Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикулы и прейскурантные номера товаров




Официальными документами, подтверждающими правиль­ность цены, являются прейскуранты оптовых и розничных цен.

Прейскуранты оптовых цен служат основой для расчета между промышленными предприятиями и оптовыми организа­циями, а прейскуранты розничных цен—для расчета между оп­товыми и розничными торговыми, предприятиями и между поку­пателями и предприятиями рп.шддцдй тпргпнгтн—Нргейскур^Гнты на основные товары утверждает Государственный комитет СССР по ценам.

В каждом прейскуранте розничных цен (сборнике) представ­лена определенная товарная группа с внутрисрупповым подраз­делением. В некоторых прейскурантах, кроме цены, указаны тех­нические характеристики, влияющие на цены той или иной раз­новидности изделия.

Прейскурантам присваиваются трехзначные номера, которые сохраняются и после переизданий. Между переизданиями вы­пускают при необходимости дополнительные прейскуранты, но­мера которых состоят из числителя—номера основного прей­скуранта и знаменателя—номера дополнения.

В прейскурантах розничных цен каждой разновидности то­вара соответствует определенный артикул, представляющий собой условное обозначение в виде ряда цифр или сочетания цифр и букв.

Цифровое обозначение обычно представляет собой порядко­вый номер товара в прейскуранте, т. е. прейскурантный номер, или имеет определенное содержание, а именно указывает вид ч некоторые особенности данной разновидности товаров. В по­следнем случае цифра и буква имеют определенное обозначение (смысл). Такие артикулы принято называть смысловыми, шиф­рованными или индексными. Они не только указывают место­положение товара в прейскуранте, но и кратко характеризуют особенности товара, заменяя пространные наименования и- опи­сания. Это облегчает обозначение товаров в торговой докумен­тации, маркировке и т. п.

Артикул большинства товаров представляет собой порядко­вый (цифровой) номер в соответствии с расположением в прей­скуранте.

23

занимающейся вопросами художественного конструирования и рационального формообразования технических изделии.

Товароведении не может обойтись без сведений из области метрологии—научной дисциплины об измерениях, которая по­зволяет обеспечить единство измерении н повысить эффектив­ность использования современной измерительной техники; ква-•пнметрин—научной дисциплины об измсрснин качества, методы которой используются для количественной оценки качества това­ров; математики и математической статистики—наук, позво­ляющих описывать зависимости, обрабатывать результаты экс­периментов н устанавливать их достоверность.

При изучении социально-экономических н правовых вопросов качества товаров полезны для товароведения сведения из об­ласти экономики торговли, управления и организации торговли, статистики торговли, фннансои торговли, советского нрава н дру­гих смежных дисциплин.

1.3. ВОЗНИКНОВСИШ: И РАЗВИТИЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Возникновение товароведения как специальной области зна­нии относят и середине XVI столетия. В этот период в недрах (реодалыюго строя начинают развиваться капиталистические отношения. Па смену ремесленному производству товаров при-холит промышленное производство, резко увеличиваются объ­ем и номенклатура выпускаемых товаров. Появляется необхо­димость в сведениях и знаниях о товарах, т. с. в товароведении.

На разных этапах промышленного производства товаров пе­ред товароведением ставились различные задачи и соответст­венно менялось его содержание. В развитии товароведения с момента возникновения и по сегодняшний лень можно отметить три наиболее ярко выраженных этана: первый (с середины XVI до начала XVIII в.)—товароведно-опнсатсльный, когда основ­ное внимание уделялось созданию руководств с описанием свойств и способов использования различных видов товаров;

второй (с начала XVIII до начала XX в.)—товаровсдно-техно-логичсскии, где в основном изучалось влияние технологических факторов (свойств сырья, материалов и технологии производ­ства) на качество товаров; третий (с начала XX п. до настоя­щего времени) —товароведио-формнрующий, основной задачей которого являются разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стонмостыо, качеством и ассортиментом товаров. Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов.

Т о н а р о и с дно- о п и с а т с л ь и ы il э т а н товароведения охватывает период возникновения и становления капитализма как общественной формации.

li период ремесленного производства рынок продуктов труда был традиционсн и не отличался большим разнообразием. Помере развития промышленного производства, а также торговых связей между отдельными государствами резко увеличивается номенклатура товаров. Возникает потребность в описании и со­ставлении руководств по использованию товаров, особенно им­портных и не являющихся предметом повседневного спроса. По­этому, например, первая кафедра товароведения, которая была учреждена в 1549 г. при Падуаиском университете, занималась такими редкими товарами, как растительные и животные фар­мацевтические материалы.

В книгах, которые выходили в этот период, также описыва­лись в основном товары, ввозимые из других стран. К таким книгам могут быть отнесены вышедшая в России в 1575 г. «Тор­говая книга», где «описаны всяких земель товары различные», М изданная значительно позже, в 1774 г., книга профессора Гст-тннского университета И. Бекмаиа «Ведение и товароведение, млн учение о важнейших иностранных товарах».

На товароведио-описатслыюм этапе развития товароведения товары, как правило, описывались в алфавитном порядке, без какой-либо систематизации н классификации.

Т о в а ро вед но - те х н ол о г и ч г с к и и э т а н развития товароведения характерен для периода развитого капитализма, когда простое описание товаров уже не удовлетворяло ни про­изводителя, ни потребителя. Возникла потребность в оценке идентичности изделий, получаемых при машинном производстве методом копирования с некоего вещественного эталона. С другой стороны, участились случаи фальсификации товаров. Поэтому появилась необходимость в товароведнон экспертизе как осо­бом виде деятельности но оценке качества товаров.

Для ее осуществления потребовались специалисты, знающие и технологию производства товаров, и торговое дело. Их подго­товкой занялись специальные учебные заведения, где товарове­дение было одной и;) основных учебных дисциплин. В России первыми подобными заведениями были Московское коммерче­ское училище (основанное в 1772 г.), Московская практическая академия коммерческих наук (1810 г.), высшее коммерческое учебное заведение—Московский коммерческий институт <1307 г.),

В Московской практической академии коммерческих наук преподавал профессор Казанского и Московского университетон М. Я. Кчттары (1825—1880 гг.), который считается основопо­ложником отечественного научного товароведения. В книге «Публичный курс товароведения» (18GO г.) он «первые изложил тучные основы товароведения: предмет и содержание курса. ХЛЯССМфнкацию и свойства товаров и т. д. М. Я. Кпттары писал, <то изучение технологии н товароведения должно основываться

•* изучении химии, физики и других естественных наук.

Дальнейшее развитие отечественного товароведения на това-

•О—дво-тсхнологическом этапе связано с именами профессоре!» Мосховскто коммерческого института (в настоящее время Ий-варове30^,^" м^ловедег "Р^^- Разграничение то. ходить от детального изучения"сыпь,;^ р оведе11ие "ачинает от-производства нзделш-i и ко "eurn^ ""''Р'13-'10" " технологии потребительских свойств товапоп у в""мa""e 11а ^Учении качества. В это же вр^ к^с т^пя вопрос01' Формирования „х самостоятельные ySy^^cZ^^^""" Р^^ся на две

вольстве„ны.х „ товаров e.^Z^te^8^0?^1"16 "Ре­венных) товаров промышленных (нспродовольст-

Г. Р° Кк^^оГто^о^де,^ ^oV1- c- Бродского " отход товароведения от тотппп" """"Р"" знаменует собой

переход к това^о^дн^ф^р^^Х^оГ0"0^ этапа " чсркнвают необходимость разрабо^к. of- Р У^бника под-товароведения н уделяют бол^п0 "^теоретических основ фикации товаров н ^ "свойств Т а"""'1"1" °°просам класси-опенки „ исследования „" я• """"в ^Р"0 " """лов их

-Л товароведов, ^учГоГлТ"0-*^""^''0^6 nan^- "о ^""ровсден^о^^вУзо^изда'16,^»6' paзв"т"e " У^6"""" 19G2 гг. под редакцией профессораП•^Т'"1"1 111ШГах в 1957-lOtil гг.). Общетсорстнчтекая0^,^''"^^"0"0 С896-""я были выделены^^^ль.^^рТзд^ы13'' "аст" ^Р08^-

"с S.^^^^J^:^:;;^"^^?';?-^^"^——— эта-сыгравший заметную роль в i a3iii ^ '"г 1 Архангельский,

'-. В настоящее время общие н специальные разделы тоиаропг-дення получили дальнейшее развитие в трудах ведущих ученых товароведов.

.Товароведение как научная дисциплина получила широкое развитие и за рубежом. В странах социалистического содруже­ства издается много научных работ и учебников но товарове­дению.

• На развитие научного товароведения большое влияние ока­зывают научно-теоретические конференции и симпозиумы, систе­матически проводимые как у нас в стране, так н за рубежом. Следует особо подчеркнуть значимость регулярно проводимых Всесоюзных межвузовских научных конференций, которые со- впрают большие аудитории специалистов и где обсуждаются практически все аспекты товароведения, в том числе учебного товароведения.

1.4. ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

К основным задачам товароведения как научной дисципли­ны, занимающейся вопросами потребительной стоимости, каче­ства и ассортимента товаров народного потребления, закономср-

•остями их формирования и изменения, методами оценки, путя­ми оптимизации и сохранности качества, относятся:

решение вопросов теории потребительной стоимости и каче­ства товаров как основы дальнейшего развития всего товарове­дения;

решение вопросов, связанных с разработкой научных основ управления качеством товаров на различных этапах товародви­жения.

Жизненный путь товаров складывается из нескольких эта­пов: проектирования, изготовления, обращения н эксплуатации. Качество товара закладывается при проектировании, обеспечи­вается при производстве, поддерживается при обращении и про­является при эксплуатации.

Товароведение как специальная научная дисциплина призвано участвовать в управлении качеством товаров на всех этапах:

Ори проектировании—через конкретизацию потребительских Требований и оценку соответствия проектов изделия этим трсбо-: —киям; при производстве—путем контроля качества изготов­ления товаров; при товарообращении—посредством разработки

• Соблюдения режимов их сохранности; при эксплуатации — пу-. там разъяснения правил пользования изделием. •'W Для того чтобы все эти функции успешно выполнялись, не- ^ввходишо:

«1 ptiuclliie вопросов, связанных с установлением закономер-^(illpCTtft (рормироваиия потребительских свойств и качества това- Мзучсиисм факторов, формирующих качество товаров, раз- обоснованных нормативов показателей качества топа-


методов испытания товаров, разработкой рациональных спосо­бов сохранности товаров в процессе транспортирования, хране­ния н эксплуатации и др.;

решение вопросов, связанных с управлением ассортиментом товаров: установлением закономерностей его формирования и прогнозирования, выявлением путей расширения, обновления, рационального построения структуры и др.;

решение вопросов, связанных с разработкой научных принци­пов классификации н кодирования товаров, внутривидовой клас­сификации товаров, их артикуляции и др.

К основным задачам товароведения как учебной дисципли­ны, занимающейся товароведной подготовкой специалистов тор­говли, относятся дальнейшее совершенствование педагогическо­го процесса, повышение качества учебно-методической литера­туры, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу^ широкое использование технических средств обучения и т. д.

Успешное решение задач, стоящих перед товароведением как специальной областью знаний, является залогом его активного участия в решении одной нз основных проблем социалистическо­го общества—наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах высокого качества и в нужном ассорти­менте.

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

3.1. ПОНЯТИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ

В ассортименте товаров, выпускаемых промышленностью и поступающих в продажу, насчитываются десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей. Для того чтобы разоб­раться в нем и хорошо изучить все товары, необходимо сгруппи­ровать ч систематизировать такое множество товаров, распре­делив их по отдельным подразделениям, т. е. классифицировать эти товары.

Классификация (от лаг. classis— разряд, группа) — это распределение множества объектов, например предметов н яв­лений, на классы, группы и другие подразделения по определен­ному, общему для каждого из них признаку. При этом все под­разделения распределяемого множества составляют единую си­стему,' в которой все части взаимосвязаны, определенным обра­зом соподчинены и каждая часть, подразделение (класс, группа и др.) этой системы представляет собой совокупность сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак.

Система классификации с взаимосвязанными подразделения­ми, находящимися в определенном соподчинении, называется иерархической. Высшие подразделения, например классы, вклю­чают группы, а последние образуются нз подгрупп н т. д. Число уровней, или ступеней, классификации, характеризующих ее глу­бину, равно числу использованных признаков общности распре­деляемых объектов.

Распределение множества объектов (предметов, товаров) на ГОуппы только по одному признаку называется группировкой. Обычно классификация имеет несколько взаимонодчнпеииых уровнен (ступеней) распределения и этим отличается от простой Труппнровкн множества объектов, имеющей лишь один уровень водраздслення.

Признаками общности классифицируемых объектов могут быть химическая природа, состав, структура, свойства, назпачс-,—— Н применение, внешние признаки (размеры, форма, цвет

•,': Ш ДР.). В зависимости от характера выбранных признаков раз-

••з ДОТЧОТ естественные и вспомогательные классификации. В ос--_;{Ж?— последних обычно находятся внешние признаки; эти клас-^^ЖЩфвМЦИИ служат для придания множеству объектов определси-

 

ого порядка (например, распределение книг в библиотеке по алфавиту).

Естественная классификация осуществляется по существен­ным признакам (составу, структуре, свойствам), характеризую­щим внутреннюю общность предметов каждого класса (группы). Она является результатом и важным средством научного иссле­дования, так как закрепляет результаты изучения закономер­ностей классифицируемых объектов. Классическим примером ес­тественнонаучной классификации является распределение хими­ческих элементов в периодической системе Д. II. Менделеева, отражающее закономерную связь между их строением и свой­ствами.

Эта классификация позволила не только распределить па отдельные группы по свойствам все известные химические элементы, но и предвидеть еще неизвестные в то время элемен­ты, которые были открыты позднее.

Совершенство всякой естественнонаучной классификации за­висит от степени изученности классифицируемых объектов! Поэтому с развитием научных исследований достоверность клас­сификации возрастает. Именно недостаточное развитие научной теории привело к умозрительному разделению материалов (на-делий) по функциям, которые они обычно выполняют, хотя в практическим отношении такое разделение может быть весьма полезным, так как упорядочивает множество предметов (изде­лий) н тем самым облегчает их выбор.

Существуют принципы и правила классификации, от соблю­дения которых зависят систематичность и ценность подразделе­ния множества объектов на части (группы). Такими частями единой системы обычно являются классы, которые затем после­довательно разделяют на группы, подгруппы, виды и разновид­ности.

Основные принципы классификации—это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число вы­бираемых признаков и порядок, лх использования (по степени их важности или существенности) определяются целью классифи­кации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель.

При выборе числа классификационных признаков н уровней (ступеней) деления необходимо учитывать следующее: приня­тая система классификации должна быть приспособлена к циф­ровому кодированию образующихся подразделений и машинной (на ЭВМ) обработке количественных данных об изучаемом мно­жестве, например о структуре ассортимента товаров. В то же -время, чтобы система не была слишком громоздкой, необходимо по возможности сокращать число ступеней разделения объек­тов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватить всю номснкла-гуру объектов (товаров), а также учитывала возможность появ­ления новых групп объектов, т. е. имела резервы.

Единство системы разделения объектов (например, товаров) Юстигается применением определенных правил классификации. Первое из них: на каждой стадии группировки используется • голько один признак, что обеспечивает однородность получен­ных Групп по этому признаку. Нельзя, естественно, одновремен­но Делить, например, посуду на стеклянную, алюминиевую, сто-

•Ювую и эмалированную, так как в этой группировке нснользо- 1«НО одновременно несколько признаков (материал, назначе­ние) и полученные группы будут не однородны.

Второе правило иерархической системы классификации: раз­деление объектов начинают но наиболее общему существенному Признаку, а на последующих стадиях осуществляют по другим, иенсе существенным, признакам.

Благодаря использованию указанных принципов и правил со­вокупность классифицируемых объектов распределяется на щаимоподчиненные и согласованные части (подразделения), составляющие единое целое (иерархическую систему).

Помимо рассмотренной выше иерархической системы, в не­которых случаях используют так называемую фасетную систему классификации. По этой системе множество объектов в зависи- уости от поставленной задачи может многократно подразделять-

^.ся на отдельные, не зависящие друг от друга фасеты ' по одному

\чрнзнаку или по их совокупности.

J Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не нодчння-

^ются друг другу, но они связаны отношением к одному и тому

•^жс множеству. Подобно граням отшлифованного камня каждый н.» фасетов системы характеризует одну из сторон распределяе­мого множества. Таким образом, фасетная система классифика­ции представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Использование фасетной системы в ряде случаев облегчает /составление классификаторов и кодирование объектов класси­фикации. •

' Кодирование состоит в присвоении объектам классификации овределенных цифровых, буквенных или буквенно-цифровых КОДОВЫХ обозначений. Цифровое кодирование облегчает обработ­куСКлений о множестве объектов, особенно -"-'"'ч

 

. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ (^

• • -"— f."'.. ''

' Товары' классифицируют по ряду\прггэи<1<ов: исходному (UfMO, назначению, конструкции (модели, фасону), способу

•ужмдства, характеру отделки, размерам, категориям качест-М1 К Хр- При этом в каждую группу (или иное подразделение) WfAUT товары, сходные по одному из этих признаков. Это сход-СЖ N служит основанием их объединения (или выделения) в

' (ф«цет)—от франц. lacette — грань отшлифованного камня.

Классификация товаров является важной частью товароведе­ния; чрезвычайно велико ее значение и управлении ассортимен­том и качеством товаров. Она позволяет изучай, и обобщенном (по группам) виде огромное количество разнообразных товаров и рационально организовывать торговлю нмн.

Хорошо разработанная классификация товаров, т. с. распре­деление их на однородные по тому или иному признаку подраз­деления (классы, группы, подгруппы, виды и др.), позволяет:

выявить обобщенные (групповые) характеристики качества товаров, сформулировать общие требования к ним, разработать общие методы их испытания, организовать приемку и контроль их качества;

изучить структуру ассортимента товаров, организовать рацио­нальный учет их (по группам и внутри групп), составить обоб­щенные заявки промышленности на поставку товаров в необхо­димой номенклатуре и требуемого качества;,

организовать рациональное хранение товаров, исходя из их общих свойств.

В зависимости от того, какую цель преследует классифика­ция товаров—удобство их изучения или рациональную органи­зацию торговли ими, различают учебные и торговые классифи­кации.

Основная цель учебных классификаций, которыми пользуются в товароведении,—наиболее удобное, логичное и последовательное их изучение в обобщенном виде и с мннималь-iii]» затратой времени, т. е. методически правильное изучение "отргбнтгльскнх свойств товаров. При этом все внимание сосре-лоппнпастсн и.) изучении общих принципов формирования этих споЛстп. Л поскольку основными факторами, формирующими пшрсбитсльскис свойства и качество товаров, являются исход­ные сырьевые материалы, способ производства и конструкция изделия, то естественно, что наиболее существенными призна­ками, положенными в основу учебных классификаций товаров, являются исходный материал, способ производства и конструк­ция изделия. Чаще всего первым и наиболее существенным клас­сификационным признаком служит исходный материал.

В учебных классификациях, цель которых—изучение ассор­тимента товаров, важнейшими признаками считаются исходное сырье и назначение.

Особенно важен признак назначения товара в торговых клас­сификациях, которые должны способствовать улучшению орга­низации торговли. Торговая классификация позволяет совершен­ствовать учет и планирование ассортимента товаров, а также рационально размещать их в торговых зплах.

Схемы (структуры) учебной и торговой классификаций това­ров, естественно, различны, так как нослг.ишатслыюсть исполь­зования наиболее существенных признаков о них не одинакова. В практике торговли псе товары разлслиикя на цепсюдсдюль^ —_„......- t......................\ - ••родоволктммные. '-^-^^-^


Торговая классификация непродовольственных то-Мров отражена в действующих прейскурантах на товары. 3i;i классификация траднцпонна, она сложилась на основе разделе­ния товаров на группы в соответствии с существующим отрасле­вым делением промышленности, выпускающей товары народного потребления, а также учитывает особенности отраслевых клас-Шфикаций продукции по действующим стандартам. С этими особенностями необходимо считаться, так как в отраслевых классификациях отражены интересы отрасли.

Каждая прейскурантная группа товаров подразделяется по­следовательно на подгруппы, виды н разновидности исходя из особенностей товарной группы и поэтому, естественно, имеет особую структуру (схему) классификации.

Однако прейскурантная классификация разных групп това­ров отличается не только виутригрупповой структурой. В прей­скурантах розничных цен товары объединены и группы по раз­личным признакам общности, например по исходным сырьевым материалам (силикатные, металлические и другие товары), по способам производства (швейные, трикотажные товары), назна­чению (обувные товары, спортивные товары, игрушки и др.). Таким образом, в прейскурантной классификации товаров отсут­ствует единство в установлении наиболее существенного призна­ка, по которому предпочтительнее объединять товары в отде.ч»- иые группы. Для торговой классификации, цель которой—улуч­шение организации торгового процесса, очевидно, наиболее предпочтительным является признак назначения.

В соответствии с действующими прейскурантами рошичпых цен основная часть непродовольственных товаров в практике торговли разделяется на следующие товарные группы:

товары из пластических масс;

химические товары;

стеклянные товары;

керамические товары;

строительные материалы;

мебельные товары;

металлические товары;

электротовары и бытовые машины;

текстильные товары;

швейные товары;

трикотажные товары;

обувные товары;

пушно-меховые и овчинио-шубиые товары;

галантерейные товары;

парфюмерно-косметические товары;

ювелирные товары и часы;

товары культурно-бытового назначения. '••Некоторые из этих групп иногда объединяют, а другие, и:]. вборот, разукрупняют. Так, стеклянные н керамические товары «Него объединяют в одну группу—силикатные товары, а по-9

 


ГЛАВА 3. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

В обуви принята смысловая артикуляция. Например, арти­кул кожаной обуви состоит из шести цифр и двух букв. Первая цифра обозначает половозрастное назначение обуви, вторая— вид (ботинки, полуботинки и т. д.), третья и четвертая—разно­видность, пятая и шестая—метод крепления и материал подо­швы. Буквы обозначают вид н цвет материала верха обуви. Эти обозначения разъясняются в соответствующем прейскуранте.

На некоторые товары существуют также комбинированные артикулы, имеющие порядково-смысловой характер. Так, арти­кул швейных товаров состоит из двух частей: порядкового но­мера изделия но прейскуранту и номера группы ткани, из ко­торой изготовлено это изделие.

Смысловые и цорядково-смысловые артикулы в практике торговли более удобны. Они сравнительно легко запоминаются и способствуют более быстрому (оперативному) ознакомлению с важнейшими особенностями товара. Комбинированная (по-рядково-смысловая) система артикуляции удобна и для отыска­ния нужного артикула в прейскуранте.

Артикул (или прейскурантный номер) присваивается товару после утверждения стандарта (или ТУ) н установления цены. Он указывается не только в прейскурантах, но и на фабричных маркировочных ярлыках, на изделии, в сопроводительной доку­ментации н др.

»Л. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРА

\.Как известно, под качеством товара понимают совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять опре­деленные потребности в соответствии с его назначением в опре­деленных условиях эксплуатации или потребления (при этом имеется в виду отделка, фасон, мода ч др.). Свойства товара — это его объективные особенности, проявляющиеся при создании, жсплуатацни или потреблении, т. е. то, что отличает один товар от другого^Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться как при создании, так н при эксплуатации ИЛИ потреблении. Термин «потребление» применим к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (олифа, краски, духи и др.), термин «эксплуатация»— к изделиям, при 1'спользованни которых расходуется ресурс (телевизоры, магни­тофоны н др.). Свойства товара, обусловливающие его полез­ность в процессе эксплуатации или потребления, называют ч о:

Т|) с бите л ьс ни м ч.

^Качество конкретного товара составляют лишь те свойства, которые обусловливают удовлетворение только определенных потребностей и соответствии с назначенцем. При этом нсобх-)-лчмо иметь в виду и удовлетворение социальных потребностей общества, т. е. общественную целесообразность производства и потребления данного товара. В тех случаях, когда изделие, Обладая полезными/свойствами, не соответствует требованиям удовлетворения определенных потребностей, оно не имеет вы­сокого качества.

Высокое качество продукции п повседневном понимании— VCO надежные машины, станки, радующие покупателя модные, добротные товары народного потрсблспия.*'В понятие качества товаров следует включать полноту и разнообразие ассортимен­та, так как это одно из условий наиболее полного удовлетворе­ния потребностей покупателей.^Иногда под качеством понимают Лишь соответствие товара требованиям нормативно-технической документации, т. е. так называемое производственное качество, Которое не отражает всей полноты понятия «качество». Оно ха­рактеризует лишь качество изготовления. Качество товара зави-

cut чт комплекс:! присущих ему физических, химических II био­логических свойств, а также от соответствия социальным, функ­циональным, эргономическим, эстетическим, экономическим и другим требованиям.

'От качества товара зависят спрос и потребление. Товары высокого качества полнее удовлетворяют потребности населе­ния и пользуются повышенным спросом. Товары низкою каче­ства не находят покупателя н оседают в TOpronoii сети, при этом создаются сверхнормативные запасы, на уценку которых госу-дарстио выделяет большие средства. Следовательно. выпуск продукции низкого качества наносит ущерб народному хозяй­ству и интересам покупателей.

Повышение качества товаров—одна из важнейших народ­нохозяйственных задач. Важнейшим источником росга эффек­тивности производства является постоянное повышение техниче­ского уровня и качества выпускаемой продукции. В результате повышения качества гиговой продукции увеличнваегся срок службы изделий, снижаются их себестоимость и затраты труда. а также полнее удовлетворяю'! ся потребности населении, воз­растает конкурентоспособное"! ii отечественных товаров иа миро­ном рынке.

Повышение качества товаров является объектом планирова­ния н управления в государственном масштабе.

I I.iajiiipor.aiiiie объемов производства и качества продукции нре 1с1:ш.|Я1 г собой единую функцию управления общественным нрш; ню ici!;om. Только п совокупности они определяют возмож­ное ii, \.ii'B-iei ворения обшегт венных потребностей н эффектив-

11о мере развишя методов управления качеством продукции планирование качества становится одним нз звеньев планирова­ния общественного производства.

Наиболее важно при этом выявить завнсимос1Ь между объе­мом производства н качеством продукции. От правильного ре­шения этой задачи зависят стоимостные и натуральные пропор­ции: между производством и потреблением, производством, обслуживанием и ремонтом; производством конечной продукции н производством сырья, материалов и комплектующих изделий. С улучшением качества продукции объем производства ее умень­шается, т. с. чем качество се выше, тем меньше се требуется, если при этом не изменяется объем потребности в течение опре­деленного периода времени. Когда же возрастает потребность в продукции высокого качества, объем ее производства увсли-'.инается. Например, улучшение фасонов и отделки одежды, присуждение, изделиям Знака качества всегда приводят к рез­кому увеличению спроса на эту продукцию н, следовательно. объема произведет.1 и реализации. 11о уровню качества про­дукции судят об уровне ра жития общественного производства н экономической эффективности народного хозяйства страны в целом

Требования к качеству товаров постоянно возрастают но мере роста материального благосостояния и культурного уровни населения. Поэтому наша партия и правительство ^постоянно уделяют внимание повышению качества товаров. Особое внима­ние на повышение качества продукции обращено в решениях .\Х\'1 съезда КПСС в связи с необходимостью выполнения глав­ной задачи одиннадцатой пятилетки — обеспечения значител!.- «ого подъема материальною п кулыурного уровня жизни народа 11.1 основе высоких темпов развития социалистического нронзнод-чна, повышения его эффективности, научно-технического нро-! росса н ускорения роста производи юлыюсги труда.

Торговля как связующее звено между ироизиодством н по­треблением играет важную роль в повышении качеств •loii.i- ров. особенно в настоящее время в связи с установлением пря­мых ечязей между lopiyioiHHMii ор!а:|изаинямн и предприятиями и промышлснностыо, когда план производства устанавлннаек",! но заказу торговли, Торюг-ля должна заказать, а иромышлен-"ксть обеспечить выпуск -юварои высокою качеств и в неопмг.uimom ассортименте. Все это повышает требования к торговле ч промышленности, которые должны оперативно peai i;p"Ba i 1. на псе изменения спроса.

За выпуск и продажу продукции низкого качеств, не соо!. нгтствующсй вкусам покупателей и господствующей моде. к предприятиям применяются экономические санкции. Л раоог-'IHKII иромышленностн н торювли. виновные в эюм, подиерта-»чгся наказанию в административном и уголовном порядке. Под­вид к проблеме качества означает учет затрат н процессе нро-н.нюдства и реализации продукции и определение дефекта or ve потребления.

3.2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

Свойства товаров характеризуюгся соответствующими по­казателями, по совокупности которых определяется уровень Качества товара в целом. Показатели качества товаров - до количественные xa!)aктepиc•^u<н"вTннiтв^Tтp?д?л^^^п^иУ/кaчccr]^ ювлра применительно к конкретным условиям его производства И эксплуатации или потребления, т. е. показатели качества ха­рактеризуют степень пригодности товара удоилетво[)Я||> опреде­ленные потребности. Наименование показателя качества не всегда совпадает с наименованием свойства. Например, способ­ность древесины удерживать i возди и шурупы - - э"ю своисию, 1 показателем его является усилие, затрачиваемое па выдерги­вание гвоздя из древесины.

Показатели качества товаров делягся иа i руины по следую­щим признакам: колнчесшу характеризуемых гвойс-ш, способу быраження, методу определения, era.от определен]!/!. оолаетн применения, применению для оценки уровня качества.


.••'"'ЭТЭ.ЭПо ^оли^1е^^1^_сц^т^1^емых свойств показатели качества бывают едПн"|7ч"пымн и комплеиничные показатели качества товара харак­теризуют только одно из его свойств, например стойкость запаха духов. Оин устанавливаются отраслевыми методиками. Оценка этих показателей является задачей квалиметрин.

Различают следующие группы единичных показателен: пока­затели назначения; надежности н долговечности; технологич­ности; стандартизации н унификации; эргономические; эстетиче­ские, иатситоиравовые; экономические.

Показатели назначения, например, характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуслов­ливают область ее применения. Показатели технологичности ха­рактеризуют эффективность конструктивно-технологических ре­шений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении н ремонте изделии.

Комплексный показатель качества товара ха­рактеризует несколько его свойств. Ои может относиться как ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к опре­деленной группе н.\. В последнем случае он называется группо­вым комплексным показателем. Когда хотя бы один единичный показатель равен нулю, комплексный показатель также прини­мается равным пулю. В этом случае продукция не может счи­таться качественной.

Ьднпнчпыс п комплексные показатели качества применяют­ся при государственном планировании качества продукции днф-ферснцированно—по уровням хозяйственного управления, отраслям н предприятиям. Для более успешного управления ка­чеством продукции d целом по стране и на отдельных предприя­тиях чаще пользуются обобщенным показателем. Обобщен­ным называется показатель качества, относящийся к такой сово­купности свойств продукции, по которой принято оценивать ее качество. К таким показателям относятся объем н доля произ­водства отдельных прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, например произ­водство несминаемых, водоотталкивающих, малоусадочных тка­ней в легкой промышленности.

По,со'й;РбУ«^адаЗй2ЙЙД. различают показатели качества, вы­раженные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т. д.). Иногда они могут быть и безразмерными.

По методу определения показатели качества бывают опреде­ляемыe'"^rpг^'h<Я7cггтff>^"eйнм методом, социологическим, эксперт­ным н т. и.

По стад^ SSHSSSdS^iUS показатели качества делят на проект­ные, производственные и эксплуатационные.

По 9йдйЯЛ<ЛЙ'У1йЦ5ййД различают показатели, применимые к единице продукции, к совокупности единиц однородной про­дукции и к совокупности единиц разнородной продукции.

По применению ^лямснкиуроанл качества показатели бы-

МЮТ базовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, ин к; ральные II др.

Номенклатура показателей качества зависит or назначения товара. Для продукции одиоцелевого назначения она может быть •Ыражена однозначным показателем, а для продукции много­целевого назначения, как правило, многочисленна. При рассмот­рении показателей качества необходимо различать наименова­ние показателя •л числовое его значение.

Показатель качества продукции, но которому оценннаюг се качество, назывтотся о н р еде л я ю щ и м.

Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров (например, со­держание углерла в чугуне или стали). Косвенные пока­затели качества товаров непосредственно связаны со свойствами, заьисящимн от ряда факторов (например, плот­ность стекла нл,1 фарфора).

Относительный п о к а з а т е л ь к а ч с с т а а характе­ризует отношсняе показателя качества конкретною товара к со­ответствующему базовому показателю эталона. Дти гпказатслн выражают в отвлеченных числах пли и процентах,

Зная вслнчгау одного или нескольких показателей оиеиина-счого изделия;| эталона, можно характеризовать Kr.i'iecT no h.i-лслчя в целом, т. с. говорить о его уровне качесгва. По единичному нл,] комплексному показателю качеств не всегда чожно сопоставить однозначные изделия п тем более правильно оценить эффективность их производства п потреблении с учетом SK'ex затрат. Поэтому для определения техннко-чкогомнчсского >ровня качества пользуются так называемым интеграль­ным показателем качества.

Интегральный показатель качества продукции (И; есть отно­шение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или по­требления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание 13с) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Ею вычисляют п» формуле

И= э.

Зс+З,

Величина, обратная интегральному показателю качества, называется удельными затратами на единицу эффекта.

Определить интегральный показатель качества и суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления товара можно не для каждого вида продукции. Поэтому при решении»адачи повышения качества того или иного товара необходимо учитывать его оптимальное качество, позволяющее получать соответствующий экономический эффект при создании, эксплуа­тации пли потреблении. Оптимальный уровень качества изделия соответствует затратам общественного труда, при которых до­стигается на]||';о;|1]пй экономический эффект. Определяется он

по разности между стоимостью. иолуч:и'м'и'1 "т ц>п»»л|."|()1»аиия тов;1|)а, II стоимостью.ч;п|);гг на его upon ino.u u">

При сравнительной сценке качсс']ва lon.ip.i нрнысннют ба­зовые показатели. т. с. показа гели. '(.]]'.ihl>'|iil 'уютно ка­чество продукции, принятой за эталон. 3;i i'«.i ичц.д' ymyr быть приняты показа-юлн образцов юкущего нроп 111.1 u'n.n. показа-гели лучших образцов отечес! венного n.'in i.i;'\ ос/книг» произ­водства либо показатели нерснекгнвных обрл тон. остановлен­ные опытным uyicM 11.'in i cope i нчсскн. По м<';><- < ипгршгкствова-|]]]я пронзво/u-ma 11 повышения iprdiiii.iii;]".юьун.иглсй один •лалониые образны заменяю!.ipyiliMH. бо.и-г ];«';ч игмнииымн.

Отношение показателя Ka'ieciii.i Toii.ip.i к гоошпстпующему базовому noKaiaie.'lio харак icpii iver ошосшг.п.нын показатель качества Ti)iia])a.

Базовые показатели качеств 11 з.тинсчмосш от iiii.ia ПрО-ДУКЦиН бывают еДИНИЧНЫМЧ, КОМНЛеЬСНЫМИ 11 UUielpa.lbHbIMH.

Комплексный показатель. olueceuuiilii к такой совокупности свойств, ik) коюрой ириияю решение оцснива ll. качество товара, представляет собой обобщенный показатель. При оценке каче­ства товара необходимо сопоставить показатели совокупности ciioiicTB, составляющих качество, с потребностями в этом товаре п определенный период. Но это не всегда возможно, так как по-ipcouocTU общества постоянно растут и поменяются.

Качество товара может характеризоваться ll такими косвен­ным;! noKa'i.'i гелями работы предприятия, как коэффициент де-фс1-:1 иостн, коэффициент ео[)тностн, число полученных реклама-llllii на плохое качество продукции, число изделии, выпущенных с государственным Знаком качества или 1-м сортом, количество изделия, подлежащих ремонту в гарантийные сроки, и т. л.

Для потребите.•1я товара важны не только показатели каче­ства, но н время, в течение которого товар может полностью выполнять свои функции н удовлетворять потребность человека, т. е. сохранять обусловленные технико-экономические, эксплу­атационные н другие свойства.

Качество товаров является актуальной проблемой товарове­дения. В торговлю поступает большое количество товаров, раз­личных но назначению, сырьевому составу и внешнему оформле­нию. Постоянно изменяется спрос населения. Поэтому задача товароведов состоит в том, чтобы иа основе изучения спроса н определения потребности на товары дать заказ промышленности па производство товаров и соответствии с реальными запросами. Важными задачами товароведения являются также разработка научно обоснованных требовании к качеству товаров с учетом наиболее полного удовлетворения определентл потребностей человека, соответствия условиям эксплуатации, вкусам н совре­менно]"! моде: установление показателен, характер]] lyioulux уро­вень качества товаров: разработка методов ouchmi ппребитель-нон стоимости не только качественно, но п колнчес ibciiuo; опре­деление затрат иа производство н потребление loii.ipu.

3.3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРГ.ДЪЯВЛЯГМЫГ. К ТОВАРАМ

 

се товары, выпускисмыс промышлснностыо,.'.олжиы с'гм-встствовать онредслеиныу требованиям. Под •|рсбонаннямн, нретьявтясмымн к товарам, понимают условия н осооенносШ, которым чолжсн соответствовать товар, чтобы ею можно оыло использовать но назначению при определенных условиях н в течение определенного времени. К ним относятся как показа­тели физико-механических свойств, харакюрнзуемыс числовыми значениями так н соответствие товара господствующей моде, стилю, санитарии н гигиены и Др. Соиокунносчь свойств ч осо­бенностей •1лн различных товаров неодинакова и записи г от их назначения и условии эксплуатации или потребления, Харакюр и уровень требований зависят от материального н кульгурного уровня жизни населения, назначения ювара, наличия сырьевых ресурсов тс\инко-экономнческих возможностей производства и уровня наших знании о товаре. Между уровнем требовании н качеством товаров существует определенная диспропорция, чго способствует непрерывному повышению качества и обновлению

ассортимента товаров.

По мере развития экономики, пауки и техники, изменения потребностей населения, расширения зппиин о товаре грсоов:!-пня, нрс-п-янлясмыс к товарам, постоянно измсняю.ся и. как ираннло, повышаются,

Требования к товару могут быть текущими и иерснемив. нымп, общими н специфическими.

?'L'i>(/H(((f туебоччнчя разраоачываются п нрсдънвляюгся к товарам серийного производства, находящимся в продаже. Опн устанавливаются с учетом технических и экономических воз­можностей производства н уровня наших незнании о товаре иа определенном этапе развития. Эти требования, как правило. регламентируются государственными, республиканскими и ог-раслевымн стандаргами и техническими условиями. Текущие 1 требования периодически пересматриваются, уточняются н из­меняются.

Оценка качества товаров с учетом этих требовании проводит­ся но ограниченному числу показателен.

Перспективные требования объединяют более широкий и вы-coKilii но уровню комплекс показателен, предъявляемых к ка­честву товаров. Основой для них являются текущие требования к качеству товаров.

При разработке перспективных требовапнн к говару учнгы-вают его назначение, условия эксплуатации, наиболее полное удовлетворение иотрсоиостен населения, совсршсисiвованне процессов производства, появление новых видов сырья н др.

Разработка перспективных требовании к качеству товаров побуждает работников науки, промышленности п торговли по­стоянно повышать начес-то готовых изделии.

Перспективные требования по мере разит ии [с.чшческого прогресса переходят и группу текущих и pei.i.ivriuilpyiOTCH ГОСТами и техническими условиями.

Разработка иерснектниных и пересмотр юкуших ] ргбонанни, предъявляемых к качеству товаров, являются важнейшими за­дачами товароведения.

Каждый специалист-товаровед своей рабогон должен содей­ствовать постоянному расширению ассортимента и улучшению качества товаров.

Общие требования а равной степени нрслъявляюгсн или к одному, или к преобладающему болынпистиу товарои. К НИМ относятся: наиболее полное соответствие товара назначению ч степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизне­деятельности организма, прочность и надежиосгь в •л<сплуатацнп в пределах установленного срока, возможность и простота ре­монта (для изделии, подвергающихся ремонту), эстетические особенности и др. Значимость отдельных требовании в общей оценке качества различных по назначению товаров неодинакова п зависит от условий эксплуатации и функций товара. Для этого важно знать систему соответствующих коэффициентов весомости показателей качества для отдельных групп товаров в зависимо­сти от их назначения п характера оцениваемого предмета. Это позволит сравнивать товары между собой н с другими анало­гичными по назначению товарами п тем самым более обосно­ванно определять спрос па отдельные товары н соответственно планировать объем их производства.

Специфические требования предъявляются к более узкой группе изделии пли к конкретному товару. Они очень разно­образны н зависят от назначения и условии эксплуатации това­ров. Так, в одном случае более высокие требования предъяв­ляются к прочности товаров, в другом—к внешнему оформле­нию, Важнейшее трсбоплнпс, предъявляемое к музыкальным инструментам,— это качество звучания. Яля изделии художест­венно-декоративного назначения основными требованиями явля­ются тематическое содержание, идейная направленность, цвето­вое оформление, точность исполнения ч менее пажиы требова­ния к прочности. Наиболее высокой прочностью доля^иы обла­дать товарь!,^ которые в процессе эксплуатации нотверг.тются механическич во.-псиствпям (сжатию, расшжению, шгибу, кру­чению, удару и др.).

Как текущие, так и перспективные, как общие, так ч специ­фические требования в зависимости от того, какмо строну по­требления товара они характеризуют, иодра'|деля'юг иа социаль­ные, функциональные, надежности, э])гоиомнчгс],ие. ктстиче-скис, экологические, требования безопасности и бг жрелностп по­требления, технологические, стандартизации г унификации, экономические п др. Псе они в той нлн иной ciii'riiii дополня­ются Соответствующими СВОЙС1В.1МН и 110K:1:1:1 lr.»IMU.

Социальные требования к товару — эго соответствие производства того или иного товара потребностям общества и целом, групп населения и отдельных индивидуумов. Они прояв­ляются через функциональные, эстетические н прочие потреби­тельские свойства.

Функциональные требования предусматривают соответствие изделия выполнению основной функции. Товар, не соответствующий им, не может быть использован по назначению.

Для некоторых товаров эти требования могут совпадать с другими требованиями. Так, для художественно-декоративных изделий они отождествляются с эстетическими.

Требования к надежности характеризуют способ­ность изделии выполнять заданные функции в течение опреде­ленного времени. Изделия должны быть прочными п надежными в эксплуатации. Производство изделий, обладающих высокой надежностью, равнозначно увеличению выпуска аналогичных, изделий без дополнительных затрат средств п материалов. Тре­бования к надежности изделии выражаются в требованиях к их безотказности, долговечности, ремонтопригодности н сохранясмо-сти, что должно способствовать увеличению сроков службы н удовлетворению потребностей и течение длительного времени без соответствующей замены.

Требование безотказности предъявляют п основном к слож-нотехническнм машинам, приборам и аппаратам. Изделия должны сохранять работоспособность в течение заданного про­межутка времени без вынужденных перерывов.

Требования долговечности сводятся к тому, чтобы работо­способность изделия до предельного состояния сохранялась в те­чение длительного времени с необходимыми перерывами на ремонт или другое техническое обслуживание.

Ремонтопригодность характеризует пригодность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей путем ремонта и технического обслуживания. Все изделия но ремонтопригодности подразделяются иа две группы: подвергаю­щиеся восстановлению н иевосстанавливасмые.

Требования к сохраняемостн— это прежде всего требования к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стои­мости товаров при хранении, транспортировании п течение уста­новленных сроков и после их истечения. Особое значение эти тре­бования имеют для товаров, основные свойства н качественные показатели которых проявляются под воздействием факторов внешней среды (химические, парфюмерные товары, вяжущие ве­щества п др.).

Эргономические требования предусматривают пре­жде всего удобство пользования изделием в процессе эксплуата­ции, соответствие изделия особенностям организма человека н обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком. Они имеют особое значение при оценке качества товаров в про­изводственном процессе или и быту в связи с тем, что человек,

 

ПОЛЬЗУЯСЬ ТСМ ИЛИ ИНЫМ НЗДеЛИСМ, BCIVH-'ier С HUM 11" llt.'llIMO-

действне «человек—изделие», «человек н i.ie.inr--среда» и т. д.

Эргономика — и лука, изучающая функциональные in) imo/kiio-ctii человека и трудовых процессах n.'i» ии времи отдыха и це­лях создания для него оптимальных yc;iuliiiii. Эрюномическне требования определяют соответствие изделия iнгненическнм, антропометрическим, физиологи чески м, нснхофн «ю.югичсскнм, психологическим и другим особенностям olii аинзма человека, характеризуют отношение субъекта к объекту. 11 счогвегствин с этим эргономические требоилипя к изделиям подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические и пси­хофизиологически с.

Гигиен и ч с с /< и с '/ /) г б о и и н ч ч пробуема трннают обес­печение 6e:ioii:iciii,ix и безвредных услошж для жизиедеятелыю-сти человека при его взанмодеистнни с изделием и средой. При этом имеется н виду защита организма человека от неблаго­приятных поздейстиий писшиеи среды, химически вредных ве­ществ, а также обеспечение соответствующих условии нормаль­ного функционирования организма. К гигиеническим требова­ниям относится н возможность поддержания изделия в чистоте,

Эти требования имеют отношение к большинству товаров и особенно к товарам нз различных полимерных, синтетических материалов н пластических масс. Товары, содержащие вредные для организм;! человека вещества, не пригодны для использо­вания но назначению (носу/та, парфюмерия, обувь, одежда и т. д.).

Разработке гигиенических требовании следует уделять боль­ше иинмлиня. Для этого необходимо осущссгвлснне более ши­рокого комплекса научных исследований но установлению пре­дельно допустимых концентраций (ПЯК) врсдноденствующих веществ или их примесей, содержащихся в исходном материале и готовом изделии или выделяющихся в окружающую человека воздушную среду или ннщу.

Каждое новое изделие должно иметь заключение Государ­ственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР о безвредности его для человека. Только в эюм случае оно может быть допущено к использованию.

При разработке требовании к химическим ядовщым веще­ствам необходимо учитывать их состав, свойств.."-h и сведе­ния, а также правила пользования, меры предосторожности, способы зашиты должны быть указаны на этнке']ка\ на 'юваре или па специальных памятках, прилагаемых к шва,.у.

К некоторым товарам народного потребления. кроме чрсбо-паиин биологической безопасности, пред-ышляюг п 1,.ы]е i ребо-ианчя, как электрическая безопасность, химиче.-h.i] бг шрел-ность, пожарная безопасность. Одно и:) важнейших iprooiiaHuii, предъявляемых к электробытовым товарам н прибор.п. •— элек­трическая безопасность, к строительным маюрналам и нагрева­

тельным приборам—пожарная безопасность. Химически без­вредными должны быть изделия из пластических масс, в том числе посуда для приготовления пищи, иарфюмерио-косметичс-скпе товары.

Антропометрические требования предусматри­вают соответствие изделия или его деталей размерам и форме тела человека; физиологические—соответствие изделия физиче­ским возможностям человека при пользовании иу.; психофизио­логические—соответствие готовой продукции особенностям органов чувств человека.

Требования, характеризующие соответствие готовых изделий психике человека, относятся к психологическим.

При определении соответствия изделия эргономическим тре­бованиям необходимо проанализировать псе операции процесса пользования им и правильно оценить каждую из них (удобство. легкость н быстроту выполнения).

Эстетические требования—это требования к фор­ме, конструкции, внешнему оформлению, целостности компози­ции, совершенству исполнения и другим особенностям изделий. Эти требования выявляют общественную ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность изделия, технологичность и экономичность его в изготовлении и эксплуа­тации, а также соответствие вкусам населения и моде Эстетиче­ским требованиям, предъявляемым к товарам, уделяеюи боль­шое внимание.

Э к о л о i н ч е с к и с •г р е б о в а и и я — это требоицнп',!, пре­дусматривающие охрану окружающей среды от выделений пред-ll^ix вевгеств при производстве, транспортировании, хранении и экснлуа гацни изделии. Эти требования должны учитываться при выборе сырьевых материалов, режимов технологической обработки н отделки изделий.

Требования безопасности и б е з в р е д и о с т и предусматривают прежде всего обесисчснне безопасности для человека при пользовании изделиями, а также защиту человека от возможной опасности и вредных для здоровья воздействии. При разработке требований безопасности и безвредности не­обходимо исходить нз норм, определяемых стзидарчамн и реко­мендациями СЭВ, ИСО, МЭК и других международных органи­зации по стандартизации и безопасности труда, а также из пра­вил по технике безопасности.

Т е х н о л о г и ч е с к и е т р с б о в а и н я предъявляют прежде всего к исходным материалам и сырью для производства това­ров. Предъявляют эти требования к тканям, пряже, лакам и краскам, строительным н другим материалам. Эти требования предусматривают легкость и простоту получения н обработки изделий н использования их ц быту; возможность применения современных методов обработки, оборудования н технических средств, повышающих производительность труда и снижающих себестоимость готовой продукции. Требования технологичности

должны предусматривать стандартизацию и унификацию дета­лей и узлов агрегатов.

Требования с т а и д а р т н з а ц и н и у и ч ф и к а ц и и предусматривают возможность использования для производства товаров стандартных и унифицированных дсгалей " способов технологии. Унификация позволяет создавать иа основе базовой модели разнообразные изделия из унифицированных элементов и деталей. Благодаря стандартизации и унификации повыша­ется производительность труда, сокращается себестоимость го­товой продукции за счет широкого использования достижений научно-технического прогресса ц прежде всего прогрессивных методов организации управления производством, товародвиже­нием и складским хозяйством. Все это способствует повышению уровня механизации н автоматизации процессов иа основных и подготовительных этапах производства.

Экономические требования предусматривают не только требования к затратам труда на производство готовой продукции, по и затраты потребителей, связанные с приобрете­нием, использованием, ремонтом п другими расходами, что де­лает вещь доступной для широких слоев населения и обуслов­ливает общественное ее признание.

Цены товаров массового спроса должны быть доступны ши­роким слоям населения. Важное значение для правильного уста­новления цены имеют данные о потребительной стоимости и свой­ствах изделия. Однако цена не может служить исчерпывающей экономической характеристикой товара. Не менее важно знать, какие средства затрачиваются иа потребление товара, его обслу­живание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.226 сек.