Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Экономика здравоохранения и социальной защиты населения. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения

Классификация по способу хозяйственной деятельности

Классификация по формам собственности

Вопрос №3. Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора – государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур. Эти проблемы данной сферы могут быть решены только при учёте их взаимосвязи с собственностью, при тщательном просчёте того, какое воздействие в ближайшем и отдалённом будущем принимаемое решение способно оказать на отношения собственности. Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

Организации социально-культурной сферы до 90-х годов ХХ века разделялись по формам собственности и ведомственной принадлежности как государственные, кооперативно-колхозные, собственность общественных организаций (профсоюзов, ВЛКСМ, КПСС). Конечно, государственная собственность преобладала среди учебных и научных заведений, театрально-зрелищных организаций, медицинских учреждений, киностудий, предприятий книжной торговли, редакций радио и телевидения и т.д.

Культурно-просветительные учреждения относились к разным собственникам и ведомствам. Например, различались государственные и ведомственные дома отдыха, санатории; государственные, профсоюзные и колхозные клубы, библиотеки, дворцы культуры.

Различная форма собственности была присуща и предприятиям туризма и экскурсионного обслуживания. Например, ВЛКСМ курировал молодежный зарубежный туризма через такую организацию, как «Спутник»; профсоюзы – через Центральный Совет по туризму и экскурсиям и региональные Советы – внутренний туризм; государство в лице «Интуриста» - зарубежный туризм – въездной и выездной.

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

А) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

В) предприятия и организации муниципальной собственности;

С) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

А) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студии и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.;

Б) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

· Культурных – театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;

· Образовательных – учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;

· Информационных – библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства, Интернет и т.д.;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры – художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Вопрос №4. Финансовое планирование деятельности предприятий социально-культурной сферы

Применительно к современным российским условиям, основные источники финансирования можно подразделить на

· Централизованные или государственные (бюджетные);

· Децентрализованные или негосударственные (внебюджетные).

Рассмотрим подробно структуру каждого из этих направлений финансирования.

Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в РФ является преимущественно государственное финансирование, т.е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет, который объединяет федеральный, отраслевой, региональные, местные бюджеты текущего содержания. Большинство организаций социально-культурной сферы без соответствующих бюджетных ассигнований существовать не могут. Одним из основных направлений государственного финансирования предприятий социально-культурной сферы являются государственные субсидии, которые бывают прямые и косвенные. Через прямые субсидии государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отрасли, развитие которых необходимо, но недостаточно прибыльно, например, отрасли культуры и искусства. Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также через механизм монопольно-высоких и монопольно-низких цен. Российское государство ряд учреждений культуры и искусства освободило от налога на прибыль, НДС и других налогов, тем самым, предоставив возможность организациям и учреждениям самостоятельно распоряжаться частью созданного национального дохода и заниматься реализацией конкретных социальных проектов и программ, проводить определенную социальную политику.

К государственным источникам финансирования и поддержки отраслей социально-культурной сферы относятся и выделяемые премии, пособия, гранты, льготные тарифы на транспортные перемещения во время гастрольных туров по России и зарубежом, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представители художественной элиты, преуспевающая в обучении студенческая молодежь, победители различных конкурсов и т.п.

Кроме государственного бюджетного финансирования, крупная часть социальных расходов (около 8% ВВП) проходит по государственным целевым внебюджетным фондам, к которым относятся: пенсионный фонд, фонд социального развития, фонды медицинского страхования и другие.

К децентрализованным или негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся:

· Коммерческая деятельность предприятий социально-культурной сферы (платные услуги, страховая деятельность и т.д.);

· Защита авторских прав также обеспечивает серьезный источник пополнения дохода предприятий социально-культурной сферы;

· Самую серьезную роль во внебюджетных источниках выполняют

А) международные проекты и программы, финансируемые из различных Международных благотворительных фондов и банков, в виде научных грантов, премий, стипендий и т.п.

Б) взаимодействие и сотрудничество различных учреждений социально-культурной сферы с обществом и бизнесом в формах спонсорства, благотворительности, патронажа.

Спонсорство в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (1995г) представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческим фирмам с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, т.к. учреждения социально-культурной сферы становятся выгодным деловым партнером.

Благотворительность, направленная на социально-приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений социально-культурной сферы, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого действия. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность характеризуется добровольностью, т.е. к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов; и бескорыстностью, под которой понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.

· Успеху в поиске дополнительных источников финансирования способствует использование хорошо апробированной за рубежом методики фандрейзинга (с англ. - поиск, добывание средств).

Фандрейзинг является конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности. Это деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды. К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, обеды, балы, уличные сборы, продажа мест для рекламы и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления формирования доходной части бюджета любой организации социально-культурной сферы.

Расходы на содержание организаций социально-культурной сферы определяются на основе принципов сметного и нормативного планирования. Расчетными единицами служат показатели деятельности предприятий социально-культурной сферы, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года. Определение расходов на предприятиях социально-культурной сферы производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений СКС и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т.п.

Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.

Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в РФ, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования, здравоохранения, социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т.е. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня.

Стандарты и нормы стали разрабатываться с 1993 г. с принятием Законов РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной заработной плате», «О минимальном потребительском бюджете». Эти нормативные документы установили один из важных социальных стандартов: уровень нищеты, бедности, обеспеченности, минимальной заработной платы и т.д.

Социальный стандарт - это уровень удовлетворения совокупности потребностей населения. В названной системе приняты три уровня стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Социальные нормы - это единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность: населения - учреждениями социально-культурной сферы, их услугами; работников этих учреждений - ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.

К основным типам ГМСС специалисты относят:

1. Минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда.

2. Минимальные размеры массовых, социальных пособий и выплат.

3. Номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ.

4. Перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи.

5. Стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг.

6. Нормы обеспечения населения социальными услугами.

7. Нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Применение стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самостоятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всех субъектов Федерации.

 

Раздел 2. Экономические и организационные механизмы деятельности предприятий и учреждений социально-культурной сферы.

 

Вопросы лекции:

1. Здравоохранение как отрасль экономики.

2. Услуга здравоохранения и ее характерные черты.

3. Основные положения реформы здравоохранения: цели, задачи, пути реализации

4. Медицинское страхование – сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты

Вопрос №1. Здравоохранение как отрасль экономики.

Общеизвестно, что состояние общественного здоровья рассматривается через характеристику целого ряда показателей. Это, прежде всего, демографическая ситуация, состояние заболеваемости населения, состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состояние сети лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, их деятельность. Для характеристики состояния общественного здоровья используются также критерии экономического характера: доля расходов от ВВП, направляемого на здравоохранение; структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную помощь, на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения).

В целом, состояние здоровья зависит от:

— биологических, психологических и наследственных свойств человека;

— природных воздействий (климат, погода, флора, фауна и др.);

— состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);

— социально-экономических, политических и прочих факто­ров, обычно действующих через условия труда и быта;

— состояния служб здравоохранения, кадров, уровня меди­цинской науки.

Таким образом, здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы.

Исследования, проведенные как у нас в стра­не, так и за рубежом, показали, что состояние здоровья опреде­ляется факторами образа жизни, т. е. труда и быта (от 50 до 55%), окружающей средой от 20 до 25%; генетическими факторами – от 15 до 20%; и организацией медицинской помощи – от 10 до 15%.

Все эти медико-демографические и экономические показатели ставят перед системой здравоохранения России определенные проблемы. Это

1) политические – формирование законодательной базы; лоббирование интересов здравоохранения в органах власти и управления и др.;

2) медицинские – это проблемы высокой смертности, роста инфекционных заболеваний, заболеваемость новорожденных, здоровье школьников и многие другие;

3) финансово-экономические – недостаточность бюджетного финансирования, неэффективное использование средств ОМС, ДМС, и иных источников финансирования;

4) организационно-управленческие – это проблемы восстановления разумной вертикали управления системой здравоохранения; разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Федерации; смещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на амбулаторно-поликлиническое звено и другие.

Таким образом, круг этих проблем показывает, что здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда и т.д. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. С одной стороны, экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. С другой стороны, здоровье населения – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. Все эти проблемы рассматривает экономика здравоохраненияотраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.

Возникновение новой научной дисциплины — экономики здравоохранения обусловлено:

— формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;

—необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

—особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

—повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.

Цель экономики здравоохранения — изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.

Предметом исследований экономики здравоохранения являются экономические отношения в сфере здравоохранения.

Основные задачи экономики здравоохранения:

—определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

—расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

—изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;

—расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

—оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационаро-замещающие технологии, диагностические центры и др.);

—экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

—разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;

—расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работни­ков (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);

—подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

В экономике здравоохранения применяются следующие методы исследования:

—математико-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;

—балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;

—экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Это взаимодействие, прежде всего, касается проблем влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей; а также влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.

Это значит, что экономика здравоохраненияотраслевая экономическая наука, которая изучает взаимодействие здраво­охранения с экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в здравоохранении материальных, трудовых 'и финансовых ресурсов.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалиднос­ти, увеличение средней продолжительности жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

—определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;

—экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

—финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;

—экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

—отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

—разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработки действенных форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической деятельности.

Экономика здравоохранения включает в себя следующие разделы:

- макроэкономические проблемы здравоохранения;

- рынок медицинских услуг, его характеристика (конкуренция, реклама медицинских услуг как товара общественного и индивидуального);

- эволюция систем оплаты медицинских услуг (оплата из кармана потребителя, страховые методы, бюджетное финансирование), преимущества и недостатки каждого метода;

- финансирование здравоохранения, оценка необходимых объемов финансирования здравоохранения, планирование, источники финансирования при различных системах оплаты услуг здравоохранения;

- методы распределения финансовых и других ресурсов, сочетание централизованных и децентрализованных методов финансирования;

- проблема принятия экономических решений в сфере здравоохранения;

- микроэкономика здравоохранения, спрос и предложение на рынке медицинских услуг, их регулирование в рамках политики сдерживания расходов;

- экономический анализ, причина дефицита или перепроизводства медицинских услуг;

- система цен на медицинские услуги в России, методология ценообразования в здравоохранении;

- организационно-правовые формы медицинской деятельности (коммерческие и некоммерческие организации);

- оплата труда медицинских работников, использование экономических методов повышения эффективности их деятельности;

- маркетинг и менеджмент в здравоохранении, и другие вопросы.

Вопрос №2. Услуга здравоохранения и ее характерные черты.

Экономические особенности медицинских услуг могут быть сведены в три большие взаимообусловленные классификационные группы.

Первую группусоставляют особенности услуг здраво­охранения, связанные со спецификой проявления самого результата профессиональной деятельности лиц, занятых в рассматриваемой нами области человеческой деятельности.

Что это за особенности?

1. Результат профессиональной деятельности в здравоохранении, как правило, воплощен в самом человеке,. Материальные услуги—скорее исключение для здравоохранения (например, это рентгеновские снимки, электрокардиограммы, рецепты, на которых зафиксировано клинико-диагностическое мышление врача и которые, будучи выписаны, начинают, подобно книгам, жизнь, независимую от воли и сознания автора, и т.д.).

2. Услуга, как отраслевой результат здравоохранения, всегда носит индивидуальный характер. Хотя само оно имеет дело с миллионами людей, в здравоохранении нет не только массового, но и мелкосерийного производства. Нельзя также произвести (оказать) услуги здравоохранения заранее, так сказать, впрок, а затем дождаться возникновения спроса и реализации этого своеобразного товара. На рынок услуг здравоохранения «выносятся» отнюдь не сами услуги, а лишь информация о тех услугах, которые могут быть оказаны пациентам.

Потребление значительного числа услуг здравоохранения во времени совпадает с их производством. Индивидуальность оказания услуг здравоохранения и творческий характер многих форм медицинской деятельности приводит к тому, что необходимый результат (эффект) зачастую может быть достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже действиями одного человека. Поэтому данная особенность проявления результата в здравоохранении приводит к тому, что местный (локальный) рынок услуг здравоохранения гораздо чаше и значительно легче смыкается со своей противоположностью — мировым рынком.

3. Рассматриваемый нами результат, несмотря на всю свою индивидуальность, может быть разнообразным по своему физическому объему. В связи с этим в здравоохранении реально осуществление различных вариантов. Мы можем представить себе врача, который имеет дело только с одним пациентом, — личный врач какой-нибудь знаменитости. В этом случае результат его труда будет индивидуален в буквальном смысле. Впрочем, для поддержания собственной квалификации и этому врачу, очевидно, необходимо будет иметь более обширную практику.

Семейная медицинская сестра, исходя из многопланового характера своих функций, должна добиваться получения адекватных потребностям результатов уже в более широком физическом объеме, имея дело с рядом индивидуумов разного возраста (как правило, начиная с детей школьных лет) и социального положения. Оказывая помощь каждому члену семьи с учетом конкретных условий, семейная медсестра может добиться желаемого эффекта, только решая широкий круг профессиональных задач. Она должна быть также компетентна в вопросах планирования семьи, воспитания детей, психологии и физиологии развития ребенка, проблем преодоления стрессов и эмоциональных барьеров, сексуального поведения, знаний гериатрии и т.п.

4. Результат здравоохранения имеет сложную структуру и может распадаться на много подрезулыпатов (или квазиререзультатов). Отсюда следует важность осознания того, что для достижения общего результата – здоровья – необходимы усилия как врачей узких специалистов, так и врачей общей практики, а также и других категорий работников здравоохранения.

При этом целесообразно остановиться на самом понятии здоровья как результата медицинской деятельности.

Укрепление здоровья населения является не только необходимым, по и, быть может, единственно возможным универсальным показателем получения определенного положительного результата труда работников здравоохранения в форме полезного эффекта. Здоровье определяется рядом демографических и других факторов. Оно характеризуется несколькими основными группами показателей. К первой группе относятся такие демографические показатели, как численность населения, его состав, рождаемость, смертность, естественный прирост и др. Вторую группу составляют показатели заболеваемости населения. И в третью группу входят показатели физического развития отдельных групп жителей. Многие конкретные методы оценки результата врачебной деятельности и соответственно здоровья населения основаны на определении ряда показателей лечебно-профилактического характера, которые непосредственно и более тесно связаны с трудом медицинских работников.

5. Результативность в здравоохранении напрямую не связана с величиной затрат.

6. Результат разнообразен по сроку проявления и необходимости повторного воздействия. Диапазон этого разнообразия может быть весьма значителен: от мгновенного достижения результата, как это бывает, например, при снятии болевых ощу­щений, и до долговременных, зачастую мучительных, повторяющихся с определенной периодичностью врачебных воздействий, которые только в своей совокупности могут привести к достижению поставленной цели.

7. Характер расчетов за достигнутый результат (оказанную услугу) также может быть различным. Это и прямая оплата, и оплата через бюджетные средства, и оплата из фондов, формирующихся в страховых организациях.

Вторая группа определения особенностей услуг здравоохранения связана с выражением количественных характеристик ее стоимости. Здесь важно выделить несколько моментов:

1. Услуга может предоставляться как в товарной (и именно в этом случае она начинает обладать стоимостными параметрами), так и во внетоварной форме. Товарный характер услуг здравоохранения, а, следовательно, и первоначальный рынок медицинских услуг возник уже в эпоху древних цивилизаций (6—8 тыс. лет назад). С появлением эквивалента стоимости товарные отношения в здравоохранении трансформировались в товарно-денежные, которые являются господствующими в отрасли и сегодня, хотя еще отец медицины Гиппократ советовал врачу, чтобы тот «не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание не на обилие средств у больного и на их уме­ренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

2. определение величины стоимости услуг здравоохранения может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи.

3. стоимость услуги здравоохранения не есть некая постоянная, данная раз и навсегда величина. Наоборот, она имеет тенденцию к изменению, причем чаще в сторону увеличения (особенно, при длительном лечении).

4, Возможно, несмотря на всю неопределенность и непред­сказуемость лечебно-профилактического процесса, создание экономических нормативов, включающих ряд взаимозависимых натуральных, стоимостных и относительных показателей и позволяющих, хотя бы ориентировочно, определить, во что обойдется предполагаемый процесс лечения или охраны здоровья.

Третья группа особенностей связана с процессом оказания (производства) услуг здравоохранения.

К этим особенностям целесообразно отнести следующие черты:

1. Наличие большого количества инвесторов (пациент, семья, предприятие, работодатель, общественные организации, включая конфессии, страховые компании, государство и международные структуры), оплачивающих процесс оказания услуг. Только совместное использование различных инвестиционных ресурсов позволяет сделать процесс оказания услуг здравоохранения непрерывным, качественным и эффективным.

2. Многообразие хозяйственных связей, которые проявляются в ходе оказания медицинских услуг и без наличия которых не мыслится деятельность современного, подвергшегося значительной индустриализации здравоохранения.

3. Зависимость хода оказания услуги здравоохранения от местных природно-климатических условий, которые могут препятствовать или, наоборот, быть благоприятными для осуществления процесса лечения или профилактики различных забо­леваний.

4. Наличие активной взаимосвязи, по линии «врач—пациент». В процессе оказания услуг здравоохранения используются все известные методы воздействия на предмет труда: механические, физические, химические, биологические, социально-психологи­ческие. Пациент же, как объект медицинского воздействия, обладает наибольшей активностью, которая mo же может быть направлена как во вред ему, так и на благо. При этом в необходимых случаях сознательная активность пациента отключается (наркоз, гипноз).

5. Возможность территориальных перемещений в процессе оказания услуг здравоохранения также отличает отрасль от многих видов деятельности в сфере материального производства, где процесс создания благ, как правило, территориально проис­ходит в одном определенном месте.

6.В процессе оказания услуг здравоохранения существует возможность ограничения усилий достижением промежуточного результата с последующим возобновлением оказания услуги при соответствующем изменении условий осуществления этого процесса.

7. Длительность процесса оказания услуги здравоохранения может быть разной. В целом же она охватывает всю жизнь, а в определенных случаях даже выходит за рамки пределов жизни конкретного человека.

Экономика здравоохранения проводит экономический анализ:

— влияния показателей здоровья населения на общественное, производство;

—экономического эффекта ликвидации определенных заболеваний;

— стоимости лечебно-профилактической деятельности;

— экономической эффективности профилактических мероприятий;

—использования материально-технической базы здравоохранения и выявления ее внутренних ресурсов.

Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

1. Медицинская эффективность — это степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, леченияи реабилитации.

2. Социальная эффективность – оценка улучшения здоровья населения.

3. Экономическая эффективность - прямые и косвенные показатели влияния здравоохранения на экономику страны за счет улучшения показателей здоровья населения и проведения профилактических мероприятий.

Вопрос №3. Основные положения реформы здравоохранения: цели, задачи, пути реализации

В системе здравоохранения в разные годы Министерством здравоохранения СССР проводился целый ряд попыток изменить механизмы управления отраслью в рамках прежнего правового пространства.

Предпринимались функциональные реорганизации отрасли и изменения управления в форме введения всеобщей диспансеризации, т.е. полного охвата профилактическим медицинским наблюдением всего населения страны. Коренным образом изменялись принципы деятельности медицинских учреждений в сторону усиления амбулаторного сектора. Однако, по мнению некоторых авторов, эти мероприятия нанесли значительный ущерб здравоохранению страны.

Попыткой структурной реорганизации системы здравоохранения, ее финансирования и управления в середине 80-х гг. ХХ века, являлось внедрение нового хозяйственного механизма (принципов полного хозяйственного расчета). На территории трех областей РФ (Ленинградской, Кемеровской, Куйбышевской) был организован эксперимент по его внедрению. Положительным было предоставление возможности дифференцированной оплаты труда в зависимости от трудового вклада, более высокий уровень организации деятельности лечебного учреждения в виде территориального медицинского объединения, новые возможности управления, разработка медико-экономических стандартов и т.д. К отрицательным результатам эксперимента относится так называемый перекос отраслевых внутриэкономических отношений, т.е. при сохранении прежних принципов финансирования отрасли, не исчезло жесткое государственное влияние на отрасль, отсутствие альтернативных вариантов деятельности привели к трудностям управления деятельностью лечебных учреждений, связанных с отсутствием механизма правового регулирования. В результате возникла острая необходимость избрать новую стратегию реорганизации отрасли и законодательно обеспечить новые экономические механизмы ее деятельности, отрегулировать механизмы управления. Начало этому процессу положено в 1991 году, когда был принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования различных типов систем здравоохранения.

Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения: государственная, страховая, частная. Среди критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) наиболее важным является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов. По этому признаку можно выделить смешанную систему здравоохранения, которая использует все возможные источники финансирования.

В мировой практике известны три следующие основные модели организации финансирования здравоохранения:

· платная медицина (действующая на рыночных принципах с использованием системы частного медицинского страхования);

· государственная медицинская помощь с бюджетной системой финансирования;

· организация здравоохранения на принципах социального страхования и многоканальной системы финансирования отрасли.

В первой модели основным инструментом удовлетворения потребности в медицинской помощи является рынок услуг. Ту часть этой потребности, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои общества, пенсионеры, безработные), обеспечивает государство за счет развития программ здравоохранения.

Во второй модели главным поставщиком и покупателем медицинских услуг выступает государство, гарантирующее удовлетворение массовых потребностей в ней. Рынку же отводится малозначительная периферийная роль в предоставлении лечебно-профилактической помощи под контролем государственных органов. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет (налоги).

Третья модель финансирования здравоохранения опирается на сочетание возможностей рынка и государственного регулирования с широким использованием механизма социальной защиты граждан и общественной солидарности в рамках социального медицинского страхования. При этом государство играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей граждан в медицинской помощи вне зависимости от уровня доходов, на базе рыночных принципов оказания услуг. Роль свободного рынка проявляется в удовлетворении потребностей в медицинской помощи сверх гарантированного государством уровня с обеспечением свободы выбора и суверенитета потребителей

Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия 3-х главных составляющих: населения, как потенциального потребителя медицинской помощи; медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения имеет цель – оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Создаваемая в России рыночная экономика, поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода. Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформированияздравоохранения:

· создание новой законодательной базы здравоохранения;

· выработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;

· приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;

· разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;

· разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.

В качестве основного пути реализации этих задач на современном этапе развития общества из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.

Российская реформа здравоохранения носит характер структурно-функциональной реорганизации отрасли. Ее цель – организация оказания медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в т.ч. и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача.

В настоящее время здравоохранение как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру, совокупность деятельности структур – элементов системы. Она включает следующие подотрасли:[1]

1. лечебно–профилактиктическую (амбулаторно-поликлинические больницы, диспансеры и др.); медицинскую помощь женщинам и детям;

2. санитарно-противоэпидемическую; медицинско–фармацевтическую промышленность, аптечные учреждения и предприятия;

3. медицинское образование и медицинскую науку – высшие и средние медицинские и научно-исследовательские учреждения;

4. санаторно-курортные учреждения;

5. патолого-анатомическую, судебно-медицинскую и судебно-психологическую экспертизы;

6. обязательное медицинское страхование (ОМС).

Указанные организации (виды учреждений) составляют основу системы медицинской помощи, оказываемой за счет государства (федеральный уровень) и муниципальных (региональных, местных) органов и учреждений, организаций ОМС. К этой системе добавляется все более расширяющаяся и укрепляющаяся система частных медицинских учреждений и медицинских учреждений общественных организаций, фондов, религиозных концессий. Все они в совокупности составляют общественную систему здравоохранения.

Многофункциональный, надотраслевой федеральный орган исполнительной власти, координирующий разнообразные виды деятельности в социальной сфере - Министерство здравоохранения и социального развития. Функциями данного органа является правовое регулирование деятельности в данной сфере, а также разработка и предоставление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

· здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;

· курортное дело;

· санитарно – эпидемиологическое благополучие;

· уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение;

· социальное страхование; условия и охрана труда;

· социальное партнерство и трудовые отношения;

· занятость населения и безработица; трудовая миграция;

· альтернативная гражданская служба;

· социальная защита; демографическая политика;

· защита прав потребителей;

Схема обеспечения деятельности в медицинской сфере представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема обеспечения медицинской деятельности.[2]

Политическое обеспечение заключается в принятии политического решения, определяющего принципы, направления, виды, способы и механизмы медицинской деятельности; в разработке и принятии соответствующей политическому решению нормативной базы; в организации и осуществлении контроля, в том числе и социального, за исполнением законов и принятых решений.

Экономическое обеспечение связано с определением источников финансирования медицинской деятельности, определением способов привлечения инвестиций, механизмов распределения финансовых ресурсов, механизмов прохождения денег от источника к потребителю, формированием адекватной инфраструктуры финансового обеспечения, разработкой и использованием принципов и механизмов оплаты труда медицинских работников.

Кадровое обеспечение подразумевает разработку номенклатуры специальностей, подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации персонала, сертификацию и лицензирование, профессиональную защиту персонала, защиту профессиональных интересов работников.

Организационное обеспечение заключается в социально-политической ориентированности, выражающей требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера политики государства в отношении медицинской деятельности; в социально-технологической компетентности – достаточной, соответствующей установленным стандартам осведомленности работников, занимающихся медицинской деятельностью; в формировании соответствующей потребностям населения инфраструктуре, организационно-правовых форм и номенклатуры медицинских организаций.

Научное и инновационно-техническое обеспечение заключается в разработке, научном обосновании и внедрении методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, современных лекарственных средств.

Информационное обеспечение подразделяется на информационное обеспечение собственно деятельности и внешнее информационное обеспечение деятельности.

Материально-техническое обеспечение предусматривает лекарственное обеспечение и решение всех вопросов, связанных с ним; наличие медицинской техники, инструментов, оборудования, инвентаря, расходных материалов, предметов медицинского назначения, обеспечение его бесперебойного функционирования и своевременного обновления; обеспечение мягким и твердым инвентарем, транспортом; обеспечение содержания и обслуживания зданий и сооружений – мест медицинской деятельности.

Суть медицинской деятельности – взаимодействие врача и пациента. Именно врач и пациент в современных условиях становятся центральными фигурами, а государство через систему здравоохранения должно создавать и поддерживать политические и организационно-экономические условия, обеспечивающие эффективность данного взаимодействия.

 

Вопрос №4. Медицинское страхование – сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты

Как было отмечено, в основе реформы российского здравоохранения лежит идея перехода к модели медицинского страхования.

Медицинское страхование – это вид социального страхования, форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования – обеспечение гарантии гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование мероприятий по профилактике заболеваний. Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) - государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление).

В качестве субъектов страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.

Страхователем при ОМС в РФ являются:

· для работающего населения – предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, т.е. работодатели;

· для неработающего населения – органы государственной власти и местного самоуправления.

Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, предоставляющие интересы граждан.

Страховщиками выступают страховые организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую помощь индивидуально.

Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу. Принцип солидарности подразумевает ответственность и затраты всего общества за охрану здоровья каждого индивида. При его реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использование финансовых ресурсов страхования, так и объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными. Накопительный принцип медицинского страхования подразумевает ответственность каждого гражданина за количество страховых средств, накапливаемых на его персональном счете (персонификация страхования). Данный принцип предусматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату страховых случаев в суммах, превышающих накопления, выплату (при отсутствии страховых случаев) страховых вознаграждений, образующихся за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств.

Страховой взнос на обязательное медицинское страхование устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключает такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.

Основополагающим принципом обязательного медицинского страхования (ОМС) является возможность оказания бесплатной и доступной для пациента медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Существующие федеральная и разработанная на ее основе территориальные программы ОМС, определяют перечень заболеваний и болезненных состояний, диагностика и лечение которых осуществляется за счет средств ОМС. Этот перечень включает в себя большинство из существующих острых и хронических заболеваний и состояний. Кроме того, законодательно предусмотрены такие сферы медицины, как психиатрия, оказание противотуберкулезной, скорой медицинской помощи, санитарно-противоэпидемическая деятельность, работа станций переливания крови и некоторые другие, финансируются за счет средств бюджетов различного уровня.

В процессе адаптации здравоохранения к рыночным условиям, независимо от внедряемой системы здравоохранения, следует признать существование рынка медицинских услуг.

Рынок медицинских услуг – совокупность медицинских технологий, изделий, медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики.

С развитием элементов рыночных отношений в здравоохранении появилось понятие медицинский субъект как производитель медицинских услуг. Правовую основу этот термин получил с принятием закона «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г)

Под медицинским субъектом понимается любое медицинское учреждение, производящее услуги в области здравоохранения, независимо от форм собственности. Партнеры медицинского субъекта могут быть самые различные:

= другие медицинские учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса;

= это финансово-кредитные и банковские учреждения и предприятия;

= это государство, которое должно заинтересовать лечебно-профилактические учреждения в выполнении программ в области охраны здоровья населения, предоставляя налоговые льготы, финансовую поддержку и т.д.

= это граждане – данная группа неоднородна по своему составу, по функциям, осуществляемым в процессе реализации хозяйственных связей в условиях рынка.

Структуру рынка медицинских услуг можно представить следующим образом:

1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют: рынок лекарственных препаратов; рынок медицинского оборудования и техники; рынок научно-медицинских разработок; рынок непосредственных медицинских услуг; рынок труда медицинского персонала; и т.д.

· по степени ограничения конкуренции - монополистический и свободный;

· по отношению к закону – легальный и нелегальный;

· по территориальному признаку - местный; региональный; общенациональный; международный.

· по характеру оказываемых услуг (по отраслевому признаку) – стоматологических, хирургических, педиатрических услуг и т.д.

В настоящее время одной их главных проблем является создание финансового механизма в здравоохранении.

Финансовый механизм в здравоохранении – это система взаимодействия элементов, выраженная в планировании, организации и стимулировании финансовых ресурсов. Система ОМС – это составная часть здравоохранения, которая в свою очередь является частью общегосударственной финансовой системы РФ, поэтому все источники, из которых поступают денежные средства, можно разделить на две группы:

1. Централизованные источники:

· Поступления из разных уровней бюджетной системы РФ;

· Федеральный фонд ОМС; территориальные Фонды ОМС;

· Государственные кредиты, ссуды и пр.

2. Децентрализованные источники:

· Средства предприятий, направленные на финансирование лечебных учреждений;

· Средства добровольного медицинского страхования;

· Средства от предоставления платных медицинских услуг;

· Доходы от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги и т.д.)

Из централизованных источников поступают денежные средства, которые используются для решения общих социальных задач, соответствующей территории. Денежные средства из децентрализованных источников используются для решения проблем данного конкретного лечебно-профилактического учреждения.

Организационно-административная структура современного состояния финансовой системы в здравоохранении может быть представлена следующим образом (Схема 1)

СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Рис.1 - Организационно-административная структура управления финансированием в здравоохранении

 

Разнообразие организационно-финансовых моделей ОМС приводит к тому, что возникает проблема обеспечения государственных гарантий, т.е. возможности получения каждым жителем страны необходимой ему медицинской помощи вне зависимости от места проживания или временного пребывания.

Государственное регулирование заключается в том, что государство должно не только определить гарантированный объем медицинской помощи, но и добиться его реализации для каждого нуждающегося пациента, вне зависимости от места его нахождения в момент, когда возникает необходимость в медицинской помощи. Современная тенденция такова, что медицинское страхование предусматривает схему оказания медицинской помощи не по территориальному принципу распределения пациентов, а по принципу «семейного врача». Эта система организации медицинской помощи позволяет реализовать право выбора пациентом врача и страховой медицинской организации. Основой такого взаимодействия могли бы стать договоры между хозяйствующими субъектами здравоохранения.

Договорные начала используются и при решении вопросов финансирования, т.е. любой медицинский хозяйствующий субъект должен заключить договоры о финансовом взаимодействии с органами власти по поводу бюджетного финансирования; со страховыми медицинскими организациями – по поводу финансирования по программам ОМС и ДМС. Это позволит:

Во-первых, обеспечить право выбора пациентом врача, тем самым создать условия конкуренции среди лечебных учреждений всех форм собственности;

Во-вторых, обеспечить право выбора пациентом и лечебным учреждением страховой медицинской организации, создавая конкуренцию среди страховых медицинских организаций;

В-третьих, обеспечить государственное регулирование процесса реализации прав не только всех субъектов медицинского страхования, но и объектов и субъектов здравоохранения;

В-четвертых, создать и обеспечить деятельность лечебных учреждений всех форм собственности.

При нормально отлаженном механизме системы медицинского страхования, в которой «деньги следуют за пациентом», распорядителями финансовых ресурсов системы становятся по существу врачи, которые, обследуя больных, выбирая схему лечения и объемы медицинских услуг, на деле во многом определяют уровень содержания медицинского учреждения. С введением обязательного медицинского страхования появился строгий учет расходования средств по объему и качеству оказанных медицинскими учреждениями услуг, что способствовало развитию в здравоохранении медико-экономических стандартов и ценообразования, внедрению новых ресурсосберегающих технологий и методов лечения, оптимизации структуры учреждений здравоохранения, переоценке и перераспределению кадрового потенциала системы здравоохранения.

Таким образом, частичная коммерциализация здравоохранения в рамках рыночной экономики является условием выживаемости отрасли, а организационно-правовые формы в медицине должны соответствовать нормам Конституции РФ и Гражданского Кодекса РФ. В противном случае отрасль полностью выпадает из экономических процессов, происходящих в РФ на современном этапе.

Регулирование деятельности системы здравоохранения предполагает открытую государственную политику в здравоохранении. Главная цель государственной политики в здравоохранении – это создание условий для наиболее полной реализации возможностей по обеспечению прав граждан на сохранение собственного здоровья. Для достижений этой цели необходимо решение нескольких групп задач, которые можно объединить в политические, экономические, социальные.

К политическим задачам российской государственной политики в здравоохранении можно отнести:

· Определение пути развития российского здравоохранения с учетом мнения населения и персонала здравоохранения;

· Разработку и осуществление стратегии развития здравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления;

· Формирование нормативно-правовой базы здравоохранения и создание системы контроля над исполнением законодательства;

· Политическую поддержку в создании и функционировании структур, выражающих корпоративные интересы медицинского персонала.

Экономические задачи государственной политики – это

· Признание реального существования медицинской услуги в качестве экономической категории;

· Формирование и государственное регулирование рынка медицинских услуг;

· Стабилизация отношений участников страхового процесса: страхователей, страховщиков, лечебных учреждений различных форм собственности, населения;

· Урегулирование межбюджетных отношений между органами власти различного уровня.

Социальные задачи:

· Институционализация здравоохранения, т.е. формирование, коррекция и обеспечение действенности социальных норм;

· Дальнейшая правовая социализация населения;

· Профессиональная социализация медицинского персонала;

· Активизация деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала;

· Осуществление стратегии привлечения медицинских работников в сторонники реформ отрасли.

Начиная с 2006 года, в РФ действует приоритетный национальный проект «Здоровье», основные направления и мероприятия которого следующие:

Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе: повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей прошедших подготовку, на 13848); снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12120 машин; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией не менее чем на 1000 человек в год; снижение заболеваемости – гепатитом В не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших; ликвидация врожденной краснухи; раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч рожениц, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми; снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний не менее чем

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Несохраняемость или неспособность услуг к хранению | Тема. Проблемы формирования системы и механизма социальной защиты в рыночных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.285 сек.