КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производство распределение обмен потребление
Основы маржинализма
В 70-х годах прошлого столетия произошла еще одна революция: кардинальная смена парадигмы в экономической теории. Появилось учение, обобщенно называемое маржинализмом (от фр. «маржиналь», предельный). Это название неточно отражает методологические основы нового учения, но, тем не менее, закрепилось в науке. Основателями маржинализма считаются А. Курно, Г. Госсен, У. Джевонс и группа австрийских ученых, «австрийская школа». Вспомним традиционный подход к движению продукта по стадиям воспроизводства: В лучших трудах классической школы исследование начиналось с производства и последовательно двигалось к потреблению. Человек интересовал классическую школу, прежде всего, как производитель, созидатель общественного богатства. И гораздо меньше – как потребитель. Первая методологическая особенность нового учения заключается в том, что исследование проводится с точки зрения потребителя. Потребитель, потребность, полезность товара, спрос – главные категории маржинализма. В этом смысле эта доктрина довольно гуманистична: в ней человек с его потребностями является самодовлеющей ценностью. Именно потребление становится движущим началом и конечной целью экономики и отражающей ее науки. Можно предположить, что перенос центра тяжести на потребителя был связан с тем, что первый серьезный кризис перепроизводства в Европе высветил одну из самых сложных проблем современной рыночной экономики: проблему реализации. Этот кризис начался в 1873 году именно в Австрии, отсюда и интерес австрийских ученых к проблемам спроса, а, следовательно, и к проблемам потребностей и потребления. Кризис был длительным и скоро стал мировым, он продолжался до 1878 года, то есть охватил период наиболее мощного развития маржиналистской идеи. Вторая методологическая особенность маржиналистского учения – субъективно-психологический подход к проблемам экономической жизни. В связи с этим в экономическую теорию были введены и новые категории. В частности, помимо уже привычных категорий стоимости и цены, экономисты стали манипулировать понятием ценности: ценность есть не что иное, как моя собственная оценка блага для меня же самого, это мое отношение к благу. Отметим, что науки тоже подвержены влияниям моды. В 70 – 80-х годах прошлого века в Европе и Америке интенсивно развивалась психология, а чуть позже и психоанализ. Люди зачитывались психологической литературой, и это тоже может быть фактором новых подходов к экономической жизни. Третья методологическая особенность – использование предельных (маржинальных) величин для исследования экономических законов и категорий. Маржиналисты же предпочитают заниматься проблемами последовательных приращений (или убываний) одинаковых величин запаса блага. Итак, мы поняли теперь главное: маржиналистская экономическая наука стала вести анализ «в обратную сторону», от потребления к производству.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |