Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные внешние функции государства




 

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими стра­нами, помощи развивающимся государствам и народам), другие – по­лучили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение национальных интересов через от­крытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспече­ние безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ – таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции:

- оборону страны;

- обеспечение мира и поддержание мирового порядка;

- сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;

- интеграцию в мировую эко­номику;

- сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Функция обороны страны. Несмотря на улучшение международ­ной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у россий­ских границ. Настораживают и имевшие в последнее время факты вме­шательства США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одно­стороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН и России, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.

Соответственно одно из важнейших направлений внешнеполити­ческой деятельности Российского государства – обеспечение его воен­ной безопасности.

Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федера­ции, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Оборона страны, формирование и функционирование Вооружен­ных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекае­мых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и ее законами по военным вопросам, пакет кото­рых пополнился новым Федеральным законом «Об обороне». Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Рос­сии, полномочия органов федеральной власти, функции органов госу­дарственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. При­оритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира – это недопущение новой глобальной войны — горячей или хо­лодной, укрепление обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в дейст­вие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия. Существенная роль в правовом урегулировании ряда связанных с этим практических вопросов принадлежит Федеральному закону «О воен­но-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранны­ми государствами».

Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии – укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой орга­низации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлю­щий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.

Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном многосложном мире. Сообраз­но этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Фе­дерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с междуна­родными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и граждан­ского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности». Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнаци­ональных и иных вооруженных конфликтов является соответствую­щая дипломатическая деятельность.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах Рос­сии, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней поли­тики России. Это – сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.

Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу без­опасности нашей страны.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии форми­рования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллек­тивной безопасности, совместной охраны границ; комплексного реше­ния проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и националь­ных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о росси­янах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания еди­ного информационного пространства.

Наглядным выражением новых моментов, перспектив и тенденции развития данной функции являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении Рос­сии и Беларуси, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, Договор между Республи­кой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятель­ную основную функцию данное направление деятельности Российско­го государства сложилось лишь в последний период его развития.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудни­чества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные эконо­мические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотруд­ничестве с Европейским Союзом. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимо­действия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией, Кита­ем и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского и иных регио­нов. Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи.

Внедрение России в мировую экономику привело к реконструированию всего механизма ее внешнеэкономической деятельности, по­средством которой отечественный рынок тесным образом связывается с мировым. Устранена монополия государства во внешнеэкономичес­ких связях.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Закон РСФСР «Об иностран­ных инвестициях в РСФСР», законы Российской Федерации «О валют­ном регулировании и валютном контроле», «О государственных внеш­них заимствованиях Российской Федерации и государственных креди­тах, предоставляемых Российской Федерации иностранным государст­вам, их юридическим лицам и международным организациям», «О при­соединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы», и др.

Важной стороной данной функции является также сотрудничество России с другими странами мирового сообщества в решении глобаль­ных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями, предотвраще­ния и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.

 

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о признаках современного государства, государственной власти, функциях и задачах современного государства, сформулировали соответствующие понятия.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Современные доктрины о понятии и сущности государства. Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функция государства, реализуемая внутри страны и на международной арене.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Общая характеристика процесса формирования, развития и совершенствования современных функций Российского государства. 2. Формы осуществления функций современного Российского государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.