КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Геополитическое положение современной России
Территориальные ресурсы России. Экономико-географическое и геополитическое положение России и ее регионов, оценка их влияния на территориальную организацию хозяйства и региональное развитие Экономико-географическое положение (ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, территории, пункта) к расположенным вне этого объекта данностям, имеющим социально-экономическое значение для него. ЭГП страны — это оценка ее положения на экономической карте мира в конкретный исторический момент (период), определяющая ее экономические возможности по отношению к основным районам и центрам экономики. Различают макроуровень, мезоуровень, микроуровень ЭГП. Макроуровень оценивает положение страны в глобальном мировом масштабе (отношение к материкам, Мировому океану, мировым торговым путям и центрам); мезоуровень — ее положение относительно групп стран, образующих исторически сложившиеся регионы; микроуровень — ее отношение к соседним приграничным государствам, границы, пересекающие их транспортные пути. Транспортно-географическое положение (т. е. транспортные возможности реализации хозяйственных взаимосвязей) в значительной мере определяют ЭГП, его выгоды и недостатки. Россия занимает 17 075,4 тыс. км2, или 13% суши. Она является крупнейшим по площади государством в мире (за ней следуют: Канада — почти 10 млн км2, Китай — 9,6, США — 9,4 млн км2). Общая протяженность России с запада на восток составляет 9 тыс. км (без Калининградской обл.), а с севера на юг — от 2,5 до 4 тыс. км. Крайняя западная точка России находится около Калининграда (19°38' в. д.), крайняя восточная точка — это о. Ратманов в Беринговом проливе (169°02' з. д.), крайняя северная точка — мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земля Франца-Иосифа (81°51' с. ш.), а на материке — мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43' с. ш.). Крайняя южная точка России находится на границе республики Дагестан с Азербайджаном (41° 10' с. ш.). Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т. е. в средних и высоких широтах. Территория России расположена в пределах 11 часовых поясов. Россия расположена в Евразии — самом крупном материке. Расположение в Евразии выгодно для страны: здесь находится более 40% всех государств мира. Но есть и тревожные обстоятельства: в соседних с Россией регионах сохраняются очаги военно-политической нестабильности (Ближний Восток, Средняя Азия, Юго-Западная Азия, Закавказье). Основные территориальные владения России находятся в континентальной Евразии, а часть ее владений — острова, что осложняет осуществление между ними необходимых связей. Самые большие острова России: архипелаг Новая Земля (82,6 тыс. км2), Сахалин (76,4 тыс. км2), Новосибирский архипелаг (38 тыс. км2). Территория России омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), морями Тихого океана (Берингово, Охотское, Японское) и Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское), а также Каспийским морем (озером). Протяженность границ России 58,3 тыс. км, из них морские составляют около 38 тыс. км (65%). Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНДР. Сухопутные границы России составляют 20,3 тыс. км (35%). Россия имеет сухопутную границу с 14 странами (в скобках протяженность в км): с Казахстаном (7 200), Китаем (4 300), Монголией (3 005), Финляндией (1 269), Украиной (1 270), Беларусью (990), Эстонией (438), Азербайджаном (367), Литвой (304), Латвией (250), Грузией (250), Польшей (244), Норвегией (196), КНДР (17). Подавляющая часть сухопутной границы России приходится на страны СНГ: Казахстан, Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию. С входящими в СНГ Молдовой, Арменией, Туркменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией Россия не имеет сухопутных и морских границ. Протяженность сухопутных границ России со странами СНГ составляет 11 068 км (55%) и с другими государствами — 9 031 км (45%). Пока не все границы имеют должное оформление и обустройство: границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНДР, Китаем закреплены международными договорами. В стадии окончательного оформления находится установление границ с Литвой, Латвией, Эстонией. Не полностью определены международными договорами границы с Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. Есть сложности в обустройстве новых границ России с некоторыми странами СНГ и Балтии. До конца 1991 г. государственными для РСФСР были границы СССР. В СССР не было маркировано до 85% границ ее республик, а ныне это страны СНГ. Не было прочной научной базы, строгой объективной основы для выделения границ республик, при определении руководствовались идеологическим и субъективным факторами. После распада СССР остро встала проблема делимитации и демаркации этих внешних границ России. Потребовались огромные финансовые и материальные затраты на их обустройство, так как Россия лишилась почти 40% оборудованной границы. Определение редакции границ также оказалось делом нелегким, особенно это касается Украины, Латвии и Эстонии. Есть свои сложности в организации охраны границ. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками отдельные участки границ бывшего СССР. На территории некоторых стран СНГ по договоренности с ними Россия имеет военные базы. Россия выгодно расположена по отношению к главным мировым центрам научно-технического прогресса, развитым странам Европы, США, Японии. Имеются и реализуются возможности использования Россией выгод от ее соседского положения со странами СНГ и Балтии. Страны СНГ и Балтии (при объективной оценке) особенно заинтересованы в сохранении интеграционных форм сотрудничества с Россией, поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей. После распада СССР в декабре 1991 г. и создания СНГ экономические и политические отношения между странами СНГ формируются на основе норм международного права, по результатам регулярно проводимых встреч глав государств и правительств стран СНГ, с учетом работы Координационно-консультативного комитета постоянных представителей государств СНГ. Распад СССР ухудшил транспортно-географическое положение России, лишив ее многих выходов к странам — бывшим соседям, особенно Центральной Европы. Россия потеряла более 90% железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на Западе. С конца 1991 г. именно на западе России резко усилились ее транспортные проблемы, ведь почти 70% ее внешней торговли приходится на страны Европы. Россия лишилась лучших возможностей выхода к Мировому океану. Она потеряла многие лучшие морские порты, кроме Санкт-Петербурга, Новороссийска, Калининграда. Нет у России территориально-транспортного единства с Калининградской обл., для связей с которой приходится пересекать границы Литвы и Белоруссии, или Украины и Польши, либо двигаться по Балтийскому морю. Вне России — в Казахстане оказались части Южно-Сибирской и Туркестано-Сибирской железных дорог. Железнодорожная магистраль Москва— Харьков—Ростов проходит через территорию Украины. Часть некогда общих инженерно-транспортных коммуникаций теперь находится на территориях других стран СНГ, является собственностью новых независимых государств. За их использование в интересах России теперь приходится платить: деньгами и политическими компромиссами. Приходиться вести строительство новых портов, обходных трубопроводов. Новые государства стараются свое транзитное положение сделать предметом торговли. Геополитика — это научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экологических, экономических связей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами. Геополитическое положение (ГПП) — оценка места страны на политической карте, ее отношение к различным государствам. ГПП, как и ЭГП, — категория историческая, меняющаяся со временем. На протяжении истории Руси, России сфера ее влияния в территориальном плане стабильно расширялась. На первом этапе развития Руси политика в большой мере была ориентирована на поддержание связей (торговых, династических, культурных и др.) с западными странами. С XIII до XVI в. и даже до конца XVII в. вектор геополитики изменился с западного на восточный. Это было вынужденное и мудрое по тем временам решение русских князей, когда их владениям с запада угрожали немецкие крестоносцы, а с востока — татаро-монголы. После падения Золотой Орды направление российской геополитики на восток не изменилось. К России разными путями присоединяли новые территории в Сибири и на Дальнем Востоке. Но за почти три века восточной ориентации российской геополитики Россия в ее стремлении оградиться от Запада неминуемо отстала в научно-техническом плане от стран Западной и Северной Европы. С конца XVII в. по инициативе царя Петра I вектор российской геополитики был изменен с востока на запад. Отмена крепостного права в России в 1861 г. еще в большей мере усилила этот процесс. В результате Россия потеряла часть своих владений на востоке, прежде всего Аляску, Курильские острова, юг о. Сахалин. Огромные масштабы России заставляли осмыслить процесс стабильного расширения территории страны. Суть российской геополитики лучше других выразил император Александр III Миротворец (за его 13-летнее правление — с 1881 по 1894 г. — Россия не участвовала в войнах): новых земель России не надо, но своих не отдадим и пяди. Первая мировая война, события 1917 г. в России, Гражданская война