КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа и педагогика в России в ХУ1П-Х1Х вв.
XVIII в., вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В XVIII в. в России предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. При этом ощущалось сильное западноевропейское влияние как в плане теории, так и в плане практического устройства учебных заведений. В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы. Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям — моряка, писаря, инженера. Одновременно создаются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при Академии создается два учебных заведения — университет и гимназия. С 1758 г. руководить работой университета и созданной при нем гимназии стал М.В. Ломоносов (1711-1765). Его деятельность была многогранной: составил устав гимназии, регламентирующий ее внутренний распорядок, правила поведения гимназистов, разработал учебный план, подготовил и издал ряд учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам: «Риторика» (1748) — первый научный труд по грамматике русского языка, «Российская грамматика» (1755) — первая в России хрестоматия мировой литературы, «Древняя российская история» (1755) и др. Однако деятельность Ломоносова натолкнулась на мощное противодействие иностранных профессоров, засевших в Академии. Возобладала точка зрения, что в Петербурге университет «не надобен», лучше готовить своих студентов и профессоров за рубежом или приглашать иностранных. Ни университет, ни гимназия не стали центрами подготовки кадров. Они не пользовались популярностью в обществе и к середине XVIII в. пришли в упадок. Несмотря на неудачу, Ломоносов не оставил идею создания российского университета. Заручившись поддержкой графа И.И. Шувалова, Ломоносов составил план создания университета и программу преподавания. Университет был открыт в Москве в 1755 г. При университете функционировали две гимназии — для дворян и разночинцев. Ломоносов ввел классно-урочную систему преподавания в академической и университетской гимназиях, установил принципы и методы обучения, что позволило упорядочить учебный процесс. Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет. При открытии в университет было зачислено 100 студентов. Отсутствие преподавателей, неопределенность программ обучения, чтение лекций профессорами-иностранцами на латыни или новых языках привело к тому, что в университет дворянство шло неохотно, предпочитая военную карьеру. Понадобилось 50 лет, чтобы университет встал на ноги. Поскольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в России в первой половине XVIII в. В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха создается первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус. В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается Морской кадетский корпус. Особое место среди военных учебных заведений занимал Пажеский корпус (1759). В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704—1795) — европейски образованному человеку, хорошо знакомому с идеями французских просветителей. В 1762 г. он был вызван в Петербург из-за границы, где жил долгое время, назначен президентом Академии художеств и привлечен к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских просветителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций). Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. При открытии учебных заведений власти строго придерживались сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы предназначались для дворян, воспитательные дома, училища (коммерческие, художественные, театральные и др.) — для лиц третьего сословия. Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. В 1782—1786 гг. в России осуществляется школьная реформа, основная цель которой — открытие учебных заведений для третьего сословия. В целях подготовки реформы создается Комиссия об учреждении народных училищ. Деятельное участие в работе комиссии принял Ф.И. Янкович (1741—1814), по происхождению серб, получивший юридическое образование в Венском университете; в 1782 г. по приглашению Екатерины II переехал в Россию, где подготовил план по преобразованию школьной системы, закрепленный Уставом 1786 г., и основные документы по реформа. Главными направлениями реформы считал устройство системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. В этот период российская школа получает первые учебники. В 1786 г. издается учебник по естествознанию «Начертания естественной истории», «Краткое руководство к геометрии», «Краткая Российская грамматика» и др. Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина ...» (1783), в которой излагается государственная позиция на воспитание учащихся. Начало XIX в. ознаменовалось реформой российского образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — центральное государственное учреждение, ведавшее вопросами образования. В 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», а в 1804 г. — «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В этих документах определяется система народного просвещения, которая включала в себя четыре типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия, университет (табл. 2.7). В основу системы российского просвещения были положены три принципа: бес платность, бессословность, преемственно сть всех типов школ. Вместе с тем в гимназию и университет запрещалось принимать крепостных крестьян. Приходские училища с одногодичным сроком обучения могли открываться в селениях при церковных приходах, в уездных и губернских городах. Их цель — подготовка к поступлению в уездные училища и предоставление мальчикам и девочкам общеобразовательных знаний. Преподавались Закон Божий, нравоучение, чтение, письмо, четыре действия арифметики. Если государство полностью брало на себя содержание университетов, гимназий и уездных училищ, то приходские училища оказались в сложном положении. Государственная казна не предусматривала средств на их содержание. Считалось, что содержать их должны либо сами крестьяне, либо помещики и церковь. Уездные училища с 2-летним сроком обучения создавались по одному в губернских и уездных городах. Цель их — подготовка к поступлению в гимназии, сообщение детям непривилегированных сословий «необходимых познаний, сообразных состоянию их и промышленности». В учебном плане предусматривалось 15 предметов (Закон Божий, российская грамматика, всеобщая и русская история, география, физика, естественная история, арифметика, рисование и др.). Подобная многопредметность вела к большой перегруженности учителей и учащихся. Все предметы преподавались двумя учителями. В каждом губернском городе создавалась гимназия, дававшая На университеты возлагалась задача подготовки чиновников для всех родов государственной службы. Профессора университетов одновременно выполняли роль методистов и инспекторов. Университеты создавались как светские учебные заведения. В отличие от западных университетов в них отсутствовал богословский факультет. Православная церковь готовила священнослужителей в духовных семинариях в Москве, Петербурге, Киеве и других городах России. Уставом 1804 г. университетам предоставлялась определенная автономия. Профессора выбирали деканов и ректора. Университетам разрешалось иметь типографию, издавать научные журналы и газеты, учебную и научную литературу, создавать научные общества. Буквально в первые же годы после принятия Устава 1804 г. начались отступления от него, выхолащивающие его демократическую направленность. Сразу же после восстания декабристов создается Комитет по устройству учебных заведений (1826). Фактически комитет должен был принять меры по единообразию системы образования, пересмотру содержания школьного образования. Главной задачей школы становится подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей. Устав гимназий и училищ 1828 г. нарушил преемственность российской системы образования. Образование в каждом типе учебного заведения (приходское училище, уездное училище, гимназия) приобретает законченный характер и предназначается для определенного сословия. В 1833 г. министром просвещения С.С. Уваровым обосновывается новая правительственная программа в области просвещения. Внедрение начал православия, самодержавия и народности в школе становится главным направлением деятельности министерства просвещения. По новому университетскому уставу 1835 г. университеты лишаются автономии. Ректор назначался правительством, университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Усиливается полицейский надзор за студентами и принимаются меры по ограничению проникновения разночинцев в российские университеты. В российской системе образования первой трети XIX в. дворянские институты и лицеи. Элитарный характер лицейского образования обусловлен его сословностью, энциклопедизмом обучения, ориентацией на знания, необходимые для управления страной. На волне общественного движения 60-х годов XIX в. царское правительство провело в стране ряд реформ: судебную, воинскую, земскую, школьную. Подготовка к школьной реформе велась около 8 лет (1856-1864). В 1864 г. утверждаются «Положения о начальных народных училищах» и новый Устав гимназий и прогимназий. В 1860-е годы в России получает развитие женское образование. Огромную роль в становлении женской средней школы сыграли НА. Вышнеградский, В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский. Уже к 1874 г. в стране насчитывалось около 190 женских гимназий. Все государственные женские учебные заведения были либо министерскими (принадлежали Министерству народного просвещения, либо мариинскими (принадлежали Ведомству учреждений императрицы Марии). Первые имели семилетний курс обучения, по окончании которого ученицы получали аттестат домашней учительницы, вторые помимо семилетнего срока обучения имели восьмой — педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступать на платные Высшие женские курсы. Все гимназии были платными. В 1887 г. издается министерский циркуляр, получивший название «циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший директорам гимназий и прогимназий воздерживаться от приема во вверенные им учебные заведения «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Как следствие, в 1880-90 е гг. число учащихся недворянского происхождения в классических гимназиях уменьшается. Состояние средней школы, всей системы образования постоянно подвергалось критике со стороны общественности. Наиболее существенные недостатки: слабое преподавание русского языка и литературы, перегруженность и переутомление учащихся, отсутствие преемственности учебных программ, отчуждение школы от семьи. В 1901 г. Устав гимназий 1871 г. пересматривается. В гимназию открывается доступ детям всех сословий. По данным Д.И. Латышиной, к началу XX в. в России действовали 196 гимназий и 43 прогимназии с общей численностью, учащихся 88 589. Со второй половины XIX в. в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы, за светское образование, против догматизма, зубрежки и и муштры, за автономию высшей школы — вот важнейшие проблемы, волновавшие прогрессивную общественность. В эти годы в России издаются журналы «Русский педагогический вестник», «Воспитание» (с 1857 г.), «Учитель» (1860-1870), «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Ясная Поляна» (1861-1862), где обсуждались основные вопросы воспитания и обучения. Большую известность получила педагогическая деятельность великого русского писателя Л.Н. Толстого (1828—1910). Условно принято выделять несколько периодов педагогической деятельности Толстого. В первый период (1859-1862), по его собственным словам, он «был страстно увлечен» народной школой и педагогикой. Совершая поездку по Европе, он посещал немецкие, французские, итальянские школы, где знакомился с постановкой учебного процесса, методикой обучения. Вернувшись на родину, он создал в своем имении Ясная Поляна народную школу для крестьянских детей, где сам преподавал, одновременно издавал журнал «Ясная Поляна», переписывался с известными методистами, авторами учебников, принимал участие в открытии народных школ. Следующий период активной педагогической деятельности Толстого — 1870-1876 гг., когда он возобновляет занятия с крестьянскими детьми, пишет и публикует учебники «Азбука» и «Новая Азбука», занимается обеспечением школ своего уезда учебной литературой. Третий период педагогической деятельности охватывает 1880-е—90-е гг., когда он встречается с учителями и учениками тульских школ, занимается разработкой вопросов нравственного воспитания. В 1860-е годы развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824—1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области теории педагогики и методики начального обучения. В педагогической теории Ушинского основополагающая идея — народность воспитания. Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Им написана серия работ, посвященных этой проблеме: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867). По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитывать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Большое место в дидактике Ушинского занимают созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, статьи, содержавшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |