КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология организаций
Классификация систем.
Классификация – это разделение совокупности объектов на классы по некоторым наиболее существенным признакам. Важно понять, что классификация – это только модель реальности, поэтому к ней надо так и относиться, не требуя от нее абсолютной полноты. Еще необходимо подчеркнуть относительность любых классификаций. Сама классификация выступает в качестве инструмента системного анализа. С ее помощью структурируется объект (проблема) исследования, а построенная классификация является моделью этого объекта. Полной классификации систем в настоящее время нет, более того, не выработаны окончательно ее принципы. Разные авторы предлагают разные принципы классификации, а сходным по сути ‑ дают разные названия. 1. Классификация по происхождению. В зависимости от происхождения системы делятся на естественные и искусственные (создаваемые, антропогенные). Естественные системы – это системы, объективно существующие в действительности. в живой и неживой природе и обществе. Эти системы возникли в природе без участия человека. Примеры: атом, молекула, клетка, организм, популяция, общество, вселенная и т.п. Искусственные системы — это системы, созданные человеком. Примеры: 1. Холодильник, самолет, предприятие, фирма, город, государство, партия, общественная организация и т. п. 2. Одной из первых искусственных систем можно считать систему торговли. Кроме того, можно говорить о третьем классе систем — смешанных системах, куда относятся эргономические (машина — человек-оператор), автоматизированные, биотехнические, организационные и другие системы. 2. Классификация по объективности существования. Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы. Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов. Абстрактные системы, по сути, являются моделями реальных объектов – это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук. Иногда выделяют идеальные или концептуальные системы – системы, которые выражают принципиальную идею или образцовую действительность - образцовый вариант имеющейся пли проектируемой системы. Также можно выделить виртуальные системы – не существующие в действительности модельные или мыслительные представления реальных объектов, явлений, процессов (могут быть как идеальными, так и реальными системами). 3. Действующие системы. Выделим из всего многообразия создаваемых систем действующие системы. Такие системы способны совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение технологических процессов, действуя по программам, задаваемым человеком. В действующих системах можно выделить следующие системы: а) технические, б) эргатические, в) технологические, г) экономические, д) социальные, е) организационные и ж) управления. а) Технические системы представляют собой материальные системы, которые решают задачи по программам, составленным человеком; сам человек при этом не является элементом таких систем. Техническая система – это совокупность взаимосвязанных физических элементов. В качестве связей в таких системах выступают физические взаимодействия (механические, электромагнитные, гравитационные и др.). Примеры: автомобиль, холодильник, компьютер. б) Эргатические системы. Если в системе присутствует человек, выполняющий определенные функции субъекта, то говорят о эргатической системе. Эргатическая система – это система, составным элементом которой является человек-оператор. Частным случаем эргатической системы будет человеко-машинная система – система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. Примеры: 1. Шофер за рулем автомобиля. 2. Рабочий, вытачивающий деталь на токарном станке. в) Технологические системы. Существуют два класса определения понятия "технология": а) как некой абстрактной совокупности операций; б) как некой совокупности операций с соответствующими аппаратно-техническими устройствами или инструментами. Отсюда, по аналогии со структурой, можно говорить о формальной и материальной технологической системе. Технологическая система (формальная) – это совокупность операций (процессов) в достижении некоторых целей (решений некоторых задач). Структура такой системы определяется набором методов, методик, рецептов, регламентов, правил и норм. Элементами формальной технологической системы будут операции (действия) или процессы. Ранее процесс был определен как последовательная смена состояний, здесь же мы будем рассматривать другое понимание процесса: как последовательной смены операций. Процесс – это последовательная смена операций (действий направленных на изменение состояния объекта. Связями в технологической системе поступают свойства обрабатываемых объектов или сигналы, передаваемые от операции к операции. Технологическая система (материальная) – это совокупность реальных приборов, устройств, инструментов и материалов (техническое, обеспечение системы), реализующих операции (процессное обеспечение системы) и предопределяющих их качество и длительность. Пример. Формальная технологическая система производства борща - рецепт. Материальная технологическая система производства борща - совокупность ножей, кастрюль, кухонных приборов, реализующих рецепт. В абстрактной технологии мы говорим о том, что надо отварить мясо, но не оговариваем ни тип кастрюли, ни вид плиты (газовая или электрическая). В материальной технологии техническое обеспечение приготовления борща будет определять его качество и длительность тех или иных операций. Технологическая система более гибкая, чем техническая: минимальными преобразования-ми ее можно переориентировать на производство других объектов, либо на получение других свойств последних.
Таблица 3.1 Классификация систем
Абстрактные системы — это системы, все элементы которых являются понятиями. Конкретные системы — это системы, элементы которых являются физическими объектами. Они разделяются на естественные (возникающие и существующие без участия человека) и искусственные (созданные человеком). Открытые системы — обменивающиеся с внешней средой веществом, энергией и информацией. Закрытые системы — это системы, у которых нет обмена с внешней средой. В чистом виде открытых и закрытых систем не существует. Динамические системы занимают одно из центральных мест в общей теории систем. Такая система представляет собой структурированный объект, имеющий входы и выходы, объект, в который в определенные моменты можно вводить и из которого можно выводить вещество, энергию, информацию. Динамические системы представляются как системы, в которых процессы протекают во времени непрерывно, и как системы, в которых все процессы совершаются только в дискретные моменты времени. Такие системы называют дискретными динамическими системами. При этом в обоих случаях предполагается, что поведение системы можно анализировать в некотором промежутке времени, что непосредственно и определяется термином «динамическая». Адаптивные системы — системы, функционирующие в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях. Понятие адаптации сформировалось в физиологии, где оно определяется как совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению внутренних и внешних условий. В теории управления адаптацией называют процесс накопления и использования информации в системе, направленной на достижение оптимального состояния при начальной непосредственности и изменяющихся внешних условиях. Иерархические системы — системы, элементы которых сгруппированы по уровням, вертикально соотнесенным один с другим; при этом элементы уровней имеют разветвляющиеся выходы. Хотя понятие «иерархия» постоянно присутствовало в научном и повседневном обиходе, обстоятельное теоретическое изучение иерархических систем началось недавно. Рассматривая иерархические системы, обратимся к принципу противопоставления. Объектом противопоставления будут системы с линейной структурой (радиальные, централизованные). Для систем с централизованным управлением характерна однозначность управляющих воздействий. В отличие от них существуют иерархические системы, системы произвольной природы (технические, экономические, биологические, социальные и другие), имеющие многоуровневую и разветвленную структуру в функциональном, организационном или ином плане. Иерархические системы составляют предмет особого внимания в теории и практике менеджмента благодаря своему универсальному характеру и ряду преимуществ по сравнению, например, с линейными структурами. Среди таких преимуществ: свобода локальных воздействий, отсутствие необходимости пропускать очень большие потоки информации через один пункт управления, повышенная надежность. Кроме того, при выходе из строя одного элемента централизованной системы из строя выйдет и вся система; при выходе же из строя одного элемента иерархической системы вероятность выхода из строя всей системы незначительна. Всем иерархическим системам свойствен ряд характеристик: • последовательное вертикальное расположение уровней, составляющих систему (подсистему); • приоритет действий подсистем верхнего уровня (право вмешательства); • зависимость действий подсистемы верхнего уровня от фактического исполнения нижними уровнями своих функций; • относительная самостоятельность подсистем, что обеспечивает возможность сочетания централизованного и децентрализованного управления сложной системой. Учитывая условность всякой классификации, следует отметить, что попытки классификации должны сами по себе обладать свойствами системности, поэтому классификацию можно считать разновидностью моделирования. Рассмотрим некоторые виды классификации систем по различным признакам: • Классификация систем по происхождению (рис. 3.4). • Классификация систем по описанию переменных (рис. 3.5). • Классификация систем по способу управления (рис. 3.6). • Классификация систем по типу их операторов (рис. 3.7). Существует множество других способов классификации, например, по степени ресурсной обеспеченности управления, включая энергетические, материальные, информационные ресурсы. Кроме рассмотренных классификаций систем, их можно делить на простые и сложные, детерминированные и вероятностные, линейные и нелинейные и т.д.
Рис. 3.4. Классификация систем по происхождению
Рис. 3.5. Классификация систем по описанию переменных
Рис. 3.6. Классификация систем по способу управления
Рис. 3.7. Классификация систем по типу операторов
Типология — классификация объектов по общности признаков. Потребность в типологии организации возникает, когда накопление исследовательских данных и представление их в организации делают необходимым формирование ее единой картины. Типология организации позволяет: 1) систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам (цели, структура, функции и т. д.); 2) установить общность проблем и типизировать их для разных организаций, чтобы одни организации могли пользоваться методами решения проблем, применяемыми в других; 3) дать характеристику общества с организационной точки зрения, которая может использоваться при анализе возможных изменений в структуре общества. Рассмотрим классификацию организаций по некоторым существенным признакам. 4.1. Классификация организаций по принципам управления. По принципам управления организации разделяют на следующие типы: 1)унинодальные («уни» — единица); 2) мультинодальные («мульти» — много); 3) гомогенные (однородные); 4) гетерогенные (разнородные). Унинодальная организация имеет иерархическую структуру; в ней на вершине пирамиды власти находится индивид, имеющий решающий голос и способный решить все проблемы, которые возникают на более низких уровнях. Мулътинодалъная организация характеризуется отсутствием персонифицированной власти; решения принимаются двумя или несколькими автономными ответственными лицами. Гомогенная организация управляет своими членами больше, чем они управляют этой организацией. Гетерогенная организация управляется своими членами больше, чем она управляет ими. Почти все реальные организации обладают упомянутыми признаками. Но часто один из признаков преобладает. 4.2. Классификация по функциональным признакам. Классификация организаций по функциональным признакам представлена на рис. 3.8. Рассмотрим один из уровней, представленных деловыми, общественными, ассоциативными организациями и поселениями. Деловые организации создаются как отдельными предпринимателями, так и более масштабными социальными системами — государством, местной властью и т. д. Участие в них дает доход и заработную плату. Основа внутреннего регулирования — административный порядок, принципы целесообразности, подчиненности. Союзные организации представляют собой обобщение целей индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается принятыми всеми нормами (уставом) и принципом выборности. Членство в таких организациях обеспечивает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих и других интересов участников. Ассоциативные организации характеризуются некоторой автономией от среды, относительной стабильностью состава, иерархией ролей, сравнительно устойчивым распределением участников по уровню престижа, принятием общих решений. Функции регулирования осуществляют прежде всего спонтанно формируемые коллективные нормы и ценности. Ассоциативные организации строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цель любого субъекта, т. е. цели субъектов не противоречат одна другой. Поселения близки по сути ассоциативным организациям, но главным объединяющим их фактором служит территория.
Рис. 3.8. Классификация организаций по функциональным признакам
4.3. Классификация деловых организаций с точки зрения их общественных функций. Кроме решения экономических проблем для достижения предпринимательских целей, любая деловая организация выполняет и общественные функции, т. е. действия деловые организации всегда имеют социальные последствия. На рис. 3.9 показана структура общественных функций деловых организаций, в основе которых лежат удовлетворение человеческих потребностей и решение интеграционных задач.
Рис. 3.9. Классификация организаций по их общественным функциям
4.4. Классификация организаций по признаку целеполагания. По этому признаку выделяют несколько видов организации, имеющих реальные прототипы. 1. Ценностно-ориентированные организации — это организации, поведение которых определяется заданной системой ценностей. 2. Целеполагающие организации — это организации, обладающие свойством формировать для себя цели деятельности и изменять их на основании достигнутых результатов, собственной эволюции и изменения внешней среды. 3. Целеустремленные организации — это организации, имеющие единую и неизменную главную цель. Поскольку цель должна быть хотя бы в принципе достижимой, такие организации носят временный характер. 4. Целенаправленные организации — это организации, действующие в соответствии с четко сформулированными и заданными системой более высокого уровня целями, которые способны из меняться. 5. Целеориентированные организации — это организации, имеющие нечетко сформулированные и заданные системой более высокого уровня цели, которые в определенных пределах могут ими уточняться. 6. Целепригодные — это организации, действующие для выполнения одной из второстепенных целей, заданных надсистемой, по этому их деятельность носит разовый характер. 7. Паразитические организации — это организации, цель деятельности которых бесполезна или вредна для системы, так как они потребляют ее ресурсы. В современном менеджменте возрастает внимание к ценностно-ориентированным организациям. Системой ценностей принято называть устойчивую категорию человеческих отношений, формирующуюся на протяжении всего предшествующего опыта практической и теоретической деятельности. Система ценностей является основой целеполагания. Рассмотрим две альтернативные системы ценностей: технократическую и гуманистическую (табл. 3.2). Таблица 3.2 Системы ценностей