нарушили вековой ход истории России, определили новую идейно-политическую ориентацию. Стремление к насаждению коммунистической идеологии и увеличению территории страны, отсутствие обоснованной социально-экономической политики в СССР, а также агрессивная захватническая политика гитлеровской Германии привели к новой войне. После Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) вектор геополитики СССР склонился на восток — в пользу тогда оказавшегося кратковременным идеолого-политического союза с Китаем. Было стремление изолировать нашу страну от зарубежных, особенно капиталистических, стран; был искусственно создан «железный занавес». События 1991 г., распад СССР привели Россию к принципиально новому этапу ее развития. Принципиально изменились реалии геополитического положения нашей страны. Россия в составе СССР граничила с дружественными республиками и странами Организации Варшавского Договора (в 1954 г. по инициативе СССР был создан этот орган военно-политического сотрудничества, куда тогда вошли кроме СССР 7 стран — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, ГДР, Румыния, Чехословакия). С конца 1991 г. ситуация изменилась. Ряд в прошлом социалистических стран вошли или стремятся войти в НАТО. Это значит, что этот военно-политический блок в территориальном плане непосредственно приблизился к границам нашей страны. Кроме того, нужно учитывать, что создание новых независимых государств вызвало к жизни появление стран «ближнего и дальнего зарубежья», что осложняет ее связи с ними. Нужно учитывать и разрушение экономического союза бывших восточно-европейских стран социалистического лагеря, роспуск в 1990-е гг. Совета Экономической Взаимопомощи, созданного в 1949 г. Современные крупномасштабные геополитические реалии России: 1) худшие в сравнении с ведущими странами мира природно-климатические условия, снижающие при рыночной экономике шансы России в конкурентной борьбе; 2) низкий агроклиматический потенциал большей части территории России, определяющий на мировом рынке низкую конкурентоспособность национального сельского хозяйства (хотя юг европейской части России обладает таким потенциалом — вплоть до возможности восстановления доходного зернового экспорта); 3) сохраняется повышенная энергоемкость национального дохода России (недостаточное использование энергосберегающих технологий, но нужно учитывать и климатические особенности страны, холодный климат на большей части России); 4) дополнительные трудности в развитии транспортных систем в условиях больших территориальных размеров России при проблематичности повсеместного внедрения рыночных тарифов на транспорте. Основные геополитические потери и тревоги России после 1991 г. 1) уменьшение территории страны более чем на 5 млн км2, т. е. с 22,4 до 17,1 млн км2. Геополитическое поле катастрофически сузилось, Россия в рамках-границах своей государственности откатилась чуть ли не на 400 лет назад. Границы современной России удивительно схожи с границей России в XVI в.; 2) потеря удобных выходов к Балтийскому и Черному морям (Россия оказалась отброшенной к Петровским временам, когда отсутствие таких выходов оценивалось как величайшее экономическое и политическое бедствие великого государства); 3) утрата прямых широких сухопутных выходов к наиболее развитым странам Восточной и Центральной Европы, что чревато возможностью неоизоляции России; 4) нарушение единства расселения русской нации в главной полосе расселения, в том числе из-за отделения Казахстана. 25—30 млн чел. русскоязычного населения теперь живут в новых независимых государствах. Нарушение единства основного хозяйственного каркаса и каскадной транспортной инфраструктуры; 5) появление на ближних подступах к России менее развитых в экономическом отношении других государств СНГ, для которых Россия видится страной-донором. Эти же страны с 1990-х гг. (за редким исключением) в своих геополитических и экономических пристрастиях не всегда отдают главную роль России; 6) возникновение новых или активизация давних территориальных притязаний к России, прежде всего со стороны Эстонии, Латвии, Финляндии, Японии, а также споры с Украиной (о принадлежности г. Севастополя и всего Крымского полуострова); 7) необходимость решать новые проблемы регионов РФ (реструктуризация хозяйства, специализация производства, структура товарообмена, миграция населения, передислокация вооруженных сил и др.) с приобретением ими приграничного положения. Из 11 экономических районов РФ теперь 10 (кроме Волго-Вятского) имеют выход к государственным границам (раньше их было 6). Из 76 современных республик, краев, областей приграничными являются 46 (до конца 1991г. — 29).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |