Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: особенности функционирования рынка информационных услуг

Туризм - это важный источник поступлений в казну любого государства. Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма занято 60% всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платёжный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и другие. С каждым годом растёт количество отраслей, вовлечённых в туристическую индустрию.

Вопрос №3. Влияние туризма на экономику страны и региона.

Услуги перевозок туристовзанимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Этот связано с тем, что все туристские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой. Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основное комплексуслуг, включаемых в состав туристкого продукта.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется Всемирной туристской организацией (ВТО) на три вида:

= сухопутный (автомобильный – рейсовые автобусы, арендованный транспорт, личный транспорт туриста, собственный транспорт туристского предприятия; железнодорожный (рейсовые поезда – пригородные, местные, дальние);

= водный (подводный –экскурсионные подводные лодки; надводные – теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты);

= воздушный (самолеты гражданской авиации, вертолеты, дельтопланы, воздушные шары).

Применение информационных технологий ориентировано в первую очередь на автоматизацию профессионального труда конкретных специалистов. Решается эта задача за счет использования современных технических средств обработки, хранения и передачи информации.

Основные возможности, которые дает туристскому предприятию подключение к Интернет:

= организация виртуального офиса;

=продажа своих услуг в режиме он-лайн;

= работа с клиентами из территориально отдаленных регионов;

= бронирование нормеров в отелях и билетов при помощи Интернета;

= реализация эффективной рекламы;

= поиск партнеров и т.д.

Основные области применения и возможности Интернета для рядового потребителя туристского продукта являются следующие:

= Бронирование билетов на транспортные средства;

= выбор отеля в нужной стране, заблаговременное бронирование номеров;

= заказ экскурсии либо сопровождения;

= оплата товаров и услуг;

= использование электронной почты и др.

 

Туризм помогает трудоустроить множество людей, так как индустрия туризма имеет очень разветвлённую сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Ещё одна проблема социального плана - низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинает поступать приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы: дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений.

Кроме того, действующий рынок туристских услуг может стать источником финансирования работ по охране исторического наследия и способствовать сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.

Туризм положительно влияет на экономику регионов и страны. Это связано с тем, что расходы туристов из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их территории. Так, например, туристы из Франции, получив свои доходы на родине, путешествуют по России и расходуют часть этих доходов здесь, тем самым, внося определённый вклад в экономику нашей страны. Иначе говоря, расходы иностранцев-туристов в стране представляют собой для России туристский импорт. Туризм как торговлю услугами на мировом рынке называют «невидимым импортом», вносящим соответствующий вклад в платёжный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты в страну превышает сумму её вывоза.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое влияние оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.

Кроме прямого влияния доходов от туризма на развитие региона существует также косвенное его влияние, или «эффект мультипликатора», который действует по мере расширения туризма в регионе. Действие такого мультипликатора можно пояснить следующим примером: группа иностранных туристов, путешествуя по Дону, тратит на покупку товаров и услуг определённую сумму. Доход тур предприятий - это их выручка от продажи туристам в регионе услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. Деньги туристов начинают работать на экономику региона, когда турфирма покупает производимые в регионе товары и услуги. Регион, получив деньги от туристов, выплачивает из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг.

Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет их воздействие на местную экономику. Обычно не весь доход, полученный от расходов туристов, бывает использован: некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доходов от туризма реализуется в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать такие доходы в пределах региона зависит от состояния местной экономики. Если она способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора потребует создание в нашей стране дополнительно 1,6 млн. рабочих мест. Ожидаемый вклад отрасли в российский бюджет - 36,9 млрд. долл.1 Позитивно влияя на народное хозяйство в целом, развитый рынок туристских услуг может способствовать значительному улучшению экономики крупных городов и удалённых регионов России, тем самым, став ощутимой статьёй создания валового национального продукта.

В заключение этого вопроса следует отметить, что развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала. Вместе с тем бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определённое сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Поэтому при оптимизации развития этой сферы необходимы учёт мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Требуется осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Вопросы:

1. Сущность и специфика рынка информационных услуг

2. Печатные СМИ в структуре современного рынка информации

3. Основы рекламного бизнеса

Формирование рынка информационных услуг началось в начале 60-х годов. До середины 60-х годов основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы. Несколько позже в этот рынок включились информационные службы банков, а также различных научно-технических обществ, учебных заведений.

В начале 70-х появились базы данных, формируемые крупными информационными службами- генераторами, которые были тесно связаны с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями и учебными заведениями, кооперируясь с ними в сборе информации и постоянном изучении спроса.

С середины 70-х годов важнейшим видом информационных услуг на рынке стали базы данных (БД), содержащие маркетинговую торгово-коммерческую, статистическую и профессиональную информацию[12].

В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. [13]

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Рынок информационных услуг можно представить как два сектора: информационные услуги на бумажных носителях и электронных носителях.

На рынке периодической печати (прессы) в настоящее время отмечаются следующие тенденции развития[14].

Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт

подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 %[15]. Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно.

