КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отклоняющее поведение учащихся профессиональной школы и его причины
Психологические особенности личности в юности (18-23 года)
Этот важный этап социально-профессионального становления личности относится к периоду взрослости. В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность - это начало взрослости. Общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление, предоставляет ей все гражданские права, предусмотренные Конституцией. В этом возрасте многие девушки и часть юношей вступают в брак, получают профессиональное образование или профессиональную подготовку, большинство юношей служат в армии. Это возраст поиска места работы и трудоустройства, освоения новых социально-профессиональных ролей: студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время юность — возраст крушения жизненных планов: не поступил в профессиональное учебное заведение; распался брак после короткого замужества; не смог трудоустроиться по полученной специальности; стал безработным; из жизни ушли близкие родственники. Юность — это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, детей, профессии (специальности), референтных социально-профессиональных групп, собственного жилья, престижных вещей и др., но это также возраст нереализованных возможностей, опустошенности, бесперспективности, разочарования, нравственной деформации. Можно констатировать, что к 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое — с их крушением. В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации. Идентичность обусловливает целостность личности. При переживании кризиса происходит перестройка ее психологической организации. Переход от одной целостности к другой усиливает уязвимость личности и одновременно стимулирует ее дальнейшее развитие. В психологическом плане это один из самых сложных, трудных после подросткового возраст. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми (родителями, учителями), в юности проблемы приходится решать самостоятельно. Социально-психологическая незащищенность молодежи очевидна. Общество лишь декларирует права молодежи, но она нуждается в реальном их обеспечении, особенно в наше время. Несовершенство общественного строя в первую очередь испытывает на себе молодежь. Ведущие потребности юности - это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Остановимся подробнее на последней потребности. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим собой, стремление к улучшению достигнутого и постановка новых целей. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, условий, возможностей реализации себя. Естественно, нужно всячески развивать потребность в достижениях, поскольку она способствует личностному и профессиональному росту молодежи, побуждает к авторству собственного образа жизни. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование. Исследования показали, что продолжительность профессионального обучения (начального, среднего и высшего) влияет на закрепление человека за определенной профессией, рост его квалификации, возможности переквалификации, обусловливает конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Полноценное осуществление ведущей деятельности способствует дальнейшему становлению личности. Но чтобы деятельность выполняла свою личностно-образующую функцию, она должна сама развиваться. Педагоги высшей профессиональной школы отмечают, что наиболее сложными и трудными для студентов являются первые годы учебы, и объясняют это адаптацией к учебно-познавательной деятельности: несформированностью учебных действий, слабой выраженностью учебно-профессиональных мотивов. Те молодые люди, которые получают профессиональную подготовку на предприятиях, в фирмах и организациях в течение короткого времени (до одного года), достигают примерно такого же уровня психического развития, что и их сверстники, обучающиеся в профессиональной школе в течение 3-5 лет. Конечно, профессиональная подготовленность выпускников профессиональных учебных заведений намного выше, но в интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферах существенных различий не наблюдается. Исследования Б.Г.Ананьева и Е.И.Степановой показали, что в этом возрасте происходит повышение уровня развития внимания, памяти и мышления. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления — самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность, установление интимно-доверительных отношений с человеком противоположного пола.
На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование от получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность. Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.
Учащиеся профессиональной школы (особенно начальной) зачастую являются социальными аутсайдерами – это дети из семей социально неблагополучных, с материальными проблемами и с низким образовательным уровнем родителей; эти учащиеся не имели значительных успехов в школе, зачастую с заниженной самооценкой, имеющие в своем опыте варианты социально неодобряемого поведения (зачастую в знак протеста). Поведение - интегративный внешний показатель внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, отношений. Поэтому-то именно поведение учащегося повседневно является объектом анализа и воздействия со стороны педагога и критерием качества воспитательных усилий. Поведение — внешнее выражение его деятельности, совокупность поступков, намеренных и непреднамеренных. С этих позиций поступок, нарушающий моральные нормы (нормы справедливого и должного в человеческих отношениях), квалифицируется как проступок, подлежащий порицанию, осуждению, наказанию педагогическому, но не правовому, юридическому. К проступкам в педагогической практике обычно относят нарушения правил и режима учебного заведения (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины в классе, отказ выполнять требования), конфликтные формы поведения (грубость, сквернословие, драки, ссоры, вредные привычки, такие, как курение, употребление алкоголя, нарко- и