Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории и понятия: психотехника, политехнизм, психограмма, операциограмма, профессионально важное качество личности

В России и за рубежом.

Лекция № 3

История развития психологии профессионального образования

Вопросы:

1. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в психотехнический период.

2. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в политехнический период.

3. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в психолого-педагогический период.

 

В истории развития психологической проблематики профессионального образования выделяется три периода:

1. психотехнический (20-30 годы XX в.)

2. политехнический с конца 30-х годов по середину 50-х годов XX в.

3. психолого-педагогический (с середины 50-х годов по настоящее время)

 

Каждый период характеризуется своими особенностями – ведущим направлением исследований, их теоретической ориентацией и своеобразием вклада в разработку теоретических проблем профессионального обучения.

 

1. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в психотехнический период.

В 20-х годах XX в. остро встали проблемы переориентации науки на вопросы восстановления промышленности, индустриализации страны, повышения производительности труда.

В решение этих проблем и поиск ответов на указанные вопросы активно включалась психотехника.

Психотехника – психологическое мастерство, мастерство использования психологических способов и средств при работе с людьми и решении прикладных профессиональных задач с их участием.

Изучался широкий круг проблем:

· Профотбор

· Профконсультации

· Профобучение

· Профутомление и борьба с ним

· Производственный травматизм

· Производственная совместимость

Был избран путь изучения требований определенных профессий к определенным свойствам и качествам человека. Таким образом, были составлены психограммы – перечень соответствующих профессиональных требований.

Так как удалось выявить «профессионально важные качества», встала задача их тестирования. Решение ее шло по пути заимствования приемов зарубежной психотехники.

Проводили замеры на начальных этапах профессиографии, но не для задач обучения и развития необходимых качеств, а для задач профотбора и профконсультаций.

В 20-е годы в центральном институте труда был разработан метод упражнений, трудовых приемов для выработки так называемых трудовых установок, которые должны были позитивно повлиять на трудовую сноровку, приспособить конкретные органы к конкретному виду труда.

Профессиональная деятельность дробилась на отдельные операции: составлялась «операциограмма», и для каждой операции выявлялись характерные психофизические функции и степень их необходимости (функции ощущения, восприятия, внимания, реактивности, специфически эмоционального тона и др.)

В конечном итоге психограмма представляла некую структуру «профессионально важных признаков», например способности к принудительному темпу работы, к однообразию работы, к эмоциональной устойчивости, к работе в определенном ритме и др.

При этом считалось, что профессионально важные способности изначально даны, имеют практически ничтожную управляемость. А характер и содержание трудовой деятельности и ее требования к человеку не оказывают влияние на их развитие.

Профтренировке принадлежат не психофизиологические функции, а «установки» - состояния предрасположенности к определенным рабочим движениям.

Ставилась задача – через систему профтренировок формировать из неорганизованного человеческого сырья живую единицу, необходимую для целей производства.

А.К.Гастев в Центральном институте труда разработал ряд упражнений для организации поз тела, положения рук, ног, головы для приспособления к определенному виду труда. Там же решали проблему организации «вещной» среды – рабочего места, вспомогательных приспособлений, а позднее – особых тренажеров и специального учебного оборудования для регламентации биомеханических характеристик определенных групп мышц в статических позах и движениях.

Через систему специальных упражнений вырабатывался определенный режим работы сердца, легких, кровяного давления, всей системы обмена веществ, состояние нервной системы и др.

Для массового профессионального обучения, полагал А.К.Гастев, особое значение приобретают программированные реакции и движения, приспособленные к механизму и образующие при работе с ним слаженный комплекс живого организма и машины.

Что же касается психических состояний, то их А.К.Гастев считал темной областью (Гастев А.К. Трудовые установки М. 1973 г.).

В 30-е годы характер исследований в области профессиографии и профессионального обучения изменился. Изменялось теоретическое развитие общей психологической науки, началась критика психотехники.

Народное хозяйство реконструировалось, оснащалось новой техникой, появлялись новые технологии, изменялась психологическая типология профессий. Производству нужны были высококвалифицированные работники, получить их за счет профотбора было невозможно.

Выдвинули задачу профобучения с установкой на политехнизм. При этом главное значение имеют не отдельные психические функции, а качество работника, его синтетические свойства как личности.

Организуются поиски рациональных методов профессионального обучения. В связи с задачами политехнизма ведутся поиски таких признаков, которые можно было бы использовать в качестве основных в типичных трудовых операциях в разных профессиях. Главной особенностью таких признаков считалась «соупражняемость». Выдвигается задача выявления тех психических образований, которые будут полезны в других условиях.

Метод упражнений подвергается критике, так как стереотипизированные приемы в новых условиях могут оказаться неадекватными требованиям ситуации.

Кроме того, были поставлены и другие вопросы:

· Содержание, объем и характер знаний, которые необходимы не только для данной профессии, но и для общей ориентации в технике, в производстве.

· Какие способности и в какой степени необходимо формировать

· Какие свойства личности в целом делают человека профпрогодным

 

Но главное продвижение к середине 30-х годов в том, что профессиональные умения и навыки стали рассматриваться как средство развития личности.

Психотехнический (механистический) подход к природе человека был подвергнут резкой критике. Внес свой вклад Л.С.Выготский, который выдвинул положение о родстве труда и высших психических функций. Труд в его развитых формах, указывал Л.С.Выготский, есть деятельность опосредованная не только орудием, но и сознательным поведением человека.

Теоретическая разработка проблемы единства сознания и деятельности (Выготский, А.Н Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) имели решающее значение для дальнейшей судьбы психотехники – ее свертывания, а потом и ликвидации к концу 30-х годов.

