Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция технологий




Технология включает в себя знания, предметы и орудия труда, методики и виды деятельности, направленные на преобразование входящих ресурсов организации в выпуск. К технологии относятся также оборудование, квалификация персонала и рабочие процедуры. Как правило, технологию рассматривают как «рабочий поток». Производственный рабочий поток может сводиться, например, к изготовлению стальной отливки, телевизионных программ или компьютерного программного обеспечения.

По сути своей технология представляет способ, который дозволяет осуществить процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желае­мый на выходе продукт.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандар­тизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий.

Значение технологии производства объясняется ее существенным влиянием на организационную структуру, которая должна соответствовать технологии, внешней среде и размерам компании. Но в сфере производства и сфере услуг используются принципиально различные технологии. Ниже мы рассмотрим характеристики технологии и наиболее адекватные им структуры.

Стандартизация и механизация. Первое применение стандартизации, т.е. использования стандартных взаимозаменяемых компонентов в производ­стве, связывают с именем Эли Уитни — изобретателя хлопкоочистительной машины. Он высказал идеи стандартизации, выполняя по контракту работу по производству мушкетов для армии, которые до этого производились по индивидуальным образцам. Использование стандартных частей значительно сократило стоимость производства и ремонтных работ. Поскольку части мушкета Уитни были взаимозаменяемы с частями других мушкетов подобного типа, такое оружие можно было легко ремонтировать в полевых условиях путем простой замены дефектных частей.

Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализа­ции, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифи­цированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг, являющееся характеристикой нашего общества. Сегодня существует очень малое количество видов товаров, которые в какой-то степени не были бы стандартизированы. Даже в автомобилях, сделанных по индивидуальным заказам, используют много стандартных компонентов. Стандартизация и механиза­ция, т.е. использование машин и механизмов вместо людей, в настоящее время широко распространены не только в сфере производства. Приготовление дешевых продуктов в ресторанах быстрого обслуживания имеет, например, в своей основе опыт фирмы МакДоналдс в приготовлении гамбургеров.

Конвейерные сборочные линии. Стандартизация и механизация были уже широко известны, когда в начале нашего века возникла автомобильная промыш­ленность. В первые годы рабочий следовал за производимой машиной через весь технологический процесс, меняя, если необходимо, рабочее место, по мере установки основных компонентов на машину. Затем, в августе 1913 г. Генри Форд выступил с идеей передвижения собираемого автомобиля с помощью конвейера так, чтобы рабочие оставались на своих рабочих местах. Поскольку рабочим больше не приходилось терять время на переход от одного рабочего места к другому, время, требующееся на сборку автомобиля марки «Ти» сократилось. Чтобы понять, что это означало, следует знать, что до того, как Форд применил конвейерный метод сборки, в среднем автомашина продавалась оптовикам за 2100 долл. США. Фордовская модель «Ти» в 1918 г. продавалась за 290 долл. уже по розничной цене.

Сегодня движущиеся конвейерные сборочные линии применяются почти повсеместно при производстве самой сложной продукции. Для полного использования их преимущества операции (задачи), выполняемые рабочими, стали чрезвычайно узкоспециализированными.

Некоторые операции на сборочных линиях в настоящее время настолько специализированы, что рабочий у конвейера лишь подкручивает несколько винтиков на одном и том же узле изо дня в день.

Гибкое производство. Самая современная технология производства, так называемое гибкое производство,основывается на использовании для автоматизации и интеграции компонентов рабочего потока (роботы, машины, разработка товаров и инженерный анализ) компьютерной техники. В таких компаниях, как Deere, General Motors, Intel и Illinois Tool Works применение гибкой технологии позволяет совмещать преимущества мелкосерийного и массового производства в стенах одного (каждая — своего) завода. Считывание штриховых кодов комплектующих позволяет оборудованию по мере прохождения различных деталей вдоль линии автоматизированной конвейерной сборки мгновенно переключаться на новые установки. В сравнении с тремя рассматриваемыми ниже технологиями производства по Дж. Вудворд, гибкое производство характеризуется высшей степенью сложности. В структурах, связанных с гибкой технологией, прослеживается тенденция к появлению новых правил, децентрализации и уменьшению доли администраторов в общей численности сотрудников, личным горизонтальным коммуникациям и ориентированному на команды органическому подходу.

Информационные технологии. Информационные технологии (ИТ ) могут быть определены как аппаратное обеспечение, программное обеспечение, телекоммуникации, системы управления базами данных и другие технологические средства хранения, обработки и передачи информации. Эти технологические приемы позволяют менеджерам создавать и обеспечивать доступ к сложным базам данных об организации и потребителях. Они позволяют сотрудникам организации общаться друг с другом способами, которые не так давно невозможно было представить. Доступность ИТ и постоянно снижающиеся затраты на их внедрение оказывают постоянное давление на организации, побуждают их к инвестициям в новые аппаратные средства, программное обеспечение и другие технологические возможности обработки информации, поскольку это является непреложным требованием рынка.

Менеджмент получил возможность оперативного получения огромных информационных массивов, а значит, ИТ способствуют повышению эффективности производительности труда на каждой стадии процесса принятия стратегических решений. Посредством ли компьютеризированного производства, общения с потребителями в режиме реального времени, контроля над запасами ИТ ускоряют как операционные процессы, так и процессы принятия решений.

ИТ существенно изменяют бизнес-процессы, открывают в хозяйственной жизни новые возможности. Глобальная сеть Интернет и корпоративные сети, мобильная связь ─ минимальные стратегические решения, позволяющие сохранять конкурентоспособность бизнеса, добиваться повышения операционной производительности, адекватно реагировать на изменения внешней среды.

Конкуренция вступает в новую эру, характеризующуюся глобальными, перемещающимися со скоростью света потоками информации, несущими непредсказуемые изменения в практику ведения бизнеса. Во многих компаниях обработка информации приобретает форму поиска стратегических конкурентных преимуществ. В частности, речь идет о сокращении дистанции между потребителями и предприятиями.

Распространение новых технологий приводит к невероятно быстрым темпам внедрения инноваций, существенному сокращению жизненного цикла продук­ции. Динамичное развитие знаний, их применение в организациях, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом рабочей силы, стало ключевым факто­ром обеспечения конкурентного преимущества. При этом информационные тех­нологии используются почти во всех компаниях и являются составной частью многих систем (например, производственных, системы управления запасами, ком­муникационных). Информационные технологии выступают в качестве своего рода базы глобализации, поскольку обеспечивают быструю связь с любой точкой мира. позволяя мгновенно узнавать о состоянии спроса и предложения, ориентироваться на рынках сырья, труда и инноваций и т. п. Это сокращает расходы на производ­ство и обеспечивает достижение устойчивых конкурентных преимуществ. Инфор­мационные системы, системы связи могут непосредственно способствовать ин­теграции производственных и обслуживающих процессов.

Информационные системы (ИС) представляют собой базирующиеся на использо­вании компьютеров системы, направляющие аппаратные средства, программное обеспечение и человеческие ресурсы на поддержку организационной информации и удовлетворение коммуникативных нужд. Известно множество способов классификации ИС. Один из наиболее распространенных способов установления различий между ИС — установление фокуса оценки на функциях, которые они выполняют в организации, и людях, которых обслуживают. Информационныесистемы менеджмента обеспечивают принятие стратегических решений высшим менеджментом, операционные информационные системыподдерживают обработку данных, необходимых для осуществления текущих бизнес-операций и функциональных операций менеджмента низших уровней.

Технологии услуг. Значение организаций сферы услуг постоянно возраста­ет. Так, в США, начиная с 1982 г., число новых рабочих мест в компаниях сферы услуг постоянно опережает заполняемые вакансии в производственных компаниях. Технологии сервиса имеют следующую специфику.

Неосязаемость выпуска. Результаты деятельности компании из сферы услуг неосязаемы. Услуги невещественны и, в отличие от материальных благ, несохраняемы, они либо потребляются в момент оказания, либо безвозвратно утрачиваются.

1. Непосредственный контакт с потребителями. Оказание и получение услуги пред­полагает непосредственное взаимодействие сотрудника фирмы и клиента. Представление и потребление услуги происходят одновременно. В производственной фирме технические работники отделены от заказчиков и, следовательно, не вступают в прямые контакты.