Тиражи американских ежедневных газет в 2006 г. сократились на 1,9 %, а за пять лет — на 5,18 %. Больше всего это отразилось на вечерних ежедневных газетах, тиражи которых сократились на 4,62 %, в то время как тиражи утренних газет сократились всего на 1,48 %. За пять лет сокращение тиражей вечерних газет составило 19,62 %, а утренних — 2,52 %.

Японцы остаются самыми активными покупателями газет в мире — ежедневные продажи здесь составляют 630,9 газет на 1000 человек взрослого населения, за Японией следуют Норвегия (601,2), Колумбия (587,8), Финляндия (514,7) и Швеция (466,2). Однако в целом газетные тиражи сократились в 2006 г. на 0,83 %, а за пять лет — на 2,42 %. В Китае газетные тиражи за год выросли на 2,27 %, а за пять лет на 15,53 % [16].

Рекламные доходы газет в мире растут уже четвертый год подряд. В 2006 г. рост составил 3,77 %. Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2005 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению[17].

Рост рыночной доли газет отмечался в 2006 г. в 17 странах: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Чехии, Греции, Индонезии, Индии, Гонконге, Колумбии, Мексике, Пуэрто-Рико, Бахрейне, Кувейте, Омане, Катаре, ОАЭ и ЮАР. Рекламные доходы газет в развитых странах, например США — крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, — сократились в 2006 г. на 1,68 %, однако за пять лет выросли на 5,69 %; в Японии же сократились в 2006 г. на 3,20 %, а за пять лет выросли на 10 %. На газетных рынках ЕС в 2006 г. зафиксирован прирост рекламных доходов газет на 1,36 %; за пять лет рост составил 39,54 %. В развивающихся странах, таких как, например, Китай, рекламные доходы газет выросли в 2006 г. на 16 %, а за пять лет — на 58 %.

Таким образом, в периодической печати наметились новые тенденции развития. Одна из тенденций касается активной рекламной деятельности газет и журналов.

Аудиовизуальные средства массовой информации также претерпели определенные изменения. Со временем наметились новые тенденции. На сегодняшний момент можно выделить следующие современными тенденции рынка аудиовизуальных СМИ:

1) активное проникновение американского стиля телеиндустрии на другие мировые рынки;

2) программные стратегии коммерческих каналов: снижение аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении в видеоряде;

3) сложное положение общественного телевидения в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии, которое, тем не менее, продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей;

4) наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение очевидной национальной специфики телевизионного рынка в информационно богатых странах;

5) лидирующее положение телевидения по отношению к радио.

Для рынка аудиовизуальных СМИ также характерны новые явления, а именно:

1) к наиболее важным способам традиционным финансирования — рекламе и абонентской плате — сегодня добавляются и новые формы, вызванные прогрессом технологий ТВ и появлением новых форм доставки телесигнала: спонсорство (в США оно составляет около 10 % от всех

рекламных доходов ТВ), подписка (многие телеканалы, опираясь на этот источник дохода, уже предлагают свой контент бесплатно, с одним только условием — представления зрителями информации о своем потребительском «профиле»), оплата за просмотр (хотя массового характера эта форма еще не приобрела, в технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты);

2) фрагментация аудитории, которая неизбежно приводит к развитию платного ТВ;

3) развитие сетевого принципа в организации телеиндустрии (так, каждая из трех общенациональных компаний США — NBC, CBS, ABC — формирует сеть, состоящую в среднем из 200 местных станций; сеть Fox формируют около 150 станций);

4) одно из актуальных направлений в аудиорекламе — использование средств передачи информации, оказывающих влияние на подсознание. Это новые так называемые high-hume-технологии, направленные на изменение самого человека и человечества[18];

5) эксперты радиорынка приходят к выводу о том, что в ближайшие годы музыкальные форматы будут еще более «сужаться»;

6) радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации на планете.

Предполагается также, что на мировом рекламном рынке в 2007 г. доля телевидения начнет уменьшаться, так ее потеснит реклама в Интернете[19].

Электронная информация традиционно представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д.

При сравнении тиражей газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также и по реальному объему аудитории[20].

Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы.

Намечается появление нового вида читателя — «легкий» читатель, который настолько занят, что у него просто нет много времени на медиа. Он с первого же контакта должен удовлетворить свою потребность в информации и сделать это быстро. «Легкий» читатель ищет в газете простоту и быстроту прочтения, удобство и лаконичность формы.

Основные участники рынка информационных услуг – это потребители и поставщики.

Потребители рынка информационных услуг различаются задачами, решаемыми с использованием информационных услуг. По степени коммерциализации задач их можно условно разбить на следующие группы:

· ученые, исследователи, ИТР;

· представители делового мира;

· население.

Вторая группа потребителей отличается высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической, готовой к употреблению информации. В настоящее время более 70% продаж информационного товара приходится на деловой мир, маркетинговые службы транснациональных корпораций, финансовые компании.[21]

Потребителей, с точки зрения использования баз данных, можно разделить на две категории:

а) потребители, непосредственно использующие информацию для решения маркетинговых задач фирмы;

б) потребители, использующие покупные базы данных для организации коммерческого информационного обслуживания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №3. Государственная культурная политика | Печатные СМИ в структуре современного рынка информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.