Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя среда организации. Под внешней средой (environment) организации (рис

Под внешней средой (environment) организации (рис. 7.14) понимается совокупность находящихся вне пределов организации, но оказывающих на нее определяющее воздействие факторов и элементов.

В современной теории организации и менеджменте стали привычными утверждения о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления, хотя в рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам.

К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития, не оставляющая места для замкнутости производства товаров и услуг и закрытости рынка.

Разработка стратегии деятельности любой организации — коммерческой, общественной, муниципальной — начинается с анализа внешней среды. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Рис. 7.14. Внешняя середа организации

 

Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.

Внешнюю среду подразделяют на (рис. 7.15):

- микросреду (факторы прямого воздействия) – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду (факторы косвенного воздействия), влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Рис. 7.15. Компоненты внешней среды организации

Взаимодействие организации с внешней средой, межорганизационные отношения. Взаимодействие любой организации с внешней средой происходит не непосредственно, а через другие организации. Это очевидно в случае с деловым слоем окружения, но то же самое касается и остальных слоев. Например, культурные факторы транслируются через религиозные организации или организации, осуществляющие гуманитарные исследования; правовые ‑ через законодательные и правительственные организации; международные ‑ через организации межгосударственного и наднационального характера (ООН, МВФ, ВТО и т.д.). Все бизнес-окружение ‑ это сеть организаций, связанная иногда весьма причудливо. В узлах сети ‑ организации, а нити, их связывающие, и есть межорганизационные отношения. Организации вступают в межорганизационные отношения, руководствуясь при этом различными поводами.

Р. Холл (Richard Hall) выделяет следующие причины для взаимодействия:

Основания ad hoc. Отношения возникают в случаях, когда ранее их не было. Они связаны с какими-то единичными случаями ‑ получение консультации, решение конкретного вопроса или задачи.

Обменные основания. Организации вступают в отношения в основном для того, чтобы получать друг от друга разнообразные ресурсы. Это, как правило, отношения с поставщиками, кадровыми и информационными агентствами и т.д. Эти отношения чаще всего выражены в форме сделок, в которых каждая организация стремится получить максимальную выгоду. Обмен может быть как равноценный, так и неравноценный (между организациями, находящимися на разных властных уровнях).

Формализованные соглашения. Организации, осознавая свою взаимозависимость, могут формализовать свои отношения с тем, чтобы упростить их и исключить элемент непредсказуемости. Хотя в основе — все равно обмен, но в результате соглашения он становится взаимовыгодным и стабильным.

Подмандатность. Это причина действует тогда, когда возникает нужда в надорганизационном регулировании отношений. Организации вступают в отношения, руководствуясь установлениями регулятивных органов. Другими словами, их обязывают вступать в такие отношения. Примеры: отношения организации с налоговыми органами, Пенсионным фондом и т.д. Существует общая закономерность — чем сильнее вмешательство государства в экономику, тем в большей степени основанием для межорганизационных отношений выступает подмандатность.

Организации используют различные приемы установления межорганизационных отношений. Р. Дафт выделяет следующие:

Владение (слияние или покупка части или контрольного пакета акций другой организации).

Стратегические союзы (заключение соглашений, создание совместных предприятий). Такой прием применяют, когда ориентация, физическое расположение или технологические возможности компаний взаимно дополняют друг друга, но владение или слияние по разным причинам неприемлемо.

Кооптация. В члены организации включают персон, занимающих важное положение в существенных для интересов организации секторах. Так, например, членом правления организации может стать банкир или представитель поставщика.

Связи с общественностью (PR) и реклама. С помощью этого приема устанавливаются связи и отношения с организациями потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

Стили взаимодействия организации с внешней средой. Организация может по-разному взаимодействовать с внешней средой. Это зависит не только от объективных, но и субъективных аспектов ее деятельности. К объективным можно отнести сочетание динамики и сложности внешней среды, информационную обеспеченность, количество и качество используемых ресурсов и технологий. К субъективным факторам, определяющим стиль «общения» с внешней средой, обычно относят профессионализм и компетентность менеджмента, готовность организации идти на риск, систему внутриорганизационных отношений и организационную культуру.

В таблице 7.1. представлены основные стили взаимодействия организации с внешней средой.

Таблица 7.1.

Стили взаимодействия организации с внешней средой (ВС)

Стиль Характер поведения организации Степень зависимости от внешней среды Степень неопределенности
Оборонительный Организация нацелена на обеспечение своей стабильности в долгом периоде. Стремится к минимизации взаимодействия Минимальная Низкая
Реактив- ный Реагирование на изменения внешней среды в реальном времени, следование за ними Высокая Низкая и умеренно низкая
Аналити-ческий Подражание на основе анализа, преобразования и адаптации элементов внешней среды к своей деятельности. Попытки смягчения или усиления действия различных факторов Средняя Умеренно низкая
Поиско- вый Концентрация на инновациях и ориентация на изменения во внешней среде Средняя Умеренно высокая
Проакти-вный Организация стремится сама влиять на внешнюю среду и менять ее, приспосабливать для реализации своих целей Ситуативная Высокая

Особые факторы, определяющие стиль взаимодействия организации с внешней средой, — это ее миссия, стратегия и цели. С одной стороны, миссия и цели формулируются менеджерами, с другой — цели организации отражают объективный смысл ее существования. И здесь важно максимальное соответствие тех целей, которые сформулированы менеджерами и тех, которые заданы внешней средой — в первую очередь потребителями. Иными словами, правильно выбранный стиль взаимодействия организации с внешней средой обуславливает ее успешное развитие, а неправильно — медленное угасание (или быстрое, в зависимости опять же от конкретного сочетания характеристик внешней среды, сложившегося в данный момент в данном месте).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда организации. К внутренней среде (рис. 7.1) относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация | Микроокружение (факторы внешней среды непосредственного влияния)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.