КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Курс лекций «Профессионально-этические основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной
Курс лекций «Профессионально-этические основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы”, являющегося одним из базовых в Государственном стандарте подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». В отличие от ранее читавшегося курса лекций «Этика социальной работы», в данной учебной дисциплине представлен принципиально иной подход к месту и роли профессионально-этической компоненты социальной работы. Социальная работа рассматривается в курсе лекций как разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности. Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы. Учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы. Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы. Задачамикурса является: - изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе; - анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом; - изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы; - изучение деонтологических вопросов социальной работы; - анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности. Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс “Профессионально-этические основы социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, бакалавра и магистра социальной работы, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Этим определяется место и роль курса в социогуманитарном образовании. Учебный курс целесобразно включить в план третьего курса, когда студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление о ее смысле и сущности. Содержание учебного курса “Профессионально-этические основы социальной работы” может быть дополнено с учетом специфики Вуза и региона. В итоге изучения курса “Профессионально-этические основы социальной работы” знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Студент должен: - владеть знаниями в области этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними; - уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности; - знать основные этапы развития и становления профессионально-этических оснований социальной работы, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать тенденции в развитии ценностно-этических оснований социальной работы; - владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов и т.п.; - знать основные компоненты иерархии профессиональных ценностей социальной работы, ее детерминанты; - знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике; - знать смысл и содержание профессионального долга социального работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации; - знать основные положения профессионально-этического кодекса, уметь интерпретировать их в конкретной ситуации; - уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения; - знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности; - владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.
Раздел 1. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |