Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства и особенности региональной инфраструктуры




Инфраструктура – это прежде всего характеристика общих условий эффективного развития материального производства и социальной жизни, а не просто совокупность определенных отраслей. Именно создание наилучших условий для производства товаров, их свободного движения и личного потребления в определенных регионах и есть то главное, что отличает инфраструктуру от остальных видов деятельности, является основополагающим признаком выделения ее отраслей из национального хозяйства. В условиях рыночных отношений производство благ, необходимых сообществу людей, для ведения различных видов деятельности, требует иной инфраструктуры, что неизбежно изменяется и количественные, и качественные характеристики инфраструктурного комплекса, также существенно видоизменяется и состав инфраструктуры конкретной территории, в частности, региона.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно дать следующее определение - региональная инфраструктура - это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения всех видов товаров и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности населения на территории региона.

В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории. Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов.

Региональная инфраструктура как экономическая категория выражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории (в данном случае региона).

^ Экономическая сущность региональной инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств как в период строительства, так и во время функционирования.

Особенно большое значение региональная инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, который в этом случае экономя на вспомогательных производствах, повышает конкурентоспособность своей продукции.

Инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства, т.е. это созданный на определенном пространстве комплекс условий, стимулирующий развитие экономической деятельности на данной территории.

В региональном аспекте развитие инфраструктуры необходимо как для подъема экономики отсталых регионов, так и для обеспечения потребности развитых регионов. В отсталых регионах необходимо значительную долю капитальных вложений направлять на развитие инфраструктуры, ибо создание последней будет привлекать капитал (в основном частный) в производственные отрасли, что поможет обеспечить экономическое развитие этих регионов.

В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками. Во-первых, все составляющие ее отрасли не создают ценностей, и затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей производственные отрасли; во-вторых, современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно известным образом опережать хозяйственное освоение территории; в-третьих, уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития региона, в-четвертых, состояние инфраструктуры – это основное стратегическое средство для развития региона.

Роль инфраструктуры в региональном развитии в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами регионального хозяйства, что обусловлено наличием достаточно большого количества обособленных производителей, работающих на региональном рынке.

По мнению ряда экономистов, от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капвложений территории, поэтому большую роль должно играть размещение на ней таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия.

Место региональной инфраструктуры в системе рыночных отношений в основном определяется ее конституирующими функциями, среди которых можно выделить три наиболее существенных: распределительная, коммуникационная и регулирующая. Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территориям региона. Коммуникационная функция – это организация эквивалентного обмена продуктами труда (товарам, услугами, информацией и т.п.). Регулирующая функция обеспечивает восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на разнообразных региональных рынках. Неразвитость названных функций способна парализовать производство, привести к нарастанию негативных тенденций в экономике.

^ Виды классификации региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав. Для отнесения той или иной отрасли национального хозяйства в состав инфраструктуры необходимо определить единый для всех изучаемых отраслей критерий, который отражал бы коренную сущность выделения инфраструктуры.

В последние годы подавляющее большинство ученых, занимающихся проблемами инфраструктуры, считают, что критерием отнесения отрасли в ее состав является функциональная роль инфраструктуры в процессе воспроизводства. А именно, это отрасли, которые играют вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основным отраслям экономики региона, а функцией этих отраслей является создание общих условий нормальной производственной деятельности хозяйствующих субъектов и осуществления процесса воспроизводства в целом.

Региональная инфраструктура создает объективные условия для решения научно-технических проблем, повышает уровень информационной обеспеченности, позволяет оптимизировать как внутрирегиональные, так и межрегиональные экономические связи, что в итоге дает устойчивый рост производительности труда и на его основе повышение жизненного уровня населения.

1. Обслуживающее значение. Отрасли, составляющие инфраструктуру, не создают новых материальных ценностей. Затраты на создание инфраструктуры окупаются в значительной мере продукцией производственных отраслей, которые она обслуживает (промышленность, с/х и т.п.)

2. ^ Неравномерность плотности размещения объектов. Региональная инфраструктура не может равномерно распределяться по всей территории. Вместе с тем различия между более и менее развитыми регионами по уровню оснащенности элементами инфраструктуры не столь резкие, как по уровню общего экономического развития.

3. ^ Инфраструктурная емкость региона. Региональная инфраструктура в значительной степени определяет экономический потенциал региона и его хозяйственную емкость, т.е. способность принять новые предприятия и отрасли без существенных сопряженных затрат.

4. ^ Возможность количественной оценки. Подавляющая часть элементов инфраструктуры поддается количественной оценке (мощность, протяженность, стоимость, пропускная способность, емкость, напряжение и т.п.)

5. ^ Комплексность развития. Региональная инфраструктура в основном обслуживает региональные хозяйственные комплексы в целом, а не отдельные отрасли, поэтому отраслевой подход к проблемам ее развития менее эффективен, чем комплексный.

6. Инерционность. Региональная инфраструктура имеет длительные сроки эксплуатации объектов, поэтому ее развитие в основном связано с наращиванием новых элементов на уже сложившемся каркасе, при его практически полной сохранности (например, строительство ЛЭП, линий связи вдоль дорог). Такая инерционность нередко затрудняет проведение прогрессивных пространственных преобразований, т.к. коренная реконструкция инфраструктуры взывает колоссальные затраты. Поэтому существующие системы РИ являются стержнем для развития перспективных инфраструктурных систем.

Также инфраструктура обладает специфическими признаками, на основе которых можно было бы сгруппировать отрасли инфраструктуры и соответственно выделить их из совокупности отраслей общественного производства.

Основные признаки региональной инфраструктуры, которые позволяют определить ее состав, можно сгруппировать на несколько блоков:

1. Функциональные признаки:

а) в результате деятельности инфраструктура не создает нового натурально-вещественного продукта, т.е. результатом деятельности является услуга;

б) совпадение потребления с процессом производства;

в) невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры.

г) нетранспортабельность продукции инфраструктуры;

д) инфраструктура обеспечивает главную деятельность, хозяйственные интересы, носит подчиненный характер и оказывает косвенное влияние на экономику региона;

е) межотраслевое значение продукции отраслей инфраструктуры (она предназначена либо для всего хозяйства в целом, либо для отдельных крупных сфер);

ж) территориальность (территориальная повсеместность объектов инфраструктуры, т.е. присутствие во всех хозяйственных территориальных ячейках);

з) всеобщность или универсальность, т.е. она непосредственно должна быть связана со всеми отраслями и сферами хозяйства региона;

и) коммуникативность, т.е. непосредственность создаваемых связей (инфраструктурные элементы, непосредственно связывая основные, главные элементы системы, не должны иметь опосредующие звенья);

к) комплексность (необходимость комплексного развития всех видов инфраструктуры;

л) непрерывность инфраструктуры является основной качественной характеристикой. Она способствует равномерному развитию экономики, периодически выполняет роль импульса в ее движении. Степень отклонения инфраструктурного обеспечения от потребностей экономики может быть со знаком плюс или минус. Отсюда положительная или отрицательная роль этого отклонения в экономическом развитии;

м) историчность (связь инфраструктуры с определенным этапом развития общества, т.е. по мере развития общества новым содержанием наполняется и инфраструктура).

Функциональное назначение инфраструктуры в общественном производстве выражается в том, что, во-первых, эффективное развитие любой экономики в значительной степени зависит от состояния инфраструктуры: чем глубже общественное разделение труда, чем сложнее процесс обобществления производства, тем очевиднее становится воздействие на рост производительных сил общества общих условий производства; во-вторых, ей присущ межотраслевой характер деятельности, и отсюда коллективный характер потребления ее продукции. Со стороны потребителя инфраструктура «безадресна» вследствие многочисленности и разнородности потребителя ее продукции. В-третьих, эффективность развития инфраструктуры ощутима за ее пределами – в основных отраслях экономики.

Экономические признаки:

а) капиталовложения с продолжительным периодом оборота;

б) крупные первоначальные капвложения, т.е. потребность значительных единовременных инвестиций;

в) прибыль от капвложений в инфраструктурные сооружения вследствие длительного оборота капитала и высокой капиталоемкости носит неопределенный характер, т.е. большие сроки окупаемости;

г) накладной характер затрат для предприятий основного вида деятельности, обеспечиваемого инфраструктурой;

д) возможность общественной экономии;

е) неопределенный или дискретный характер распределения прибыли, эффекта.

Следовательно, по своим экономическим результатам инвестиции в инфраструктуру не всегда привлекательны для частного капитала.

Технические признаки:

а) иммобильность, т.е. объекты обладают неподвижностью, хотя сами они обеспечивают мобильность ресурсов, т.е. ускорение потоков материальных благ и услуг между отраслями, регионами, разнообразными производителями и потребителями.

б) громоздкость сооружений инфраструктуры (т.е. большинство инфраструктурных объектов являются крупными сооружениями, занимающими значительные территории).

Социальные признаки:

а) общественный и индивидуальный характер потребления;

б) необходимость государственного управления и регулирования

Таким образом, инфраструктура как любая система состоит из элементов, имеющих единые признаки, которые делают их взаимосвязанными и взаимодействующими. И в то же время каждый из них является носителем специфических свойств. Соотношение составляющих ее компонентов образует структуру, поэтому далее мы рассмотрим виды классификации региональной инфраструктуры и ее отраслевой состав.

Классификация инфраструктуры осуществляется на основе ряда признаков. Рассмотрим основные из них.

По функциональному признаку выделяют:

1. Инженерно-техническую инфраструктуру, в состав которой входят следующие отрасли: транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный); связь (телефонно-телеграфная, радиорелейная, электронная, сотовая); коммунальное хозяйство (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, канализация); складское хозяйство, ремонтное хозяйство, тарное хозяйство, сервисное обслуживание.

2. Деловую инфраструктуру, которая включает: торговлю (оптовую и розничную); общественное питание (рестораны, кафе, закусочные, бары, бистро, столовые, буфеты и т.п.); закупочные организации; финансово-кредитные организации (банки, Сбербанк и его отделения, страховые компании, аудиторские фирмы, инвестиционные фонды); сбытовые организации (фондовые, ресурсные, товарные, валютные биржи, брокерские компании, энергосбытовые организации); инфраструктура рынка недвижимости (агентства по оценке недвижимости, риэлторские фирмы, квартирные бюро, бюро технической инвентаризации); инфраструктура рынка труда (биржи труда, центры занятости, центры переподготовки кадров, центры социальной защиты населения);

3. Социальную инфраструктуру, в состав которой входят: жилищное хозяйство (жилой фонд и жилищные услуги); бытовое обслуживание населения (ателье по пошиву и ремонту, одежды, обуви, мастерские по ремонту галантерейных, ювелирных, кожаных изделий, прачечные, химчистки, фотоателье, мастерские по ремонту бытовой техники, теле-, радио-, видеоаппаратуры, ритуальные услуги и т.п.); здравоохранение (медицинские диагностические центры, больницы, клиники, поликлиники, амбулатории); образование (детские дошкольные учреждения, школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты, академии, университеты); социальное обеспечение (интернаты для инвалидов, дома ребенка, детские дома); культура и искусство (театры, кинотеатры, музей, галереи, выставочные залы, библиотеки, концертные залы, дворцы и дома культуры); физическая культура и спорт (стадионы, спортивные комплексы, бассейны, катки, футбольные поля, баскетбольные и волейбольные площадки и т.п.); туризм; гостиницы; пассажирский транспорт (поезда, электрички, автобусы, троллейбусы, трамвай, такси, метро); связь по обслуживанию населения (почта, телеграф, квартирные телефоны, Интернет, электронная почта); досуг (развлекательные центры, дискотеки, клубы по интересам, парки и т.п.).

4. Институциональную инфраструктуру, которая включает: правовые учреждения (адвокатские конторы, арбитражные суды, юридические консультации, нотариат, прокуратуру, регистрационную палату, суды общей юрисдикции); управление (ЗАГСы, архивы, органы территориального управления, миграционные службы).

5. Информационную инфраструктуру, в состав которой входят: рекламные агентства, маркетинговые центры, ярмарки, выставки, информационно-вычислительные центры, Интернет, метеостанции).

6. Инновационную инфраструктуру, которая включает: в научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, проектные организации, Академия наук, ВУЗы, территориальные инновационные центры, венчурные предприятия).

7. Экологическую инфраструктуру, состав которой входят: санитарно-эпидемиологический надзор, природоохранные общества, очистные сооружения).

8. Внешнеэкономическую инфраструктуру, которая включает: культурные, информационные, учебные иностранные центры, внешнеторговые организации, консульства, посольства, представительства разных стран, ОВИР, таможню).

По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть разделена на:

1. Общерыночную (коммерческие банки, страховые компании, консультационные, аудиторские фирмы и т.д.).

2. Инфраструктуру потребительского рынка (оптово-закупочные организации, магазины, предприятия общественного питания и т.п.).

3. Инфраструктуру финансового рынка.

4. Инфраструктуру рынка недвижимости.

5. Инфраструктуру рынка труда и т.д.

По пространственному признаку выделяют следующие виды инфраструктуры:

1. Международная (международные банки, биржи, торговые представительства иностранных фирм, внешнеторговые организации, таможня, международные ярмарки, международные учебные, медицинские, культурные центры и т.п.).

2. Национальная (Российская торгово-промышленная палата, Российская ассоциация коммерческих банков, крупные коммерческие банки, биржи, учебные, медицинские, научные центры, культурные учреждения общенационального значения).

3. Межрегиональная (крупные региональные коммерческие банки, посреднические организации и т.п.).

4. Региональная (региональные коммерческие центры, коммерческие банки, инвестиционные фонды, торговые дома, рекламные агентства, ВУЗы, медицинские учреждения, театры и т.п.).

5. Городская (агентства по продаже недвижимости, адвокатские конторы, мелкооптовые фирмы, магазины, предприятия общественного питания, городской пассажирский транспорт, поликлиники, амбулатории, детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, развлекательные центры, предприятия бытового обслуживания и т.п.).

Следует отметить, что каждая классификация разрабатывается с учетом определенных потребностей, отвечает тем или иным требованиям и задачам осуществления практической деятельности.

В структуре социально – инфраструктурного потенциала регионов необходимо Выделять ряд компонентов, характеризующих отдельные составляющие:

Здравоохранение, жилищно - коммунальное хозяйство, образование, Культурно – спортивный комплекс, транспорт и связь, торговлю, социально–инфраструктурный потенциал регионов России характеризуется сложной структурой показателей, включающих несколько блоков, каждый из которых, в свою очередь, описывается целым комплексом показателей.

В этой связи необходимо измерять уровень потенциала по комплексном укритерию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.