КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальное состояние и проблемы социальной политики в России
Структура системы социального обеспечения 1.Социальное страхование (2001), оплачивается ЕСН (регрессивный 26%-2% от ФОТ) для работающих граждан, местными бюджетами для неработающих граждан; в 2010 г. планируется замена соц.налога страховыми взносами с годовых зарплат до 415 тыс. руб., совокупная ставка достигнет 34% пенсионное страхование (20%) медицинское страхование (3,6%) социальное страхование (2,9%) страхование от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний структурно включено в ОМС, но взносы оплачиваются работодателями отдельно в зависимости от категории риска предприятия страхования по безработице не осуществляется, пособия выплачиваются государством, с ориентацией на МРОТ Проблемы пенсионного страхования Трехчастная пенсия 6% ЕСН в фед.бюджет на базовую пенсию 14% ЕСН – на страховую часть (дефицит средств ПФ) из них 6% на пенсионные накопления для лиц, старше 1967 г.р. (можно передавать средства в частные инвестиционные фонды – «блокада») 1 января 2007 г. ФЗ «О дополнительных мерах гос.поддержки семей, имеющих детей» - «материнский капитал» (250 тыс. руб. за рождение второго и последующих детей с индексаций в зависимости от инфляции). Средства передаются в ПФ РФ из гос.бюджета (нестрахового характера) для их распределения. Цели: образование детей, оплату ипотеки, пенсионные накопления для матерей (+ в условиях кризиса для оплаты кредитов) Пенсии выплачиваются по уравнительному принципу всем, кто проработал 5 лет, на уровне прожиточного минимума (с нерегулярной индексацией, в зависимости от инфляции). С пенсионных доходов не взимаются налоги и взносы Здравоохранение Все граждане РФ считаются застрахованными в системе ОМС Средства ОМС (1,1% в федеральный фонд; 2,5% в территориальные отделения фонда) расходуются на содержание учреждений здравоохранения и предоставление предметных (не монетарных) услуг Нац.проект «Здоровье» (2006) повышение зарплат врачам общего профиля развитие в регионах многопрофильных высокотехнологичных лечебно-профилактических центров профилактика болезней (диспансеризация) и преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний и травм финансирование системы здравоохранения (ЖКХ, зарплат, мед.оборудования), 35% услуг оплачивает население Бесплатное лекарственное обеспечение нуждающихся групп (по закону о монетизации льгот, 2005); в 2000 г. по льготным рецептам обслуживалось лишь 62% нуждающихся лиц Проблемы исполнения гарантий в области здравоохранения резкое увеличение объемов работы мед.работников (от чего зависит зарплата) дифференциация в доходах м/д врачами общего профиля и узкими специалистами Недоукомплектованность кадрами первичного звена мед.помощи (на 60%) низкая эффективность в предоставлении лекарственных средств, дефицит лекарственных препаратов, монетарные трансферты не покрывают потребностей льготных категорий в лекарствах, использование трансфертов не по назначению (на питание) ужесточение контроля над движением средств за счет внедрения дополнительных отчетных обязательств мед.учреждений неэффективная деятельность гос.мед.учреждений, неформальные платежи, дороговизна и недоступность мед.услуг Развитие неформальной медицины (низкие зарплаты в гос.секторе, нелегальные услуги из-за высоких налогов на предпринимательскую деятельность) Доведение финансирования до приемлемого уровня (в 2004 г. – 2,9% ВВП, 80% от уровня 1991 г.) Социальное страхование Включает: выплату социальных пособий (напр. по временной нетрудоспособности, беременности и родам (налоги и взносы не взимаются), при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, по уходу за детьми – инвалидами). С выплат социального характера ЕСН не взимается, а только НДФЛ экспертизу нетрудоспособности; реабилитацию в случае несчастных случаев на производстве и профзаболеваний санаторно-курортное лечение застрахованных лиц и их детей обеспечение инвалидов техническими устройствами и протезно-ортопедическими устройствами родовые сертификаты Проблемы: остаточное финансирование избирательное предоставление соц.услуг Социальная помощь Реализуется на региональном и местном уровнях Высокая степень самостоятельности местных властей Различные практики Зависимость от возможностей регионального бюджета и принадлежности к типу региона (бедный/дотационный, обеспеченные) Социальное обслуживание Реализуется на основании «Федерального закона об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995) «Федерального закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов РФ» (1995) Муниципальные многопрофильные центры и специализированные учреждения социального обслуживания Социальные услуги (бесплатные, частично платные, платные, узкий перечень услуг, старая материальная база) Финансирование: региональные и муниципальные бюджеты (0,2% ВВП) Приоритетные цели: улучшение положения семей с детьми в трудной жизненной ситуации. Планировалось увеличение семей с детьми, получающих соц.услуги в учреждениях социального обслуживания в 2008 г. до 20% в общем числе семей с детьми (в 2001 г. - 13,6%, в 2005 – 16,2%), целевое значение – 12,9% за счет снижения количества нуждающихся; Улучшение положения всех пожилых граждан и инвалидов, обратившихся за помощью (100%) (в 2001 г. - 63%, в 2005 – 75,9%, целевое значение – 61%). Проблемы на рынке труда Безработица: Уровень безработицы резко вырос за месяцы кризиса: в конце января 2009 г. 8,1% активного населения по методологии МОТ (январь 2008 г. – около 6%), неблагоприятный прогноз МОТ – 7,1% Рост официально зарегистрированной безработицы Рост скрытой безработицы: задолженность по заработной плате (в целом, по отраслям хозяйства). К 1.02.2009 увеличилась на 49% по отношению к 1.01.2009 (до 8 млрд.руб) перевод на частичную занятость, административные отпуска (921 тыс. человек) Разрыв м/д кол-вом граждан, зарегистрированных в службах занятости (январь 2009 – 1,7 тыс. чел.) и лицами, получающими пособие по безработице (января 2009 – 1,4 тыс. чел.) Депрессивные регионы (Нижегородская область – более 2% официальной безработицы (социально допустимый уровень) Структура зарегистрированных безработных в Нижегородской области (итог – 2008 г.) Увеличение числа безработных мужчин в сравнении с 2005-2007 гг. Численное преобладание женщин (65,5%) Численное превосходство жителей городов среди зарегистрированных безработных (79,2%) в сравнении с проживающими в сельской местности Резкий рост безработной молодежи (от 16 до 29 лет): 2008 г. – 26,1%; 2007 г. – 22,8% Средняя продолжительность безработицы – 3,1 месяца 9,2% длительно безработных лиц (свыше 8 месяцев) При мониторинге безработицы выделяются две группы: безработные (на 26,9% больше в сравнении с 2007 г.); обратившиеся за помощью в поиске работы (в 2008 г. на 39,9% больше по сравнению с 2007 г.) Занятость Большинство занятых не относятся к предприятиям малого бизнеса (52,6% от общей численности занятых) В России при 140 млн. населении экономически активными являются 75,7 млн. человек (54,1%) Дифференциация доходов (важный фактор – не квалификация работника, а статус предприятия) Низкая мобильность на рынке труда Значительный госсектор Неисполнение трудового законодательства Working poor Политика на рынке труда Государственное финансирование пособий по безработице (с 01.01.2009 года соответственно 850 и 4900 руб. в зависимости от последнего трудового дохода), увеличен в 1,5 раза Для преодоления безработицы правительство выделяет 100 млрд. руб. или 2,3 млрд.евро (активные программы помощи в поиске работы, пассивная поддержка безработных, пр.) Создание централизованного банка вакансий Развитие региональных программ занятости и общественного труда (43 млрд.руб) Программа поддержки малого бизнеса с целью создания новых рабочих мест (планируется до конца года создать 300-400 тыс. новых раб.мест); сейчас господдержка оказывается каждому 60-му малому предприятию, планируется оказывать поддержку каждому седьмому Повышение пошлин на ввоз иномарок (для поддержки отечественного автопрома и защиты рабочих мест)/акции протеста в Калининграде, Приморье Законопроект о первоочередной выплате зарплаты в случае банкротства предприятия (сейчас выплата зарплаты – это выплаты третьей очереди) Упрощение регистрации граждан, переезжающих работать в другие города Занятость Большинство занятых не относятся к предприятиям малого бизнеса (52,6% от общей численности занятых) В России при 140 млн. населении экономически активными являются 75,7 млн. человек (54,1%) Дифференциация доходов (важный фактор – не квалификация работника, а статус предприятия) Низкая мобильность на рынке труда Значительный госсектор Неисполнение трудового законодательства Working poor Следствия кризиса Сокращение реальных денежных доходов граждан (январь 2008 –январь 2009) на 17% Сокращение заработных плат (январь 2008 –январь 2009) на 23% Пессимизм: протестные акции (декабрь 2008 г., машиностроение, торговля), уровень протестного настроения возрос на 1,5% по сравнению с концом 1990-х гг. возросло число тех (2007-2008), кто считает, что забастовками ничего нельзя добиться (в шесть раз) инфляция наиболее пострадали 13 регионов страны, в т.ч. в Приволжском фед.округе (25% заняты в «кризисных» отраслях – металлургия, добыча и переработка нефти, машиностроение, химическая, текстильная промышленность) Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (II квартал 2008, в %): Данные опросов Левада-центр, ФОМ Население ожидает резкого ухудшения положения на рынке труда Высокий уровень тревожности в связи с возможными сокращениями, невыплатами зарплаты, задержками или ее снижением, ростом цен Страхи относительно роста цен и обнищания сократились в январе 2009 г. по сравнению с июлем 2008 г. на 7-8%, но остаются по-прежнему высокими 61% опрошенных заявили о необходимости экономии (продукты питания, одежда, обувь и пр.) Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последние 2-3 месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось? (Фонд общественного мнения, февраль 2009 г.) Лекция 12.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |