Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной работы. Тема 5. Антропологические основания




Тема 5. Антропологические основания

 

Антропологи, как и социологи, и психологи, и социальные работники, — это выходцы из конкретных культур и субкультур — национально-этнических, профессиональных, музыкальных... Их представления о реальности, принятая ими рациональность, а также их видение социальных проблем по крайней мере частично коренятся в привычной системе культурных ценностей и норм. Этноцентризм создает немалые основания для формирования предрассудков, стереотипов, ксенофобии не только в практике повседневного общения, но и в научных исследованиях. Как профессионалы однако эти люди не имеют права оставаться в плену своих «культурных очков», но обязаны рассматривать систему ценностей, социальные девиации и социальные проблемы, используя критический и аналитический подходы.

Профессиональная задача социального антрополога, социального работника, социального психолога или социолога — систематические изыскания теоретических и практических проблем и постоянные усилия расширить собственную перспективу видения мира, стремление распознать то, что находится «позади» очевидного. Только таким образом могут обнаруживаться новые способы понимания проблемы или комплекса проблем, что, в свою очередь, способствует выбору стратегии в исследованиях и практическом решении социальных проблем в работе с людьми, группами и сообществами. То, как происходит взаимодействие этих культур, как достичь мира и гарантировать соблюдение прав человека, составляет ключевой интерес современного социального антрополога или социального работника, получившего соответствующее образование.

В современных образовательных программах по социальной работе на Западе и во многих вузах России важный акцент делается на культурную сенситивность, или чувствительность профессионала, а также на мультикультурализм как важный элемент государственной политики. Внимание к этничности, расе, конфессии в образовательной программе по специальности «Социальная работа» выступает одним из признаков (наряду с тендером и инвалидностью) культурной сенситивности и информированности о правах человека как важнейших профессиональных атрибутах новой профессии. Речь идет не только об обучении студентов толерантности в отношении к разным культурам, пониманию и признанию разнообразия, но и о развитии профессиональных навыков распознавать дискриминацию и стремиться к соблюдению прав человека. Вместе с тем необходимо учитывать и ограниченность такого акцента на культуру, который может стать, по сути, культурным расизмом. Речь идет о таких установках и действиях, которые отталкиваются от представлений о врожденности, «естественности» культурных различий. В частности, на практике это реализуется, например, в том, что социальный работник или работник милиции принимает как должное насилие в семьях или сообществах этнических меньшинств, полагая, что эти практики здесь «в порядке-вещей».

Благодаря деятельности Международной Федерации социальных работников согласован универсальный набор ценностей и этических принципов социальной работы, принятый странами, имеющими ассоциативное членство в этой транснациональной профессиональной организации. Сложно представить себе, что социальный работник может быть менее справедливым там, где выше уровень бедности, либо ввиду специфики культурных традиций региона или группы. Однако применение универсальных принципов создает лишь общий «формат» социальной работы, а их применение на практике во многих случаях требует от специалиста знаний и учета культурных особенностей — местных традиций оказания медицинской и социальной помощи, так же как и предрассудков, вредных для здоровья как мужчин, так и женщин; знания и уважения сложившихся норм поведения — отношений между полами, людьми разных возрастов и статусов; рефлексивного отношения к межкультурным стереотипам и установкам, сложившимся в собственной культуре (например, известна критика воззрений европейских феминисток относительно порабощения мусульманских женщин); умения видеть и мобилизовать этнокультурные ресурсы социальной помощи, например, традиции соседской поддержки в узбекской махалле (соседской общине).

С одной стороны, социальное обслуживание должно отвечать универсальным принципам прав человека, государственному и региональному законодательству. Напротив, «этнизация политического, подмена гражданского сообщества этническим» означает этноцентристскую трактовку дискриминации. С другой стороны, в локальных культурах накоплен значительный опыт помощи пожилым, который может стать полезным ресурсом социального работника, или может быть проигнорирован в силу евроцентристских установок специалиста или администратора в организации социальной защиты.

Социальная работа связана с биологическим, психологическим, социальным и духовным параметрами человека. От степени изученности человека зависит эффективность и общественное значение всех форм социальной работы

Человек – часть природы, ее детище, ее порождение, но он – и существо, активно, сознательно, целенаправленно изменяющее окружающую среду. Это теоретическое положение и один из принципов социальной работы имеет важное методологическое значение. Этот принцип предполагает ориентацию на интегративную, целостную концепцию человека в целях установления междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, что способствует укреплению необходимой научной базы социальной политики, всех ее областей.

Для достижения целей социальной работы необходимы определенные знания о человеке, которые дают антропологические науки.

Итак, человек – это принципиально незавершенное существо, открытое для мира, возможностей действия, способное и вынужденное делать выбор. Для социального работника эта идея имеет принципиальное значение. «Открытость» человека – мировоззренческая свобода действий для социального работника. Сейчас вместо оппозиции «человек – природа», «биосфера – техносфера», «Земля – Вселенная» формируется новая картина мира, которая не может быть сведена только к физической составляющей; нельзя абстрагироваться от космопланетарной роли человека и преобразующего влияния его технической деятельности на окружающую среду. Эта новая картина мира – представление целостной системы, преобразуемой человеком, но неразрывно связанной с ним как со своим специфическим элементом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.