Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Феминистская антропология

 

Феминизм — это направление научного анализа и общественная практика, направленные на объяснение и изменение существующих властных отношений в обществе. Отношения между полами представляются одной из форм властных отношений, которые структурируют все сферы человеческой жизни (семью, образование, мир работы и мир политики, культуру и досуг), определяют нашу идентичность. Основной предпосылкой феминистской антропологии выступает идея, согласно которой исследование женских ролей, убеждений и практик в обществе является необходимым, чтобы понять особенности и возможности социальной жизни людей. Хотя феминистская антропология в основном фокусируется на женщинах и женских социальных ролях, целью выступает развитие понимания общества в целом.

Гендер — это то, во что общество превращает физические, анатомические и психологические различия людей. Понятия мужского и женского поведения, маскулинных и феминных манер, действий, речи суть гендерные конструкты, поскольку воплощают в себе социальные ожидания относительно характеристик «настоящего мужчины» или «настоящей женщины». Это не биологические факты, а культурно-специфические убеждения, которые организуют социальную практику именно так, а не иначе. В самом деле, феминистские антропологи продемонстрировали, что универсальных гендерных ролей для мужчин или женщин просто не существует.

История феминистской антропологии может быть разделена на три временных периода. Первый период (1850-1920) — первая волна феминизма (суфражизм). До этого момента этнографические исследования в основном проводились мужчинами и для мужчин. Ранние феминистские антропологи обратили внимание на существенные пробелы в корпусе антропологической литературы как результат мужских предрассудков. В частности, они внесли вклад в опровержение представлений о том, что биологический пол определяет индивидуальные роли в обществе.

Задачей феминизма первой волны было включить в этнографию женские голоса, представить женский взгляд на события. Это открыло новую перспективу исследований, поскольку мужчины-этнографы нередко имели доступ лишь к мужским ритуалам и потому могли наблюдать только их и получали опосредованные описания женщин и женских практик.

В следующий период (1920-1980) представительницы второй волны феминизма начали рассматривать пол и гендер, которые на предыдущем этапе считались синонимами, как различные категории. Пол считался как определяемым биологически и, в свою очередь, влияющим на биологию человека, а гендер считался культурно оформленным. Категория «женщина» использовалась в объединяющем смысле и относилась ко всем женщинам. Антропологи рассуждали о женщинах так, как если бы те имели одинаковый опыт и одни и те же проблемы. Исследования относились к изучению женщин и женских ролей в эволюции человеческого общества в контексте рода и семьи, а также в условиях глобального капитализма. Среди наиболее известных антропологов можно назвать Рут Бенедикт и Маргарет Мид.

В 1970-е годы феминистские антропологи были заинтересованы в развитии моделей для объяснения подчинения женщин, которое казалось универсальным и кросскультурным. Они опирались как на маркистскую теорию угнетения женщин, так и на структуралистский подход к вопросу гендерного неравенства.

Как марксистская, так и структуралистская модели отрицали понимание того, что угнетение женщин ассоциируется с чем-то врожденным и биологическим в человеческом виде. Половой диморфизм (неодинаковость анатомии) людей — это биологическая черта, но она служит только для облегчения возможного угнетения женщин, а не в качестве мандата или программы такого поведения у людей.

Гэйл Рубин в своей работе «Обмен женщинами» (1975) ввела понятие «пологендерная система», отделив биологию от поведения. Г. Рубин показала недостатки концепций капитализма и «патриархата» для объяснения гендерных проблем ряда обществ.

Современные феминистские антропологи уже не фокусируются исключительно на вопросах гендерной асимметрии. Антропология гендера стала изучать различия между мужчинами, различия между женщинами, выясняя, как культурные определения гендера (мужского, женского, трансгендерного) влияют на судьбы конкретных людей, относящихся к тому или иному возрасту, социальному классу, этнической группе.

Современные феминистские антропологи убеждены, что антропология только тогда может считать себя наукой о кросс-культурном разнообразии жизненного опыта людей, когда она будет исследовать как женщин, так и мужчин в их различных возрастных группах, обществах и культурах.

Современные феминистские антропологи постструктуралистского направления и другие исследователи гендерных отношений приходят к выводу, что в той же мере, как культура конструирует гендер, происходит социальное конструирование пола. Иными словами, все общества, как утверждают эти авторы, по-разному относятся к телу, выбирая, какие именно анатомические различия будут считаться половыми различиями, а какие — нет. Например, пышные формы тела считались признаком женственности у русских крестьянок, но вряд ли относились к критериям феминности у европейских аристократок начала XX века. Более того, пол так же доступен культурным манипуляциям и изменениям, как и гендер, особенно в странах с высокоразвитой технологией. В связи с этим необходимо остановиться на традиции исследований сексуальности.

Термин «сексуальность» относится к тому, как общество и индивиды организуют, понимают, репрезентируют эротические и репродуктивные действия и что предпринимают по поводу этих действий. Антропологи, исследующие сексуальность, испытали влияние современного психоанализа и психологии, а также английской культурологической традиции. В фокусе их внимания как институциализированные, так и неинституциализированные формы гетеро- и гомосексуальности.

Феминистские антропологи также рассматривают отношения пола и языка. Испытывая влияние лингвистики и социолингвистики, антропологи исследуют, чем речь женщин отличается от речи мужчин, почему женская речь считается менее престижной во многих обществах, почему многие языки имеют сексистскую структуру (например, почему по-английски «человечество» будет mankind, а не humankind). Современные работы лингвистических антропологов, анализируют, как протекает разговор мужчин и женщин, как структура и способы использования языка ставят женщин в положение, подчиненное мужчине.

Современную феминистскую антропологию можно условно разделить на два крупных направления. Первое анализирует отношения между культурным пониманием гендера и сексуальности, с одной стороны, и распределением власти — с другой. Второе связано с теми открытиями, которые были сделаны благодаря постструктуралистским, постколониальным и постмодернистским исследованиям. В связи с этими открытиями антропологи подвергают сомнению важность акцента именно на женщинах. Новый фокус анализа — как женщины различных социальных, этнических и сексуальных ориентации не только были угнетаемы и игнорируемы андроцентричными, патриархатными институциями, но и угнетали и игнорировали женщин других классов, этничностей и сексуальных предпочтений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Медицинская антропология | Тема 10. юридическая антропология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.