КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. 1. Арцишевский Г. В. Выдвижение и проверка следственных версий
Дополнительная 1. Арцишевский Г. В. Выдвижение и проверка следственных версий. М., 1978. 2. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М.: Юрид. лит., 1988. 3. Быховский И. Е. Процессуальные и тактические вопросы системы следственных действий. - Докт. дисс. М., 1975. 4. Горшенин Л. Г. Теория криминалистического прогнозирования. 1993. 5. Дубровицкая Л. П. Планирование расследования. М.: ВШ МВД СССР, 1972. 6. Ларин А. М. От следственной версии к истине. М., 1976. 7. Пещак Я. Следственные версии. Криминалистическое исследование. М., 1976. 8. Проблемы организации расследования преступлений. М.: Академия МВД СССР, 1979. 9. Справочник следователя. Выпуск второй (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). - М.: Юрид. лит., 1990. 10. Справочник следователя. Т. 2. М: Юрид. лит. 1993. с. 5 - 16.
Основная задача расследования по уголовному делу состоит в том, чтобы обнаружить истину, то есть полно и точно в соответствии с действительностью установить все обстоятельства преступления. Только при этом условии органы дознания, предварительного следствия и суд в состоянии принять правильное решение по делу. Это решение надо рассматривать как познавательный процесс, как частный случай познания объективной действительности. В процессе расследования познаются факты, образующие преступление, их отображение в сознании людей (потерпевших, свидетелей, преступника) и на материальных предметах, а так же причины и условия, способствующие преступлению, личность правонарушителя. Расследованию преступлений, как и всему уголовному судопроизводству, свойственно организационное, плановое начало. Оно заложено в самом уголовно-процессуальном законе, который четко определяет правовые средства доказывания, процессуальные сроки, регламентируя порядок выполнения процессуальных действий, особо выделяет неотложные следственные действия, вводит бригадный метод расследования по сложным делам и т. д., то есть придает уголовному процессу внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие составляющих его элементов.
1 вопрос. Понятие сущность и классификация версий. В начальный период расследования о многих фактах можно составить не истинное, а вероятное, т. е. предположительное значение. Так, в ряде случаев нельзя определенно утверждать, кем было совершено преступление, с какой целью, когда, при каких обстоятельствах. Об этом можно судить только предположительно. Нередко в начале следствия нет ясности, было ли совершено преступление или имеет место его инсценировка либо несчастный случай. Такого рода неопределенность знаний о составе преступления в начале его расследования объясняется неполнотой, противоречивостью доказательственной информации. Постепенно, по мере изучения фактов накопления достоверной информации, предположения сменяются полным и точным знанием, догадки уступают место достоверным выводам, которые и образуют истинное знание о событии. Переход от вероятности к достоверному знанию - закономерность любого процесса познания, в том числе и расследования преступлений. На основе этой закономерности разрабатываются методы познания, одним из которых является построение и проверка версий. Под версией в расследовании преступлений понимается основанное на полученной следователем информации предположительное (вероятное) объяснение сущности изучаемого события или отдельных его обстоятельств, причинной связи между фактами, построенное в целях установления истины по уголовному делу. Версия обеспечивает развитие знания от вероятного (предположительного) к достоверному (истинному). Именно поэтому версия выполняет в расследовании роль метода познания. Структура версии. Способность версии углублять и расширять знания следователя по конкретному уголовному делу и обеспечивать переход от вероятности к достоверности объясняется логической структурой версии как формы мышления. В структуре версии выделяют: - основания версии, т. е. информацию, на базе которой она строится; - предположительное суждение, объясняющее сущность, происхождение или связь фактов (содержание версии); - данные науки или опытные положения (обобщение практики расследования преступлений), которые используются при построении версии. Исследователи подчеркивают, что версия как разновидность гипотезы должна обладать такими свойствами, как непротиворечивость установленным фактам, принципиальная проверяемость, простота, приложимость к более широкому кругу явлений, которые могут быть обнаружены в ходе следствия и судебного разбирательства. Неверно было бы отождествлять версию и гипотезу как форму научного мышления. Версию отличается от гипотезы по области применения (процесс расследования и судебного разбирательства), по содержанию (таковым является предположение о юридически значимых фактах, их происхождении и связи), по особым условиям и приемам проверки посредством судебных доказательств, по конечной цели (установление истины по уголовному делу), по времени и субъектам проверки и по другим признакам. Классификация версий. В расследовании встречаются различные виды версий. В связи с этим целесообразно рассмотреть их классификацию по ряду оснований: I. По признаку юридической значимости (общие и частные). II. По сфере использования (следственные, экспертные, оперативно-розыскные, судебные) III. По субъектам выдвижения (версии следователя, судьи, прокурора, специалиста, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, защитника, понятого). IV. По степени вероятности (маловероятные, наиболее вероятные) V. По времени построения (первоначальные, последующие). VI. По отношению к предмету доказывания (версия обвинения, оправдательная версия). Существуют и другие основания классификации версий. Версии, объясняющие сущность и содержание всего события, называются общими. Версии, объясняющие происхождение и содержание умысла, его влияние на действия подозреваемого, виновность субъекта и другие обстоятельства, называются частными. Классификация версий имеет определенное криминалистическое значение. Так, выделение частных и общих версий помогает установить соотношение между предполагаемым деянием в целом и его элементами, эпизодами, отдельными фактами. Эта классификация облегчает определение предмета и пределов доказывания, отыскание источников доказательственной информации, их исследование, установление относимости и допустимости доказательств. Подтверждение частной версии о способе замаскированного хищения, еще не означает подтверждение общей версии, объясняющей в целом предмет доказывания по делу о хищении. Связь общей и частной версии в расследовании отчетливо обнаруживается при использовании косвенных доказательств. Установить с помощью косвенных доказательств какое-либо из обстоятельств, подлежащих доказыванию, можно лишь в том случае, если между побочными фактами (косвенными доказательствами) и изучаемым обстоятельством (например, виновностью обвиняемого и следами его рук на месте разбойного нападения) установлена неопровержимая связь. Частные версии в ряде случаев строятся для объяснения этой связи. Разновидностью общих и частных версий являются так называемые «типичные версии». Их содержание предположительно типичное объяснение сущности фактов, их происхождение и связи в конкретной ситуации. Так при наличии признаков кражи типичные версии будут: «кража, инсценировка кражи»; при наличии признаков пожара – «поджег, самовозгорание, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности»; при обнаружении трупа - «убийство, самоубийство, несчастный случай». Классификация версий на следственные, оперативно-розыскные, судебные и экспертные указывают на специфику и связь деятельности правоприменительных органов по раскрытию каждого преступления и осуществления правосудия. Оперативно-розыскная версия имеет свою специфику, но при отдельных условиях она «переходит» в следственную, экспертная так же специфична, но может быть принята следователем для проверки в качестве следственной. Судебная версия вполне самостоятельна, исследуя в судебном производстве. «Переход» версий из одной сферы деятельности в другую служит условием целенаправленного взаимодействия следователя, оперативных работников и экспертов по обработке версий. Деление версий по степени их вероятности (более или менее вероятные) основано на оценочной деятельности следователя. Предположения следователя, а равно и других участников процесса, по-разному отражают действительность: одни максимально приближаются к ней и в результате проверки переходят в истинное значение, другие могут отражать действительность неполно, с какой-либо одной стороны. Классификация версий по времени их построения указывает на длительность этого процесса и необходимость оценивать каждую последнюю версию с учетом содержания предыдущей и результатов ее проверки. Не следует полагать, что так называемые «старые» версии со временем теряют свое познавательное значение. В классификации версий встречается их подразделение на «основные» и «противостоящие» или «контр.версии». Так, в качестве первой можно назвать версию обвинения - одно из возможных объяснений события как преступного деяния, совершенного определенным лицом. Этой версии может противостоять контрверсия о невиновности привлеченного к уголовной ответственности лица. Контрверсия проверяется на равных основаниях с версией обвинения. Результаты проверки этих версий позволяют сделать единственно правильный вывод по делу и сформулировать его в обвинительном заключении, оценивает его с позиций обеих версий и проверяет их в судебном заседании. Построение версий. Ранее в лекции обращалось внимание на этот факт, что версии могут выдвигаться различными участниками уголовного процесса. Однако в дальнейшем имеются в виду только версии следователя. Эти версии определяют направление расследования, к их построению и проверке предъявляются определенные требования, соблюдение которых является условием качественного расследования. С рассмотрения этих требований мы и начнем изучение следственных версий. Требования, предъявляемые к следственным версиям. Исследование обстоятельств уголовного дела может быть успешным, если построение версий будут отвечать ряду требований: 1. Каждая версия должна иметь определенное основание. Необоснованные версии не могут выполнять познавательную функцию в расследовании уголовных дел; 2. Версия должна быть конкретной, ясной, четко сформулированной, не противоречащей в своем содержании; 3. Версия должна быть правдоподобной в конкретных условиях места и времени с учетом содержания имеющихся у следователя в распоряжении информации; 4. Недопустимо переоценивать до завершения проверки значимость какой-либо одной версии, относиться к ней предвзято и недооценивать другие; 5. Необходимо строить все реально возможные версии, параллельно организовать их проверку, учитывая при этом фактор времени, возможность утраты доказательственной информации. Соблюдение этих требований обеспечивает наиболее полное, всестороннее и объективное изучение обстоятельств дела, гарантирует от предвзятости и ошибок. Увлечение какой-либо одной версии, наоборот, свидетельствует о тенденциозном подходе к делу, приводит к потере времени, в результате чего утрачивается возможность установления доказательств. Одновременное построение нескольких версий, по-разному объясняющих событие или отдельные его обстоятельства, в равной мере относиться как к тем случаям, когда следователь располагает только косвенными доказательствами, так и к тем, когда есть прямые доказательства. Приемы построения версий. Построение версий предшествует изучение информации. Для построения версий информация может быть получена из любых источников: процессуальных и не процессуальных. Важно, чтобы эта информация была существенна, по предварительной оценке относилась к делу. Возможность использования для построения версий различных источников информации объясняется тем, что версия это предположение, мысль следователя, его представление о событии, вероятное объяснение фактов, а не доказательство. Версия сама по себе нечего не доказывает, она лишь помогает установить и исследовать факты. Версия опирается на факты, но не заменяет их. Для построения версий имеют значение как непосредственно установленные следователем обстоятельства, например на месте происшествия, так и показания, документы, содержащие сведения о событии. Любая информация должна быть подвергнута изучению, прежде всего, приемам анализа и синтеза. Анализ и синтез-это приемы построения логически связанных и обоснованных выводов. Анализ заключается в мысленном заключении фактов, выделении их элементов, раздельном рассмотрении каждого элемента. Синтез - противоположный прием, состоящий в мысленном соединении, группировке расчлененных посредством анализа элементов. В начальный период расследования анализ и синтез ограничены рамками имеющихся фактических данных, помогают их оценке, осмысливанию новых фактов. Надо в полной мере использовать логические возможности анализа, с максимальной полнотой, всесторонне исследовать каждый факт, чтобы строить обоснованные версии. Одним из средств конкретизации анализа является вопрос. Постановка вопросов облегчает изучение фактов, их детализацию, выявление новых данных. Еще римские юристы разработали ставшую затем классической так называемую /семичленную формулу/, применение которой позволяло составить представление о событии. / Формула/ включала в себя следующие вопросы: что совершено, где, когда, каким образом, кем, с помощью кого или чего, почему (зачем и с какой целью). Ученые криминалисты показали, что этот перечень полезен, его нельзя отвергать, но он далеко не исчерпывает всестороннего изучения обстоятельств события. В анализе фактов следователь должен руководствоваться требованиями закона, в частности статьи 73 УПК РФ (обстоятельства, подлежащие доказыванию), положениями статьей УК РФ. 1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания. 2. Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Надо обладать так же широким запасом юридических и других показаний, чтобы искать нужные факты, выявлять их признаки и связи. Какой-либо узкий, формальный перечень вопросов в решении этой задачи не поможет. Главным фактором является творческое, непредвзятое мышление, пытливость следователя, его способность оценивать конкретные ситуации. Содержание вопросов должно определятся характером этих ситуаций, особенностью источников информации, задачами следствия. Одна из функций анализа при построении версий состоит в том, чтобы подвести к обнаружению связи между единичными фактами. Но сам по себе анализ этой задачи не решает. Она обеспечивается другими приемами - интуицией, дедукцией, аналогией. Индукция - это один из способов построения умозаключений, при котором мысль развивается от суждений об отдельных фактах или их признаках к обобщенному выводу. Логический вывод в рамках индуктивного обобщения позволяет получить новое знание, отличное от того, которое содержалось в суждениях, служивших основание для вывода. Это знание может затрагивать причинную связь между фактами, объяснить их происхождение. При построении версий может, использована и дедукция. Предположительный вывод делается от общих посылок с использованием научных и опытных положений, установленных правил к частным суждениям. Вот конкретный казус: при расследовании автодорожного происшествия возникает версия о виновность водителя в наезде на пешехода. Основаниями версии являются, во - первых, конкретные обстоятельства наезда и, во-вторых, одно из положений правил дорожного движения, которое может нарушить водитель. Логическое умозаключение, состоящее в установлении предположительной связи между Правилами и частным фактом (поведением водителя в конкретной ситуации) и будет версией по делу. Индукция и дедукция при построении версий связаны между собой. Так, путем индуктивного обобщения фактов, установленных осмотром и другими неотложными следственными действиями, строиться версия, объясняющая характер события (скажем, кража или инсценировка кражи). Рассматривая эту версию в качестве общего положения, следователь в дальнейшем сопоставляет ее с новыми фактами и дедуктивным путем строит частные версии, объясняющие происхождение и связь единичных фактов в свете общей версии. Вывод: Под версией в расследовании преступлений понимается основанное на полученной следователем информации предположительное (вероятное) объяснение сущности изучаемого события или отдельных его обстоятельств, причинной связи между фактами, построенное в целях установления истины по уголовному делу. В каждой выдвинутой версии аккумулирован опыт следственной работы, результат научных обобщений, известных следователю из теории уголовного права, криминалистики и других наук. Особая роль при построении следственных и розыскных версий принадлежит сопоставлению конкретных фактов или признаков изучаемого события с другими подобными фактами, характеризующими то или иное обстоятельство, способ совершения преступления, приметы внешности подозреваемого и т. п.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |