенной.

 

Человек будущего

При условии правильного отношения к вопросам этики и социальным нуждам можно ожидать существенного улучшения человеческих способностей, эффективности общественной деятельности и качества жизни. Впереди более высокая фаза эволюции интеллекта. Технологический прогресс ведёт к тому, что уже скоро появятся киборги, роботы, разумные компьютеры.

 

Трансгуманизм

Трансгумани́зм — философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности.

В самом деле, строго логически любая цивилизация должна либо погибнуть, либо существовать вечно. Мы мало что можем сказать определённого про погибающие (конечные) цивилизации, тогда как вечное существование накладывает на цивилизацию жесткие условия. Мы имеем две вечные сущности: реальный мир и гипотетического Бога, которого можно определить как предел развития всех вечных (живых) цивилизаций. Вечные цивилизации могут порождать конечные цивилизации. Конечные цивилизации могут погибнуть, либо осознать свой исторический выбор и встать на вечный путь развития. Для этого им необходимо разработать новую парадигму мировоззрения для вечного существования. Вечные цивилизации, безусловно, обладают Математической Метатеорией Мировоззрений — МММ, которая строго логична и содержит в себе два класса мировоззрений — для конечных и вечных цивилизаций. Мы можем считать, что Бог обладает в полной мере МММ.

Трансгуманизм — рациональное и культурное движение, утверждающее, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека.

Это изучение достижений, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологии, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей.

Целью крионики, например, является перенос только что умерших или терминальных (обреченных на смерть) пациентов в тот момент в будущем, когда станут доступны технологии репарации («ремонта») клеток и тканей и, соответственно, будет возможно восстановление всех функций организма. Такой технологией, по всей видимости, будет нанотехнология и, в частности, разработанные в её рамках молекулярные нанороботы.

 

Список литературы

а) основная литература

Введение в философию: учеб. пособ. для вузов / И.Т. Фролов и др. - 4-е изд., перераб.и доп. - М.: Культурная революция, Республика, 2007. - 623 с. – базовый учебник

 

б) дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2004. – 608 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект. 2006.-608с.

3. Войтов А.Г.Философия: Учебное пособие для аспирантов. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. – 512 с.

4. Губин В.Д. Философия: учеб. / В.Д. Губин. - М.: Проспект, 2009. - 336 с.

5. История философии: уч. для высш. Учеб.заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - 6-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 731 с.

6. Канке В.А.Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ло




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.257 сек.