КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Княжеское попечительство и защита
Общинно-родовые формы помощи и поддержки. Архаическая парадигма помощи. Ранние формы общественной организации славянских племен. Древнейший период отечественной истории связан с ранними формами общественной организации славянских племен. Глубокая древность предъявляет определенные требования к анализу реципрокных связей и отношений. Поэтому в подходах к данному периоду истории социальной работы необходимы комплексные подходы, которые включают в себя анализ достаточно большого спектра явлений материальной культуры, народных традиций, верований, устного творчества, элементов архаической хозяйственной деятельности. Важной формой и историческим свидетельством древнеславянских систем коллективной защиты явились длительное время сохраняемые полукрепостнические общественные отношения, пережитки в семейно-бытовой сфере, общинная система землепользования. В обиходе эти языческие праисторические формы сохранились вплоть до начала ХХ века. Боги как архетип действий и поступков родовой общины, как высший свод нормативных требований к процессам жизнедеятельности, выступали активными помощниками в наиболее ответственных жизненных ситуациях. Славянские языческие боги имели свою специализацию. Тождественность в функциях позволяет предполагать, что на ранних этапах социальной общности закрепляются определенные общественные механизмы взаимодействия, которые выступают в качестве нормативных и существуют как определенные традиции. Общинно-родовые формы помощи и поддержки связаны с языческим родовым пространством, в качестве которого выступала “вервь” – круговая порука. Вервь была не только древней формой гражданского права, но и системой взаимоподдержки общинников друг друга. Общинно-родовая форма помощи для нас интересна в аспекте поддержки наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в языческую эпоху была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Тема 5. Тенденции княжеского и церковно-монастырского благотворения в X-XIII вв. (4 ч.) Географические и природные условия Древней Руси оказали немаловажное влияние на формирование важнейших духовных и нравственных основ восточных славян, возникновению княжеского “нищелюбия”. Княжеский патернализм – явление сложное и неоднозначное. Княжеское попечительство и защита в своем развитии претерпевают два этапа своего становления: § Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси (с периода крещения Владимира I до второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель). § Второй период – со второй половины XII века по XIII век включительно (благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |