Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. ТЕМА 13. Система органов государственной власти России




ТЕМА 13. Система органов государственной власти России

1. Понятие и система органов государственной власти

2. Президент Российской Федерации

3. Законодательная власть

4. Исполнительная власть

5. Судебная власть

 

1. Понятие и система органов государственной власти

Государственные органы являются неотъемлемой частью любого цивилизованного государства, а поскольку Российская Федерация является еще и правовым государством, то государственные органы выполняют очень важную функцию – осуществление публичной власти.

Государственный орган представляет собой один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ осуществляет свою власть.

Для того, чтобы у нас была возможность отделить государственные органы от иных властных органов, законодатель предлагает ряд отличительных признаков, характерных именно для государственных органов власти, к ним относятся:

1. Государственный орган всегда образуется в установленном государством порядке.

2. Уполномочить государственный орган на осуществление его функции – прерогатива государства.

3. Действует в установленном государством порядке.

4. Государственный орган является составной частью государственной системы.

5. Обладает государственно-властными полномочиями.

На сегодняшний день система органов государственной власти выглядит следующим образом:

Во главе всей системы государственных органов стоит Президент РФ. Ему подчиняются три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.

К законодательной власти относится Федеральное собрание Российской Федерации, в которое входят Совет Федерации и Государственная Дума РФ.

К исполнительной власти относится Правительство РФ в состав, которого входят различные министры и их заместители.

К судебной власти можно отнести суды различных уровней.

 

2. Президент Российской Федерации

Президент – (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе), - глава государства в странах с республиканской формой правления. В том числе, парламентарных республиках. Президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент. В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как. он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти он относится.

Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Отправные положения, касающиеся выборов Президента, содержатся в статье 81 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 10 января 2003 года «О выборах Президента РФ».

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда).

Требования к пассивному избирательному праву (к кандидату в Президенты РФ): гражданство Российской Федерации (приобретенное по любому основанию - см. параграф 10.3); возрастной ценз - не моложе 35 лет (предельного возраста законодательство не устанавливает; по прежней Конституции кандидат не мог быть старше 65 лет); постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока; кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет, при этом одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух сроков подряд. Однако Президент РФ может прекратить исполнение полномочий и досрочно. Основаниями досрочного исполнения полномочий Президента РФ являются: смерть; отставка (то есть добровольный уход с поста, являющийся бесповоротным юридическим фактом); стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (конкретизации этого основания - условий и процедуры определения стойкой неспособности - ни Конституция РФ, ни специальное законодательство не содержит); отрешение от должности.

Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, а так же гарантом законности и Конституции РФ.

 

3. Законодательная власть

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Как и предыдущие Конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента - Федеральное Собрание состоит их Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 20 декабря 2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в трех случаях: после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ); в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ); в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко – в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Основными функциями парламента являются: представительство; законотворчество; контрольная функция.

Совет Федерации обладает следующими полномочиями: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения; решение вопроса о возможности использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов.


4. Исполнительная власть

В соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят:

- Председатель Правительства РФ;

- заместители Председателя Правительства РФ;

- федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако ключевую фигуру в Правительстве - Председателя Правительства РФ - Президент назначает с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также осуществляется Президентом РФ – по личному заявлению об отставке, в случае выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по собственному усмотрению главы государства).

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств).

Правительство РФ в пределах своей компетенции создает постановления и распоряжения, а так же обеспечивает их надлежащее исполнение.

5. Судебная власть

Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом, осуществляющим правосудие в соответствии с установленным законом юрисдикцией.

В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В отличие от законодательной и исполнительной властей, носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Правосудие в Российской Федерации, независимо от вида судопроизводства и судебного органа, осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах:

1. Равенства всех перед законом и судом.

2. Открытости, гласности, публичности судебного процесса.

3. Очности судебного разбирательства, заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины.

4. Доступности языка судопроизводства.

5. Состязательности и равноправия сторон.

6. Сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия.

7. Участия граждан в отправлении правосудия.

Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например презумпции невиновности, запрета повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

Таким образом, система органов (судов), на которые законом возлагается осуществление правосудия.

 

ТЕМА 14. Правоохранительные органы Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.