Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации: общие, частные, ситуационные




В специальной литературе не выработано единого подхода к фор­мулированию принципов организации. Некоторые исследователи истолковывают отдельные законы как принципы, а принципы воз­водят в ранг законов.

По нашему мнению, принципы отличаются от законов гносео­логическим происхождением. Если закон отражает устойчивые, по­вторяющиеся связи и отношения, происходящие в природных и общественных явлениях, то принцип является оптимальным прави­лом, нормой, которые сформулированы людьми и носят субъектив­ный характер. «Правильные принципы в руках посредственных лю­дей, — указывает автор книги «Двенадцать принципов производи­тельности» Г. Эмерсон, — оказываются сильнее бессистемных и слу­чайных попыток гения... Дайте самому Наполеону ложные принци­пы, и результаты, которых он достигнет, в лучшем случае окажутся посредственными».

Принципы организации можно разделить на общие, частные и
ситуационные. Все они связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития организации как целостной системы.

Одним из первых разработал систему общих принципов Анри Файоль, предложивший в своей работе «Общее и промышленное управление» четырнадцать принципов (по его мнению, их может быть и больше).

Принцип актуальности — принцип выработки и принятия
управленческих решений, а также планирования служебной деятельности, который предполагает включение в план наиболее важных для данного периода мероприятий, обуслов­ленных изменением обстановки, характера задач, решаемых органи­зацией (ее подразделением).

Принцип [от лат. ргicipium — основа, начало]:

1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения, отражающее законы или закономерности исследуемого явления. П. представляют собой как теоретическую, так и прикладную (функциональную) стороны этого явления.

2. Руководящая идея, основное правило, положенное в основу деятельности.

3. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, опре­деляющее норму поведения.

Небесполезно замечание о природе принципов выдающегося не­мецкого военного теоретика К. Клаузевица: «Принцип есть такой же закон для действия, но не в его формальном окончательном значении; он представляет лишь дух и смысл закона; там, где многообразие дей­ствительного мира не укладывается в законченную форму закона, принцип предоставляет суждению большую свободу при его приме­нении. Так как самому суждению предоставляется мотивировать те случаи, где принцип неприменим, то последний является подлинной точкой опоры и путеводной звездой для действующего лица».

Принципиальность — нравственное качество личности, прояв­ляющееся в последовательности и неуклонности проведения в жизнь определенных норм и ценностей, являющихся для личности наиболее значимыми. Особое значение в организации управления имеет П. руко­водителя, его умение отстаивать интересы возглавляемого органа (под­разделения), коллектива по принципиально важным вопросам. П. — важнейшая составляющая авторитета руководителя, его управленче­ской позиции.

Принцип «80:20» — правило организации управления, согласно которому 20% сотрудников выполняют 80% всего объема работы, а остальные 80% — лишь 20% от полученного задания; руководители 80% конфликтов имеют с 20% подчиненных; 80% расходов на подго­товку кадров приходится на 20% работников; 80% всех" нарушений допускают 20%о сотрудников; творческие работники 80% отведенного времени тратят на совершение 20% своих дел и планов; после выдачи указаний правильно и в срок будут исполнены 80% этих указаний, а остальные 20% потребуется «выбивать» от подчиненных должност­ных лиц и т. д.

Принцип внепартийности (департизации) — организационно (социалъно)-политический принцип деятельности органов государ­ственной власти и государственного управления, понимаемый в смысле защиты такого управления от политического влияния со сто­роны каких бы то ни было политических партий и организаций, от проявления политических симпатий и антипатий представителей лю­бых ветвей власти, от их попыток втягивать государственные органы управления в решение политических вопросов.

Принцип всеобщности (сквозного) контроля — один из прин­ципов контроля в организации управления служебной деятельностью. Означает: контроль не должен быть прерогативой исключительно на­чальника; каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему никто специально этого не поручал; все уровни, звенья и сферы служебной деятельности должны быть под­контрольны и реально доступны для осуществления контроля субъек­тами управления, наделенными для этого соответствующими обязан­ностями и правами. Каждый сотрудник обязан осуществлять само­контроль

Принцип всесторонности и полноты:

1. Принцип оценки об­становки, который предопределяет необходимость создания инфор­мационной базы для исследования всех аспектов оцениваемого явле­ния, события, факта, обстановки в целом или ее элементов; является одним из условий ее объективности.

2. Принцип оценки деятельности подчиненных, который включа­ет: а) требование исследования всех (при комплексной оценке) или отдельных направлений деятельности подчиненного (при специаль­ной оценке) как целостной системы в совокупности всех ее основных элементов; б) требование комплексного использования методов сбора исходной информации, необходимой для оценки, ее анализа и обоб­щения.

3. Принцип доведения решения до исполнителей, предполагающий обеспечение их объемом информации, достаточным для того, чтобы каждый четко представлял не только свою собственную задачу — что, когда, как, где и к какому сроку надо сделать, но и свое место в реали­зации общего замысла руководителя.

Принцип гибкости:

1. Принцип обеспечения эффективного функционирования системы управления служебной деятельностью ор­гана (подразделения) управления, означающий способность субъекта управления трезво оценивать изменения обстановки, складывающейся ситуации и приноровляться к ним. Обязывает руководителя (или дру­гое должностное лицо, принимающее решение) предусматривать воз­можность маневра, использования тех средств, форм и методов управ­ления, которые в наибольшей мере отвечают специфике изменившей­ся ситуации, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений.

2. Принцип выработки и принятия решения, означающий, что принимаемое решение должно предоставлять исполнителю возмож­ность для проявления инициативы и творческого поиска оптимальных способов его выполнения в случае изменения ситуации («поле свобо­ды действий»), а самому субъекту управления (особенно руководите­лю) — возможность маневра, при необходимости — и отступления, внесения корректив в принятое решение или перехода на запасной ва­риант его исполнения («Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить. Тогда избежишь участи бодливого барана, чьи рога застря­ли в стене». Хун-Цзычен, китайский философ, XVII век).

3. Принцип планирования служебной деятельности, допускаю­щий корректировку плана с изменением обстановки без существен­ного ущерба его основному замыслу, качеству проведения намеченных мероприятий, а также маневрирование наличными силами и средствами.

Принцип гласности:

1. Принцип демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, развития творческой активности масс. Гласность в этом смысле предполагает свободную циркуляцию социальной информации в обществе, возмож­ность получения точной, полной, достоверной информации, ее публич­ной оценки, выражения своего мнения по обсуждаемой проблеме. Эф­фективным инструментом обеспечения П.г. в социальном управлении выступают средства массовой информации. Реализация П.г. дает граж­данину страны возможность влиять на выработку управленческих реше­ний, проверять их выполнение, получать необходимые сведения о дея­тельности аппарата управления, отдельных должностных лиц. Благодаря этому социальное управление обеспечивается объективно необходимой постоянной «обратной связью», получает надежные оценки социальных последствий осуществляемых решений, информацию об изменениях в условиях жизни, социальном положении различных общественных групп, о состоянии и динамике мнения людей по вопросам труда, быта, досуга и т. п. Пределы реализации П.г. зависят от существующих в об­ществе правовых гарантий — независимости от органов власти, объективности, свободы слова.

2. Как принцип организации управления деятельностью любой ор­ганизации предполагает информирование при необходимости сотруд­ников по общим вопросам руководства и действительном положении дел в организации; выявление, изучение и учет общественного мне­ния. Реализация П.г. является важным средством формирования здорового морально-психологического климата в коллективе, развития демократизации управления, повышения эффективности функциони­рования каналов обратной связи. Но это не означает информационно­го произвола, и П.г. должен использоваться с учетом требований кон­фиденциальности, обеспечения сохранности государственной тайны, необходимости сочетания гласных и негласных начал, методов и средств управленческой деятельности. Вместе с тем, гласность явля­ется необходимым условием обеспечения связи организации, органов управления с общественностью

Диапазон применения П.г. в сфере социального управления опре­деляется следующими параметрами:

а) требованиями соответствую­щих законодательных и подзаконных нормативных актов;

б) с точки зрения необходимого и достаточного объема информации об управ­ленческих решениях, принятых на различных уровнях;

в) исходя из качества информации, используемой для принятия решений (ее достоверности, полноты, значимости и т. п.);

г) с точки зрения установлен­ных соответствующими законодательными и подзаконными норма­тивными актами пределов контроля со стороны общественности за информацией, касающейся сферы деятельности данной организации.

Принцип гуманизма — принцип организации управления, кото­рый означает признание приоритета человеческого фактора в органи­зации социального управлении и ориентацию на саморазвитие лично­сти, уважение ее индивидуальной позиции. В общем смысле гуманизм [от лат. humanus — человечный] — это мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к их челове­ческому достоинству, заботой о благе людей. В современную эпоху он призван выражать приоритет общечеловеческих ценностей и интере­сов, впитать в себя все достижения гуманистических исканий по наи­более полной реализации творческих способностей человека.

П.г. — один из основных принципов организации социального управления. Он предполагает создание условий для свободного раз­вития творческих сил и способностей человека, проявляется в под­держании у каждого работника высоконравственного отношения к труду, недопустимость применения в отношении лица (лиц) мер и средств, причиняющих физические или нравственные страдания, унижающих человеческое достоинство или наносящих ущерб состоя­нию здоровья, незаконного распространения сведений об обстоятель­ствах личной жизни сотрудника, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье. П.г. находит свое отражение в принципе соблюдения прав и свобод человека, в социальной и правовой защите (государственной защите) должностных лиц органов управления. Гуманизм в организа­ции управления поддерживается и обеспечивается объективной оцен­кой трудовых успехов, достойным материальным вознаграждением работника, его своевременным и заслуженным должностным продви­жением. Специалист органов управления вправе рассчитывать на справедливую оценку и общественное признание его достижений, со­ответствующее отношение к профессиональному и служебному росту, гарантии по страхованию жизни и здоровья, достойный уровень пен­сионного обеспечения и медицинского обслуживания. Реализация этого принципа обязывает руководителя ценить и уважать личное достоинство подчиненного, проявлять постоянную заботу о всесто­роннем развитии его личности, о создании для него нормальных усло­вий жизни и деятельности.

Принцип действенности (конструктивности):

1. Критерий оценки качества решения

2. Принцип организации контроля или, как принято именовать его в западной научной литературе по вопросам управления, «прин­цип ориентации контроля на результаты», суть которого в следую­щем: конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать инфор­мацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед органом (подразделением). Данный принцип определяет направленность контроля не столько на выявле­ние отклонений в ходе исполнения принятых решений, недостатков и положительных моментов в деятельности организации как таковых, сколько на выработку конкретных мер по устранению этих недостат­ков и негативных отклонений, по предупреждению возможных сбоев в работе и появления новых недостатков, по распространению пере­дового, прогрессивного опыта. В этом проявляется исключительно важная, превентивная функция контрольной деятельности.

3. Одно из условий эффективного использования критики в управлении служебной деятельностью.

Принцип детерминизма [от лат. determinare — определять, обу­словливать]:

1. Принцип оценки обстановки, предопределяющий необходимость выявления обусловленности, объяснения причин оце­ниваемого явления. По мере накопления данных об изменении того или иного элемента обстановки все более четко проявляются тенденции в его развитии, что позволяет своевременно принимать соответст­вующие решения.

2. Принцип планирования, который предполагает своевременное внесение в планы коррективов, обусловленных изменениями обста­новки или результатами выполнения ранее намеченных плановых по­зиций.

3. Принцип оценки деятельности подчиненных. Означает не только необходимость учета изменения со временем качеств оцени­ваемого сотрудника или коллектива в лучшую или худшую сторону, но и изменение условий их деятельности, характера решаемых задач, субъективных показателей (состояния, здоровья сотрудника, взаимо­отношения в его семье и пр.), обусловливающих эффективность этой деятельности.

Принцип динамизма — один из принципов обеспечения эффек­тивного функционирования системы управления, который требует обеспечения субъектом управления последовательного движения управляемого объекта к намеченной цели, умения своевременно вскрывать нарушения, отклонения от нормального течения управлен­ческого процесса, разрешать эти противоречия быстро, квалифициро­ванно, настойчиво преодолевая препятствия на пути к поставленной цели, своевременно внося необходимые коррективы в стратегию и тактику управленческой деятельности.

Принцип единства системы управления — принцип организа­ции управления, который отражает жизненно важное условие эффек­тивного функционирования любой организации и предполагает фор­мирование единой, целостной организационной структуры управле­ния и обеспечения эффективного ее функционирования. Но в каждой организации этот принцип реализуется по-своему с учетом ее предна­значения, статуса (государственная или негосударственная), числен­ности, территориального размещения, национальных традиций и множества других факторов управления.

