КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. ТЕМА 1. Понятие и сущность государства
ТЕМА 1. Понятие и сущность государства 1. Понятие государства 2. Форма государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Политико-правовой режим и его формы 3. Функции государства 4. Понятие и сущность механизма государства
1. Понятие государства Изучение любого явления, в том числе и правового, невозможно без анализа его исторических корней. Говоря о государстве, необходимо, на наш взгляд, сказать, что государство начало свое формирование с самого появления общества. Так в процессе эволюции человеческих отношений, точнее на определенном этапе возникает потребность в создании некоего аппарата или даже регулятора общественных явлений, в результате чего начинает формироваться государство. На сегодняшний день существует множество различных теорий о том, как возникло государство. Первая и самая широко используемая во многих литературных и научных источниках – это теория насилия. В основу теории насилия положен факт, объясняющий возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремились с помощью насилия утвердить свое господство и образовали для этих целей государственную организацию, подчиняя побежденных, присваивая их земли и затем, принуждая работать на победителей, платить им дань или подати. Другая, не менее важная теория – теологическая или божественная теория, в которой говориться о том, что государство произошло по воле высших сил, не подвластным человеческому разуму. Наряду с вышеизложенными теориями существует множество других мнений о том, как возникло государство, к ним мы можем отнести договорную теорию – государство возникло силой разума и сознания; психологическую теорию – государство есть продукт психики человека; органическую теорию – государство – природное явление, как снег или дождь; материалистическую теорию – государство возникло посредством социально-экономических факторов и т.д., всего этих теорий порядка тридцати. В современной юридической литературе существует множество мнений о том, что следует понимать под понятием «государство». Некоторые ученые считают, что государство – есть определенный способ организации общества, публичной политической власти, другие полагают, что правильнее будет сказать, что государство – совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, третьи предлагают считать государство основным участником международных отношений. Мы же имеем основания полагать, что все эти утверждения являются правильными, поскольку государство обязательно включает в себя политическую и правовую составляющую, а соответственно должно иметь органы, отвечающие за ту или иную сферу деятельности, в том числе и за международное сотрудничество. Государство имеет ряд обязательных признаков: Во-первых, иметь четко определенную территорию. Во-вторых, быть суверенным (политически независимым). В-третьих, иметь в своем составе аппарат управления с разграниченными полномочиями. В-четвертых, иметь эффективную систему налогов и сборов для пополнения государственного бюджета. В-пятых, иметь определенные правила поведения, которые считаются обязательными к исполнению для всех жителей этого государства. И в-шестых, иметь государственную символику (герб, флаг и др.) Таким образом, подводя итог о том, что же представляет собой государство, мы можем сказать, что государство – это выделившееся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, на определенной территории включающая в свой состав налоговую и правовую системы.
2. Форма государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Политико-правовой режим Форма государства включает в себя три обязательных и очень важных элемента – форма государственного правления, форма государственного устройства, политический режим. Форма государства, по мнению М.И. Абдуллаева[1] представляет собой организационно-функциональную структуру государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Современная юридическая литература предлагает следующие формы государственного правления: 1. Монархия – такое правление, когда власть в стране сосредоточена в руках одного человека (монарха). Власть монарха не ограничена определенным сроком, то есть является пожизненной и передается по наследству от отца к сыну или ближайшему родственнику. В настоящее время монархические формы правления существуют: в Европе – Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра; в Азии – Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия; в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд. Монархия в свою очередь может быть абсолютной, то есть монарх является фигурой независимой от другого органа и в его руках сосредоточены все ветви власти, типичным примером абсолютной монархии можно считать Россию в период самодержавия. Ограниченная монархия – такой вид монархии, когда власть самодержца ограничена парламентом, например в Англии. Ограниченная монархия, подразделяется на дуалистическую – то, есть переходящую от абсолютной к парламентской и парламентскую. 2. Республика – такая форма правления, где высшие органы государственные органы избираются на основе всеобщего голосования, то есть власть осуществляется народом. Республики подразделяются на президентские – глава государства – президент — избирается на определенный срок: путем прямых или косвенных (с помощью специально уполномоченных выборщиков) выборов гражданами государства и парламентские – исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность. Выделяются и смешанные республики, где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. В формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Таким образом, правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка). Российская Федерация является ярким примером смешанной республики, главой государства является президент, а законодательную власть осуществляет парламент – Федеральное Собрание Форма государственного устройства – есть способ территориально-политической организации государства. Существуют следующие основные формы государственного устройства: Унитарное государство – единое централизованное государство, не разделенное на самоуправляющиеся единицы. В то же время в большинстве современных демократических государств имеются выборные органы местного самоуправления. Унитарными являются большинство современных государств. Федеративное государство (федерация) – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования –субъекты федерации – обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Конфедерация – межгосударственный союз, образованный путем подписания международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Главная цель создания конфедерации — достижение общих интересов (экономических, политических, военных). Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерации. Политический режим — это совокупность способов взаимодействия правящих органов власти и народа по осуществлению публичной власти. Политический режим дает более менее полное представление о том, какой правовой статус имеет в том или ином государстве личность, насколько доступно участие в управлении делами государства для обычного человека. В современной литературе предлагается различная классификация политических режимов, но мы рассмотрим лишь некоторые: 1. Демократический – режим, дающий своим гражданам широкий спектр прав и свобод, к сожалению, демократии в чистом виде на сегодняшний день не существует ни в одном государстве, но ряд ученых полагают, что это система будущего и многие страны практически подошли к этому политическому режиму в плотную[2]. 2. Либеральный режим – существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан[3]. 3. Тоталитарный режим – очень жесткий политический режим, охарактеризован тем, что власть в государстве осуществляет лишь одна партия, которая является правящей. Тоталитарному режиму присущ культ личности, а власть распространяется на все сферы общественной жизни. 4. Авторитарный режим – по сравнению с тоталитаризмом является более мягким, однако власть по прежнему сосредоточена в руках правящей элиты, но в отличии от тоталитаризма не разрастаются карательные органы. На ряду с выше перечисленными политическими режимами существуют такие как: фашизм, тирания, деспотизм и др. 3. Функции государства Государство, являясь аппаратом осуществления публичной власти, несет в себе ряд функций, другими словами функции – направления деятельности государства по решению поставленных перед ним социальных, экономических и политических задач. В теории государства и права и политологии их условно подразделяют на внешние и внутренние. К внешним функциям государства можно отнести: 1. Обеспечение мирового порядка и поддержание мира и безопасности, заключается в деятельности государства по предотвращению вооруженных конфликтов, разоружению, недопущению распространения оружия массового уничтожения. 2. Обеспечение обороны государства. Данная функция основана на поддержании достаточной обороноспособности государства, разработке нового оружия и защите независимости государства. 3. Международное сотрудничество, предполагает развитие политических, экономических, культурных и иных отношений с другими государствами на взаимовыгодных условиях. 4. Антитеррористическая функция, является принципиально новой, но несет в себе очень важную смысловую нагрузку и заключается она во взаимной борьбе цивилизованных государств с международным проблемой современности – терроризмом. Наряду с внешними функциями каждое современное государство, в том числе и Российская Федерация, имеет огромным ряд внутренних функций, к которым можно отнести: 1. Защиту прав и свобод человека и гражданина. Функция эта прописана в ст. 17 Конституции РФ, где так же отмечается, что права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку с рождения и защита этих прав и свобод является первоосновной задачей любого государства. 2. Экономическую функцию, то есть, деятельность, направленная на стабилизацию финансово-экономических отношений, равномерное распределение денежных потоков внутри страны и исполнение государственного бюджета. Мы полагаем, что от того в какой мере будет осуществляться данная функция будет зависеть благосостояние не только граждан, но и государства в целом, а следовательно и место государства на мировой экономической арене. 3. Функцию охраны правопорядка. Заключается эта функция в реализации мер по профилактике и пресечению правонарушений. Охрана правопорядка призвана защитить личность и общество от преступных посягательств, признать права и свободы человека и гражданина высшей государственной ценностью. 4. Финансовый контроль и налогообложение. Настоящая функция государства приобрела свой вес сравнительно недавно и сегодня налог становится важным способом системы управления. 5. Социальная функция направлена на улучшение уровня жизни личности, заботу о незащищенных слоях населения. 6. Природоохранительная функция призвана обеспечивать сохранность земных и водных ресурсов от загрязнения, а так же объектов животного мира от вымирания. Таким образом, рассмотрев вышеперечисленные направления деятельности можно сделать вывод о том, что государство не только аппарат осуществления публичной власти, но и регулятор законности и защиты личности и общества.
4. Понятие и сущность механизма государства Механизм государства (государственный аппарат) – это последовательная система государственных органов, которые осуществляют работу по реализации функций государства. Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган[4]. Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан. Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет право давать указания, имеющие обязательный характер в определенной сфере общественной жизни. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям или вызов в суд для дачи показаний и др. В-четвертых, за нарушения распоряжений государственных органов могут применяться неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину. Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся: правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций; правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом; правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер. Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок использования ими властных полномочий — в должностной инструкции.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |