Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические и внутриполитические проблемы

Корея в XVI в.

С к. XV в. обнаружились явные признаки ослабления централизованного государства Чосон. Феодальная общественная система, созданная в Коре реформами к. XIV – н. XV вв. разлагалась. Это негативно сказывалось на эффективности административной системы, и ослабляло обороноспособность страны. Численность и аппетиты бюрократии росли, возможности же государства обеспечивать ее должностными наделами продолжали уменьшаться. В 1556 пришлось ликвидировать должностные наделы. Тем самым во 2/2 XVI в. завершилась история служебного землевладения. Обратной стороной этих явлений стал рост частной феодальной земельной собственности. Правящий клан, столичная знать, чиновники в провинциях и уездах – скупали землю, проводили различные махинации с ведомственной собственностью, отбирали у слабых.

С сер. XVI в. в Корее начали возникать «храмы славы» (совон), посвященные памяти наиболее видных конфуцианских деятелей. Каждый из них сочетал в себе центр изучения и комментирования трудов данного деятеля, место проведения празднеств и церемоний, школу для местных детей. К н. XVII в. в стране было уже 102 храма славы, превратившиеся в важные органы пропаганды конфуцианства, а заодно – в политические клубы местных его сторонников. Создавались они отчасти на средства, полученные в дар от вана, но в гораздо большей степени – на пожертвования состоятельных жителей. Немалую долю их имущества составляла и земля, совон становились богатыми землевладельцами.

Следствием расширения частной феодальной земельной собственности и усиления эксплуатации являлось дальнейшее обезземеливание крестьян. Это, в свою очередь вызывало сопротивление, чаще всего путем подачи коллективных жалоб и протестов, бегством в глухие места или путем восстания.

Ухудшение положения страны вызвало обострение противоречий в среде господствующего класса. В политических кругах разгорелась острая борьба между столичной знатью, т.н. группировкой хунгупха – «заслуженных сановников», сторонников ортодоксального конфуцианства, и группировкой сарим – «неоконфуцианцев», отражавших интересы провинциального чиновничества. Они боролись между собой за власть и привилегии, а также спорили по вопросам управления страной. В конце XV в. группировка сарим в результате интриг противников была отстранена от власти, многие ее деятели казнены, отправлены в отставку, их имущество конфисковано.

Произвол группы хунгупха усилился после возведения на престол вана Ёнсана, жестокого тирана. Неуравновешенный и жестокий, он вел разгульный образ жизни и прославился тем, что приказал снести все здания в радиусе 30 ли вокруг Сеула, чтобы устроить охотничьи угодья. В 1498 и 1504 г. именно он приказал устроить зверские избиения конфуцианских ученых. Однако, когда казна опустела, Ёнсан стал захватывать земельные владения высшей знати, на которую прежде опирался. Это привело к заговору столичных чиновников и свержению Ёнсана с престола в 1506 г.

Власть осталась в руках высшей знати и новый ван, Чунъджон, тяготился засильем этой группировки хунгупха. Он приблизил к себе в 1515 г. нескольких молодых деятелей из группировки сарим во главе с видным конфуцианским философом Чо Гванджо. Но затем в 1519 г. Чо Гванджо и несколько десятков его соратников, обвиненные в покушении на власть вана, были казнены.

Соперничество двух группировок продолжалось и впоследствии с переменным успехом. И все же позиции сарим оказались более перспективными, так как ее поддерживали провинциальные чиновники, набиравшие силу, а также авторитет неокофуцианства. Во 2/2 XVI в. сарим заняла господствующее положение. Однако мир и стабильность длились недолго, вновь разгорелась борьба за власть, в ходе которой сложились крупные постоянные политические объединения-группировки (их называли «партиями»). Увлеченные борьбой за власть и препирательствами по пустякам, деятели этих «партий» уделяли все меньше внимания реальным потребностям государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Укрепление централизованного государства при династии Ли | Борьба против японского нашествия (1592-1598)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.