4.5. Особенности функционирования социальной системы (организации). Социальная система – это совокупность относительно самостоятельных организаций, созданных в интересах различных субъектов (индивидов, групп, институтов, государств, мирового сообщества) и функционирующих для достижения определённых целей. Координация деятельности всех подсистем и отдельных элементов организации является атрибутом эффективного менеджмента и непременным условием получения желаемых результатов. Элементы социальной системы, будь то политические партии, государственные учреждения, предприятия, семьи или отдельные граждане, являются относительно самостоятельными и сложно организованными (независимо от роли и значения в обществе). При этом каждая «клеточка» социального организма активно участвует в едином процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Производственные отношения условно подразделяются на экономические, финансовые, правовые, технологические, организационные, социальные и др. Организационные отношения, включающие воздействия, взаимодействия и противодействия в процессе создания, развития и прекращения функционирования предприятия (организации), претендуют в этом перечне на особый – «объединительный» – статус. Основными разновидностями организационных отношений выступают дуальные элементы и системы: · вертикальные и горизонтальные; · централизованные и децентрализованные; · формальные и неформальные; · коллективные (групповые) и персональные (личные); · служебные и внеслужебные; · равенства и неравенства; · легитимные (законные) и противоправные; · зависимые и независимые; · последовательные и параллельные; · устойчивые (долговременные) и неустойчивые (кратковременные); · непрерывные и дискретные; · конкуренции и сотрудничества; · совместимые и несовместимые; · детерминированные и стохастические (вероятностные); · центростремительные и центробежные; · локализованные и диффузные; · аддитивные и альтернативные; · симметричные и асимметричные. Перечисленные элементы имеют «парный» характер и требуют выбора оптимальной взаимосвязи в своём единстве. 4.6. Классификация современных организаций. Многообразие содержания и способов трудовой деятельности социальных субъектов выступает предпосылкой научной классификации современных организаций. Основными критериями их разделения выступают: социальный статус (правительственные и неправительственные); правовой статус (формальные и неформальные); цель и способ существования (коммерческие и некоммерческие); источники финансирования (бюджетные и небюджетные); масштаб деятельности (местные, региональные, национальные и международные); направленность деятельности (хозяйственные и общественные). Юридическим лицом признаётся организация, которая зарегистрирована в установленном порядке, имеет расчётный счёт в банке, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс или смету, может быть истцом и ответчиком в суде. К коммерческим организациям отнесены хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а к некоммерческим – потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения. Наряду с перечисленными «единичными» формами существуют и объединения коммерческих и/некоммерческих организаций – ассоциации и союзы (см. рисунок 3.10).
Рис. 3.10. Организационно-правовые формы современных предприятий Наряду с организационно-правовыми существуют и собственно организационные формы трудовой деятельности: а) единичные и б) групповые. Разнообразие единичных, представляющих собой одно юридическое лицо, организационных форм определяется характером выпускаемой продукции и предоставляемых услуг (см. таблицу 3.3): Таблица 3.3 Организационные формы современных предприятий
К групповым организационным формам относят компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. В их числе: ассоциация, картель, комбинат, конгломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промышленная группа, франчайзинг, холдинг и другие.
Вопросы для самопроверки и обсуждения к теме 1.Что такое система и какими признаками она обладает? 2.Каковы свойства систем? 3.Дайте определение понятия «подсистема» 4.Назовите основные виды подсистем организации. 5.Каковы общие системные свойства организации? 6.Какова специфика открытых и закрытых систем? 7.Каковы основные цели социальных организаций? 8.Что такое хозяйственная организация? 9.Какие основные параметры имеет хозяйственная организация? 10.Назовите основные организационно-правовые формы хозяйственных организаций. 11.Назовите основные характеристики коммерческих организаций. 12.Назовите основные типы фирм по функциональному назначению 13.Приведите примеры хозяйственных организаций. 14.Как классифицируются предприятия по мощности? 15.Какие организации относятся к общественным?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |