КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность волонтера
Тема 6 Центр добровольцев «Московский дом Милосердия» провел социологическое исследование, посвященное изучению мотивов, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. По результатам этого исследования были выделены следующие группы мотивов: – 89% – респондентов выразили желание быть социально полезными, – 50% – способствовать изменениям в обществе, – 36% – реализовать собственную инициативу, – 36% – найти единомышленников, – 35% – почувствовать и оценить себя как личность, – 19% – добрыми делами ответить на помощь, оказанную им в прошлом, – 15% – интересно провести досуг, – 10% – решить собственные проблемы. Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, Л.Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы. Первая группа мотивов – это самореализация личностного потенциала. Наиболее важная роль для молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, по их собственному мнению, отводится возможности реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности. Большое значение в поддержании данной мотивации придается осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути. Следующая важная группа – это общественное признание, чувство социальной значимости. Для каждого человека важно получить позитивное подкрепление в реализации своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу. В основе данной мотивации заложена потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль для человека при выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста. Еще одну группу мотивов автор определяет как самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа дает возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. «Потребность человека в сознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения» – считает Л.Е. Сикорская. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, которые обладают богатым жизненным опытом. Но по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации, замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия. Альтруизм же предусматривает, прежде всего, бескорыстную заботу о благополучии окружающих. (Н. Слабжанин) Профессиональное ориентирование. Добровольческая работа позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, а также лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольческая работа помогает приобрести полезные навыки, необходимые и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляется в связи с тем, что работодатели предпочитают принимать на работу людей уже имеющих какой-то трудовой опыт. Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков. Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как: – развитие коммуникативных способностей; – опыт ответственного взаимодействия; – лидерские навыки; – самоорганизация; – исполнительская дисциплина; – защита и отстаивание прав и интересов; – инициативность и другие. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая в какое-либо сообщество, юноша или девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Очень важно при появлении добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в коллектив, захотел стать его членом. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных. Способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека. Выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии. Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и для души. Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности. Волонтерство – это реализация тех наших личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни. Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера. Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как: – лидерская способность; – любознательность; – эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека); – доброжелательность; – интерес к проблеме; – проницательность; – позитивность, оптимизм; – самокритичность, уверенность в своих возможностях. Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни: – умение принимать решения; – умение вести за собой; – умение расположить к себе собеседника; – умение слышать и слушать; – опыт работы с группой, знание основ психологии; – организаторские способности. Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию. Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат. Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной. (Астоянц М.С.) Важным условием успешности является именно постепенное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации. Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций: – учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания; – информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; – коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих. На сегодняшний день многие молодые люди, заканчивающие ВУЗы, обладают необходимым лидерским потенциалом и стремлением его реализовывать в сфере позитивно направленной общественной деятельности. Основным препятствием, которое возникает на их пути, остается отсутствие опыта и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня очень актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи. В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |