Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В эпоху Средневековья




Воспитание и школа в странах Западной Европы

 

1 Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 год, когда под натиском германских племен пала Римская империя. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, оплотом которого стало христианство. Средние века охватывают 12 столетий.

Католическая церковь — духовный центр Средневековья отвергала античную образовательную традицию.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой соотношение светского знания и христианской веры.

Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Открытую борьбу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находилось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной.

В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ {приходские, монастырские, соборные). Одними из первых открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционировала школа, где давалось элементарное образование (грамота, пение псалмов).

Повышенное образование предоставляли епископские школы, в которых обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Обучали диалектике, искусству красноречия, уметь защищать религиозные догмы. В риторике упражнялись в составлении устных и письменных проповедей. Программа математике предусматривала овладение арифметическими действиями. Считали, что цифра «3» символизирует Троицу, цифра «7» — сотворение Богом мира за 7 дней, геометрии сообщались и географические сведения (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп т.п.). Изучение астрономии предполагало наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Обучение музыке ставило целью знакомство с духовной музыкой. Таким образом, носило ярко выраженный религиозно-мистический характер.

2 С XII в. школьное образование постепенно выходит от подчинения церквей и монастырей. Постепенно городским школам удалось ослабить опеку Церкви: они стали сами определять содержание обучения и назначать учителей. Городские школы отличались практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Города боролись за право открыть в своих стенах университет, поскольку его появление способствовало оживлению общественной жизни, торговли, культуры. Университеты получали привилегии от короля или папы, укрепляющие их самоуправление, право присуждения ученых степеней и т.п.. Преподаватели университетов создавали объединения по предметам. Создавались факультеты, во главе которых стояли деканы. Преподаватели избирали ректора — руководителя университета.

К концу XIV в. насчитывалось 26 университетов, а столетие спустя их стало уже 63. Самая крупная высшая школа — Парижский университет (1215), который впоследствии (XVII в.) был назван Сорбонной в честь духовника короля Людовика IX Р. де Сорбона. Наиболее большой славой в Европе пользовались Болонский (1088), Кембриджский (1231), Оксфордский (1206), Пражский (1348) университеты.

В Средние века получает развитие такая форма образования, как ученичество. Она быстро охватывает ряд слоев феодального общества. Суть ее в том, что мастер за определенную плату брал к себе в обучение несколько учеников. Курс обучения продолжался несколько лет, по истечении которых ученик, работая в качестве подмастерья, зарабатывал деньги для открытия своего дела. На ученичестве была построена рыцарская система воспитания. До 7 лет сыновья феодала получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок вышестоящего феодала (сюзерена) или к королевскому двору. Выполняя обязанности пажа, они учились хорошим манерам, пению, танцам, игре на музыкальных инструментах. Домашние священники обучали их грамоте. В 14 лет подросток становился оруженосцем; сопровождал сюзерена в походах, участвовал в турнирах. В 21 год после специальных испытаний юноша посвящался в рыцари. Основу рыцарского воспитания составляли семь рыцарских добродетелей: верховая езда, плавание, владение оружием (копьем, мечом), фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Девушки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. Программа обучения включала освоение грамоты, чтение религиозных книг, изучение языков, рукоделие.

К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания.

Гуго Сен-Викторский (1096—1141) получил известность благодаря своему трактату «Дидаскаликон», в котором предложил свод наук для изучения в школе; дал рекомендации по их изучению. Еще один крупный мыслитель Средневековья — Винсент из Бове (1190—1264) в сочинении «Об обучении детей благородных особ» предлагает программу всестороннего развития личности. Работа содержит ценные советы по воспитанию нравственности, развитию интереса к познанию у детей.

3 Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени.

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека. В этот период античная культура была образцом, центром европейского Возрождения стала Италия.

Идеал эпохи Возрождения — человек образованный, просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Помимо латыни изучались древнегреческий и древнееврейский языки. В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни. Гуманисты выступали за тщательный отбор учебного материала, чередование занятий в течение дня, разностороннее энциклопедическое образование, наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей. В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование: в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, другие считали, что на фоне общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская школа — «Дом радости», открытая Витторино да Фельтре (1378—1446). В школе обучались как мальчики, так и девочки, воспитанники получали среднее образование. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием большое значение отводилось физической подготовке (верховая езда, спортивные игры, прогулки).

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особое место занимает Томмазо Кампанелла (1568—1639), который провел около 30 лет в тюрьме за свои убеждения, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине, в том числе «Город солнца», в котором описана модель общества будущего. В трактате представлена система воспитания детей в идеальном городе-государстве. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе.

Гуманизма из Италии проникают во Францию, Испанию, Великобританию и другие страны Европы. Славу снискали Ф. Рабле, Т. Мор, Эразм Ротердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в истории и педагогики.

Ф.Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания. Необходимо развивать данные природой задатки. Ведущая роль отводится филологическому образованию.

Томас Мор (1478-1535). Свои взгляды на обучение и воспитание он изложил в сочинении «Утопия», рассказывающем о вымышленном государстве. В "Утопии" все дети получают одинаковое образование. Мор высказывает идею пожизненного образования. Особое значение Мор придавал нравственному воспитанию молодежи.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес писатель-гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536). Его перу принадлежит ряд педагогических трудов — «План учения», "Похвала Глупости", «Воспитание христианина», «О приличии детских нравов» и др. Эразм Роттердамский вел активную педагогическую деятельность — сначала в качестве учителя риторики латыни, затем в качестве профессора Кембриджского университета. Он считал, что «людьми не рождаются, а воспитываются», именно поэтому особую роль воспитание и образование играют в совершенствовании природы человека. Многие передовые для того времени педагогические идеи высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на развитие школы и педагогики. Однако они не могли быть реализованы в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.