Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Аналитические методы исследования в антропологии




 

Антропологи применяют множество научных методов, пытаясь реконструировать историческое прошлое человечества и лучше познать его настоящее. Среди них сравнительно-исторический метод, который еще называют кросс-культурным исследованием, метод исторических пережитков, структурно-функциональный, историко-эволюционный, типологический методы. С их помощью устанавливают общее и особенное в социальных и культурных явлениях, единые фазы развития, универсальные законы и тенденции в динамике примитивных обществ.

Интерес к сравнительным исследованиям проявляли еще античные историки и философы, много путешествовавшие по мир) и потому имевшие возможность сравнивать народы между собой. И позже записки о путешествиях, мемуары и дневники служили важным источником информации для науки. Путешествия - особый жанр, в основе которого лежит описание путешественнике (очевидцем) достоверных сведений о незнакомых или малоизвестных читателю странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров; помимо познавательных он может ставить эстетические, философские, публицистические и другие задачи. От них следует отличать путевые очерки. В путевом дневнике автор описывает не только природу, нравы и обычаи, культуру, но и социальные условия жизни («Путешествие в Италию 1811» Стендаля, «Зеленые холмы Африки» Э. Хемингуэя, «Путешествие по радуге» Д.Б. Пристли, «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова, «Испанский дневник М. Кольцова и др.). К научным путешествиям относят книги М. Поло, Ч. Дарвина, Ф. Нансена, Р. Амундсена, Р. Скотта, Т. Хейердала, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая и др. Получили широкую известность «Хождение за три моря» А. Никитина, «Письма русского путешественника» Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Путешествие Арзрум во время похода 1829 года», «Путешествие из Москвы Петербург» Пушкина, «Фрегат "Паллада"» Гончарова и т.д.

Цель сравнительно-исторического исследования существующих одновременно либо возникающих последовательно культур - анализ сходства и различия между ними. При этом ученый выделяет главное и повторяющееся, но отбрасывает или умалчивает второстепенное.

Типологический метод также основан на анализе общего и особенного в эмпирическом многообразии явлений. Центральное понятие - «тип» - понимается как идеальная модель, отражающая некоторые существенные признаки определенного множества явлений, но заведомо игнорирующая другие признаки, рассматриваемые в данном случае как несущественные.

Прием типизации в науке или повседневной жизни сводится к тому, что великое множество самых разных предметов мы разбиваем по группам, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называется индуктивным - от разрозненных фактов мы приходим к обобщенным типам. Обратный путь дедуктивный. Он применяется в науках, но в основном теоретических, столь же часто, как и индуктивный. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале достаточно абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов.

Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений с одинаковыми условиями генезиса и развития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению), историко-диффузионное исследование (изучающее явления, распространявшиеся в результате заимствований) и др.

В зависимости от объекта и масштаба анализа различают несколько типов сравнительных исследований: сравнения между странами (cross-country), которые в известном смысле совпадают с межгосударственными (cross-national) исследованиями, межсоциетальные (cross-societal), собственно межкультурные (cross-cultural), а также макросоциальные или глобальные сравнения. В последних сопоставление проводится среди максимально возможного числа стран (культур).

Метод пережитков (survival method) - реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам в современном обществе. Он представляет разновидность сравнительно-исторического метода. Культурные пережитки - это явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие свое назначение и вытесненные другими, более совершенными или удобными культурными изобретениями.

Поскольку люди не склонны слишком быстро менять свои привязанности, обычаи и нормы, культурные пережитки по инерции продолжают существовать достаточно длительное время, несмотря на то что параллельно существуют более совершенные модели. Примером служит ручное ткачество, существовавшее в Европе в тот период, когда уже был изобретен ткацкий станок. Многие нынешние институты и учреждения на самом деле представляют собой пережиточные формы древних институтов и учреждений. Так, например, у большинства народов мира на ранней стадии развития одним из основных учреждений выступали мужские союзы, представлявшие объединения неженатой мужской молодежи. Здесь они спали, работали, проводили праздники. У них были свои ценности, нормы поведения, идеология. Этнографы установили, что мужские союзы не канули в Лету. Пережитки мужских союзов есть и у современных культурных народов. Это могут быть армейские казармы, подростковые бандформирования, масонские ложи, английские мужские клубы, гильдии купцов, ремесленные цехи, всевозможные мальчишники, объединения бывших однополчан или однокурсников.

Применение сравнительных, кросс-культурных и типологических методов позволило социокультурным антропологам выявить так называемые культурные универсалии - черты или закономерности, присущие всем обществам независимо от их размеров и времени существования.

Культурные универсалии - черты, нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. Дж. Мердок выделил более 70 таких универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, этика, этикет, семья, празднества, добывание огня, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, траур, музыка, мифология, число, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, сексуальные ограничения, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, наблюдение за погодой и др.

Более короткий список культурных универсалий дал К. Уилер. Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами: речь, материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война. Универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.