Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТТпиппгт чименнпгти няголония Рпррии

Примечание. Эмиграция евреев из СССР и России:

1979 г. — 51 300 чел.; 1981 г. — 9640; 1982 г. — 2670; 1999 г. — 7252; 1989 — 1991 гг. — 40 574 (в среднем) за год; 1992—1994 гг. — 19 880 чел. (в среднем) за год.

Источники: Путь в XXI век. М., 1999. С. 280; Российский статистический ежегодник, 2001. М., 2001. С. 104, 128.

В различные периоды развития России внутренняя миграционная политика носила разный характер. Государство всегда способствовало расселению на новых осваиваемых землях (Поволжье, Малороссия, Сибирь, Дальний Восток). Но миграционная политика носила и карательный характер. В царский период неугодных переселяли в Сибирь, на о. Сахалин, на каторгу и поселения. На Кавказе горские народы переселяли на равнину — под контроль администрации или, наоборот, из равнин выселяли в предгорья, а на их территориях создавали цепочки казачьих станиц (так горцы навсегда стали врагами казачества — оплота самодержавия, центральной власти). В 1930-е гг. из казацких станиц, где казаки не хотели отдавать (сдавать) государству зерно, хлеб (которые у них отбирали), жителей насильно отправляли в Сибирь. В процессе раскулачивания усилился поток мигрантов в восточные районы страны. На Крайнем Севере, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке создали карательные лагеря ГУЛАГа (Главного управления лагерей ОГПУ), куда ссылали репрессированных, особенно во второй половине 1930-х гг. В 1939 г. насильственно пересилили корейцев (120 тыс. чел.) из Приморского края в Среднюю Азию и Казахстан. После присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии (до 1939 г. они входили в состав Польши) несколько сот тысяч поляков переселили в Сибирь.

В 1941 г. выслали на восток немцев Поволжья (и ликвидировали их автономную республику). В 1943—1944 гг. произвели массовую депортацию карачаевцев и калмыков, обвиненных в пособничестве гитлеровцам (были упразднены и соответствующие автономные республики). В 1944 г. по тем же причинам депортировали чеченцев и ингушей (и аннулировали Чечено-Ингушскую автономную республику), также провели депортацию балкарцев, выслали в Казахстан и Среднюю Азию крымских татар (и ликвидировали их автономную республику в Крыму). В 1947 г. изгнали из Грузии турок-месхетинцев. В начале 1950-х гг. готовили массовое насильственное переселение евреев в Сибирь и на Дальний Восток (смерть И.В. Сталина в 1953 г. сорвала реализацию этого плана). В 1950-е гг. более 1,5 млн чел. уехали на освоение целинных земель в Северный Казахстан; делали это официально добровольно, но часто оказывалось, что у людей не было другого выбора, и, по сути, переезд многим был навязан. Депортации всегда приносили большие демографические потери: не менее 30% переселяемых умирали в пути и в первые месяцы на новом месте их насильственного расселения. Только в 1956— 1957 гг. депортированным народам Северного Кавказа разрешили вернуться в их родные места. Последствиями всех этих событий стали в начале 1990-х гг. осетино-ингушский, чечено-лакский и другие национальные конфликты. В 1989 г. крымским татарам разрешили вернуться в Крым. Независимая Грузия отказала туркам-месхетинцам в возвращении.

Вплоть до середины 1970-х гг. колхозник мог уехать из деревни, в том числе переехать в город, только по решению общего собрания колхоза, т. е. его судьба в большой мере зависела от субъективного отношения к нему председателя колхоза. У жителей сельской местности длительное время не было паспортов вообще. Многие города СССР, России в советский период были фактически закрытыми, имели режим разрешительной прописки. Круг был замкнутым: без прописки в городе или его пригороде человека не брали на работу, а прописку не давали, если человек не работает в данной местности. События начала 1990-х гг. в корне изменили эту практику.

Миграционные потоки внутри страны в 1990-е гг. получили по сравнению с предыдущими десятилетиями противоположную направленность. Население стало покидать северные и восточные регионы страны с неблагоприятными природно-климатическими условиями и переселяться в староосвоенные регионы центра и юга европейской части России. Максимальным оттоком выделяются самые северо-восточные регионы страны (Чукотский автономный округ потерял в 1990-е гг. более половины своего населения), а максимальным притоком — юго-западные регионы с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Белгородская обл.). Одновременно сохраняется миграционный отток из перенаселенных и трудоизбыточных национальных республик Северного Кавказа, стимулированный межнациональными конфликтами.

Большой масштаб в 1990-е гг. получили вынужденные миграции населения. В основном, они направлены из зон межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР в Россию. Имеются очаги вынужденной миграции и внутри России — зоны военных конфликтов в Чечне и Северной Осетии, зараженная радиацией территория в Брянской обл. На начало 2000 г. в России насчитывается около 1 млн вынужденных переселенцев. Расселились они преимущественно в центре и на юге европейской части России, очень часто — в сельской местности, так как там легче найти жилье.

Проблема неравномерности расселения жителей по территории России и ее обострение в 1990-е гг. Население России по ее территории размещается неравномерно. Плотность населения резко сокращается с запада на восток и с юга на север. Более плотно заселены территории вдоль транспортных коммуникаций, долин рек. Крайне неблагоприятные природные условия и наличие значительных полезных ископаемых определяют низкую плотность, но повышенную долю городского населения в общей численности жителей Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основная часть населения России сконцентрирована в главной полосе расселения, где на 1/3 территории проживает 93% жителей страны. Главная полоса расселения занимает центральные и южные районы европейской части России, а в азиатской тянется узкой полосой вдоль Транссибирской магистрали. В этой полосе находятся все основные города страны. Но даже в главной полосе расселения плотность населения не превышает 30 чел. на 1 км2, что значительно ниже среднемирового показателя. На остальной территории России расселение носит очаговый характер, а средняя плотность не достигает и 1 чел. на 1 км. В 1990-е гг. неравномерность размещения населения по стране, которая постепенно сокращалась в предыдущие десятилетия, вновь начала усиливаться, так как люди стали больше уезжать из слабозаселенных северных и восточных территорий России, переселяясь в регионы с относительно высокой плотностью населения.

Проблема обострения территориальных и социально-экономических проблем в городских и сельских поселениях, неоптимального соотношения в условиях обширной по площади России численности ее городского и сельского населения, резких территориальных различий в уровне урбанизации. Форсированный в XX в. процесс индустриализации, общемировой процесс ускорения научно-технического прогресса определили значительную интенсивность и территориальную повсеместность размаха урбанизационного развития нашей страны. В XX в. численность и доля городских жителей быстро увеличились, при этом к концу века в России наметилась тенденция к определенной стабилизации урбанизационных процессов. Четко прослеживается зависимость урбанизации от уровня индустриализации территории. В настоящее время доля городских жителей в общей численности населения страны составляет 73%, и она относительно стабилизировалась с конца 1980-х гг.

Значительная доля горожан сосредоточена в городах-миллионерах, крупнейших, крупных, больших. Много средних и малых городов, имеющих низкий хозяйственный и социально-демографический потенциал. Проблема сохранения жизнеспособности (фактически выживания) малых и средних городов резко обострилась в 1990-е гг., тем более что и в предыдущий период ее решению не уделялось должного внимания. Функциональная моноструктура, или неразвитость, градообразующей базы усугубляет сложности развития городских поселений всех типов и затрудняет поиск путей их решения.

Численность и доля сельского населения в России имеют тенденцию к сокращению. Сейчас сельские жители составляют 27% общей численности населения страны (39,2 млн чел. в 2001 г.). Насильственная коллективизация в 1930-е гг., ущербная социально-экономическая политика развития сельских поселений и отсутствие должной оценки труда их жителей (в течение длительного времени в советский период она происходила не в денежной, а в натуральной форме, в трудоднях), отсутствие паспортов, выделение «перспективных и неперспективных сел и деревень», особенно низкие темпы создания культурно-бытовой и транспортной инфраструктуры и многое другое нанесли серьезный ущерб сельскому расселению и многократно умножили демографические проблемы сельской местности. В 1990-е гг. не вполне продуманная практика коттеджного строительства способствовала росту еще большего социального напряжения в сельской местности, особенно в пригородных зонах крупных городов, подчеркивая рост социального расслоения в обществе и увеличивая экологические проблемы.

Проблема занятости и роста безработицы. Трудовые ресурсы — это совокупность трудоспособного населения страны. Численность трудовых ресурсов определяется по формуле

ТР = НТВ — Итв — Лп + П + Рд + Рп,

где: НТВ — численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16—59 лет включительно, женщины 16—54 года включительно); Итв — количество инвалидов в трудоспособном возрасте; Лп — число льготных пенсионеров в трудоспособном возрасте (балерины, врачи-рентгенологи, занятые на подземных работах, военнослужащие и люди других профессий, имеющие право на получение пенсии при наличии установленного производством стажа в относительно молодом возрасте); П — работающие подростки в возрасте 14—15 лет; Рд — работающие инвалиды I и II групп в трудоспособном возрасте; Рп — работающее население в возрасте старше трудоспособного (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

В 1990-е гг., в период перехода от централизованной, административно-командной к рыночной экономике, проблема трудоустройства, сохранения трудовой занятости, стабильной и достойной оплаты труда резко обострилась. При этом, как никогда ранее, статус личности стал определяться (и будет определяться) все больше материальной независимостью и возможностью самообеспечения человека. Вот почему в период перехода к рыночной экономике в первую очередь именно трудовая деятельность становится во главу взаимоотношений членов общества.

Провозглашение и упрочение рыночных ориентиров, поляризация социального расслоения общества в условиях сокращавшихся в 90-е гг. объемов промышленного производства и снижения численности работающих определяют относительно новые организационные черты в рынке трудозанятости нашей страны: 1) сложилось и усиливается неравенство различных возрастных групп на рынке труда, которое год от года возрастает; 2) складывается тенденция и расширяется практика образования трудовых коллективов, деловых партнерских отношений по родственному, национальному, конфессиональному признакам; 3) не существует пока обязательной взаимосвязи: высокий уровень образования — высокий доход; 4) нет пока нерушимой во всех трудовых ситуациях, коллективах взаимосвязи: честный труд — достойная оплата труда, хорошие доходы; 5) отчасти падает степень доверия к органам исполнительной власти в деле нормализации ситуации на рынке трудозанятости и борьбы с безработицей.

Если допустить дальнейший рост уровня безработицы в России, социальные последствия могут оказаться пагубными. Обследования, проведенные в США, показали, что увеличение уровня безработицы на 1%, если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет, дает следующие результаты: рост душевнобольных — на 3%, тюремных заключений — на 4%, убийств — на 6%, смертности от алкоголизма — на 2%, повышение общего показателя смертности — на 2%. Нашими учеными установлено, что увеличение безработицы и напряженности на рынке труда в городе на 1% вызывает рост преступности не менее чем на 7—8%.

Численность и доля россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, пока велики, но они постепенно уменьшаются. Численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума была в 1992 г. 49,7 млн чел., а в 2000 г. — 42,3 млн чел., т. е. сократилась на 7,4 млн чел., или почти на 15% (сокращение почти на 1,7% в год). От общей численности россиян имели денежные доходы ниже величины прожиточного минимума в 1992 г. — 33,5%, в 1997 г. — 20,7%, в 2000 г. —29,1%. Дефицит денежного дохода составлял от общего объема денежных доходов населения в 1992 г. — 5,9%, в 1997 г. — 2,8% и в 2000 г. — 5,1%. Соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов населения было в 1992 г. — 210%, в 2000 г. — 181%.

В численности трудовых ресурсов выделяют: а) занятых в народном хозяйстве, безработных (вместе — экономически активное население); б) занятых в домашнем хозяйстве; в) учащихся.

В 1990-е гг. и 2000 г. имели место следующие тенденции в развитии трудовых ресурсов: 1) численность трудовых ресурсов сокращается, как и количество экономически активного населения (занятые и безработные); 2) сокращалось (кроме 2000 г.) число занятых в экономике, особо пагубным является стремительно сокращающаяся численность занятых в науке и научном обслуживании, отраслях, определяющих научно-технический прогресс; 3) в 1990-е гг. резко увеличилась численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике (хозяйстве), с начала 1990-х гг. сохраняется ощутимый уровень безработицы. В численности экономически активного населения сокращается доля занятых (94,8% — 1992 г. и 90,2% — 2000 г.) и растет доля безработных (5,2% — 1992 г., 9,8% — 2000 г.). Велики масштабы скрытой безработицы (вынужденной неполной занятости на производстве). В развитых странах в 1999—2000 гг. удельный вес общего количества безработных в численности экономически активного населения составлял 3—5% в Швейцарии, Норвегии, Австрии, Нидерландах, США, Японии, Дании, 6—8% — в Великобритании, Швеции, Республике Корея, 10— 12% — в Финляндии, Франции, Италии, Польше, России; 4) с развитием рыночных процессов в России имеют место следующие изменения в структуре занятости населения: а) резко увеличилась доля занятых в негосударственном секторе экономики и сократилась в государственном секторе; б) возросло число занятых в отраслях нематериального производства. Катастрофически упали численность и доля занятых в науке и научном обслуживании, снизилась занятость в промышленности. Особо следует подчеркнуть рост занятости в отраслях рыночной инфраструктуры и в аппарате органов управления; 5) расширившаяся с 1990-х гг. практика привлечения на работу в Россию рабочих из зарубежных стран не способствует ликвидации безработицы в самой стране, хотя в крупнейших городах она носит в ощутимой мере не тотальный, а структурный характер (имеются вакансии, при резком дефиците рабочих мест, в престижных, выгодных, высокооплачиваемых, уникальных творческих сферах деятельности); 6) рыночная экономика принесла пока дополнительные негативные черты в занятость женщин в России. По данным Центра тендерных исследований, сейчас в России происходит резкое снижение уровня занятости женщин. Женщины почти не добились высоких постов в сфере государственного и коммерческого управления в нашей стране. Так, высшие госслужащие феминизированы только на 5,7%. Среди владельцев и управляющих даже крупных московских компаний всего несколько женщин, а из 138 представителей столичный бизнес-элиты только 11 женщин (конец 1990-х гг.).

В значительной мере женщины работают на менее оплачиваемых должностях, прежде всего в бюджетных организациях. Сложились практически два сектора с разной половой структурой работающих. В первом, с более высокой зарплатой и обширными шансами на карьеру, резко преобладают мужчины, очень часто это организации негосударственного сектора. Во втором секторе, где гораздо ниже уровень заработной платы, нередко отсутствует стабильность, но и, как правило, имеет место невысокая степень ответственности за порученную работу, доминируют женщины. В 1970—1990-х гг. в мире насчитывалось несколько сотен женщин-министров, 10 женщин премьер-министров, в Исландии на пост главы государства как-то баллотировались две женщины. В Англии каждый пятый дипломат — женщина, во Франции — каждый седьмой. Россия отстает, в ней еще не созданы реальные условия, чтобы женщины смогли раскрыть свои способности.

Имеют место территориальные диспропорции в распределении трудовых ресурсов по стране (только треть их приходится на Сибирь и Дальний Восток), уровню обеспеченности ими частей страны и уровню безработицы. По обеспеченности трудовыми ресурсами на территории страны выделяют три категории районов: 1) трудоизбыточные (с высоким уровнем естественного и механического прироста и дефицитом мест приложения труда —прежде всего Северный Кавказ, особенно национальные республики); 2) трудодефицитные (районы со сложными природно-климатическими условиями, низким уровнем развития сферы культурно-бытового обслуживания, но имеющие богатые запасы природных ресурсов — это Север европейской части страны, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); 3) трудообеспеченные (районы, где имеется относительная сбалансированность между наличием мест приложения труда и численностью трудовых ресурсов, — это Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский экономические районы).

Проблема отсутствия актуальной и действенной демографической политики. Для преодоления современного демографического кризиса необходимо разработать и проводить широкую действенную демографическую политику. Для этого демографы предлагают следующие пути: 1) проводить активную политику поощрения рождаемости и ее повышения до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения; 2) осуществлять программы в области развития медицины, здравоохранения, оздоровления окружающей среды, условий труда и т. п. с целью снижения смертности, т. е. минимизации издержек воспроизводства населения; 3) использовать миграционный потенциал стран нового зарубежья для компенсации депопуляционных потерь; 4) положить начало формированию нового типа законодательства в сфере демографической и семейной политики; 5) проводить продуманную политику создания новых рабочих мест, активизировать процесс прогрессивной реструктуризации экономики с целесообразным перераспределением трудовых ресурсов по отраслям экономики. Создать действенную внутрироссийскую службу по ликвидации безработицы в большей мере за счет профессиональной переподготовки кадров, расширения возможностей временной, сезонной, вахтовой занятости, собственных трудовых ресурсов. Сдерживать привлечение иностранной рабочей силы в Россию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государств | Типы деодемографической ситуации в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.