Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых в сфере банковской деятельности




Деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление, раскрытие и расследование преступлений, ее структурирование на этапы (стадии) - проблема, которая интенсивно разрабатывается криминалистами и учеными других отраслей права и имеет несомненное методологическое значение. Результаты её исследования непосредственно преломляются в совершенствовании методик расследования отдельных видов (групп) преступлений.

До последнего времени в процессуальной и криминалистической литературе уделялось недостаточно внимания проблеме выявления преступлений. Однако, проблема выявления экономических преступлений имеет самостоятельное значение и требует специальной криминалистической разработки. По мнению некоторых ученых, выявление преступлений - это процесс, в результате которого латентные преступные деяния становятся известными правоохранительным органам. С этого момента у них возникает обязанность проверить имеющиеся материалы на наличие признаком преступления и достаточные основания для возбуждения уголовного дела. В связи с этим возникает вопрос: можно ли считать выявление преступления неотъемлемой частью его раскрытия? На этот вопрос в криминалистической литературе существует два взгляда. Сторонники первого из них включают выявление преступления в деятельность по его раскрытию, считая что таким образом обеспечивается целостность и повышается эффективность единого процесса раскрытия преступления. Другие авторы рассматривают выявление преступлений как самостоятельный первый этап борьбы с преступностью, принимая во внимание, что раскрытие осуществляется после возбуждения уголовного дела только предусмотренными уголовно-процессуальным законом методами. При этом не учитывается тот факт, что в процессе расследования или судебного рассмотрения одного преступного деяния могут быть выявлены факты совершения других преступлений.

В криминалистической науке для проведения исследований используется совокупность методой, которые образуют методологию. В практической деятельности правоохранительные органы, которые ведут борьбу с экономической преступностью, общенаучные методы криминалистики используются также, как и при разрешении теоретических проблем. Разными будут лишь условия их использования, задачи, цели и объекты.

Как известно, среди специальных методов криминалистики существуют методы, заимствованные из других наук. При этом природа таких методов не изменяется. К числу последних целесообразно отнести методы экономического анализа, документальной ревизии и методы оперативно-розыскной деятельности. Соединение разных по своей природе аналитических приемов изучения финансово-хозяйственной деятельности направлено, в конечном счете, на эффективное выявление специфических отклонений, которые указывают на признаки преступлений.

При исследовании проблемы выявления латентных хищений, в первую очередь способов их совершения и сокрытия, сложился ряд экономико-криминалистических методов, таких как: "традиционный", метод экономического анализа; метод экономико-криминалистического анализа; метод экономико-математического анализа; метод криминалистического факторного анализа (последние три только формируются).

Рассмотрим указанные выше методы с точки зрения их использования оперативными подразделениями и следователями в процессе выявления и расследования преступлений в кредитно-банковской системе, учитывая ее качественно новую структуру и соответствующие функции этих подразделений, которые возникли вследствие трансформирования их целей и задач, адекватных требованиям рыночной среды. Использование этих методов в целом основывается на общих положениях криминалистической методологии выявления признаков хищений в разных отраслях экономики, а также специальных методов познания. Однако, использование каждого из них имеет свои особенности.

Метод экономического анализа используется в виде инструмента для диагностики состояния структур финансово-кредитных систем с целью последующего выявления нарушений закона в процессе оперативного сопровождения объектов банковской системы, иных объектов хозяйствования. Кроме того, этот метод может быть использован (в основном в негласной форме) в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках дел оперативного учета, в частности, при документировании длящейся преступной деятельности определенных лиц. Основной целью экономического анализа является осуществляемая путем обработки информации о функционировании объекта диагностика экономической деятельности того или иного кредитного учреждения, иных субъектов хозяйствования, направленная на выявление изменений количественных и качественных показателей этой деятельности, которые вызваны появлением определенной криминогенной ситуации, или являются следствием преступным действий. Отсюда, объектом экономического анализа в том виде, в котором он сейчас сформировался, остается система экономических показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а его предметом - закономерности, которые характеризуют влияние события преступления на результаты этой деятельности. Практическое значение использования метода экономического анализа состоит в том, что исследование действующих закономерностей дает возможность построить классификацию признаков преступлений при их отражении в системах экономической информации и разработать экономико-криминалистические методики, используемые для распознания таких признаков.

При выявлении и расследовании экономических преступлений методы экономического анализа предшествуют методам документальной ревизии, или наоборот - вторые предшествуют первым. Это зависит от характера и источника информации, поступающей в оперативные подразделения.

Исходная информация, используемая для анализа кредитной деятельности, банков может быть разделена на три большие группы:

1. информация органов государственного контроля и надзора об анализируемой работе кредитного учреждения или предприятия-заемщика (акты ревизий и других проверок, выводы по отчетам кредитных учреждений, и выводы и предложения вышестоящих органов по результатам работы конкретного кредитного учреждения и т.д.);

2. данные кредитного учреждения (данные первичного и сведенного бухгалтерского учетов, материалы сборов акционеров, совета директоров, других органов управления, информация, полученная в беседах с работниками кредитных учреждений, другие данные, связанные с работой банка в целом или его отдельных подразделений);

3. данные изучения экономических показателей предприятий-заемщиков и других хозяйственных субъектов (бухгалтерская отчетность, документы хозяйственной деятельности и др.).

В связи с такой характерной чертой преступлений, совершаемых в банковской сфере, как отсутствие потерпевших в обычном понимании этого слова, крайней незаинтересованностью участников экономической деятельности, а нередко - банковских структур в выявлении преступлений, - уголовные дела по преступлениям в этой сфере возбуждаются в большинстве при непосредственном выявлении признаков преступлений правоохранительными органами в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия являются одним из способов получения информации о признаках преступления. В литературе выделяются четыре основные метода (гласные и негласные) выявления преступлений, использование которых дает возможность работникам криминальной милиции эффективно раскрывать банковские преступления. Особенности получения первичной информации о преступлениях в сфере банковской деятельности путем проведения оперативно-розыскных мероприятий заключаются, прежде всего, в использовании специфических каналов получения разнохарактерной информации о преступлении, а во-вторых, в преодолении противодействия этой деятельности со стороны заинтересованных лиц, что обусловливает возникновение сложных ситуаций при перепроверки.

Анализ результатов практики свидетельствует о том, что источниками первичной информации о преступлениях в сфере банковской деятельности являются:

· конфиденциальные источники, находящиеся на связи у оперативного работника;

· материалы проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и банков органами государственного контроля и надзора;

· материалы плановых проверок правоохранительных органов;

· уведомления банков или иных кредитных организаций;

· заявления и сообщения граждан.

Практика свидетельствует, что полученная информация чаще всего содержит данные:

· о фактах нецелевого использования кредитных средств;

· о следах интеллектуальной или материальной подделки документов;

· о фактах создания или использования фиктивной предпринимательской структуры;

· о фактах процедуры кредитования одной их сторон кредитного договора;

· о фактах злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности;

· о фактах наличия финансовой или бухгалтерской отчетности предприятием-заемщиком.

Оценка такой информации предусматривает использование комплекса знаний, прежде всего, экономических, криминалистических, технических. Проверка информации включает одновременную работу по нескольких направлениям, в частности: выявление и получение необходимых документов и их копий; выявление и "отработка" необходимых лиц; прослеживание движения денег и иных ценностей, а также выявление каналов их неправомерного использования.

При проверке первичной информации оперативными подразделениями осуществляются разнообразные мероприятия: организация проведения документальных ревизий, аудиторских проверок; другое использование специальных экономических знаний; получение официальных справок; опрос граждан; истребование, исследование и сравнительный анализ документов; использование конфиденциальных источников информации; проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств; оперативное наблюдение; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с каналов связи; оперативное обследование сооружений, помещений, участков местности и т.д.

Таким образом, в числе разного рода экономических преступлений - преступления в сфере банковской деятельности занимают особое место, поскольку выявление последних определяется существенной спецификой и требует использования и объединения комплекса экономических и правовых мероприятий.

Криминалистическое значение деятельности по рассмотрению материалов о подготавливаемых или совершенных преступлениях, в том числе и банковских, имеет два аспекта: оперативно-розыскной (имеется ввиду рассмотрение оперативных материалов органами, которые осуществляют до возбуждения уголовного дела оперативно-розыскные функции), и уголовно-процессуальный (деятельность, которая осуществляется в соответствии со ст. ст. 94, 97 УПК Украины до возбуждения уголовного дела путем использования существующих процессуальных средств). Криминалистический аспект такой деятельности называется "предварительная проверка". В законе понятие "предварительная проверка" не указывается. В других нормативных актах, юридической литературе и среди практических работников такая деятельность называется "доследственная проверка", "первичная информация", "рассмотрение сообщений о преступлении".

Как один из наиболее спорных аспектов уголовного судопроизводства, предварительная проверка касается тех вопросов, где соприкасается уголовно-процессуальное право и криминалистика. При этом наблюдается существенное отставание регламентации этой деятельности в законе и соответствующих криминалистических рекомендаций относительно ее проведения, от потребностей следственной практики.

Тактические и методические особенности проведения предварительной проверки определяются, в частности, видовыми (групповыми) особенностями преступлений; спецификой задач проверки, ограниченностью ее средств и сроков проведения; особенностями поступившей информации, источниками этой информации (например, информации, полученной путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и информации, полученной из заявлений граждан, материалов проверок контролирующих органов и т.д.); отраслевой спецификой субъекта проведения проверки (органов внутренних дел, службы безопасности, прокуратуры, налоговой милиции и т.п.); особенностями ситуации, создавшейся при проверке (возникновение разных конфликтных ситуаций, трудности в получении необходимых документов, противодействие заинтересованных лиц и т.д.).

Решающую роль на стадии предварительной проверки принимает информация о преступлении, которая является поводом для возбуждения уголовного дела. Поскольку основания выясняются уже в ходе процесса, то возникновение повода, как начального момента процесса, предшествует установлению єтих оснований. Так, процессуальная деятельность относительно выяснения оснований к возбуждению уголовного дела всегда начинается с проверки и оценки повода.

Изучение результатов практики позволяет выделить такие группы поводов и оснований:

· материалы, собранные сотрудниками оперативных аппаратов МВД, СБУ, налоговой милиции, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;

· материалы проверок органов государственного контроля и надзора;

· заявления кредиторов (руководителей банков, которые выдали кредит);

· материалы, выделенные из других уголовных дел;

· материалы, поступившие из судебных органов, которые рассматривали заявления в порядке гражданского судопроизводства.

Сущность предварительной проверки материалов об экономических преступлениях, в частности в сфере банковской деятельности, состоит в:

· истребовании необходимых документов, которые бы подтвердили или опровергли изложенные в первичных документах данные;

· в получении разъяснений от заявителя или потерпевшей "стороны";

· изучении технологии, сущности определенной экономической деятельности, с использованием которой возможно совершено преступление;

· истребовании соответствующих нормативных документов, регламентирующих проведение той или иной операции, должностные и функциональные обязанности лиц, вовлеченные в эти отношения;

· изучении материалов проверок органов государственного контроля и надзора (актов ревизий, аудиторских проверок).

Следует учитывать, что с развитием предпринимательства, изменениями в уголовном законодательстве, существенно расширяется и видоизменяется круг задач при рассмотрении материалов о преступлениях экономической направленности. В современных условиях первоочередной задачей при рассмотрении материалов является разграничение правомерного и неправомерного предпринимательства, коммерческого риска и мошенничества, определение характера ответственности (уголовной, административной или гражданско-правовой) за неправомерные действия предпринимателей.

Анализ материалов практики позволяет определить перечень материалов, составляющих первичный материал, необходимый для обоснованного возбуждения уголовного дела, перспективного расследования и судебного рассмотрения:

· рапорт работника оперативного подразделения (обобщающий письменный вывод проведенной оперативно-розыскной работы по выявлению и документированию преступления или отдельного его эпизода, где четко определяются установленные данные о преступном событии и причастных к нему лицах);

· заявление представителя кредитной организации о причиненном вреде или фактах противоправной деятельности;

· письменное объяснение представителя организации-кредитора об обстоятельствах совершенного преступления;

· письменные объяснения свидетелей противоправных действий;

· документы, которые определяют организационно-правовой статус предприятий, с деятельность которых связаны обстоятельства совершенного преступления;

· подделанные (сфальсифицированные) документы (банковские, бухгалтерские, установочные и т.п.), использованные как способ совершения преступления;

· другие документы, отображающие отдельные финансовые, бухгалтерские операции;

· материалы специальных проверок. Кроме того: акты документальной ревизии, выводы аудиторских проверок, акты налоговых проверок, акты внутренних банковских проверок.

Уголовные дела по преступлениями, совершенным в сфере банковской деятельности, а также другие преступления, совершенные с использованием правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, как свидетельствует следственная практика, отличаются особенной сложностью, что выявляется уже на стадии предварительной проверки и их возбуждения.

Отметим, что уголовные дела по экономическим преступлениям, во-первых, возбуждаются в большинстве следователями. Возбуждение уголовных дел оперативно-розыскными подразделениями допускается в исключительных случаях, обусловленных немедленной необходимостью задержания расхитителей, проведение неотложных следственных действий в отсутствии у следователя возможности немедленно "включится" в расследование. Сложилось эта практика главным образом потому, что в большинстве случаев такие решения оперативными службами принимались на основании недостаточно исследованных материалов, что создавало в будущем серьезные проблемы в расследовании и показателях работы органа. С другой стороны, на практике десятидневный срок предварительной проверки в соответствии со ст. 97 УПК Украины начинается с момента передачи материалов следователю, хотя в поданных материалах обозначено более раннее время получения достаточной информации о преступлении. Такое состояние нередко вызывает процессуальные разногласия, на которые в дальнейшем могут отреагировать прокурор и суд, но это не в коем случае не может свидетельствовать о непрофессионализме оперативного работника.

Во-вторых, в соответствии с действующими ведомственными нормативными актами, оперативной и следственной практикой инициатива реализации материалов по экономическим преступлениям, которые явились результатом оперативно-розыскной работы, принадлежит оперативному подразделению. Собранные в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности материалы о преступлении с мотивированным рапортом оперативного работника подаются начальнику оперативного подразделения. Последний проверяет их достоверность, полноту, объективность и достаточность для возбуждения уголовного дела. При наличии сомнений относительно готовности к реализации, этот вопрос может быть разрешен совместно с начальном следственного подразделения. Также практикуется запрашивание следователя, которому планируется поручить уголовно-процессуальную реализацию собранных оперативным путем материалов. Приняв материалы подготовленными к реализации, руководитель подразделения направляет несекретные документы, содержащие поводы и основания для возбуждения уголовного дела, в дежурную часть (канцелярию) органа внутренних дел для регистрации, а оттуда - в следственное подразделение, где материалы рассматриваются его начальником, после чего передаются следователю. Следователь изучает поданные материалы оперативной проверки с точки зрения наличия в них признаков преступления, достаточных для возбуждения уголовного дела, обеспечения перспективы предварительного расследования и судебного рассмотрения. Если следователь в этих материалах не установил достаточно данных для возбуждения уголовного дела, он возвращает их начальнику оперативно-розыскного подразделения с письменными рекомендациями дальнейшей отработки.

В-третьих, активно практикуется такая форма взаимодействия на стадии возбуждения уголовного дела, как совместный анализ материалов по хищениям следователем и оперативным работником при участии руководителей соответствующих подразделений. В результате удовлетворительного разрешения материалов составляется план оперативно-следственных мероприятий, который утверждается руководителем органа расследования. По мнению Н.П. Яблокова, который опирается на результаты изучения следственной практики, в правильном определении оперативными работниками момента для передачи следователю накопленной оперативно-розыскной информации могут помочь контактирующие с ним на стадии реализации оперативных материалов следователи. А для этого необходимо разрешить ряд организационных вопросов, позволяющих необходимым образом осуществлять указанное взаимодействие следственных и оперативных подразделений в процессе документирования преступной деятельности (особенно организованных форм) в сфере экономики.

В-четвертых, срезу же после возбуждения уголовного дела и составления согласованного плана принимается решение о создании следственно-оперативной группы (СОГ). Как показывает следственная практика, расследование дел повышенной сложности следственно-оперативной группой имеет ряд преимуществ перед расследованием дела следственной группой или следователем-одиночкой. Такое образование способствует всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, позволяет существенно уменьшить сроки следствия, вести одновременно работу в нескольких направлениях и в разных местах. О преимуществах "бригадного" метода расследования, видах и способах создания СОГ неоднократно указывалось в юридической литературе. В состав СОГ включается следователь, как руководитель реализации материалов оперативно-розыскной проверки, соответствующие оперативные работники, специалисты и другие сотрудники органа расследования. Из числа оперативных сотрудников целесообразно включать тех, кто имеет определенные знания в экономике, в частности, банковской деятельности. Этим, в свою очередь, могут быть достигнуты две цели: во-первых, квалифицировано выполнение основной работы по делу; во-вторых, на исполнение такой работы будет потрачено меньше времени, поскольку, владея специальными экономическими знаниями, в частности, о специфике бухгалтерской отчетности, делопроизводства и т.д., оперативнее и квалифицированнее можно выполнить необходимый объем работы. Иными словами, необходимо знать, что, где и кого искать.

Сегодня качественные изменения в криминальном мире привели к существенным изменениям в практике раскрытия и расследования преступлений органами, ведущими борьбу з преступностью, в частности, отмечается значительный рост количества уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а отсюда - потребностей в комплексном использовании во время расследования криминалистических и других смежных знаний (бухгалтерского учета, банковского дела и т.д.), временных, людских и других ресурсов. Все это обусловило соответствующее увеличение количественного и качественного состава СОГ, а вместе с тем породило значительные организационные и процессуальные трудности, причины и последствия которых требуют специального теоретического осмысления и практического изучения. Заслуживает внимание опыт организации расследования банковских преступлений за рубежом. Так, в западной правоохранительной практике принято расследовать экономические преступления по так называемой "Базельской модели" (г. Базель, Швейцария). "Базельская модель" - специализированное учреждение прокуратуры, где под единым руководством работают специалисты разных отраслей знаний - юристы, специалисты в отрасли коммерческого и банковского дела, компьютерных технологий и т.д. Такая организация работы предупреждает возникновение противоречий, которые мешают процессу расследования. Это учреждение оправдано называют "прокуратурой короткого пути", поскольку она значительно сокращает сроки расследования по больших делам за счет ликвидации межведомственных барьеров, экономии сроков "вникания" в материалы дел процессуальных субъектов, оптимальной организации работы и т.д.

Расследование какого-либо преступного факта, имевшего место в прошлом, должно быть направлено на установление всех существенных обстоятельств, которые имеют значение для полного, всестороннего, объективного исследования по делу. Эти обстоятельства определяют предмет доказывания при расследовании какого-либо преступного события. Нормы уголовно-процессуального закона, определяющие предмет доказывания, имеют основное значение для выбора общего пути, направлений, последовательности доказывания. В криминалистической методике предмет доказывания относительно конкретной категории уголовных дел обычно называется "обстоятельствами, подлежащими установлению". Круг этих обстоятельств, как правило, шире типичного предмета доказывания, поскольку содержит в себе разные сведения и информационные источники, вытекающие из уголовно-правовой характеристики преступления.