Принцип единства теории и практики — требование к органи­зации управления, заключающееся в том, что любое управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам системы управления и решать одну из ее практических задач

Принцип законности — требование строжайшего соблюдения законности при организации социального управления.

Принцип использования власти — общее правило эффективного управления, которое звучит так: «Никогда не испытывай своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы. Но в этом по­следнем случае применяй ее в максимально возможной степени».

Принцип историзма (конкретно-исторического подхода) — принцип оценки обстановки в ее динамике с учетом всех значимых факторов, выражающий необходимость конкретно-исторического подхода к оцениваемому явлению. Такой подход позволяет не только лучше понять настоящее, но и проникнуть в будущее, решить важ­нейшую задачу оценки обстановки — прогнозировать ее развитие.

Принцип комплексности:

1. Принцип планирования деятель­ности органов управления. Целенаправленность и эффективность планирования этой деятельности обеспечивается комплексным ис­пользованием сил и средств данного органа (подразделения), а также возможностей взаимодействующих субъектов управления в интересах решения общих задач на конкретном участке, объекте, направлении или линии работы.

2. Принцип расстановки сил и средств организации. Требует обеспечения необходимых условий для их комплексного применения в соответствии с замыслом решения или общей системы мер (деятель­ности органа управления) в регионе, направлении деятельности орга­на (подразделения) управления. Особое значение данный принцип имеет для формирования дееспособного коллектива, в котором спо­собности и возможности каждого сотрудника проявляются с наи­большей пользой для общего дела и для каждого.

Принцип конкретности:

1. Принцип выработки и принятия решения, требующий точной постановки и формулировки целей, задач предстоящей деятельности, четкости изложения решения, не допус­кающей разночтения, недопонимания, возможности уклонения от исполнения

2. Принцип планирования. Требует четкого определения вытекающих из общего замысла плана (цели решения) задач, способов, сил и средств, последовательности и сроков их выполнения, обеспечивающих возможность контроля за ходом реализации плана, проверку исполнения. Это означает, что каждый пункт плана должен давать четкий ответ на вопросы: что и для чего надо сделать, где, когда, как, кто должен сделать и кто несет ответственность за исполнение планируемого.

3. Принцип организации исполнения принятого решения и, прежде
всего, доведения принятого решения до исполнителей. Его реализация
достигается четкостью изложения руководителем замысла своего ре­шения, конкретизацией решения вышестоящего руководителя (органа управления) с учетом специфики обстановки, в условиях которой подчиненным придется его выполнять.

4. Принцип контроля, означающий, что конкретными должны быть не только цель контроля, но и его результат: каждое выявленное или предполагаемое отклонение от намеченного хода реализации принятого решения — это конкретная управленческая ситуация, тре­бующая принятия вполне конкретного корректирующего воздействия.

Принцип «кнута и пряника» — тип мотивации, предполагаю­щий намеренное использование в определенном сочетании таких внешних стимулов, как поощрение и наказание для мотивации со­трудников, сходный с легендарным методом, заставляющим двигаться осла

Принцип координации — принцип организации управления, ко­торый гласит: усилия членов организации должны быть скоординированы, сотрудники должны действовать сообща в достижении поставленной цели, решении общих задач. Это, в свою
очередь, предполагает наличие единой цели и обусловлено тем, что хотя организация и начинается с объединения усилий двух или более людей для достижения общей цели, такое сообщество еще не образует организационной структуры.

Принципы кадровой политики в области развития персонала организации — основные положения кадровой политики, которые включают: непрерывность развития персонала; общедоступность сис­темы развития персонала; приоритет интересов работника; свободу работодателя в выборе способов развития персонала с учетом специ­фики деятельности организации и региона; демократизм в управлении системой развития персонала; регулирование основных положений и условий развития персонала в организациях

Принципы компетентности по Питеру (мэрфология):

1. Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, приходится делать ошибки.

2. Как сверхнекомпетентность, так и сверхкомпетентность могут представлять угрозу для интересов ор­ганизации.

3. Сохранение за руководителем занимаемого поста никоим образом не связано с его профессиональной компетентностью. Де­ло даже обстоит так, что руководители, наиболее прочно засевшие на своих должностях, отличаются патологической неспособностью ком­петентно выполнять служебные обязанности.

Принцип оптимизации организационной структуры управле­ния — принцип формирования организационно-штатной структуры управления, предполагающий достижение необходимых и макси­мально возможных результатов управленческой деятельности при ми­нимуме численности административно-управленческого персонала и расходов на его содержание

Практическая реализация этого принципа предполагает: необхо­димость перераспределения сил и средств в пользу наиболее важных участков и направлений деятельности, где возможен успех, предпола­гается достижение максимального результата; усиление позиций на тех направлениях, где угрозы интересам деятельности организации в данный момент наиболее реальны и опасны; соблюдение норм управ­ляемости, обеспечение устойчивости управления, в том числе в чрез­вычайных ситуациях, при сокращении численности управленческого аппарата и затрат на его содержание; необходимость сокращения чис­ленности руководящего состава (в том числе за счет должностей, вво­дившихся для закрепления «особо ценных кадров»), количества за­местителей, снижения «этажности» организационных структур управ­ления и т. п.

Принцип основного (главного) звена — один из основных принципов организации управления служебной деятельностью. Заклю­чается в выделении главной задачи на направлении, линии, участке или деятельности организации в целом и сосредоточении на ее реше­нии необходимых сил и средств.

Принципы обеспечения эффективного функционирования системы управления — принципы организации управления деятель­ностью организации, включающие принципы единоначалия (сочета­ния единоначалия и коллегиальности), целенаправленности, решаю­щего звена, объективности, оптимальности, динамичности, гибко­сти, стимулирования.

Принципы организаторской деятельности руководителя —принципы организации управления, которым должен следовать руко­водитель в организации работы подчиненных. Знание и умелое при­менение этих принципов способствуют повышению эффективности организаторской деятельности руководителей органов управления, наиболее ярко отражают его управленческую культуру, искусство управления и организаторские способности.

Принципы оценки управленческого решения — основные требования к управленческому решению, включающие:

а) учет факто­ра времени;

б) учет затрат и результатов, дос­тижение поставленной цели, решение задачи (оптимальность);

в) применение для выработки решения системного, комплексного и др. научных подходов (комплексность);

г) обеспечение многовариантно­сти (альтернатива) при выборе решения;

д) обеспечение сопостави­мости вариантов решения (по исходной информации, объему, качест­ву, срокам, методам, условиям и др.).

Принципы планирования — функциональные принципы управ­ления, которые, кроме основных, включают следующие правила:

а) ранжирование решаемых задач по степени их важности;

б) вариант­ность принятых решений;

в) сбалансированность плана по объектам управления, срокам реализации, возможностям;

г) согласованность плана с параметрами внешней среды;

д) преемственность стратегиче­ского, тактического и текущего планирования;

е) социальная ориента­ция плана (обеспечение экологичности, эргономичности и безопасно­сти);

ж) автоматизация системы планирования;

з) обеспечение обрат­ной связи в системе управления (контроль за ходом реализации плана);

и) обоснованность плановых показателей;

к) применение к планированию научных подходов.

Принципы построения организационной структуры управле­ния — часть принципов управления, обеспечивающих формирование оптимальной организационной структуры управления, предполагает реализацию следующих основных требований: любая работа, незави­симо от степени ее важности, необходимая для достижения цели дан­ной организации, будет выполнена ее соответствующим элементом; будет обеспечен минимум дублирования подразделениями (должно­стными лицами) выполнения чужих задач; будет найдено оптималь­ное распределение задач между объектами управления, между со­трудниками аппарата, управленческими и техническими подразделе­ниями.

Принцип политического соответствия — один из основопола­гающих принципов организации управления в государственных структурах, требующий подчиненности деятельности организации (прежде всего, органов государственного управления) внешней и внутренней политике государства

Принцип простоты:

1. Один из принципов построения органи­зационной структуры системы управления. Если организационная структура системы управления слишком сложна, в ней запутаны связи между ее элементами, затруднено прохождение команд (управляюще­го воздействия) и получение информации по каналам обратной связи, это неизбежно приводит к резкому снижению эффективности ее функционирования.

2. Принцип организации контроля в системе социального управ­ления: если система контроля слишком сложна и люди, взаимодейст­вующие с ней, не понимают и не придерживаются ее, такая система контроля не может быть эффективной.

