Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. ТЕМА 10. Конституционное право - ведущая отрасль российского права




ТЕМА 10. Конституционное право - ведущая отрасль российского права

1. Понятие Конституционного права

2. Источники Конституционного права

3. Понятие Конституции и ее функции

4. Избирательная система. Референдум

1. Понятие Конституционного права

Конституционное право России - ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти. Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество.

Конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует базовые общественные отношения в двух основных сферах: связанных с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом; связанных с организацией государства и функционированием публичной власти.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). При этом для метода конституционно-правового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то есть жестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию…» (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диспозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117) и др.

 

2. Источники Конституционного права

Как мы уже говорили в теме 6 настоящего пособия, источник права – форма внешнего выражения права, показывающая данное право черпается, итак, основным источником конституционного права является Конституция РФ, она составляет основу все правовой системы нашей страны. (подробнее см. вопрос 3).

На втором месте по юридической силе стоят Федеральные конституционные законы, надо отметить, что этот вид источника появился сравнительно недавно, с принятием ныне действующей конституции. Настоящие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным в Конституции РФ. Например, ФКЗ № 1 от 31.12.1996 «О судебной системе в РФ» и др.

Следующим источником конституционного права и, пожалуй, самым распространенным принято считать Федеральные законы РФ, однако, важно помнить, что не все Федеральные законы, принимаемые в России являются источником конституционного права, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, как например, ФЗ № 130 от 25.07.1998 «О борьбе с терроризмом» и т.д.

Законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только исходя из специфики содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы основного закона, а только в главы 3—8 (изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции). Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена по сравнению с принятием обычных федеральных законов.

Законы субъектов Российской Федерации. Данный вид источников конституционного права также относительно молод. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно большие полномочия, включая право принятия собственных законов, чем российские регионы весьма активно пользуются. Количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Приниматься такие законы могут только по предметам ведения субъектов РФ, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным законам (в том числе и принятым позднее), а в первом — приоритет имеет региональный закон (если по соответствующему предмету собственного ведения субъекта РФ будет принят федеральный закон; а по большому счету федеральный законодатель вообще не должен вторгаться в данные сферы общественных отношений). Понятно, что источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.

Подзаконные акты(с той же оговоркой, что источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права). К ним относятся: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила) и др.

 

3. Понятие Конституции и ее функции

Конституция – это Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Сущность конституции, в свою очередь, проявляется через ее основные юридические свойства (то есть характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

- выступление в качестве Основного Закона государства;

- юридическое верховенство;

- выполнение роли основы всей правовой системы страны;

- стабильность.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом страны. Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Конституция РФ является ядром правовой системы государства, основой развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права.

Стабильность конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов конституционного строя.

Конституция РФ представляет собой единый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые, положения) и двух разделов. Первый раздел основным, включает, в свою очередь, девять глав. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему, кроме того, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 года.

4. Избирательная система. Референдум

Избирательная система Российской Федерации – совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации.

Избирательная система РФ является смешанной.

Выборы президента и большинства глав администрации субъектов федерации проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Выборы депутатов Государственной Думы по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а другая. половина – по мажоритарной относительного большинства.

Выборы в законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации. Референдум Российской Федерации проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.