Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика использования режима наибольшего благоприятствования в международном таможенном обложении




Объект международного таможенного права.

 

В современной системе государств международные экономические отношения являются лишь частью их общих международных отношений и охватывают различные формы их внешнеэкономических связей, обусловленные объективными процессами международного разделения труда. Если в обычном смысле под объектом международного права понимается «все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государств»*, то объектом правового регулирования международного таможенного права являются международные экономические отношения государств в современной всеобщей системе межгосударственных связей, направленные на уважение экономического и таможенного суверенитета их участников.

В основе правового регулирования международных экономических отношений лежат нормы и принципы международного публичного, международного экономического, международного торгового и международного частного права*. Нормы и принципы международного таможенного права охватывают в основном всю совокупность форм и методов правового регулирования международных экономических отношений государств в современной всеобщей системе международных отношений. Следовательно, международное таможенное право является нормативной подсистемой международной системы. Оно имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного права.

Международное таможенное право не регулирует внутренние отношения в государствах, хотя во многих случаях оказывает на них определенное воздействие через национальное право государства*. Это воздействие направлено главным образом на совершенствование форм и методов подсистемы экономического сотрудничества государств в международной системе при уважении экономического суверенитета государств.

 

 

Статьей 1 Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) определяются обязательства участников договора по применению общего соглашения о принципе (режиме) наибольшего благоприятствования в таможенном обложении.

Под режимом наибольшего благоприятствования в таможенном обложении понимается установление такого таможенного режима торгово-политических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому такие же льготные таможенные условия, какими пользуется или будет пользоваться иное государство в отношениях с первым. Главным объектом распространения режима наибольшего благоприятствования в отношениях с другими государствами, его содержанием является таможенное и торгово-политическое регулирование, уровень ставок таможенного обложения или скидки с таможенных пошлин, условия вывоза и ввоза товаров, их контингентирование и лицензирование и т.д.

Как уже отмечалось, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) регулирует организацию многосторонней торговли с частной основой, предусматривая при этом использование режима наибольшего благоприятствования и при взаимном снижении государствами-участниками таможенных пошлин. Однако в практике деятельности ГАТТ со всей очевидностью показано, что от режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении допускаются многочисленные отступления. Это прежде всего относится к практике широкого использования таможенных преференций, как уже действовавших ранее, так и вновь введенных на основе соглашений о зонах свободной торговли и таможенных союзах.

Развивающиеся страны предложили внести изменения в понятие режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, в соответствии с которым промышленно развитые страны имели бы возможность предоставлять менее развитым в промышленном отношении государствам преференциальные тарифы, в то время как эти государства будут пользоваться правом предпочтительности по отношению друг к другу*.

Страны Центральной и Восточной Европы широко используют в своей торгово-договорной практике режим наибольшего благоприятствования. В практике международных экономических и таможенных отношений Российской Федерации с соседними странами допускаются изъятия из режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении в форме предоставления льгот в целях облегчения приграничной торговли.

С подписанием соглашения между Европейским сообществом и Евроатомом и СССР в 1989 г. «О торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве» стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования, в том числе и в отношении таможенных пошлин, сборов и методов их взимания, положений, касающихся таможенной очистки, транзита, складирования и перегрузки на основе Единого таможенного тарифа Европейского сообщества.

В настоящее время в международных таможенных отношениях используется в основном режим безусловного наибольшего благоприятствования, являющийся одной из важнейших составных частей международных торговых договоров, в том числе и многосторонних. Применение режима наибольшего благоприятствования в таможенном обложении в качестве основополагающего принципа в международной торговле закреплено в Принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующих развитию принятых на I сессии ЮНКТАД в 1964 г.

Режим наибольшего благоприятствования рассматривается как средство, обеспечивающее равенство и недискриминацию в международных экономических отношениях. Он применяется в отношениях стран с плановой экономикой, а также с промышленно развитыми и развивающимися странами.

По определению, данному во внешнеэкономическом словаре, режим наибольшего благоприятствования — это «закрепленное в договоре или соглашении положение о взаимном автоматическом распространении друг на друга всех льгот и преимуществ в экономических отношениях, которые предоставлены или могут быть предоставлены в будущем каждой из договаривающихся стран любой третьей стране»*.

Если применительно к международному праву наибольшее благоприятствование рассматривается как принцип международного права, то в системе международно-правового регулирования таможенных отношений этот принцип является основой норм международного таможенного права, но не играет роль механизма, призванного автоматически обеспечивать реализацию этих норм и принципов в постоянно изменяющихся обстоятельствах мировой торговли.

В соответствии с проектом Комиссии международного права ООН статьей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации 1978 г. под наибольшим благоприятствованием следует понимать определенную, установленную национальным и международным правом систему правил или совокупность правовых условий, в которых осуществляют свою деятельность государства на взаимосогласованных условиях в мировой торговле. Однако имеются и другие точки зрения. Так, например, В. Шумилов считает, что эта деятельность может осуществляться и контрагентами государства, его юридическими и физическими лицами*. Видимо, более правильно определить совокупность правил и условий о наибольшем благоприятствовании, определенных международными договорами и соглашениями, как право наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, основной целью которого является отсутствие дискриминации прежде всего в таможенных тарифах.

Поскольку предоставление наибольшего благоприятствования является ключевым принципом Генерального соглашения о тарифах и торговле, то его реализация государствами в системе ГАТТ имеет свои особенности. В связи с этим степень и объем фактического предоставления наибольшего благоприятствования в таможенном обложении той или иной стране зависят прежде всего от условий присоединения данной страны к ГАТТ.

В условиях перехода к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы возникает вопрос о применимости к ним в сфере международных таможенных отношений принципа наибольшего благоприятствования в таможенном обложении. Принцип наибольшего благоприятствования означает запрещение в таможенном обложении какой-либо дискриминации в отношении торговых партнеров отдельных стран Как показала практика международных таможенных отношений ГАТТ, в качестве условия, дающего право для вступления в ГАТТ стран с плановой экономикой, требуется либо создание в стране эффективной таможенной системы, т.е. соответствие положениям соглашений ГАТТ (на таких условиях были приняты Югославия, Венгрия), либо обеспечение выполнения обязательств по определенному увеличению импорта (на таких условиях принимались Польша и Румыния).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле ГАТТ прежде всего закрепляет таможенный режим, в соответствии с которым государства-члены осуществляют сотрудничество в рамках ГАТТ. Так, ст. I ГАТТ гласит: «Государства-члены в их взаимной торговле должны применять в отношении друг друга таможенный режим наибольшего благоприятствования, а именно — все таможенные льготы, преимущества, привилегии или изъятия, которыми пользуются в торговле с этими странами какие-либо третьи государства, автоматически распространяются на все государства — члены Генерального соглашения о тарифах и торговле, кроме случаев наличия долговременных таможенных преференций и таможенных союзов». Государства-члены обязались согласовывать списки своих тарифных уступок, которые затем включались в Генеральное соглашение (ст. II ГАТТ).

В 1966 г. в Соглашение была включена часть IV «Торговля и развитие» с целью учета специфики проблем развивающихся стран и реализации особого подхода для их разрешения в направлении увеличения их валютных поступлений от экспорта товаров и стабилизации цен на сырьевые товары. Следовательно, промышленно развитые государства в соответствии с этой частью IV обязаны предоставить освободившимся странам более благоприятный таможенный режим.

В целом Генеральное соглашение о тарифах и торговле закрепляет на многосторонней основе важнейшие принципы международного таможенного права и регулирования международной торговли: принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации в отношениях между государствами-членами; признания таможенного тарифа в качестве главенствующей формы регулирования внешней торговли; последовательной отмены таможенно-тарифных и нетарифных барьеров; консолидации таможенных ставок и др.

Следует отметить, что условия о применении принципа наибольшего благоприятствования получили широкое применение в договорах о торговле и мореплавании. В большинстве таких договоров предусматривается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в отношении всего того, что касается таможенных пошлин, операций по очистке товаров на таможне и др.


Лекция 3. Основные институты международного таможенного права.

План:

3.1. Международно-правовой режим таможенной территории и таможенных границ.

3.2. Право таможенных пошлин. Понятие и виды таможенных пошлин в международном таможенном обложении.

3.3. Правовая структура таможенного тарифа. Таможенно-тарифные системы в сфере современных межгосударственных отношений.

3.4. Право привилегий и льгот в международном таможенном обложении.

3.5. Правовое регулирование экономики международных таможенных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.