Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема




Семинарское занятие 1.

Теории возникновения девиантного поведения

(заполните недостающие графы)

Концепции Сущность
Биологический подход: а) биосоциологическая теория (Ч. Ломброзо) б) биосоциологическая теория (У. Шелдон) в) эволюционная теория (Ч. Дарвин) г) этологическая теория (К. Лоренц) д) Психогенетика или евгеника (Ф. Гальтон, Г. Мендель)   Преступное поведение человека связано с его анатомическим строением. Связь между типами темперамента (и поведения) и типами соматического строения человека. ??? ??? ???
Психологический подход: а) концепция аномальной личности (В. Франкл)   б)клиенцентрированная психотерапия (К. Роджерс)   в) теория самоактуализации личности (А. Маслоу)     г) психодинамическая теория (З.Фрейд)   д) индивидуальная психологическая теория (А.Адлер)   Проблемы поведения связаны с дефицитом духовных качеств (ценностей). Отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Акцент на понятие самости и самоактуализации – стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Искаженное представление о себе, внутренний конфликт между потребностью в самореализации вызывает проблемное поведение. Человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями. И если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, духовность, творчество невозможна, она подменяется самовыражением через девиантное поведение. Поведенческие проблемы личности появляются тогда, когда защитынеадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Защиты – подавление, отрицание, проекция, формирование реакции, регресс, сублимация. ???
Социологический подход а) концепция аномии (Э. Дюркгейм)     б) социологическая концепция (Р. Мертон) в) социологическая концепция (Т. Парсонс) Аномия - состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества вызвано резкими скачками. Аномия – социальная дезорганизация, т.е старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. ???   ???

 

План:

  1. Отклоняющееся поведение: критерии определение понятия.
  2. Классификация видов отклоняющегося поведения. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения.
  3. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения.
  4. Социально- психологическое воздействие на личность отклоняющегося поведения: профилактика, коррекция, сопровождение.

1. Словарь: аномалия,аттитюд, девиантное, делинквентное, дидактогении, диагностика, импритинг, интериоризация, коррекция, запущенность, мировоззрение, норма, неформальные молодежные объединения, отклонение, правило поведения, патология, пектация, профилактика, перевоспитание, педагогическая «трудные дети», рэкет, реабилитация, социальная дезорганизация, стереотип, установка, ценности.

2. Вопросы:

1. Проанализируйте и раскройте подходы к оценке поведенческой нормы, девиаций и патологии: социально-правовой, педагогический, психологический, психиатрический, организационно-профессиональный.

2. Как вы думаете, почему, Т. Парсонс считал подростковый возраст «социальным импритингом»?

3. Поясняете, что из перечисленного не относится к отклоняющемуся поведению: курение табака, супружеская измена, употребление наркотиков, суицидальная попытка, ложь, наказание ребенка, гомосексуальные отношения, увлечение компьютерными играми, татуаж, чрезмерное увлечение телевизионными передачами, игра в карты, прогул уроков, грабеж, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, частая смена половых партнеров.

4. Охарактеризуйте неформальные объединения («хиппи», «панки», «скинхеды» и др.) и их влияние на девиантное поведение подростков.

5. Ряд авторов (К. Манн Кэгни, Д. Миллер и др.) различают «первичную» и «вторичную» девиацию. Раскройте их сущность.

3.Подборите статью из периодической печати по проблемам социальных отклонений. Составьте не менее 7 вопросов к выбранной статье.

4. Подберите диагностические методики (опросники, анкеты, тесты и др.) для изучения девиантной личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.