токсико веществ), а также поступки, аморальные по своей сути (ложь, незначительная порча общественного имущества, отказ от общественных и трудовых дел). Поведение учащегося, в котором достаточно часто встречаются подобные проступки, определяется как отклоняющееся поведение. Отклонения в поведении — это внешняя форма проявления внутреннего состояния личности. В большинстве случаев педагогическая запущенность характеризуется хронической оппозицией юноши к миру взрослых, негативным отношением к общественным делам и ценностям коллектива. Но в ряде случаев мы можем встретить отклонения и в поведении сознательного, нравственно развитого учащегося. Это может быть неординарная, с самостоятельным складом ума личность, вошедшая в противоречие с традициями, царящими в данном училище. Это может быть невротизированная личность с астеничной, быстро истощающейся нервной системой, в силу чего она испытывает страх перед делом, требующим усилий, множественных и достаточно напряженных человеческих контактов. Это может быть учащийся со своеобразным характером, который отличается замкнутостью, эмоциональной холодностью, отчужденностью от сверстников. Он, как правило, держится в стороне от всех, поэтому понятен его отказ от поручения, требующего активного общения. И, наконец, это может быть новичок с низким уровнем адаптации, который с трудом входит в новый коллектив и, естественно, страшится оказаться в достаточно ответственном деле один на один с коллективом. Итак, поведение, поступок — интегративная внешняя форма проявлений разных состояний личности, «прочитать» которые педагог должен с достаточной точностью. Если же поступок вступает в противоречие с правовыми нормами, он квалифицируется как правонарушение, а поведение будет в таком случае противоправным. В педагогической практике наиболее часто встречаются такие правонарушения, как кражи, хулиганство, тяжкие избиения, вандализм и т. д. В профессиональной школе специфичен социально-личностный состав учащихся, среди которых наблюдается повышенная концентрация трудных и педагогически запущенных. Требуется углубленное и квалифицированное изучение личности в связи с двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу психологической защиты личность трудного, педагогически запущенного учащегося обнаруживает себя не только постепенно, но и неохотно, маскирует невольно, а иногда и преднамеренно негативные свойства и черты характера. Во-вторых, педагогическую запущенность далеко не просто отличить от сходных состояний: неврозов, хронических соматических заболеваний, акцентуаций черт характера, наконец, реакций вполне благополучного учащегося на травмирующую ситуацию. Рассмотрим содержание и взаимосвязь сходных и часто воспринимаемых как синонимы понятий «педагогическая запущенность» и «трудновоспитуемость». Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость - термины, которые обозначают объективно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные состояния личности. Педагогическая запущенность — это комплексное отклонение нравственных представлений, отношений и поведения учащегося, обусловленное неблагоприятной микросредой и недостатками учебно-воспитательного процесса. Трудновоспитуемостъ — это повышенная сопротивляемость личности педагогическим воздействиям, вследствие чего затрудняется педагогическое общение. Трудновоспитуемость может быть обусловлена разнообразными причинами: неординарностью личности, ее ярким индивидуальным своеобразием, особенностями трудного характера, нарушениями психического здоровья и, главное, педагогической запущенностью учащегося. Любая причина, обусловившая трудновоспитуемость личности, делает общение с ней проблемным, часто мало результативным, требующим дополнительных усилий со стороны педагога, специальных условий. Таким образом, трудновоспитуемый — это совсем не обязательно педагогически запущенный учащийся, в то время как педагогически запущенный учащийся — это обязательно трудный для воспитания объект. Трудновоспитуемость и педагогическая запущенность — взаимопроникающие феномены. Дело в том, что иногда трудновоспитуемость одаренного, своеобразного или невротизированного учащегося может, в свою очередь, стать фактором зарождения или ускорения развития педагогической запущенности. Это происходит в том случае, если трудновоспитуемость сочетается с сопутствующими неблагоприятными обстоятельствами: асоциальной семейной обстановкой, криминогенной дружеской компанией, конфликтными отношениями с педагогами. Каковы же причины педагогической запущенности? Наиболее распространенными причинами являются - неблагоприятные условия семейного воспитания и установки в семье - слабое моральное осуждение мелких хищений «для дома, для семьи», культ вещей, повышенная озабоченность материальным благополучием, замкнутость на внутрисемейных проблемах, дефицит воспитательных ресурсов в неполной семье, низкая педагогическая культура родителей. - отрицательное влияние социальной среды, - недостатки и ошибки воспитания в школе, училище - отставание форм и методов воспитания от уровня развития современной молодежи; обедненностъ представлений педагога об учащемся, слабый учет индивидуальных особенностей, опора на клише, отрицательные стереотипы, созданные на основе отрицательных черт личности, поступков (образы тупицы, хама, циника, вора и т. д.); отсутствие психологической поддержки и защиты со стороны педагога. Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения будет подробно рассматриваться в курсе профессиональной педагогики. Если педагогическая запущенность обусловлена внешними обстоятельствами развития личности, то трудновоспитуемость — в основном субъективными причинами, т. е. сугубо индивидуальными проблемами самой личности: ее психическим здоровьем, способностью к адаптации, качествами характера, степенью нестандартности и т. д. В педагогической практике наиболее значимо отклоняют стрелку поведения в нежелательную сторону две личностные причины: нарушения психоневрологического статуса и нарушения механизма адаптации личности. Снижение психического здоровья — одна из острых медико-педагогических проблем современного общества. За последние десятилетия число неврозов выросло в 24,2 раза, психопатий — в 3,2 раза, шизофрении — в 4,3 раза. В настоящее время на 1000 жителей города регистрируется 123,6 психоневрологических заболевания, села — 65,8. Психическое здоровье предполагает, во-первых, отсутствие психических расстройств, во-вторых, резерв сил для преодоления стрессов и трудностей, в-третьих, состояние равновесия между человеком и средой. Педагог, как правило, имеет дело с относительно неглубокими нарушениями психического здоровья, которые не препятствуют участию человека в общественной и трудовой деятельности. Это неврозы и неврозоподобные состояния, т.е. группа пограничных психических заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, а так же акцентуации характера. К неврозам относят только те заболевания, при которых нервно-психические расстройства обратимы, т.е. поддаются лечению, и отсутствуют видимые морфологические изменения в нервной системе. Педагог должен помнить о неоднозначности связи неврозов с отклоняющимся поведением. Неврозы могут стать самостоятельной причиной проступка, срыва, конфликта у воспитанного, нравственно развитого учащегося. Однако чаще всего неврозы действуют в комплексе с педагогической запущенностью как фактор, сопровождающий и одновременно способствующий ее углублению и закреплению. Это подтверждается высокой частотностью неврозов у педагогически запущенных подростков. Связь между психическими и нравственными отклонениями действует по закону взаимоиндукции: ослабленное психическое здоровье является питательной средой для появления неадекватных реакций на сложные требования общества, на стрессовые си-туации. В свою очередь, сами отклонения расшатывают нервную систему учащегося. Диапазон неврозов и неврозоподобных состояний, с которыми может встретиться педагог в своей практике, достаточно широк, причем у юношей от 14 до 18 лет это состояние встречается в 6 раз чаще, чем у девушек. Педагог не медицинский работник, он лишь может предположить, что за странностями и неровностями поведения может скрываться болезнь, а не низкая воспитанность или асоциальный характер. Однако, педагог должен хорошо ориентироваться в поведенческих признаках наиболее распространенных в настоящее время отклонений. Акцентуации характера (крайние варианты нормы в поведении) особенно ярко проявляются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Социальная адаптация акцентуированных учащихся затруднена. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные привести к психологическому срыву. Знание типа акцентуации поможет педагогу в налаживании психологического контакта. Как правило, педагоги, имея неправильные представления об особенностях характера трудных учащихся, неадекватно ведут себя по отношению к ним, что зачастую приводит к конфликтам. Наблюдения за поведением учащихся помогут педагогу в определении акцентуации характера. Особенно информативно наблюдение учащихся в ситуациях общения со сверстниками: стремление к лидерству или подчиняемость, общительность или отгороженность, аффективная взрывчатость или обидчивая сенситивность, теплая эмоциональность или холодная расчетливость, претензии на исключительность или подражательная конформность — все эти и многие другие качества обнаруживаются с поразительной быстротой. При неправильном воспитании, игнорировании акцентуации черты, свойственные данному типу, обостряются. Рассмотрим основные типы акцентуаций. Конформный тип. Главная черта — постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Это люди своей среды. Их жизненное правило — думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех», от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Стремясь всегда соответствовать окружению, они совершенно не могут ему противостоять. Поэтому конформные личности — полностью продукт своей микросреды, В хорошем окружении это неплохие учащиеся. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы те ни противоречили ранее приобретенным и как бы пагубны они ни были. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Конформные субъекты неинициативны. Они могут достигать очень хороших результатов на любой ступени социальной лестницы, лишь бы учеба, работа, занимаемая должность не требовали постоянной личной инициативы. Лишенные собственной инициативы и недостаточно критичные, конформные подростки своей группой легко могут быть втянуты в правонарушения, в алкоголизацию, подбиты на побег из дома или «науськаны» на расправу с чужаками. Слабое звено в конформном характере — непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. Дурное влияние окружающей среды чаще всего толкает к интенси вной алкоголизации. Неустойчивый тип. В детстве представители данного типа отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. Уже с этих лет обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними педагоги, родители. Вместе с тем рано проявляется тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Охотно подражают именно тем, чье поведение сулит наслаждения, развлечения, смену впечатлений. Не способные занять себя, представители неустойчивого типа плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудием таких групп. Место увлечений у них занимает многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, «глазение» на происходящее вокруг, детективно-приключенческие интересы. Все это питается жаждой получать новую легкую информацию, не требующую никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и поглощаемая информация. Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Слабоволие неустойчивых позволяет удерживать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, они смиряются, учатся и работают. Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа начинают выявляться еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни приструнить, ни отвлечь. Наряду с этим обнаруживаются садистские наклонности: дети любят мучить животных, дразнить младших, слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, всему «своему», крайне злобная реакция на всех, кто пытается покуситься на их детскую собственность. С первых школьных лет проявляются мелочность, скрупулезность, повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического «хозяйства». В большинстве случаев черты эпилептоидного типа характера выступают только в подростковом возрасте. Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С подобными изменениями настроения тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. В состоянии аффекта может наступать безудержная ярость: циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть его превосходящую силу. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. Среди увлечений следует отметить склонность к азартным играм. Легко пробуждается почти инстинктивная тяга к обогащению. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение собственных интересов сопровождается злопамятностью, несклонностью прощать обиды, малейшее ущемление прав. Истероидный тип. Главной чертой этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей особы. Такие дети не выносят, когда при них хвалят других ребят, другим уделяют внимание. Игрушки им быстро надоедают. Насущной потребностью становится привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы. Для этого дети охотно декламируют стихи, танцуют, поют, выступают. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим. В подростковом и юношеском возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использовать нарушения поведения. Выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании - все это может использоваться для того, чтобы просигнализировать близким: «Обратите внимание на меня, иначе я пропаду!». Праздность и безделье сочетаются с очень высокими, фактически невыполнимыми претензиями в отношении будущей профессии. Представители истероидного типа склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Шизоидный тип. С первых детских лет удивляют тем, что любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушают их беседы. К этому добавляется какая-то недетская холодность и сдержанность. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Бросается в глаза замкнутость, отгороженность от сверстников. Иногда духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет своими необычными для других увлечениями и интересами. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Замкнутость сочетается с недостаточным развитием интуиции, неумением понять чужое переживание, угадать желание других, догадаться о не сказанном вслух, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Внутренний мир таких подростков закрыт от посторонних взоров. Шизоидные подростки раскрываются неожиданно и обычно перед человеком малознакомым, даже случайным, чем-то импонирующим их прихотливому выбору. Недоступность внутреннего мира и сдержанность и проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки шизоидов, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачества шизоидов неожиданны, но никогда не служат только цели привлечь к себе всеобщее внимание. Шизоидные подростки подвергаются насмешкам и даже преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, они внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Успех в группе может оказаться в сфере сокровенных мечтаний шизоидного подростка. Его увлечения нередко отличаются необычностью и постоянством. Выбор предмета увлечений часто поражает нетрадиционностью: китайские иероглифы, древнееврейский язык, генеалогия дома Романовых и т. д. Подростки часто таят увлечения, боясь непонимания и насмешек. Место увлечений могут занимать одинокие многочасовые прогулки. Алкоголь в небольших дозах может регулярно использоваться в качестве коммуникативного допинга. С той же целью могут использоваться наркотики, к которым обнаруживается гораздо большая склонность, чем к алкоголю. Участие в групповых правонарушениях шизоидным подросткам не свойственно. Однако правонарушения могут совершаться во имя группы, чтобы группа признала своим. Как должен действовать педагог, предполагающий, что причиной недисциплинированности, конфликтных взаимоотношений, отклонений в эмоциональном состоянии учащегося являются нарушения психического здоровья? Он должен своевременно организовать консультацию учащегося у специалиста — невропатолога или психоневролога. К сожалению, в силу неразвитости медицинской службы в учебных заведениях и медицинской неосведомленности педагогического состава, очень часто вместо того, чтобы лечить учащегося, его перевоспитывают, вместо лекарства и медицинской помощи прибегают к наказаниям. Позиция педагога должна быть однозначна: уже на диагностическом этапе проверить и с помощью специалистов отсеять подозрения в психическом неблагополучии, а если они подтвердятся, помочь учащемуся в проведении курса лечения в виде контроля и, главное, психологической поддержки.
Выводы: 1. Особенности личности в ранней юности и юности детерминированы прежде всего социальной ситуацией развития, основными потребностями личности и ее ведущей деятельностью, которые определяют возникновение как психологических новообразований, так и кризисных состояний. 2. Ведущие потребности в рассматриваемых периодах схожи. Наиболее значимыми являются потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении, в самосовершенствовании, в достижениях, в освоения новых социально-профессиональных ролей. 3. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование. 4. Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления — самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность, установление интимно-доверительных отношений с человеком противоположного пола. 5. В профессиональной школе специфичен социально-личностный состав учащихся, среди которых наблюдается повышенная концентрация трудновоспитуемых и педагогически запущенных.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |