Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели качества товаров




i

Свойства товаров характеризуются соответствующими по­казателями, по. совокупности которых определяется уровень качества товара в целом. Показатели качества товaPOBэто количественные характеристики'свойств, определяющих"качество товара применительно к конкретным условиям его производства и эксплуатации или потребления, т. е. показатели качества ха­рактеризуют степень пригодности товара удовлетворять опреде­ленные потребности. Наименование показателя качества не всегда совпадает с наименованием свойства. Например, способ­ность древесины удерживать гвозди и шурупы—это свойство, а показателем его является усилие, затрачиваемое на выдерги­вание гвоздя из древесины.

Показатели качества товаров делятся на группы по следую­щим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области применения, применению для оценки уровня качества.

По количеству характеризуемых свойств показатели качества бывают единичными и комплексными.

Единичные показатели качества товара харак­теризуют только одно из его свойств, например стойкость запаха духов. Они устанавливаются отраслевыми методиками. Оценка этих показателей является задачей квалиметрии.

Различают следующие группы единичных показателей: пока­затели назначения; надежности и долговечности; технологич­ности; стандартизации и унификации; эргономические; эстетиче­ские, патентоправовые; экономические.

Показатели назначения, например, характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуслов­ливают область ее применения.- Показатели технологичности ха­рактеризуют эффективность конструктивно-технологических ре­шений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

Комплексный показатель качества товара ха­рактеризует несколько его свойств. Он может относиться как ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к опре­деленной группе их. В последнем случае он называется группо­вым комплексным показателем. Когда хотя бы один единичный показатель равен нулю, комплексный показатель также прини­мается равным нулю. В этом случае продукция не может счи­таться качественной.

Единичные и комплексные показатели качества применяют­ся при государственном планировании качества продукции диф­ференцирование—по уровням хозяйственного управления, отраслям и предприятиям. Для более успешного управления ка­чеством продукции в целом по стране и на отдельных предприя­тиях чаще пользуются обобщенным показателем. Обобщен­ным называется показатель качества, относящийся к такой сово­купности свойств продукции, по которой принято оценивать ее качество. К таким показателям относятся объем и доля произ­водства отдельных прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, например произ­водство несминаемых, водоотталкивающих, малоусадочных тка­ней в легкой промышленности.

По способу выражения различают показатели качества, вы­раженные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т. д.). Иногда они могут быть и безразмерными.

По методу определения показатели качества бывают опреде­ляемые органолептическим методом, социологическим, эксперт­ным и т. п.

По стадии определения показатели качества делят на проект­ные, производственные и эксплуатационные.

По области применения различают показатели, применимые к единице продукции, к совокупности единиц однородной про­дукции и к совокупности единиц разнородной продукции.

По применению для оценки уровня качества показатели бы­

вают базовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. Для продукции одноцелевого назначения она может быть выражена однозначным показателем, а для продукции много­целевого назначения, как правило, многочисленна. При рассмот­рении показателей качества необходимо различать наименова­ние показателя и числовое его значение.

Показатель качества продукции, по которому оценивают ее качество, называется определяющим. •

Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров (например, со­держание углерода в чугуне или стали). Косвенные пока­затели качества товаров непосредственно связаны со свойствами, зависящими от ряда факторов (например, плот­ность стекла или фарфора).

Относительный показатель качества характе­ризует отношение показателя качества конкретного товара к со­ответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

Зная величину одного или нескольких показателей оценива­емого изделия и эталона, можно характеризовать качество из­делия в целом, т. е. говорить о его уровне качества. По единичному или комплексному показателю качества не всегда можно сопоставить однозначные изделия и тем более правильно оценить эффективность их производства и потребления с учетом всех затрат. Поэтому для определения технико-экономического уровня качества пользуются так называемым интеграль­ным показателем качества.

Интегральный показатель качества продукции (И) есть отно­шение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или по­требления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле

э

И==-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.