Невзирая на индивидуальность каждого совершенного преступления по обстановке, способам, участникам и иным обстоятельствам, практика расследования и судебного рассмотрения позволяет отобрать типичные, характерные для определенной категории дел обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. По делам о преступлениях в сфере банковской деятельности среди всех обстоятельств, подлежащих установлению, на первое место должен быть поставлен способ подготовки, совершения и сокрытия преступления, который в этом случае является своеобразным "ключом" к установлению существенных характеристики всех элементов состава преступления, а также широкого круга обстоятельств, входящих предмет доказывания.

Как свидетельствует практика, после возбуждения уголовного дела о незаконном получении кредита, в зависимости от способа преступления, подлежат установлению:

· обстоятельства, при которых было создано предприятие-заемщик, насколько законно его создание, деятельность относительно конкретной организационно-правовой формы;

· наличие следов материальной или интеллектуальной подделки документов, поданных в банк с целью получения кредита;

· технологические особенности процесса кредитования, соответствие процедуры кредитования требованиям действующих нормативно-правовых актов;

· направления использования кредитных средств, целевой характер использования, возможные факты хищения кредитных средств, фактическое местонахождение кредитных средств, общая сумма нанесенного вреда;

· участники незаконного получения кредита (преступная группа), роль и место каждого в преступной деятельности.

Отдельная группа обстоятельств, подлежащих установлению, связана с участием в преступной деятельности организованных группы. К ним можно отнести: факты, подтверждающие существование группы: организованность, устойчивость и управляемость; обстоятельства создания группы, методы приобщения необходимых лиц к группе; форма организации (объединение для совершения одного преступления или для осуществления длящейся преступной деятельности); состав группы, распределение ролей между ее участниками; способы управления группой и др.

Криминалистическая разработка проблем первоначального этапа расследования преступлений ведется долгое время, однако, еще рано говорить о том, что уже завершено построение целостной, развернутой системы научного познания, характеризующей названный объект. Этапы расследования, как справедливо считает Л.Я. Драпкин, следует рассматривать не как обычные временные оттенки, последовательно сменяющие друг друга (по так называемому формально-логичному признаку), а главным образом, как подсистемы следственных, оперативно-розыскных и других действий, объединенных на основании общности разрешаемых с их помощью, обусловленных стойкой повторяемостью типичных следственных ситуаций.

Проблемные ситуации расследования преступлений в сфере банковской деятельности связаны в первую очередь с преодолением дефицита исходной информации. Расследование уголовных дел на первоначальном этапе связано прежде всего с разрешением двух общих проблемных ситуаций: первая из них обусловлена потребностью установления события преступления, другая - связана с проблемой выявления личности преступника. Разрешение этих задач и составляет содержание раскрытия преступления.

Во-первых, целесообразно выделить три типичные ситуации, каждой из которой отвечает определенный тип исходных данных, полученных следователем на момент возбуждения уголовного дела:

1. исходные данные недостаточные для вывода о сущности события, позволяющие предположить как наличие, так и отсутствие события преступления;

2. в имеющихся данных усматриваются признаки преступления, однако, неизвестен мотив преступления, общая преступная цель и субъект;

3. первичные материалы содержат сведения о всех основных обстоятельствах события, что проверяется, включая сведения о лице, однако, эта информация не проверена или недостаточна для принятия решения о возбуждении уголовного дела и требует дополнительной проверки.

Во-вторых, практика расследования преступлений в сфере банковской деятельности позволяет весь их массив разделить на две большие группы в зависимости от содержания исходной информации.

Первую группу составляют так называемые "очевидные" преступления. Им соответствуют ситуации, при которых исходная информация содержит данные о конкретном лице, которое совершило преступление.

К другой группе относятся преступления с признаком "неочевидности". При исходная информация не содержит данные о совершении преступления конкретным лицом, то есть органам расследования известен только лишь факт совершения преступления. Процесс расследования в этом случае усложняется дефицитом информации, прежде всего о лице правонарушителя и событии преступления; потребностью одновременной проверки многих следственных версий и проведения значительного объема оперативно-розыскных и следственных мероприятий для установления неизвестных обстоятельств.

В-третьих, дальнейшая квалификация следственных ситуаций расследования преступлений в сфере банковской деятельности связана с типичными и специфичными условиями, складывающимися в момент возбуждения уголовного дела.

Первая ситуация. Первичная информация получена оперативно-розыскным путем специфическими способами преимущественно с использованием конфиденциальных источников. Поводом и основанием к возбуждению уголовного дела в таких случаях являются: материалы, собранные сотрудниками оперативных служб в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий; заявление должностного лица банка-кредитора или иного заинтересованного лица (страховой организации, и т.д.); материалы, выделенные из других уголовных дел. Исходные данные в этом случае характеризуются значительным объемом накопленной оперативной и процессуальной информации о криминалистически значимых обстоятельствах преступления, в особенности, способе совершения преступления, виновных лицах, каналах реализации денежных средств и ценностей, полученных незаконным путем. Данная ситуация благоприятна для перспектив расследования, поскольку неглавный характер проверки, во-первых, позволяет за счет "освещения середины" выявить полный спектр обстоятельств преступной деятельности; во-вторых, допускает осуществление хорошо запланированного, неожиданного для субъекта преступной деятельности, одновременного проведения серии оперативных мероприятий и следственных действий. Первичные материалы, собранные оперативными работниками предварительно обговариваются со следователями, что позволяет разработать согласованный план координации следственно-оперативных мероприятий. Их наступательный характер позволяет в короткий срок получить полнейшую доказательственную информацию их материальных и идеальных источников.

Другая ситуация. Исходная информация сформировалась в ходе проведения гласных проверочных мероприятий или на основании других официальных материалов. Уголовные дела возбуждаются на основании данных проверок органов государственного контроля и надзора (актов документальной ревизии, налоговой проверки) или проверки по инициативе другой заинтересованной организации (акт внутрибанковской проверки, вывод аудиторской проверки); материалы, которые поступили из судебных органов, рассматривавших иски в порядке гражданского судопроизводства; сообщений в прессе и других официальных данных, указывающих на признаки преступления. Исходные данные могут содержать относительно полную и достоверную информацию о событии преступления и виновных лицах, в частности: о фактах нарушения уголовного законодательства и документальное подтверждение преступной деятельности; причастность конкретного лица к этих нарушениям; о размере нанесенного вреда; направлении нецелевого использования средств, полученных преступным путем. Однако, эта ситуация расследования осложняется такими факторами: результаты проверочных действий требуют своего процессуального закрепления и подтверждения, что влечет за собой длительную предварительную проверку; отсутствие фактора внезапности, то есть участники преступления, как правило, знают, какие объекты были подвержены контролю и что стало известно проверяющим; имеет место значительный разрыв во времени с момента совершения преступления до выявления его признаков правоохранительными органами, позволяющими преступникам предпринять меры противодействия расследованию.

В структуру первоначального этапа расследования входят: осуществляемые до возбуждения уголовного дела проверочные мероприятия; следственные действия (их комплексы, криминалистические операции), направленность и последовательность которых зависит от ситуации начала расследования; оперативно-розыскные мероприятия, помогающие в разрешении задач данного этапа и проведение которых осуществляется параллельно с процессуальной деятельностью следователя.

Результаты проведенного анализа уголовных дел и статистических материалов позволяют сделать вывод о том, что при расследовании преступлений в сфере банковской деятельности, целесообразно проводить такие первоначальные действия:

· выемку и истребование предметов и документов;

· обыска помещений, иных мест возможного нахождения ценностей, денежных средств, документов, черновых записей, бланков, заготовок подделанных документов, печатей, штампов, электронных носителей информации и т.д.;

· следственный осмотр помещений, предметов, документов, электронных носителей информации и наложение ареста на материальные ценности, денежные средства, расчетные счета, движимое и недвижимое имущество для обеспечения возмещения нанесенного вреда, гражданского иска и возможной конфискации;

· допрос свидетелей и подозреваемых;

· назначение документальной ревизии отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности проверяемых предприятий, учреждений, организаций;

· поручение органам дознания провести оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление обстоятельств, имеющих значение для расследования.

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку сформулировать универсальные схемы расследования, используемые для любого случая, невозможно, также как невозможно предусмотреть наперед действия преступника. Поэтому каждая конкретная ситуация расследования требует от следователя, прежде всего, творческой деятельности в рамках уголовно-процессуальной регламентации на основании сформированных в науке обобщений судебно-следственной практики, теоретических положений и методических рекомендаций.

Деятельность следователя по расследованию преступления всегда связана с преодолением трудностей, обусловленных прежде всего недостаточностью информации, неопределенностью и разнообразием следственных ситуаций. Большинство трудностей носят преимущественно логичный характер и требуют для преодоления использования комплекса логичных и эвристичных операций.

Типичным логическим способом познания, используемым следователем, является версия.

Разнообразие экономических связей и отношений, технологические особенности осуществления той или иной хозяйственной операции, разные формы учета и документооборота создают в каждом конкретном случае индивидуальный комплекс исходной информации о событии преступления. В этом случае особое значение приобретает обобщенный опыт следственной практики, что позволяет сформулировать типичные следственные ситуации и, соответственно, типичные следственные версии.

Существующие в методической литературе сведения об аналогичных случаях, интересующих следователя, излагаются в литературе в виде описаний примеров из практики, недостаточно детализированы и мало систематизированы. Такое положение в целом не отвечает потребностям следственной практики в оптимизации и информационном обеспечении расследования, что в большинстве случаев осложняет пути разрешения отдельных следственных задач и снижает эффективность расследования в целом.

Рассматривая вопрос о типичных версиях расследования преступлений в сфере банковской деятельности, целесообразно исходить из общих положений криминалистики о системе следственных версий, учитывая особенности выдвижения типичных версий по делах об экономических преступлениях, опираться на типичные обстоятельства и следственные ситуации, характеризующие процесс расследования преступлений исследуемой группы. Вопрос об особенностях выдвижения версий по делам о хищениях уже затрагивался в криминалистической литературе.

Первую группу типичных версий первоначального этапа расследования преступлений в сфере банковской деятельности составляют общие версии о правовой сущности события:

· преступления: неосторожные, умышленные: а) непосредственно направленные на завладение кредитными ресурсами; б) выступающие способами подготовки, совершения и сокрытия первых; в) сопутствующие преступному покушению;

· другие правонарушения: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные;

· правонарушения (преступления) отсутствуют (имеют место гражданско-правовые отношения).

Друга группа системы типичных версий включает специальные версии, которые в свою очередь, могут быть классифицированы на две подгруппы: в зависимости от элементов состава преступления, а также относительно других обстоятельств, имеющих криминалистическое значение.

Версии, относящиеся к первой группе, представляют собой предположения, направленные на установление: 1) особенностей предмета посягательства (направление использования кредитных средств, размеров причиненного вреда, местонахождения и движения денежных и материальных ценностей и т.д.); 2) обстоятельств объективной стороны состава преступления (прежде всего, общей схемы преступления, механизмов подготовки, совершения и сокрытия преступления, отдельных незаконных операций); 3) субъекта преступления, возможных соучастников, лиц, причастных к совершению преступления, их связей с кредитором и заемщиком; 4) мотивации действий (важное значение этот элемент имеет при разграничении хищения от мошенничества с финансовыми ресурсами).

К версиям второй подгруппы относятся предположения о фактах, которые сами собой не имеют прямого уголовно-правового значения, однако, важны для установления разных обстоятельств, имеющих криминалистическое значение. Их спектр очень широк и не может быть сведен к определенному исчерпывающему перечню. Так, например, к версиям подобного рода можно отнести предположение относительно того, кто именно представлял интересы заемщика в банке; кто отвозил в банк документы и т.д.

В результате проведенного нами исследования определены лишь некоторые особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых в сфере банковской деятельности, которые могут быть использованы при проведении дальнейших теоретических исследований в данной области, а также в деятельности правоохранительных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.