Принцип Питера (мэрфология) — «В любой иерархической сис­теме каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпе­тентности.

Следствия:

1. С течением времени каждая.должность будет занята служащим, который не компетентен в выполнении своих обязанностей.

2. Работа выполняется теми служащими, которые еще не достиг­ли своего уровня некомпетентности».

Скрытый постулат Питера согласно Годину:

«Каждый служащий начинает со своего уровня некомпетентности».

Наблюдение Питера:

«Сверхкомпетентность более нежелательна, чем некомпетент­ность».

Принцип подотчетности и подконтрольности — правило орга­низации социального управления, предполагающее возможность и не­обходимость истребования органами государственной власти и госу­дарственного управления, наделенными соответствующими полномо­чиями, включая отчетность о деятельности организации и осуществления контроля ее деятельности. Для этого существует ус­тановленная соответствующими нормативными актами система от­четности (в том числе, статистической отчетности о положении и результатах деятельности организаций как в государственном, так и в частном секторе), используются различные формы внешнего контроля

Принципы психологической мотивации — принципы управле­ния, которые предполагают использование психологических методов воздействия в организаторской деятельности руководителя. При этом:

а) руководитель должен быть искренним и доброжелательным. Под­чиненные всегда чувствуют неискренность в поведении руководителя;

б) поощрения мотивируют лишь тогда, когда они заслужены и человек сознает это. Поощрения обесцениваются, если раздаются и полу­чаются незаслуженно или несправедливо;

в) руководителю всегда следует лично благодарить работника за хорошую работу. Работник должен знать, когда и что он выполнил хорошо. При этом особо отме­чается индивидуальный вклад работника, а не всей группы (коллекти­ва). Желательно оценивать успехи работника на его рабочем месте;

г) достигнутые работником успехи должны демонстрироваться гласно и наглядно;

д) за особые заслуги работник должен получать оценку не только от непосредственного, а от высшего руководства организация;

е) используя различные формы поощрения, нужно оценивать психо­логические последствия принятых решений для коллектива. Призна­ние одного человека подразумевает непризнание других;

ж) поощре­ния должны особо выделять выдающихся работников, тех, кто вносит заметный вклад в успех организации.

Принцип Пфайфера (мэрфопогия ) — «Никогда не принимайте решения сами, если можно заставить решить кого-либо другого».

Принцип «разделяй и властвуй» — принцип агрессивной политики ряда государств и управленческой деятельности некоторых руководителей. В то же время П.«р.и.в.» яв­ляется основой для системы «сдержек и противовесов» в организации управления деятельностью конкретной организации, условием функ­ционирования системы управления.

Принцип разумной достаточности — принцип расстановки сил и средств организации. Применительно к деятельности органов управления его можно выразить формулой: надо иметь минимум сил и средств, необходимый и достаточный для успешного решения стоя­щих задач при условии максимально эффективного их использования. Рациональная расстановка сил и средств, в том числе и их сосредото­чение на главных участках и направлениях служебной деятельности, должна достигаться не только и даже не столько количественным наращиванием их, а прежде всего качест­венным совершенствованием, умелым маневрированием. Кроме того, надо иметь в виду итак называемый эффект Рингельмана: «По мере увеличения числа участников решения общей задачи происходит по­степенное уменьшение среднего индивидуального вклада каждого в итоги групповой работы».

Принципы руководства (в самом общем виде) — основные пра­вила, которым следуют руководители в осуществлении управленче­ской деятельности. Поэтому в общей и
специальной литературе иногда не делается различия между принципами руководства и принципами управления, как не делается, подчас, различия между «менеджером» (управляющим) и руководителем. Однако в управлении, наряду с общими принципами, которыми обязан руководствоваться каждый руководитель, есть группа технологиче­ских принципов, отражающих, например, основные правила накопления и обработки информации, которые принципами руководства никак не назовешь.

Принцип разделения власти — требование к построению орга­низационной структуры государственного управления, выражающее­ся в разделении целостной, совокупной системы государственной вла­сти на несколько «ветвей». П.р.в. предполагает разделение власти ме­жду отдельными государственными органами, взаимодействующими друг с другом на основе относительно взаимонезависимого положе­ния. Несамодостаточность отдельных государственных органов вла­сти ставит их в зависимость друг от друга в процессе ее осуществле­ния. В то же время независимость их положения, с точки зрения осу­ществления управленческих полномочий, не позволяет каждой «ветви» в отдельности монополизировать власть. Независимость по­ложения отдельных органов власти обеспечивает их раздельным фор­мированием посредством выборов.

Принцип реальности:

1. Принцип выработки и принятия ре­шения, требующий учета возможности исполнения решения в данной конкретной ситуации имеющимися силами и средствами, с учетом на­личных ресурсов, в установленные сроки и определенным образом. При отсутствии такой возможности в решении должны предусматри­ваться меры по ее созданию.

2. Принцип планирования, который означает, что следует исхо­дить из возможности выполнения плана имеющимися силами и сред­ствами, при наличии соответствующих материальных, финансовых й иных ресурсов в намеченные сроки, а при отсутствии таковой — пре­дусматривать создание дополнительных возможностей для достиже­ния поставленных целей.

3. Принцип расстановки сил и средств, предполагающий учет реальных возможностей имеющихся сил и средств при их расстановке и определении исполнителей конкретного решения, что является важ­ным условием создания организационных предпосылок для реализа­ции принятого решения. Придерживаясь данного принципа, каждый руководитель должен учитывать опыт работы и квалификацию со­трудника, его загруженность. Желательно, чтобы поручаемое задание соответствовало основным функциональным обязанностям сотрудни­ка или направлению его деятельности.

Важно также, чтобы при распределении поручений учитывались границы профессиональных, физических и иных возможностей со­трудников. Поручать исполнителю задание, которое ниже его сил и возможностей, равнозначно расточительству, лишению его всякого удовлетворения от работы. Считается, что поручение должно нахо­диться в пределах верхней границы возможностей каждого. При орга­низации исполнения принятых решений и распределении поручений небесполезно принимать в расчет особенности психологического склада, темперамента исполнителя, в том числе и обусловленного чертами национального характера.

Принцип регулярности (систематичности) — принцип оценки обстановки и оценки деятельности подчиненных, предполагающий постоянное отслеживание изменений оцениваемого явления и перио­дическую (через определенный промежуток времени) его оценку. Ре­гулярная, систематическая оценка обстановки позволяет своевремен­но выявлять тенденции ее развития и принимать адекватные решения. Реализация данного принципа в оценке личных и деловых ка­честв сотрудников, их деятельности на порученном участке положи­тельно сказывается на развитии, совершенствовании профессиональ­ного мастерства, на отношении сотрудников к исполнению своих функциональных обязанностей.

Принцип решающего (слабейшего) звена

1. Принцип орга­низации управления, суть которого состоит в умении руководителя со­средоточить усилия свои и возглавляемого им коллектива на том уча­стке или направлении служебной деятельности, изменение положения дел на котором в данный момент позволит повысить эффективность системы управления деятельностью органа в целом. П.р.з. близок, ноне тождествен принципу основного звена.

2. Принцип оценки обстановки, который позволяет субъекту управления (прежде всего, руководителю) выделять те ее элементы, а в самих элементах те ключевые вопросы, положения, которые заслуживают наибольшего внимания, и, соответственно, — те участки и направления служебной деятельности, сосредоточив усилия на кото­рых можно повысить ее эффективность в целом.

3. Принцип расстановки сил и средств. Предполагает умение ру­ководителя сосредоточить свои усилия и силы коллектива на том уча­стке или направлении служебной деятельности в данный момент, из­менение положения дел на котором позволит повысить эффектив­ность системы управления деятельностью органа в целом.

Принципы расстановки кадров — включают принципы соот­ветствия, перспективности, сменяемости. Принцип соответствия озна­чает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов тре­бованиям замещаемых должностей. В применении принципа перспек­тивности должны учитываться следующие условия: установление возрастного ценза для различных категорий служащих; определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы; возможность изменения профессии или спе­циальности, организация систематического повышения квалифика­ции; состояние здоровья. Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию кадров могут способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации. Застой (стагнация, старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для органи­зации. Например, многие руководители подразделений заявляют, что очень трудно хорошо работать в этой должности более шести-семи лет на одном месте.

Принципы связи элементов организационной структуры управления — принципы формирования организационной структуры управления, обеспечивающие ее эффективное функционирование и развитие, которые реализуются путем создания и четкого определения условий использования скалярной и латеральной цепей (см. скалярная цепь, латеральная цепь). Каналы таких связей должны быть точно оп­ределены и хорошо известны сотрудникам, что обеспечивается чет­ким распределением функциональных обязанностей и прав каждого должностного лица, и действовать надежно. Линии связи по возмож­ности должны быть максимально прямыми и короткими: чем короче линия связи, тем быстрее решаются вопросы, тем меньше ошибок при их решении.

Принципы системного анализа — основные требования к осу­ществлению системного анализа в ходе выработки управленческих решений:

а) необходимо рассматривать объект анализа (ситуацию, проблему) с позиций системного подхода как целое, как единую сис­тему;

б) выделение на основе изучения этого объекта и ранжирования факторов его развития цели и установление способов ее достижения;

в) выявление и оценка возможных путей достижения цели путем обеспечения сопоставимости вариантов решения по качеству (эффек­тивности, действенности), степени риска, объему предстоящих работ, срокам, методам получения выводной информации и условиям их применения;

г) выявление и четкое формулирование конкретных за­дач;

д) восхождение от абстрактного к конкретному;

е) единства ана­лиза и синтеза, что предполагает разделение на составные части сложных анализируемых явлений, предметов с целью глубокого изу­чения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаи­мосвязи и взаимозависимости, логического и исторического; ж) выяв­ление в объекте системного анализа разнокачественных связей и их взаимодействия;

з) оперативности и своевременности анализа.

Принцип соответствия служебных обязанностей, прав (пол­номочий) и ответственности — принцип формирования организаци­онной структуры управления, который предполагает четкое опреде­ление: служебных (должностных, функциональных) обязанностей участников управленческого процесса (как основных, так и делегиро­ванных); прав (полномочий), необходимых для выполнения этих обя­занностей; форм ответственности за исполнение как основных, так и делегированных обязанностей перед лицом, их делегировавшим.

Принцип устойчивости и развития — принцип построения ор­ганизационной структуры управления, суть которого заключается в том, что эффективно только такое управление, которое обеспечивает достаточную стабильность своей структуры вопреки возмущающим воздействиям внешней среды и внутренних факторов управления, а также обладает способностью развиваться, совершенствоваться с из­менением обстановки и развитием научно-технического прогресса.

Принципы управления — основные правила, которые должны соблюдать участники управленческого процесса при реализации сво­их управленческих функций. П.у. являются одной из основных форм целенаправленного использования объективных законов и закономер­ностей науки управления в практике управления. По своей природе они объективны, поскольку отражают реальные условия функциони­рования управления той или иной сферой деятельности, и субъектив­ны, так как преломляются сквозь призму конкретной личности (руко­водителя, сотрудника) при их применении. Они стабильны, поскольку выражают сложившиеся, наиболее устойчивые представления об эф­фективном управлении, и вместе с тем достаточно переменчивы, ме­няясь каждый раз с изменением условий жизни, требований, предъяв­ляемых к социальному управлению, к управлению деятельностью той или иной организации.

Особенность этих принципов состоит в следующем:

а) они обу­словлены сущностью и закономерностями науки управления, регули­руют процессы формирования и обеспечения эффективного функцио­нирования данной системы управления (органов или подразделений) с учетом ее специфики;

б) они отражают специфику производственной деятельности организации, а потому неизбежно отражают ее принци­пы, в том числе установленные законодательством;

в) принципы управления конкретной организации не могут не испытывать влияния принципов управления в системе более высокого уровня — социаль­ного управления, государственного управления;

г) они отражают опыт, практику управления служебной деятельностью в органах управления и уровень ее теоретического осмысления.

В управлении служебной деятельностью различают общие (ос­новные) и частные (функциональные) П.у Общие П.у. включают: принципы формирования организационной структуры управления и принципы обеспечения ее эффективного функционирования, которые, в свою очередь, делятся на организационно-политические (опреде­ляемые, главным образом, законодательно) и организационно-технические (или организационно-технологически е) принципы, сфор­мированные на основе достижений науки и практики организации управления.

Принцип федерализма управления — принцип организации управления, который предполагает гармоничное сочетание централизации с децентрализацией управления, усиление направляющего воз­действия центра с расширением прав, самостоятельности и ответст­венности органов на местах.

Глава 3. Структуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.