К организациям сферы услуг относятся консультационные компании, юридические фирмы, брокерские дома, авиалинии, гостиницы, рекламные агентства, фирмы по связям с общественностью, парки отдыха и образовательные организации. Оказанием услуг также занимаются подразделения крупных корпораций и фирмы-производители. В компании Ford Motors услуги предоставляют юридические, кадровые, финансовые и исследовательские отделы. Поэтому структура и цели каждого из них должны соответствовать не технологиям машиностроительного производства, а технологии предоставления услуг. Таким образом, технологии услуг используются не только в сервисных организациях, но и в обслуживающих основное производство отделах производственных компаний.

Одна из отличительных черт технологии обслуживания, непосредственно влияющая на структуру организации, — необходимость тесных взаимодействий работника и потребителя. Структурные характеристики сервисных организаций во многом схожи с отличительными чертами производственных компаний. Сервисные фирмы, как правило, имеют органическую структуру, процесс принятия решений в них децентрализован, рабочие отношения носят во многом неформальный характер. Они отличаются высокой степенью горизонтальных коммуникаций, так как обслуживание клиентов и решение проблем требуют общего использования информации и ресурсов. Сервисные точки рассредоточены, следовательно, каждая бизнес-единица относительно невелика и располагается в непосредственной близости к основным потребителям. Например, крупные банки, гостиницы, кафе быстрого питания и медицинские центры имеют свои филиалы в различных регионах.

Стандартизация, механизация и сборочные конвейеры имели глубочайшее воздействие не только на характер служебных обязанностей и задач, содержание работы, но и в целом на управление. В результате этих и более поздних инноваций технология и задачи стали сильно влиять на организационную эффективность. Приведенная далее классификация технологий по Джоан Вудворд и Джеймсу Томпсону отражает взаимоотношения между содержанием задач и технологией.

Классификация технологии по Д. Вудворд. Наиболее авторитетное исследование (по данным 100 британских компаний) взаимозависимости технологий производства и организационных структур было проведено английским социологом Джоан Вудворд. Были проанализированы следующие базисные структурные характеристики организации: административное руководство, норма контроля, централизация и формализация. Дж. Вудворд пришла к выводу, что исходя из типа технологии рабочего потока, компании-производители подразделяются на три основные категории:

1. Мелкосерийное, или единичное, производство. Мелкосерийное производство предпо­лагает выпуск по спецификациям заказчика товаров партиями в количестве от одной до нескольких единиц продукции, когда каждый клиент заказывает единственный в своем роде продукт. Данная технология также используется для производства таких уникальных продуктов, как управляемое компьютерами оборудование. Мелкосерий­ное производство близко традиционному высококвалифицированному ремесленному труду, так как основная роль в производственном процессе принадлежит использую­щим машины и оборудование сотрудникам. Примерами мелкосерийной продукции могут служить сшитая на заказ одежда, изготовленные по специальному заказу инст­рументы, космические корабли и спутники, подводные лодки.

2. Крупносерийное, или массовое, производство. Технология массового производства характеризуется стандартизованными производственными циклами. Продукция выпускается крупными партиями, все потребители получают один и тот же товар. Стандартные продукты отправляются на склад готовой продукции и поступают в продажу по мере предъявления спроса. Данная технология предполагает широкое использование машин и оборудования, предназначенных для выполнения основной массы работ, сотрудники, как правило, лишь «дополняют» средства производства. Примерами массового производства являются конвейеры автомобильных заводов, технологии, используемые для производства компьютеров «Macintosh», табачных продуктов или текстиля.

3. Непрерывный процесс производства. Непрерывный процесс производства предпола­гает механизацию рабочего потока в целом и представляет собой наиболее сложную форму производственной технологии. Непрерывный процесс производства не имеет ни начала, ни конца, человек-оператор не является частью производства как таково­го, поскольку всю работу делают машины. Операторы управляют процессом, конт­ролируют его параметры, ремонтируют оборудование. Технология непрерывного про­цесса применяется, например, на химических и нефтеперерабатывающих заводах, атомных электростанциях.

Различия технологий производства обусловливаются их технической сложностью или степенью вовлеченности в производственный процесс техники и оборудования с целью исключения из него людей. Задействованные в сложных технологиях сотрудники заняты прежде всего наблюдением за работой оборудования. Обратите внимание, что для технологий массового производства характерны высокие степени формализации и централизации, а для непрерывных производственных процессов — низкие. В отличие от мелкосерийного и прерывного производства стандартизованное массовое производство требует централизованного принятия решений и четко сформулированных правил и процедур. С повышением сложности технологии возрастает значение административного управления и повышается роль вспомогательного персонала. Чем менее однородным является производственный процесс, тем более тщательным должен быть контроль. Высокая сложность технологического оборудования обусловливает возрастание значения вспомогательного труда (косвенным образом участвующего в производстве товаров), поэтому для массового производства характерно высокое соотношение вспомогательного и прямого труда. Массовое производство отличается наибольшей нормой контроля менеджеров первой линии. Так, на конвейере (рутинный характер рабочих заданий) под началом мастера могут находиться до 48 работников. При мелкосерийном и непрерывном производстве на одного менеджера первой линии приходится меньшее число подчиненных, поскольку за ними требуется более пристальное наблюдение. В целом, фирмы с мелкосерийным и непрерывным производством имеют органическую структуру, а компании с массовым производством ─ механистическую.

Дж. Вудворд пришла к важному выводу: «Разные технологии предполагают различные требования к людям и организациям, удовлетворение которых предполагает соответствующие структуры». Взаимосвязи структур и технологий оказывают прямое влияние на результаты деятельности организации.

Классификация технологии по Д. Томпсону. Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал для классификации технологий систему, отли­чающуюся, но не противоречащую предыдущей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории.

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая опе­рация по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности. Например, нельзя установить двигатель до того, как будет собрана рама.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и которые хотят, чтобы им позвонили. Бюро по трудоустройству связывает продавцов и покупателей рабочей силы.

3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером такой техноло­гии можно считать монтаж фильма.

Категории, предложенные Томпсоном, не так уж сильно расходятся с категориями Вудворд. Многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового и некото­рым формам непрерывного производства. Интенсивные технологии эквивалентны индивидуальным технологиям. Их целью является достижение максимальной гибко­сти производства. Описывая больницу как пример интенсивной технологии, Томпсон утверждает: «В любой момент может произойти экстренный прием больного, что потребует его размещения, обеспечения пищей, рентгеноскопии, лабораторных об­следований, бытовых услуг, трудотерапии, предоставления социальных услуг, а так­же духовной поддержки или религиозных обрядов. Что именно и когда может понадобиться, можно будет понять только после определения состояния больного».

Посреднические технологии занимают промежуточное место между индивиду­альными технологиями и технологиями массового производства. Ими, в основном, пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация, но выпуск продукции не может быть полностью стандартизован. Посреднические технологии позволяют организациям использовать многочисленные вариации потреб­ностей сторон, вступающих во временную связь. Например, некоторые вкладчики банков хотят иметь свободный и постоянный доступ к своим вкладам, в то время как другие, желая иметь более высокий процент, готовы ждать. Банк справляется со всем этим разнообразием, предлагая своим клиентам большое число счетов, каждый со специфическими характеристиками, предоставляемыми через кредитные карточки, то же относится и к займам, которые могут быть краткосрочными, или же долгосроч­ными, предоставляемыми через закладные.

Различия в терминологии объясняются в основном областью специализации ав­торов. Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий. Томпсона же интересовала более широкая схема, охватывающая все виды организаций. В результате, промышленные предприятия лучше всего описаны категориями Вудворд, а категории Томпсона, как представляется, лучше всего подходят для технологий, относящихся к другим областям.

Завершая рассмотрение данных вопросов, отметим, что никакой тип технологий не может считаться «лучшим», каждый имеет свои преимущества, и лучшим образом соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Наглядным примером может стать производство автомобилей «Феррари» по индивидуальным заказам. Эта гоночная машина в механическом отношении превосходит все типы автомобилей массового производства. Однако, технология индивидуального обслуживания при изготовлении «Феррари», позволяющая этим автомобилям бороться за «Гран При Ман», вовсе не исключает наличия определенных преимуществ машин массового производства. К тому же последние стоят гораздо дешевле и вполне приспособлены для среднего водителя на средних дорогах. Таким образом, технология массового производства оказывается выше технологии индивидуального обслуживания, когда речь идет о производстве недорогих машин, которые бы удовлетворяли потребности многих людей. Люди определяют пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.