Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система морского транспорта




Понятие «морской транспорт» неразрывно связано с понятиями «мореплавание» и «судоходство».

В соответствии с КТМУ (Ст. 1):

Торговое мореплавание – деятельность, связанная с использованием судов для:

· перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты

· рыбных и других морских промыслов

· разведки и добычи полезных ископаемых

· выполнение буксирных, ледокольных и спасательных операций

· прокладки кабеля

· других хозяйственных, научных и культурных целей

***

Одним из основных видов использования моря и морских путей является деятельность по перевозке судами грузов и людей, которую традиционно принято называть соответственно торговым и пассажирским судоходством.

Понятие «мореплавание» включает в себя понятие «судоходства».

Без судоходства невозможно существование и эффективное функционирование морского транспорта.

Подсистему «морской транспорт», в зависимости от целей исследования, можно рассматривать:

· как элемент (подсистему) единой транспортной системы страны

· как элемент (подсистему) системы мирового торгового мореплавания и международного торгового судоходства

В основе изучения системы морского транспорта и национального торгового судоходства, а также деятельности отдельных судоходных компании, как подсистем (или самостоятельных систем), лежат следующие основные системообразующие принципы:

1. Принцип единства и взаимодействия системы и внешней среды – совместное рассмотрение системы как единого целого, а также рассмотрение и изучение любого структурного элемента системы совместно с его связями и отношениями с внешней средой. Таким образом, вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к изучаемой системе, разбивается на два класса - собственно изучаемую систему и вешнюю среду. С этих позиций в систему торгового судоходства органически вписываются следующие основные элементы:

· грузопотоки

· технические средства морских перевозок грузов

· технологические способы перевозок грузов

· формы организации работы флота.

Все остальные элементы относятся к внешней среде.

В целом, данная система является открытой. Она, через предусмотренные у нее входы и выходы, обменивается с окружающей средой материально вещественными ресурсами и, прежде всего, информацией. Возмущающие воздействия внешней среды носят как детерминированный, так и случайный характер. Они гак же могут быть как внешнего, так и внутреннего происхождения. Например, при рассмотрении работы флота внешними возмущающими воздействиями могут быть срочные заказы на доставку определенного рода грузов (директивные рейсы).

Примерами возмущающего воздействия внутреннего происхождения могут служить:

· выход из строя оборудования судов

· порча груза в процессе его доставки

· нарушение трудовой и технологической дисциплины.

2. Принципы структурности и иерархичности обеспечивают возможность описания системы через установление ее структуры.

Под структурой понимается совокупность элементов и связей между ними, которые определяются, исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой.

«Иерархия» в переводе с греческого «священная власть» – порядок подчинения свойств нижестоящих элементов свойствам вышестоящих (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых транспортных системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали.

Иерархичность, в свою очередь – это учет соподчинения ранжирования частей.

Рассматривая структуру системы, как указывалось выше, прежде всего, выделяют управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления) подсистемы.

3. Принцип соотносительности, т. е. принцип соответствия друг другу управляющей и управляемой систем. Чем выше степень соответствия между объектом и субъектом управления, тем эффективнее осуществляется управление системой в целом.

4. Принцип целостности. Для любой системы главным является признак целостности, т. е. система рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих и/или взаимосвязанных частей (элементов), часто разнокачественных, несовместимых. Под целостностью понимают внутреннее единство, принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов (эмерджентность) и невозможность установить из последних свойств целого. Закон целостности системы формулируется, как способность системы претерпевать изменения, сохраняя саму себя.

5. Принцип множественности описания системы предполагает в силу ее сложности адекватное отображение и исследование происходящих в системе процессов через совокупность (множество) различных моделей, каждая из которых характеризует определенный аспект ее функционирования. Характерной особенностью рассматриваемой системы - как социально-экономической - является то обстоятельство, что в нее наряду с вещественными, энергетическими, информационными ресурсами входят коллективы людей, которые взаимодействуют как с этими ресурсами, так и между собой.

6. Принцип развития – учет динамичности и изменчивости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды.

7. Принцип глобальной цели – ответственность за выбор глобальной цели и ее абсолютный приоритет.

8. Принцип функциональности – совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой.

9. Принцип сочетания децентрализации и централизации.

Централизация управления означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Цель централизации - улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления. Негативные стороны централизации: снижение оперативности управления; уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы; подавление творческой инициативы исполнителей. Централизация имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов. Необходимо отметить, что в некоторых ситуациях, чаще всего экстремальных, принцип единоначалия совершенно незаменим. Принцип единоначалия имеет важную особенность - работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Децентрализация управления – это передача (делегирование) прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации – облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Негативные стороны децентрализации – обособленность частей, что часто ведёт к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Децентрализация эффективна, если на нижних уровнях управленческой иерархии принимают решения, не требующие согласования и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна по территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации (НИИ, центральный склад с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ и т. д.). Децентрализация управления имеет опасную тенденцию по втягиванию управляемого процесса в анархию и хаос. Часто опытные руководители обоснованно опасаются потерять контроля над управляемой системой, а слабые – что появится компетентный неформальный лидер, который может подменить своего начальника и подорвать его авторитет. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может ответить на конкретные вопросы непосредственного начальства или при выступлении на общем собрании.

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией весьма сложна. Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой и постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. И лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан активно вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.

10. Принцип неопределенности – учет вероятностного наступления событий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.