Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языкознание средневековой Европы. Долгое время срвв рассматривались как эпоха застоя ученой мысли

 

Долгое время срвв рассматривались как эпоха застоя ученой мысли. [но?]

Большая роль ученых Византии, ведь там не было разрыва между эпохами, была преемственность по отношению к Греции и Рима! Отношения между Европой и Византией многие века были минимальны (из-за религии). Передала свой опыт арабской и русской культурам.

Грамматическое учение арабов – в учебнике

Срвв-х ученых интересовали не конкретные сведения о языках. Язык ↔ фс ↔ религия.

Внимание ↔ латынь, в школах. Изучение текстов путем их комментирования. Система Artes liberals, 2 части: тривиум (гр, диалектика-логика, риторика) + квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). ↔ стремление к синтетическим построениям. С тех пор грамматика и считается важной дисциплиной.

 

Попытки поставить вопрос о статусе языка в его ↔ с мыслит процессом / дух.жизнью. (вопрос фс языка). Уже в раннем срвв:

 

Патристика © отцы Евсерий, Иероним, Исеодор и др. Позже – реалисты vs номиналисты.

Новизна и оригинальности при постановке вопросов фс языка à разработка общих принципов грамматики. Но ограничено рамками религиозного мировоззрения.

Памятники патристики.

*Трехчастная схема мировой истории (трихотомия: античн, срвв, новое время) – изначально была дихотомией: ученые 14-15 вв считали свой век просвещенным: эпоха возрождения; к срвв долго относились негативно и даже вычеркивали из истории.

Но на деле наука от Флоренского (De volgari elegentia) до Пор-Рояла (17в), Декарла и Лейбница отталкивается скорее от срвв-й науки.*

 

Патристика © отцы церкви: Августин, Иоанн Златоуст, Тиртулиан.

2пол 2в – 14-15вв. 2 периода: 1) 1-8вв: окончат. систематизация христ.догматики. Интерес к фс языка.

2) 8-14 вв: возрастающий интерес к формальной логике и спекулятивной гр-ке.

Изначально работа филолога – комментирование и составление глосс для грамматик. Дальше – написание грамматик вульгарных языков.

Еще нет дифференциации наук. Физика (учение о явлениях природы, которые можно познать через чувства, низшая часть метафизики) не противостоит метафизике (умозрительное постижение нефизических предметов). Умозрительное превалирует над чувственным.

Языковение на самом деле началось тогда, когда еще не был вычленен его предмет. Отличалось от нынешнего: задачи, методы, выводы. И разработано теологами (и зависит от христианской доктрины), а не лингвистами, поэтому с большим трудом подводится под современное понимание науки. Сужение сферы исследования (по сравн.в античностью): все в рамках грамматического канона.

Зависит от Писания, так что его истинность «обуславливается» «истинностью» изначальных постулатов + непротиворечивостью хода рассуждения самого философа. Обязана соответствовать заданной (христ) система миросозерцания, т.е. научная система не авторская (потому что миросозерцание уже задано), а анонимная.

Соотношение языка и мышления. Язык интересен как человеческая способность, неизменная и универсальная хар-тика человека. У каждого народа свой, но сущность языка универсальна, едина. Не может быть человека без языка и языка без человека (он не присущ Богу и ангелам, т.к. для них доп выр-е разумности излишне, и животным, т.к. они неразумны). Противоречивое единство идеального содержания и материального способа выражения. Определяет место чел-ка в структуре мироздания.

 

28.10.11 (8)

 

Чел-к разумен, но также материален. Создает физич предметы.

Словотворечество – присуще всем, все остальные занятия преходящи.

Язык – дифференциальный признак чел-ка, т.к. каждый чел-к разумен и проявляет это в слове. В отл от животных, чел-к умеет творчески варьировать свою деят-ть, а действия животных лишены творч начала, поэтому у них не может быть языка.

Язык не обожествляется, подобно логосу. Он принадлежит миру вещей. Все слова сотворены чел-ком, поэтому они ниже обозначаемых реалий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Языкознание древнего Рима | Грамматические учения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.