Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, виды и сегментация рынков




Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономи­ки. Экономическая структура определяется:

• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой дея­тельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

• особенностями сферы товарного обращения;

• уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

• видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систе­му, которая приобретает специфические черты.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• рынки благ и услуг;

• рынки средств производства;

• рынки научно-технических разработок;

• рынки ценных бумаг;

• рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаи­модействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммер­ческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

•рынки товаров производственного назначения;

•товаров народного потребления; продовольственных товаров;

•рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродук­тов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворе­ния производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их произ­водства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

•внутрирегиональные;

•межрегиональные;

•республиканские;

•межреспубликанские;

•международные (мировые).

4. По степени ограничения конкуренции различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые рынки.

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступа­ют предприятия и организации;

• рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сель­скохозяйственной продукции.

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

• легальные, официальные;

• нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

• товаров потребительского назначения — продовольственные и непродовольственные товары;

• рынки услуг — бытовые, транспортные, коммунальные;

• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

• рынки недвижимости;

• орудий труда;

• сырья и материалов;

• энергетических ресурсов;

• полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

• рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;

• кредитные рынки;

• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

• валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информаци­онные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движе­ния трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные суб­рынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару нео­динаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребите­лей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

• по регионам — Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному делению — республика, край, область, район, город;

• по плотности населения — город, пригород, сельская местность;

• по климатическим условиям — умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка населения по возрасту;

• по полу;

• размеру семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному составу — научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служа­щие, пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности;

• по национальному составу.

Любой рынок имеет инфраструктуру. Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка яв­ляются:

1)биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2)аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества;

3)кредитная система и коммерческие банки;

4)эмиссионная система и эмиссионные банки;

5)система регулирования занятости населения и центр госу­дарственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7)налоговая система и налоговая инспекция;

8)система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9)специальные рекламные агентства, информационные цент­ры и агентства средней массовой информации;

10)торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11)таможенная система;

12)профсоюзы, работающих по найму;

13)аудиторские компании;

14)консультативные (консалтинговые) компании и др.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Классическая инфраструктура рынка включает товарные бир­жи, фондовые биржи, биржи труда и др. (рис. 6.2).

 

 

  Инфраструктура рынка     Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы     Рынок товаров и услуг
   
         
      Рынок денежный, фондовый, инвестиций    
           
  Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи        
   
       
             
  Биржи труда         Рынок труда    
   
           
  Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.д.      
   
           
               

 

Рис.6.2. Основные элементы инфраструктуры рынка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.