КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоанализ. П. — теория души, в основе которой лежит метод свободных ассоциаций
П. — теория души, в основе которой лежит метод свободных ассоциаций. Мир заболевшего — особый мир. Принцип: монолог, когда больной говорит, пока не выговорится ® психоаналитик слушает и анализирует. Но он не дает рекомендаций, а он стремится выделить причины. Работы Фрейда: «Толкование сновидений», «Очерк истории психоанализа», «Я и Оно» («где было Оно, должно стать Я»), «Защитные неврозы», «Моисей и единобожие», «По ту сторону удовольствия» и др. Главная задача: мысль ® освободиться от темных, бессознательных сил и придать им форму. Психоанализ тем отличается от гипноза, что психоаналитик — не диктатор. Ученики Фрейда: Карл Юнг, Альфред Адлер. 1) Карл Юнг (1875 –1961) Родился в Швейцарии, окончил Венский медиц. институт. Психотерапевт, психоаналитик, психиатр. Отказался от трактовки полового влечения как стержня всей психики, личности. Либидо — любое влечение, не только половое. Работы: «Аналитическая психология» (Юнг заложил основы аналитической психологии), «Подход к бессознательному», «Дух меркурий», «Архетип и символ», «Психологические типы», «Психология и религия», «Психологический подход к догмату всеединства», «Философия и религия» и др. Учение о коллективном бессознательном: бессознательное ® индивидуальное ¯ коллективное Индивидуальное — забытые, подавляемые мысли. Коллективное — осадок мыслей и чувств предшествующих поколений. Оно закреплено в окружающем и содержится в нас, т.е. закреплено во врожденных структурах личности. Оно старше сознания, поэтому явл. базисом, на основе которого возникает первичное индивидуал. сознание. Коллективное бессознательное существует миллионы лет. Ему присущ свой особый язык: крест, шестиконечная звезда, колесо жизни — то, чем оно оперирует. Первобытный образ, воспроизводящийся в каждом, Юнг назвал архетипом. А. существует всегда и везде. Например, у Платона человек — мир идей. Априорные формы: архетип матери олицетворяет нежность, блаженство; а. розы — бытие, а. круга — цельность; религия — тоже архетип. А. присущ всем народам и выражается в мифах. А. можно сравнить с сухим руслом: его суть заключ. в том, что, как вода, психич. процессы потекут по единственному, уже направленному руслу. Т.е., по Юнгу, человек не рождается с «чистой доской», он рождается с уже заложенными архетипами. А. играет большую роль в психич. сознании личности: гармония между сознат. и бессознат. архетипами ® норма. Юнг разработал типологию характеров. Он разделил их на 2 типа: - Экстравертивные Им чуждо самосозерцание, не уделяют внимание внутр. миру; стремятся установить контакт с др. людьми, социально активны; болеют значительно легче. - Интравертивные Увлекаются внутр. миром, замыкаются в нем ® опасность в утрате контакта с внешним миром; тяжелее болеют. Обычно человек не явл. чисто экстра- или интравертом.
2) Альфред Адлер (1839-1930) Основоположник индивидуальной психологии (ИП). В основе ИП — идеи компенсации физич. и психич. неполноценности. На Адлера оказала бол. Влияние эволюц. теория Дарвина, согласно кот. в результате борьбы за превосходство выживает сильнейший. Т.о. физич. или характерологич. недостатки явл. стимулом, движущим фактором. Его работы: «Что значит для нас жизнь», «Индивидуальная психология», «Нервный темперамент» и др. Каждый человек имеет физич. и психич. недостатки ® комплекс неполноценности. Но к.п., явл. негативным фактором, может оказать позитивное влияние на развитие личности, т.е. стимулирует достижение определ. целей. Чувство неполноц-ти не явл. ненормальным, оно — причина улучшения человека, т.к. стимулирует стремление к превосходству. Это стремление к компенсации недостатков, получ. от природы. Если цель чувства превосходства включ. общественные интересы, то развитие личности носит конструктив. характер. Иначе ® деструктив. характер. Чувство превосходства индивидуально для каждого в зависимости от того, как человек воспринимает цель жизни. Жизненные цели могут быть разные, т.к. мы разные. Отсюда движущие силы психологического развития выражаются в форме компенсации (у обычных людей) и сверхкомпенсации (у гениев). Например, Диосфен (заика ® оратор), Бетховен (глух ® композитор), Наполеон (мал. рост). Т.о. форма бессознательного по Адлеру не такая, как у Фрейда, но приоритет остался прежним ( приоритет бессознательного ).
Сознание — многоплановая проблема и носит естественно-науч. характер ® естественно-науч. аспект психофизиологич. проблемы. Проблема изуч. свойства лишь высокоразвитой материи. Сознание — свойство высокоорганизов. материи (головного мозга, коры БП). Структура неерофизиологич. процессов — нееродинамика. Вопрос об отношении психического (идеального) и физиологического (материального) — это психофизиологич. проблема. Сущность этого отношения включает 2 полярных момента: - Противоположность (различие) - Единство (тождество) Это делает логически возможным 4 варианта решения пф проблемы: 1. С точки зрения идеализма 2. С точки зрения дуализма 3. С точки зрения вульгарного материализма 4. С точки зрения диалектико-материалистических взглядов
1. Идеализм — строится, как правило, на отрыве психического от физиологического ® вывод о самостоятельности души, психики. В основе идеализма — абсолютизация различий псих. и физиол. Логически отрыв проявляется в таком построении теории, когда психика объясняется самой собой. Исп. термины психологии. Привлечение субъектив. методов исследований (н, Фрейд отходит от физиологии) 2. Дуализм. Рене Декарт: отрывая психич. от физиологич., подразумевает, что это 2 независим. субстанции, не связ. друг с другом. Шеррингтон, Экколз — англ. неерофизиологи: псих. и физиол. процессы — несовместимые вещи, т.к. физ пр могут быть сведены к энергетич. процессам, а псих пр нет. Экколз: мозг — сложная машина, «поле духа», детектор, улавливающий психическую энергию извне. 3. Вульгарный материализм. Отождествление физич. и психологич. В основе — абсолютизация их единства. Вюрхерт, Шорт. Мозг вырабатывает некое вещество ® вульгаризация. (т.к. ученые давно бы открыли его). Теория Павлова. Псих. и физиол. соотносятся таким образом, что явления субъективного мира накладываются на явления объективного (физиологические (нервные) процессы).Но это не дает возможности говорить о тождественности, но всё же существует единство на уровне первоисточников. Павлов перувеличивал физиологич. методы исслеодвания. 4. Д-м взгляды. Суть подхода в том, что само сознание понимается как некое целое, сторонами которого явл. психологическое и физическое. Пф проблема — частный случай решения основного закона философии. Основные вопросы философии: 1 О материальности применительно к физиологич. процессам. 2. Об идеальности применительно к физиологич. процессам. 3. О соотношении физиологич. материального и психического материального. 4. О переходе материального в идеальное. Психика — реал. субъективная, которая выраж. в философии термином «идеальное». Признаки идеального: 1. И. — отражение (субъектив. образ) материальных процессов (объектив. мира). 2. Сознание как идеальное бесплодно, т.к. лишено пространств., физико-химич. и др. характеристик. 3. Сознание как идеальное существует не на своей собственной вещественной базе, а на базе вещества и продукта нервной ткани мозга. Т.о. мозг осущ. и духов. деятельность. Процесс кодирования — 2 этапа: 1. Кодирование в нервный импульс (® мало места в черепной коробке) 2. Мыслительная деятельность
Психофизиологическая проблема в медицине — психосоматическая проблема. Включает 2 аспекта: 1. В процессе постановки диагноза необходимо учитывать особенности непосредств. психич. отражения процессов в организме, заключ. в следующем: - Болевые ощущения (чувственно-эмоц. отношения) не явл. образами в прямом смысле слова, они несовершенны - Внутр. органы не явл. дистантными (не выступают актив. Проводниками, как глаз, орган слуха). Они имеют огранич. кругозор, слабо коррелируют друг с другом. Отношение симптома субъектив. плана к патологич. процессу носит многозначит. характер: - Один и тот же симптом присущ разным заболеваниям - Одно заболевание имеет разные симптомы (т.е. в пат. процессе — разная симптоматика) Т.е. необходим клинич. анализ. 1. Взаимодействие психич. и соматич. процессов. Выдел. 2 группы заболеваний (исходя из того, какая из сторон преволирует): - Соматогенные психозы (н, корреляция между эндокрин. и психич. заболеваниями (гиперфункция щитовид. железы ® кретинизм)) - Психогенные соматозы (психика ведущая ® язвы, некотор. кожные заболевания, коронарная болезнь) Сам организм — единство личности и тела. Отсутствует единая теория, снимающая противоречия. Поэтому для построения частных теорий используется язык физиологии ® биологизация человека и снижение статуса медицины как самостоятельной науки.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |