Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2. Основные категории экономики социально-культурной сферы: понятия «потребность», «Услуга», основной и вторичный продукт и рынок СКС




Одной из главных целей общественного производства являет­ся производство потребительных стоимостей с целью максималь­ного удовлетворения потребностей граждан. В экономической литературе потребность определяется, с одной стороны, как необ­ходимость или нужда в чем-либо, без чего невозможны естествен­ная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества, с другой — как естественная реакция человека на раздражитель — ощущение недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Потребность как воспроизводственная необходимость отражает отношение человека к природным и особенно общественным условиям его существования. Потребности определяются функцио­нированием системы (человека, общественной группы, класса, общества), причем воздействия, в результате которых формируются потребности, поступают как извне, так и изнутри системы.

Процесс формирования и видоизменения социально-культурных потребностей обусловлен рядом социально-психологических факторов, основными из которых являются:

— демографические (в первую очередь половозрастные) особенности групп и индивидов;

— национальные традиции;

— идеологические и религиозные воззрения;

— среда воспитания и обитания;

— общий культурный и образовательный уровень;

— достижения научно-технического прогресса.

Данные факторы по-разному и в различной степени влияют на формирование и направленность культурных потребностей различных групп людей. Объем и структура потребностей, а также способы их удовлетворения складываются исторически и в значитель­ной степени определяются достигнутым уровнем развития человеческой культуры (в широком понимании этого слова).

В то же время человеческая культура, культурный уровень населения страны, отдельных социальных групп и конкретного индивида определяются уровнем и разнообразием их духовных потребностей.

В настоящее время немаловажную роль в этом процессе играет наличие информации. Информация о развитии общества и куль­туры в экономически развитых странах вызывает интерес к опре­деленному образу жизни и обусловливает, в частности, появление у населения (в первую очередь — молодежи) потребности в продуктах массовой культуры.

Исследование экономического аспекта потребностей предполагает использование такого понятийного аппарата, который как можно точнее отражал бы реальные процессы формирования и удовлетворения культурных потребностей, их связь с экономической системой общества. Прежде всего, принято различать понятия субъекта потребностей и предмета потребления (потребности).

Субъектом потребности может быть конкретный человек, семья, социальная группа, общество в целом. С экономической точки зрения к предметам потребления в пределах культурной сферы относятся потребительные стоимости – материальные (материальные продукты) и нематериальные (услуги). При этом следует помнить, что под понятием «потребности» нельзя подразумевать товары или услуги. Товары и услуги – это не потребности, а предметы, удовлетворяющие потребности.

Несмотря на быстрое развитие отраслей социально-культурной сферы, специфическим продуктом которой является услуга и усиление ее роли, в экономике до сих пор не выработано общепринятого определения понятия «услуга».

По мнению многих ученых, услуга – это особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Другие – под услугой понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуг а – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

В последние годы получило распространение определение услуг, данное американским ученым Томасом Хиллом. Он считает, что услуга – это изменение состояния лица или товара, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Данное определение позволяет рассматривать услугу как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли

В целом, все услуги имеют общие свойства, которые отличают их от товара и которые необходимо учитывать в деятельности.

1. Нематериальность или неосязаемость услуг, их неуловимость. Эта черта означает, что их невозможно продемонстрировать, хранить, упаковывать или изучать до получения этих услуг. В отличие от материальных товаров услуги до момента их непосредственного потребления нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь, и не услышишь. Например, до того как турист сел в самолет, у него есть только туристическая путевка и обещание турфирмы предоставить ему туристические услуги. Когда гость покидает гостиницу, с ним не остается ничего гостиничного, кроме оплаченного счета. Можно заметить по этому поводу, что тот, кто приобрел услугу, может уйти с пустыми руками, но с новыми впечатлениями.

Чтобы уменьшить неопределенность, связанную с нематериальностью сферы услуг, клиент, прежде чем обратиться за ними, ищет нечто осязаемое, по чему можно судить о качестве этих услуг. Например, подходя к ресторану, первое, что видит посетитель – это его внешний вид, по которому можно сформировать первое мнение о том, как руководство управляет этим заведением.

Можно повысить осязаемость услуги – если, например, специалист по пластическим операциям нарисует как будет выглядеть лицо пациентки после операции. Можно подчеркнуть значимость услуги – если, например, секретарь приемной комиссии ВУЗа может не только рассказать абитуриентам о специальности, но и о том, как студенты отдыхают, как устраиваются выпускники вуза на работу после окончания учебы.

1. Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги. Услуга неотделима от своего источника, и в отличие от товара, ее нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы, например, оказание медицинских услуг.

2. Нестабильность или изменчивость параметров услуг.

Подобная нестабильность параметров услуг объясняется несколькими причинами: во-первых, услуги оказываются и потребляются одновременно, что ограничивает возможности контролировать их качество; во-вторых, колебания спроса затрудняют поддержание качества обслуживания на одном уровне, особенно в пиковые периоды, когда спрос становится повышенным; в-третьих, в значительной степени качество обслуживания клиента зависит от текущего состояния служащего, непосредственно оказывающего услугу; в-четвертых, индивидуальность потребителей предполагает и индивидуальность услуг, например, индивидуальный пошив одежды, прическа и т.п.

Для уменьшения изменчивости услуг используются:

А) определенная механизация, снижающая трудоемкость работ, например, механическая мойка машин;

В) определенные стандарты обслуживания – это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, например, время обслуживания в ресторанах «Макдональдс» не более 5 минут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.