КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы товароведения
Тема 1. Предмет, цели и задачи товароведения. Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик. Товароведение состоит из двух частей: общей и частного товароведения. Общая часть товароведения изучает теоретические основы, на которых базируется частное товароведение. Частное товароведение классифицирует товары на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней в соответствии с принятыми методами. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров. Объектами изучения в частных разделах товароведения могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства производства), сельскохозяйственная продукция, фармацевтические товары и лекарственное сырье. Целью товароведениякак наукиявляется изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость и их изменений на всех этапах товародвижения. Товароведная деятельность базируются на следующих принципах: 1. Безопасность — основополагающий принцип, заключающийся в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей. С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для потребителей и окружающей среды при упаковывании, транспортировке, хранении и потреблении. 2. Эффективность. Этот принцип важен при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Необходимо выбрать методов и средства, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. 3. Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию без нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, их хранении, выборе упаковки. При монтаже и эксплуатации сложнотехнических товаров должны быть совместимость деталей и комплектующих изделий. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Несовместимость пищевых продуктов может иметь последствия здоровья человека. 4. Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги при выполнении одних и тех же требований и удовлетворении аналогичных потребностей. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они взаимозаменяемы и тем сильнее конкуренция между ними. Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров. 5. Систематизация положена в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью. Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики - товароведные, они удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром. Субъекты товароведной деятельности делятся на две группы. Первая группа представлена товароведами-специалистами, выполняющими должностные обязанности и обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с характеристик товара, а также запросов потребителей. Вторая группа – это потребители. Тема 2. Методы товароведения: системный подход, классификация и кодирование товаров.
В товароведении применяются следующие методы: Эмпирические (экспериментальные) методы, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы широко применяются в товароведении при исследовании химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на: измерительные (физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические. Разновидностями физических, физико-химических и химических методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реологические, рефрактометрические и другие, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний. Измерительные методы осуществляются на основе технических средств измерений, органолептические с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод получил самое широкое распространение. Более подробно органолептический метод будет рассмотрен в главе «Экспертиза потребительских товаров». Аналитические методы — методы, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Изучение сложных и многочисленных товаров невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение товара как совокупности ассортиментной, качественной и количественной характеристик базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации. К методам управления научным познанием относятся: 1. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. 2. Диагноз - научное описание основных признаков, характеризующих изучаемые товары. Существенное значение в товароведении имеет диагностика причин возникновения различных дефектов, товарных потерь, распознавание признаков, определяющих ассортиментную принадлежность товаров, признаков количественных и качественных изменений товаров при хранении. 3. Прогнозирование осуществляется при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п. Использование; методов прогнозирования является одним из актуальных и перспективных направлений развития товароведения. 4. Программирование - это последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения. 5. В результате применения вышеуказанных аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров. Методы систематизации — методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, поэтому применяются соответствующие методы систематизации. Основополагающие методы систематизации: идентификация, группировка, классификация и кодирование. 1. Идентификация — метод отождествления; установление соответствия между объектом и информацией о нем, которая позволяет приписать каждому объекту соответствующую ему информацию. То есть создать историю происхождения этого объекта. (!!!!!Подробно будет рассмотрена как отдельная тема.) Идентификация позволяет в рамках поставленной задачи каждому объекту приписать соответствующую информацию и по информации определить выделенный в задаче объект. Идентификация обеспечивается с помощью таких средств как: клеймо, бирка, цвет, форма, запись в бланке, паспорте, сертификате, протоколе, акте, контрольном листе, в компьютере и т.п. Прослеживаемость – способность проследить предысторию, использование или местонахождение объекта с помощью идентификации, которая регистрируется. То есть, как бы отойти назад и получить необходимую информацию об этом объекте на всех этапах его жизненного цикла. Применительно к продукции – это наименование, поставщик, производитель, партия, дата выпуска, сборщик, контролёр, покупатель, гарантийное обслуживание и т.д. Прослеживаемость позволяет связать и проанализировать результаты деятельности и факторы (причины), влияющие на процессы (сеть процессов): материалы и комплектующие, оборудование, оснастку, персонал, методы работы и т.п. Прослеживаемость нужна для обоснованного применения корректирующих и предупреждающих действий. 2. Группировка — метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп. Обобщению предшествует деление целого на отдельные его части, выявление тех частей, для которых характерны общие признаки, и их объединение в группы по общности признаков. 3. Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии спринятыми методами. Объект— элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Классификация находит широкое применение в товароведении, так как огромное товаров, их свойств и показателей, условий и сроков хранения требует подразделения множества на подмножества по определенным признакам. Классификация ассортимента, свойств и показателей качества является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара. Для рационального применения методов классификации требуется знание его основ: определения терминов, структурных элементов, разновидностей. Основные понятия, термины и определения установлены ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения» («Unified system of classification and coding of technical and economic information. General positions»), в соответствии с которыми ниже приводятся все термины классификации и кодирования. Настоящий стандарт является основополагающим документом в комплексе стандартов и руководящих документов, устанавливающих порядок проведения работ по классификации и кодированию технико-экономической информации. В товароведении и торговле объектом классификации являются товары. В сфере товарного обращения в настоящее время насчитывается более 120 000 наименований только непродовольственных товаров самых различных свойств и назначения, причём номенклатура товаров постоянно расширяется и обновляется. В товароведении научная классификация облегчает изучение потребительских свойств однородных групп (товаров) позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, разрабатывать групповые методы измерения и оценки потребительских свойств и качества товаров, оценивать полноту ассортимента каждого классификационного звена и определять направление развития ассортимента. Классификация облегчает разработку режимов хранения, перевозки и условий эксплуатации товаров со сходными свойствами. Вид товара представляет собой конечный продукт производства, который имеет конкретное назначение и собственное название, отражающее его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Основные признаки классификации непродовольственных товаров, отражающие их потребительские свойства - назначение и область применения товаров. При этом признак назначения может быть использован как в высших, так и в низших звеньях классификации. Для некоторых товаров применяют специфические признаки классификации, обусловленные их природой. При построении классификации должна соблюдаться соподчинённость, каждое нисходящие звено должно конкретизировать признак вышестоящего звена. Система классификации - это совокупность ее методов, правил и результатов. Задачи классификации: 1)Упорядочить терминологию 2)Облегчить учет спроса изучения потребительских свойств и ассортимента товаров 3)Совершенствовать учет товаров и отчетность товароведной деятельности. Принципы классификации: 1. Установление цели 2. Выбор метода классификации 3. Установление числа классификационных признаков. Признаки классификации являются основанием для деления множества на подмножества и имеют качественную и количественную стороны. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Например, один из признаков классификации молока - по содержанию жира: 1,5%; 2,5%; 3,2% и т.д., а для тканей - по виду сырья: льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т. д. 1. назначение товаров 2. вид сырья 3. рецептура 4. способ производства 5. фасон изделия и др. Правила классификации: 1. Необходимо определить оптимальный метод классификации. 2. Распределять объекты по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков, а затем переходить к делению по более узким подчиненным признакам. 3. На каждой ступени используются отличительный и существенный признак. На последних ступенях могут быть задействованы наиболее общие признаки. Глубина классификации - количество признаков иступеней. Методы классификации: В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. При иерархическом методе классификации используются последовательное деление множества объектов на подчиненное подмножество при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации. Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков; высокая информационная насыщенность Недостаток: громоздкость. Фасетный метод предусматривает параллельное разделение множества по одному признаку на отдельные независимые друг от друга группировки (фасеты). Преимущества: гибкость, удобство использования. Недостаток: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами разных фасетах. Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т. п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно. 4. Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации. Кодирование используется для упорядочения товаров с помощью различных, заранее обусловленных знаков. Система кодирования – это совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества. Код - знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации. Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Ранжирование — установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости. Код имеет определенную структуру, т.е. условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Условное обозначение в структуре кода — это цифра, буква, штрих или пробел. Пробел — определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм, также может означать число. 1. Алфавит (буквы, цифры, их сочетание, штриховой алфавит) Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются цифры. Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов языков и цифры. Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN(европейский) и UPC (американский), широко применяемые в международной практике. Значимость таких кодов состоит в автоматической идентификации товаров, учете и контроле товарных запасов и повышении конкурентоспособности товаров. Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода. 2. Основание - число знаков в алфавите кодов. 3. Разряд кода – позиция знака в коде. 4. Длина кода - число знаков в коде без учета пробелов. Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технические. Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Методы кодирования: 1. Порядковый - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Это самый простой и распространенный метод кодирования, не требующий определенных знаний в этой области. 2. Серийно-порядковый - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. 3. Параллельный - образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, 4. Последовательный - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок. Тема 3. Классификация как метод товароведения Классификатор — официальный нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод кодов и наименований объекта классификации. Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами таможенного дела и функциями, возложенными на таможенные органы Российской Федерации. Выполнение этих функций важно с точки зрения правильного применения к тем или иным товарам мер таможенного регулирования. От правильной классификации товаров зависит установление их стоимости на основе объективных критериев, а следовательно, и обоснованное начисление и взимание таможенных платежей. Правильная классификация товаров имеет большое значение и для повышения объективности таможенной статистики внешней торговли, используемой при выработке таможенной политики страны и принятии конкретных мер по ее реализации в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Поэтому повышение эффективности таможенного дела требует от сотрудников таможенных органов глубокого проникновения в теорию классификации товаров, знания основных классификационных систем и умения решать теоретические и практические задачи с помощью этих систем. В этом смысле термин "товарная номенклатура" тесно связан с такими отраслями знаний и общественной практики, как товароведение", "таможенное дело", "производство", "потребление", «внешнеэкономическая деятельность» и др, где приходится оперировать понятием товар и сотнями тысяч наименований товаров. Таким образом, товарная номенклатура — это совокупность названий товаров, с которыми в своей профессиональной деятельности сталкиваются должностные лица таможенных органов и декларанты. Второе значение термина "номенклатура" трактуется как система абстрактных и условных символов, назначение которой — дать максимально удобное с практической точки зрения средство для обозначения предметов, в данном случае — названий товаров. Обе приведенные трактовки термина применимы в таможенном деле, поскольку здесь должностные лица таможенных органов и декларанты работают с большим количеством наименований товаров, которым в зависимости от правил построения той или иной товарной номенклатуры присваивается соответствующий код как комбинация цифр, букв или их совокупность. Для более четкого понимания сути этого термина и его значения для таможенного дела важно уяснить, что термин "товар", послуживший основой для определения "товарный", является одним из ключевых терминов, используемых в ВЭД и таможенном деле. Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. Объект классификации В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методыоценки качества , виды контроля качества и т. д.Значение классификации товаров заключается в следующем: § способствует упорядочиванию терминологии; § позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре; § позволяет изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров; § облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним; § позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров; § группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации; § служит базой для совершенствования системы стандартизации товаров; § необходима при сертификации товаров; § облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания; § используется при организации товароснабжения; § способствует рациональному размещению товаров на складах и выкладке их в торговых залах магазинов; § способствует изучению покупательского спроса; § используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п. Виды классификации товаров В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая. Торговая классификация Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства. В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные инепродовольственные товары.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |