Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я.А. Коменский

Становление научной педагогики

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В НОВОЕ ВРЕМЯ (ХУН-Х1Х вв.)

В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не могут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.

Самый яркий представитель педагогической мысли XVI в. — Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. Целью же воспитания считал подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни лежит в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой.

Выделял три составные части воспитания: н аучное образование (умственное воспитание); нравственное воспитание (управление собой); религиозное воспитание (стремление к Богу). Давая высокую оценку воспитанию, Коменский подчеркивал, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое лучше начинать в детстве.

До 6 лет дети воспитываются в семье (т.н. материнская школа). Коменский советовал в раннем возрасте приучать детей к труду, воспитывать трудолюбие, опрятность, послушание, почитание старших, правдивость. Свои рекомендации по воспитанию детей Коменский изложил в первом в мире руководстве по дошкольному воспитанию «Материнская школа».

Вторая ступень обучения (элементарная школа) охватывает период с 6 до 12 лет. Коменский считал, что все дети должны посещать начальную школу, где в основу обучения должен быть положен родной язык. В те времена начальная школа имела 2—3-летний срок обучения. Ее программа ограничивалась заучиванием молитв, обучением счету, чтению и письму.

Третья ступень обучения (гимназия или латинская школа) охватывает возраст с 12 до 18 лет. Наряду с традиционными семью свободными искусствами вводится изучение физики (дающей понимание строения мира, металлов), географии (раскрывающей очертания земного шара, морей, рек), истории (повествующей о главных событиях минувшего). Коменский предложил ввести шесть классов (грамматический, физический, математический, моральный, диалектический, риторический) и тем самым установил последовательность изучения наук в таком порядке: грамматика, естествознание, математика, философия (этика, диалектика, риторика).

Четвертая ступень обучения (18—24 года) предполагает обучение в академии, состоящей из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического.

Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики, теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обучения. Им сформулировано «золотое правило дидактики»: "Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания..".

Если какие-либо предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Характерно, что наглядность в обучении применялась и до Коменского, однако он дал ей более широкую трактовку, подразумевая под наглядностью привлечение органов чувств к лучшему и ясному восприятию явлений и вещей. кий дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности, систематичности обучения. Ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком. Знания важно давать в системе. В обучении — идти от простого к сложному, от общего к частному, от конкретного к абстрактному. Прочность обучения достигается за счет повторения.

Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснование классно-урочной системы. В конце XVI — начале XVII в. обладала индивидуальная и индивидуально-групповая форма обучения. В XVI в. классно-урочная система распространяется в иезуитских школах Европы, в начальных школах Чехии, Венгрии, братских школах Беларуси и Украины. При классно-урочной системе учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет занятия со всем классом одновременно. Я.А. Коменский предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, делил продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней. Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по расписанию. Я.А Коменский дал указания, как планировать и урок: часть урока посвятить опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.

Я.А. Коменский был не только крупнейшим педагогом-практиком, но и автором фундаментальных работ в области образования и воспитания. Его перу принадлежат руководства по воспитанию детей, педагогические трактаты, учебники, философско-педагогические труды, энциклопедии.

В 1632 г. им была написана «Великая дидактика», ставшая теоретической базой средней ступени образования. Коменский подготовил ряд учебников по физике, геометрии, географии, астрономии. В учении он отводил большую роль книге, считая, что хороший учебник должен быть кратким, доступным, не перегруженным лишними деталями, знания о мире должны систематизироваться. Пример такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве — учебник «Открытая дверь» (1631) — пособие нового типа, где вместо традиционного догматического пути изучения грамматики и синтаксиса предлагался новый метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. В 1658 г. выходит иллюстрированный учебник-энциклопедия «Мир чувственных вещей в картинках», где в 150 статьях в доступной форме детям давались сведения из географии, ботаники, общественной жизни и деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и т.д.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитание и школа в Киевской Руси | Д. Дидро
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.