КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции рынка
Первая функция рынка — опосредование общественного разделения Вторая функция рынка — информационная. Информация — это воздух рыночных отношений. Без информации о конъюнктуре рынка рыночные отношения были бы невозможными. Конъюнктура характеризует состояние рынка товара или группы товаров какой-либо страны или региона. Она складывается из целого комплекса взаимозависимых факторов, их анализ позволяет оценивать возможности сбыта или приобретения товара. Слагаемые конъюнктуры: общая экономическая ситуация в стране; импортное и таможенное законодательство, налоговая политика; кредитная политика банков и других финансовых учреждений; покупательная способность населения; объемы национального производства, экспорта и импорта данного товара. Эти и многие другие факторы, взаимодействуя, формируют соотношение предложения и спроса на данный товар, т. е. основную характеристику рынка — важнейший конъюнктурный фактор. Именно это сотношение, если учесть его динамику, определяет уровень розничных цен и тенденции их развития, движения, из него должна исходить рыночная политика.
На заре рыночных отношений стоимость товаров и услуг определялась нндивидуальными издержками товаропроизводителей и их индивидуальными качественными характеристиками. В современных условиях развития рыночных отношений в процессе внутриотраслевой и межотраслевой жесткой конкуренции рынок постоянно выявляет средневзвешенные издержки всей совокупности производителей товара. Одновременно рынок определяет спрос на различные товары одинакового назначения. В результате такого одновременного выявления издержек и структуры спроса стихийно (без влияния на ход событий производителей и покупателей) определяется рыночная стоимость товаров. На основе этой стоимости и в зависимости от соотношения спроса и предложения устанавливаются оптовые цены. Многообразная информация рыночных отношений собирается стихийно, комплектуется и выдается рынком в виде обобщенных данных по всему пространству, которое он охватывает. Именно эта информация дает возможность каждому предпринимателю постоянно сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка, заблаговременно следить за снижением своих индивидуальных издержек производства, повышением качества продукции, изменением ее ассортимента. Предприниматель, выпуская товар, использует сырье, материалы, эксплуатирует оборудование, использует труд. Эти затраты составляют основу цены товара производителя. Различия в технической вооруженности предприятий, качестве сырья, уровне сбыта приводят к различиям цен производителей. Однако на рынке все производители стремятся к максимальной цене. Покупатель же стремится к минимальной цене, которая складывается под влиянием нужности и полезности товара, а также денежных доходов населения. Путем обоюдных уступок производителя и потребителя на рынке складывается рыночная цена как компромиссное решение между интересами продавцов и покупателей, цена равновесия.
Увеличение объемов производства товаров ведет к снижению цены. На уровень цен оказывают влияние достижения научно-технического прогресса, которые позволяют быстро расширить производство товаров повышенного спроса и быстро насытить ими рынок. Несмотря на то, что цены тесным образом связаны со спросом, снижение цен на отдельные виды товаров не всегда увеличивает спрос на них. Величина спроса, отражающая уровень общественных потребностей, ограничена размерами доходов покупателей, т. е. покупательной способностью населения. Предложение характеризует динамику общественного производства и представляет собой совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации на рынке. Соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное воздействие на формирование определенного уровня цен. Движение цен на рынке, в конечном счете, отражает изменения в производительности труда, объеме и пропорциях общественного производства, динамике денежных доходов. Итак, цены — это прерогатива рынка. Административное вмешательство в ценообразование не может оказать положительного влияния на экономические процессы. Цены могут и повышаться, но это не всегда приводит к падению спроса. Спрос реагирует как на изменение цен, так и на доходы покупателей или на объемы производства различных товаров. Так, спрос на повседневные продукты питания незначительно связан с доходами. Как бы ни возрастал заработок, потребление продуктов питания ежедневно примерно одинаково. С увеличением личных доходов удельный вес затрат на питание сокращается, и наоборот, чем меньше зарабатывает человек, тем выше будет у него доля затрат на питание.
Но по знанию одних лишь цен еще нельзя судить о том, насколько дорог для человека товар или услуга. Для всестороннего анализа необходимо знать также уровень заработной платы и налогообложения. Для этого сопоставляют цены с почасовой оплатой труда. Такое сопоставление дает возможность увидеть действительную цену на товар. Третья функция рынка — стимулирование постоянной оптимизации пропорций отраслевого и территориального распределения труда. Суть этой функции сводится к межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции. Конкуренция — свойство товарного производства, способ его развития. Она появилась уже в докапиталистический период, но еще не играла определяющей роли в хозяйственной жизни общества, так как товарное производство было в зачаточном состоянии. В обществе, находящемся на пути от феодализма к капитализму, сохранились разного рода внешнеэкономические ограничения, монополии, закрытые для конкуренции зоны. В рыночной экономике товарные отношения становятся господствующими, снимаются внешнеэкономические ограничения на пути свободного движения товаров, денежных средств и рабочей силы, образуется единый национальный, а в дальнейшем и мировой рынок. В этих условиях конкуренция становится главным рычагом стихийного рыночного регулирования экономики, причем четко определяются две ее формы — внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая конкуренция, т. е. конкуренция между предпринимателями одной и той же отрасли, ведется за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной прибыли. Поскольку в каждой отрасли имеются предприятия с разной технической оснащенностью и разным уровнем производительности труда, индивидуальные стоимости товаров, произведенные на этих предприятиях, не одинаковы. Однако стоимость товаров определяется затратами не индивидуального, а общественно необходимого труда. Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает рыночную (общественную) стоимость, которая совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях и составляет значительную массу товаров данной отрасли. Посредством внутриотраслевой конкуренции рынок подсказывает предпринимателю регионы, где издержки по изготовлению и сбыту продукции можно было бы снизить.
В результате внутриотраслевой конкуренции предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости товаров, произведенных на них, и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция, таким образом, стимулирует технический прогресс. Межотраслевая конкуренция — это борьба между предпринимателями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли. Устремляясь в прибыльные сферы, новые капиталы способствуют расширению производства, увеличению предложения товаров. На этой основе цены начинают падать. К обратному результату приводит утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: здесь объем производства сокращается, спрос на товары начинает превышать их предложение в результате его цена поднимается, а вместе с ней растет и норма прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция объективно создает некое динамическое равновесие, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен. Так, в зависимости от изменяющихся технических, экономических налоговых и политических условий отраслевая и географическая структура общественного производства постоянно изменяется, стремясь в каждый данный период к оптимальной как для конкретных товаропроизводителей, так и для общества в целом. Четвертая функция рынка — санирующая. В последние десятилетия в странах рыночной экономики свободная конкуренция сменилась господством корпораций. Однако это не означает исчезновения конкурентной борьбы. С образованием корпораций характер конкуренции существенно меняется. Свободная конкуренция капиталистов сменилась конкуренцией между крупными компаниями в рамках отдельных отраслей национальных хозяйств и в масштабах всего мирового хозяйства. Выживанию в условиях конкурентной борьбы способствует национальное и международное разделение труда. Корпорации учитывают рынки сбыта, источники сырья, ресурсов, капитала, рабочей силы, используя для этого систему статистической информации, моделирования маркетинговых процессов. Прогнозирование стратегии в области производства и сбыта продукции, научное обоснование рыночных отношений стало основой деятельности монополии. По некоторым подсчетам, от 2/3 до 4/5 всех товаров, поступающих на мировой рынок, производится на основе предварительных соглашений между производителями и потребителями. Но в любой сфере своей деятельности корпорации неизбежно вступают в отношения между собой, в острое соперничество друг с другом. Особенно нарастает конкурентная борьба в настоящее время на мировом рынке. Все более важное значение в конкуренции приобретает качество продукции, предоставление гарантий и услуг покупателям. Это связано с научно-техническим прогрессом, в условиях которого возрастают требования потребителя к качеству, надежности и новизне продукции. В результате рыночной конкурентной борьбы ежегодно разоряются и прекращают свое существование тысячи предприятий, не выдерживающих ее. Таким образом, с помощью конкуренции санирующая функция рынка очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, укрепляет положение более эффективных и перспективных. В функции санитара рынок — наиболее объективный судья и самый демократический механизм экономического отбора полезных обществу хозяйственных предприятий. В результате такого рыночного отбора непрерывно повышается средний уровень эффективности народного хозяйства в целом. Рыночный механизм имеет и свои отрицательные стороны. Это и социальное расслоение на богатых и бедных, и бескомпромиссность в конкурентной борьбе, безработица и другие минусы. Но мировая практика рыночных отношений показывает, что их преимущества значительно выше недостатков. Кроме того, современное общество научилось смягчать жестокие последствия рыночного хозяйствования, корректируя оптовые и розничные цены, перераспределяя доходы с помощью налоговой системы и бюджетных ассигнований на приобретение новых специальностей работниками, пособий по безработице, социального обеспечения и др. Как показала практика многих развитых стран Запада, рыночный хозяйственный механизм способен выдерживать экономические и социальные испытания.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |