Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки организации




Таким образом, можно называть организацией экономическую единицу коор­динации, обладающую доступными определению границами и функционирующую более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, раз­деляемых членами-участниками. Другими словами, организацию характеризуют:

• совокупность участников;

• согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнения, забастовки и т. д.);

• формальная координация, определяющая структуру с. учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централи­зации (принятие решений).

Из всего видового многообразия организаций можно выделить формальные и неформальные организации.

Формальные — это те организации, которые созданы по воле людей, по пред­ельной договоренности (форма — устройство). Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия ее членов. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная организация рациональна: в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не может быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных. Формальная организация характеризуется сильной тенденцией превратиться в бюрократическую организацию. Необходимо отметить, что преобладающая точка зрения на организационный процесс состоит в том, что он выполняется бюрократически. Формальные организации возглавляются руководителями (назначенными или избранными).

Во всех формальных организациях существуют также неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного (чем-то выделяющегося) человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Неформальные организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия «человеческого фактора» в организации, что еще раз подчеркивает роль личности в организационном процессе. При выполнении производственных функций люди вступают в многочисленные контакты, способствующие установлению спонтанных личных связей, отчасти носящих эмоциональную окраску. Иначе говоря, существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью. Неформальная организация как спонтанная общность людей предполагает личностные служебные отношения, решение производственных задач способами, отличными от формальных предписаний. Образование неформальных групп есть форма дезорганизации, способствующая поддержанию социальной целостности, снятию социальной напряженности в коллективе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидами и жесткой формальной организацией. Не исключена, однако, и отрицательная роль неформальных организаций, когда частный интерес определенной группы может превалировать над общей целью организации.

Все формальные организации делятся на простые и сложные. Простые - имеют одну цель. Сложные организации многоцелевые.

Одной из самых главных черт организации является ее взаимосвязь с внешней средой, откуда она пополняет свои ресурсы и куда сбывает произведенные блага или оказывает услуги.

Внешняя среда по отношению к предприятию представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все то,что происходит внутри организации. Это и экономические условия и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.

Внешняя среда, как правило, находится за пределами досягаемости менеджеров данной организации. В связи с бурным развитием рыночных отношений менеджерам приходится учитывать все больше факторов внешней среды.

Второй, очень важной чертой организации является разделение труда, т. е. разделение всей работы на составляющие компоненты по горизонтали. Отсюда часто встречающееся понятие "горизонтальное разделение труда". В очень маленьких организациях горизонтальное разделение труда не прослеживается. Как слагаемые различные виды работ могут выполняться попеременно немногочисленным штатом малого предприятия (например, готовить бутерброды и обслуживать покупателя). В сложных организациях при помощи горизонтального разделения создаются подразделения, за которыми закрепляются только им присущие задачи, и которые добиваются только им присущих целей. Они носят название отделов или служб. Например, производственный отдел, бухгалтерия, финансовый отдел выполняют закрепленные за ними виды деятельности горизонтального разделения труда, от успешного выполнения которых зависит эффективность работы всей организации. Отделы и службы — это группы людей с направленной координацией деятельности для достижения общих целей. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление.

Поэтому третьей чертой организации является управление. В малых организациях четко выполненной линии управления нет. Здесь координация деятельности организации осуществляется совместно, чередуясь с неуправленческими функциями. По мере укрупнения организации возрастает количество различных функций, что приводит к затруднению ориентации подчиненных. Поэтому в сложных организациях работа по управлению четко отделена от неуправленческой работы. Такие организации назначают руководителей, и им определяют круг обязанностей и ответственности.

Таким образом, все организации имеют общие черты, к которым относится: взаимосвязь с внешней средой, разделение труда и управление.

 

1.2.4. Базовые свойства организации: устойчивость и гибкость (адаптация)

Устойчивость. Развитие реальных систем немонотонно и включает не только прогрессивные направления, но и пути деградации (которые могут смениться прогрессом, а могут и привести к краху), направления разрушения. В процессе развития, состоящего из циклически повторяющихся стадий эволюции и скачка, система постепенно переходит из устойчивого состояния в неустойчивое и обратно. Структурная и функциональная устойчивость, под которой мы понимаем способность системы сохранять свои параметры в определенной области значений, позволяющей ей поддерживать качественную определенность состава, связей и поведения (но не равновесия!), формируется в процессе адаптации системы к изменившимся в результате катастрофы внешним и внутренним условиям и сохраняется в течение большей части эволюционной стадии.

Действительно, свойство устойчивости является универсалым, если не сказать, ключевым в жизнедеятельности организации.

Организация — открытая система, т.е. система, постоянно стремящаяся сохранить баланс между внутренними возможностями и внешними силами окружающей среды (т.е. самостабилизирующаяся) с целью сохранения своего устойчивого состояния. Устойчивость — способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений. Устойчивость промышленного предприятия - это способность системы управления обеспечивать функционирование предприятия под влиянием внешних и внутренних факторов в состоянии равновесия и возвращать его в данное состояние после незначительных отклонений.

Любое предприятие является неким структурным образованием, обладающим системными свойствами. Важнейшим признаком системы является то, что составляющие систему элементы образуют во взаимосвязи единое целое с качественно новыми свойствами. Система обладает целостностью, способна к развитию и повышению своей организованности. Любая система должна соответствовать своей среде, приспосабливаться к ней, что дает возможность говорить об устойчивой организованной системе.

Следует подчеркнуть, что устойчивость системы является следствием разрешения кризиса.

Кризис любой системы представляет собой переход от одного этапа к другому, из одного качественного состояния в другое со своей критической точкой. Причиной любого кризиса является разрушение какой-либо внутренней связи, приводящее к потере устойчивости того равновесия, в котором находилась система.

Вообще говоря, кризис можно рассматривать с двух точек зрения: как позитивное и как отрицательное явление. Положительная роль заключается в том, что разрушение наиболее слабых и менее организованных элементов позволяет отказаться от устаревших способов выживания в пользу современных способов и форм. В этом случае по окончании кризиса происходит своего рода оздоровление системы, она становится более однородной и согласованной и, несмотря на резкое временное ослабление, способной затем достичь нового процветания на более высоком уровне организации. Негативным проявлением кризиса является то, что вместе с мало жизнеспособными и устаревшими элементами и связями он губит множество других, полезных и важных для развития системы. Гибнут целые предприятия, и далеко не все из них технически и экономически более слабые и хуже организованныe: общее крушение увлекает немало передовых предприятий. В этом обнаруживается относительный характер всякой жизнеспособности и устойчивости: будь обстоятельства более благоприятными разрушения этих элементов могло бы и не произойти, однако при определенных условиях разрушаются даже те элементы, которые казались непоколебимыми.

Результатом любого кризиса всегда является либо преобразование системы, либо ее распад. Если система не разрушается, а развивается далее, то устранение противоречий достигается установлением связей между разошедшими частями системы. В результате такого структурного преобразования комплекса возникает организационный комплекс, приспособленный к среде и соответствующий ей.

Однако не всякая система может успешно пройти этот путь самостоятельно, порой его результатом является признание экономической
системы (организации) несостоятельной, что влечет ее ликвидацию.
Поэтому меры, направленные на поддержание устойчивости функционирования организации, можно рассматривать в качестве
антикризисных. Обеспечивать устойчивость функционирования системы должна система управления изменениями.

Гибкость. Включаясь в обсуждение понятия «гибкость» целесообразно прежде всего обратиться к толковым словарям. Так, в словаре С. Ожегова дается несколько значений близкого по смыслу слова «гибкий»:

1) легко сгибаемый, упругий;

2) изменяющийся в своих проявлениях, богатый оттенками;

3) способный трезво оценить обстановку, обстоятельства и приноровиться к ним. "

Эквивалентное ему английское слово «flexible» переводится как:

1) гибкий, гнущийся;

2) эластичный, мягкий;

3) легко приспосабливаемый;

4) податливый, уступчивый.

Таким образом, в соответствии с определенными характерными признаками понятие «гибкость» общепринято использовать для описания свойств и поведения систем различной природы. Рассмотрим некоторые примеры. Резиновый предмет, обладающий свойством менять свою форму, оставаясь при этом резиновым предметом, мы называем гибким, эластичным. Здесь гибкость — свойство материала, из которого выполнен предмет.

Существует понятие «гибкие цены», обозначающее цены, которые претерпевают изменение в зависимости от условий спроса. Широко распространены понятия «гибкая дипломатия», «гибкая политика», «гибкое автоматизированное производство» и др.

Анализ таких систем позволяет сделать заключение, что гибкость может рассматриваться и в смысле приспособляемости (адаптивные изменения), и как произвольные изменения состояния или поведения системы в определенных пределах в результате некоторого воздействия (нормативные изменения).

Итак, понятию «гибкость» сопутствуют следующие основные признаки: воздействие на систему, изменение свойств или поведения системы, включая адаптацию, и наличие пределов изменений. Гибкость – способность системы, подвергнутой определенному воздействию, нормативно или адаптивно изменять свое состояние и (или) поведение в пределах, обусловленных критическими значениями параметров системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.