 

2. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в политехнический период.

 

Политехнизм - направление в педагогике, которое определяет содержание, различные формы и методы вооружения учащимися различными технологическими и общетехническими знаниями, умениями и навыками, соответствующими качествами и политехническим мышлением для успешной социализации в высокотехнологическом обществе.

Главной проблемой, задающей направление исследований, стала проблема профессионального мастерства: выявление закономерностей формирования и совершенствования трудовых умений и навыков, процесс формирования профессиональных способностей.

В это время развернулся широкий фронт экспериментальных работ:

  • анализ объяснения и показа инструктором выполнения трудового действия
  • разрабатываются «инструкционные карты» по формированию трудовых приемов
  • изучается динамика формирования навыков, роль самоконтроля в процессе обучения, значение и характер планирования деятельности и т.д.

 

В результате этих усилий было получено множество фактов, доказывающих роль мотивов, целей, предметного содержания на результат профессиональной деятельности.

Для эффективного профессионального обучения были предложены разные формы обучения:

  • обстоятельный инструктаж
  • наглядный показ выполнения действия
  • формы опробования действий самими учащимися
  • формы анализа ошибок, выяснения их причин, условий для правильного выполнения действий
  • поиск «эталонов» деятельности

 

Вся совокупность исследований и результатов разрушала натуралистические представления о природе человеческих способностей, их изначальной данности, их «неупражняемости».

Теперь психические явления объяснялись особенностями условий деятельности, в которой они формируются, а процесс формирования умений и навыков определялся не количеством упражнений, а организацией его как активной, целенаправленной, сознательной деятельности субъекта, имеющей для него смысл.

Профессиональные способности теперь рассматривались не как некие изначальные задатки, которые в профессиональной деятельности лишь проявляются, они формируются в деятельности.

3. Развитие исследований по проблемам профессионального образования в психолого-педагогический период.

 

Началом третьего этапа считается сессия А.Н. СССР, посвященная физиологическому учению И.П. Павлова, и его значения для развития ряда наук: медицины, биологии, психологии и педагогики.

Для психологии учение И.П.Павлова выступило в двух аспектах:

  • в основе психических процессов лежат физиологические механизмы
  • новое понимание самой психики, ее функции и роли деятельности

 

В результате наметились 2 направления исследований в психологии.

Одно из них – акцент в объяснении психических процессов на физиологию. Соотношением первой и второй сигнальных систем объяснялись формирование и перестройка навыков, индивидуальные различия в скорости, темпе, стиле выполняемой деятельности, типологические особенности нервной деятельности.

Другое рассматривало функцию психики и условия ее возникновения. Причины. порождающие те или иные психические особенности субъекта, усматривались не в физиологических механизмах, а в условиях его жизни, которые побуждают его к деятельности.

Главным условием развития психики являются условия жизни человека, именно они влияют на формирование психических особенностей субъекта, при этом формируются так же ориентирующие механизмы психики (психический образ будущего продукта). Таким образом, еще не состоявшаяся деятельность уже «произведена внутри», этот внутренний образ деятельности и будущего продукта и оказывает регулирующее влияние на деятельность. Без внутреннего психического образа деятельность превращается в совокупность реакций.

Ориентировочная деятельность становится предметом многих исследований, результаты дали возможность объяснить ранее разрозненные психологические факты и открыли перспективу планомерного, управляемого формирования, психологических новообразований. Так возникла и развивалась теория поэтапного формирования умственных действий, давшая начало развитию педагогических технологий.

В 60-е годы в педагогику и психологию стали проникать идеи кибернетики.

Возникает программированное обучение.

Основу программирования составляли следующие моменты:

· учащемуся предлагались действия, адекватные порции учебного материала и на основе разработанных средств управления ориентировочной деятельностью он выполнял учебные задания, двигаясь от этапа к этапу и осваивал предлагаемую программу.

· Обучение производится с помощью программированных учебных пособий – «учебных карт» – (фиксированная программа нормативной деятельности учащегося)

 

Однако, недостатки программированного обучения обнажились очень скоро и большее внимание стали уделять развитию творческого потенциала личности, ее активности, теоретической подготовленности, формирования оперативного мышления, а в целом – формирование системных типов ориентировки в объектах.

80-90 годы – прорыв в области педагогического новаторства, внимание к проблемам изучения и развития личности, ее особенностей, которые выступают в свою очередь, профессионально важными качествами, от которых зависит успешность и надежность профессиональной деятельности.

И тогда особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения. Более того, само формирование человеческой личности, как было выяснено, происходит в значительной степени в профессиональной деятельности и под ее влиянием.

Активно стала изучаться роль личности в профессиональной деятельности и личностный подход. Личностный подход – это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности и под ее влиянием, а прежде всего изучение путей становления целостной личности профессионала.

Основная проблематика исследований:

· Анализ профессионально важных качеств личности профессионала (Шадриков 1982)

· Целенаправленное формирование профессионально важных качеств (Фирсова 1989)

· Исследование свойств личности в профессиональной деятельности (нейродинамика, темперамент, свойства нервной системы, пути приспособления человека к трудовой деятельности)

· Изучения закономерностей развития личности профессионала в возрастном аспекте

· Изучение профессиональной самооценки, эмоциональной устойчивости и других личностных особенностей регуляции профессиональной деятельности

 

Таким образом, третий период делает акцент на собственно профессиональную деятельность в становлении личности, начиная с ее профессионального самоопределения, через формирование профессионального мышления до формирования профессиональных умений и навыков.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.